К Евреям 9 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

[И] при первом завете были, естественно, свои уставы богослужения и свое Святилище, земное.
 
И пе́рвый заве́т име́л постановле́ние о Богослуже́нии и святи́лище земно́е:

Устроено оно было так: в первом его помещении1 — оно называлось «Святое» — находились светильник и стол с хлебами, что кладут пред Богом. 2
 
и́бо устро́ена была́ ски́ния пе́рвая, в кото́рой был свети́льник, и тра́пеза, и предложе́ние хле́бов, и кото́рая называ́ется «свято́е».

За второй же завесой Святилища располагалась другая его часть3 — «Святое Святых».
 
За второ́ю же заве́сою была́ ски́ния, называ́емая «Свято́е Святы́х»,

Там был жертвенник золотой для благовонного курения4 и золотом же обложенный со всех сторон Ковчег5 завета, ларец, в котором хранились скрижали6 завета, золотой сосуд с манной и расцветший некогда жезл Аарона.
 
име́вшая золоту́ю кади́льницу и обло́женный со всех сторо́н зо́лотом ковче́г заве́та, где бы́ли золото́й сосу́д с ма́нною, жезл Ааро́нов расцве́тший и скрижа́ли заве́та,

Над Ковчегом завета стояли осенявшие это место умилостивления херувимы как знак Божьей славы. Но теперь не об этом стоит говорить подробно.
 
а над ним — херуви́мы сла́вы, осеня́ющие очисти́лище; о чём не ну́жно тепе́рь говори́ть подро́бно.

С тех пор, как всё это было таким образом устроено, в первое помещение входили священники, совершавшие ежедневное7 богослужение.
 
При тако́м устро́йстве в пе́рвую ски́нию всегда́ вхо́дят свяще́нники соверша́ть Богослуже́ние;

Во вторую же часть Святилища всего один раз в году — только первосвященник, притом непременно с кровью, которую приносит он за себя и за совершенные по неведению грехи народа.
 
а во втору́ю — одна́жды в год оди́н то́лько первосвяще́нник, не без кро́ви, кото́рую прино́сит за себя́ и за грехи́ неве́дения наро́да.

Дух Святой таким образом хотел ясно показать, что путь в Храм небесный не открыт еще: никто не может войти в него, пока стоит первое Святилище, земное.
 
Сим Дух Свято́й пока́зывает, что ещё не откры́т путь во святи́лище, доко́ле стои́т пре́жняя ски́ния.

Всё это символично, всё это говорит о нашем времени.8 Ведь дары и жертвы, которые приносятся в земном Святилище по предписанию Закона, не могут очистить совесть и привести к совершенству9 тех, кто так служит Богу,
 
Она́ есть о́браз настоя́щего вре́мени, в кото́рое прино́сятся дары́ и же́ртвы, не мо́гущие сде́лать в со́вести соверше́нным принося́щего,

потому что установления эти только плоти касаются, только на пищу, питье и омовения различные распространяются. Они были введены лишь на время, пока не будет всё исправлено.10
 
и кото́рые с я́ствами и пития́ми, и разли́чными омове́ниями и обря́дами, относя́щимися до пло́ти, устано́влены бы́ли то́лько до вре́мени исправле́ния.

Но вот пришел Христос, истинный Первосвященник наш. Он принес нам истинные блага.11 Свое служение совершает Он во Святилище, несравненно превосходящем12 земное — в нерукотворном и сотворенному миру не принадлежащем