К Евреям 7 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретил и благословил Авраама, возвращавшегося после разгрома царей.
 
И́бо Мелхиседе́к, царь Сали́ма, свяще́нник Бо́га Всевы́шнего, тот, кото́рый встре́тил Авраа́ма и благослови́л его́, возвраща́ющегося по́сле пораже́ния царе́й,

Ему отделил Авраам десятую часть от всего1 добытого в сражении. Имя «Мелхиседек» означает прежде всего «царь праведности», но он также царь Салима,2 что значит «царь мира».
 
кото́рому и десяти́ну отдели́л Авраа́м от всего́, — во-пе́рвых, по знаменова́нию и́мени царь пра́вды, а пото́м и царь Сали́ма, то́ есть царь ми́ра,

Об отце и матери его ничего неизвестно: ничего мы не знаем ни о его родословии, ни о начале дней, ни о конце жизни, но, подобно3 Сыну Божьему, он остается священником на все времена.
 
без отца́, без ма́тери, без родосло́вия, не име́ющий ни нача́ла дней, ни конца́ жи́зни, уподобля́ясь Сы́ну Бо́жию, пребыва́ет свяще́нником навсегда́.

Видите, сколь велик был тот, кому патриарх Авраам дал десятину из добытого им.
 
Ви́дите, как вели́к тот, кото́рому и Авраа́м патриа́рх дал десяти́ну из лу́чших добы́ч свои́х.

Так и потомки Левия, вступающие в священство, вправе получать по Закону4 десятину от народа, братьев своих, которые, как и они сами, происходят от Авраама.
 
Получа́ющие свяще́нство из сыно́в Ле́вииных име́ют за́поведь — брать по зако́ну десяти́ну с наро́да, то́ есть со свои́х бра́тьев, хотя́ и сии́ произошли́ от чресл Авраа́мовых.

Мелхиседек, правда, происхождением своим с левитами не связан, но всё равно принял десятину и благословил Авраама, имевшего обещания от Бога.
 
Но сей, не происходя́щий от ро́да их, получи́л десяти́ну от Авраа́ма и благослови́л име́вшего обетова́ния.

Совершенно неоспоримо, что меньший всегда благословляется большим.
 
Без вся́кого же прекосло́вия ме́ньший благословля́ется бо́льшим.

И вот что еще важно: тут обычно десятины получают люди смертные, а в том случае получил ее тот, о конце жизни которого ничего не известно.5
 
И здесь десяти́ны беру́т челове́ки сме́ртные, а там — име́ющий о себе́ свиде́тельство, что он живёт.

Можно сказать, что вместе с Авраамом десятину дал Мелхиседеку и сам Левий
 
И, так сказа́ть, сам Леви́й, принима́ющий десяти́ны, в лице́ Авраа́ма дал десяти́ну:

(ведь, происходящий от Авраама, он как бы присутствовал уже при встрече праотца своего с Мелхиседеком).
 
и́бо он был ещё в чре́слах отца́, когда́ Мелхиседе́к встре́тил его́.

А если бы только через левитское священство (при котором получил народ Закон) возможно было прийти к совершенству, то какая была бы нужда в появлении иного священника, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?
 
Ита́к, е́сли бы соверше́нство достига́лось посре́дством леви́тского свяще́нства, — и́бо с ним сопряжён зако́н наро́да, — то кака́я бы ещё нужда́ была́ восстава́ть ино́му свяще́ннику по чи́ну Мелхиседе́ка, а не по чи́ну Ааро́на именова́ться?

С переменой же священства возникает необходимость в изменении и закона,
 
Потому́ что с переме́ною свяще́нства необходи́мо быть переме́не и зако́на.

ведь Тот, о Ком у нас речь, принадлежал к другому колену,6 в котором никто и никогда не служил у жертвенника.
 
И́бо Тот, о Кото́ром говори́тся сие́, принадлежа́л к ино́му коле́ну, из кото́рого никто́ не приступа́л к же́ртвеннику.

Все мы знаем, что Господь наш из Иудина колена произошел, а о священстве этого колена Моисей ничего не говорил.
 
И́бо изве́стно, что Госпо́дь наш воссия́л из коле́на Иу́дина, о кото́ром Моисе́й ничего́ не сказа́л относи́тельно свяще́нства.

Это становится совершенно ясным, поскольку Он и появляется как другой священник, Священник, подобный Мелхиседеку.
 
И э́то ещё ясне́е ви́дно из того́, что по подо́бию Мелхиседе́ка восстаёт Свяще́нник ино́й,

Он стал таковым не по заповеди о родовом7 происхождении священства, но силою жизни вечной.
 
Кото́рый тако́в не по зако́ну за́поведи пло́тской, но по си́ле жи́зни непрестаю́щей.

В Писании такое и дано о Нем свидетельство: «Ты священник навеки по чину Мелхиседека».8
 
И́бо засвиде́тельствовано: «Ты свяще́нник вове́к по чи́ну Мелхиседе́ка».

[18-19] За отменой прежде действовавшего, но утратившего силу9 и ставшего бесполезным установления (ведь Закон не мог привести к совершенству) последовало провозглашение лучшей надежды, благодаря которой мы на самом деле можем приблизиться к Богу.
 
Отмене́ние же пре́жде бы́вшей за́поведи быва́ет по причи́не её не́мощи и бесполе́зности,

 
и́бо зако́н ничего́ не довёл до соверше́нства; но вво́дится лу́чшая наде́жда, посре́дством кото́рой мы приближа́емся к Бо́гу.

Совершено это было не без клятвы Божией (другие-то до Него становились священниками и без всякой клятвы.
 
И как сие́ бы́ло не без кля́твы, —

А Он — через клятву Того, Который Сам обратился к Нему и о Котором сказано: «Господь поклялся и решения Своего не изменит: „Ты — Священник навеки“»).10
 
и́бо те бы́ли свяще́нниками без кля́твы, а Сей с кля́твою, потому́ что о Нём ска́зано: «кля́лся Госпо́дь, и не раска́ется: Ты свяще́нник вове́к по чи́ну Мелхиседе́ка», —

Потому и стал Иисус поручителем лучшего, чем прежний, завета.11
 
то лу́чшего заве́та поручи́телем соде́лался Иису́с.

Прежние священники, хоть и много их было, менялись, потому что смерть рано или поздно прекращала служение любого из них,
 
Прито́м тех свяще́нников бы́ло мно́го, потому́ что смерть не допуска́ла пребыва́ть одному́;

Христос же пребывает вечно, и священство Его непреходяще.12
 
а Сей, как пребыва́ющий ве́чно, име́ет и свяще́нство непреходя́щее,

Потому и дано Ему окончательно и навеки спасать всех, кто приходит через Него к Богу: вечно жив Он, чтобы ходатайствовать за них.
 
посему́ и мо́жет всегда́ спаса́ть приходя́щих че́рез Него́ к Бо́гу, бу́дучи всегда́ жив, что́бы хода́тайствовать за них.

Это тот именно Первосвященник, какого так недоставало нам: святой, злу не причастный, непорочный, от нас, грешных, удаленный и выше небес вознесенный.
 
Тако́в и до́лжен быть у нас Первосвяще́нник: свято́й, неприча́стный злу, непоро́чный, отделённый от гре́шников и превознесённый вы́ше небе́с,

Ему не нужно приносить, как это было у прежних первосвященников, каждодневные жертвы ни за собственные Свои ( не существующие, мы знаем ) грехи, ни за грехи даже народа. Он сделал это однажды и навсегда, принеся Себя Самого в жертву.
 
Кото́рый не име́ет нужды́ ежедне́вно, как те первосвяще́нники, приноси́ть же́ртвы сперва́ за свои́ грехи́, пото́м за грехи́ наро́да, и́бо Он соверши́л э́то одна́жды, принеся́ в же́ртву Себя́ Самого́.

По Закону первосвященниками становились люди, хотя все они не без слабостей; обещанием же, которое с клятвой было дано уже после Закона, в Первосвященники поставлен Сын вовеки совершенный.13
 
И́бо зако́н поставля́ет первосвяще́нниками челове́ков, име́ющих не́мощи; а сло́во кля́твенное, по́сле зако́на, поста́вило Сы́на, наве́ки соверше́нного.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Быт 14:17−20.
2  [2] — Или: царь Шалом.
3  [3] — Букв.: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный.
5  [4] — См. в Словаре Закон.
8  [5] — Букв.: там же — имеющий свидетельство (о себе), что он жив.
13  [6] — См. в Словаре Колена Израиля.
16  [7] — Букв.: не по закону плотской заповеди.
17  [8] — Пс 110 (109):4; то же в ст. 21.
18  [9] — Букв.: (но) слабого.
21  [10] — Некот. рукописи добавляют: по чину Мелхиседека.
22  [11] — См. в Словаре Завет.
24  [12] — Или: не может быть передано другому.
28  [13] — Или: достигший совершенства; или: завершивший (дело спасения).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.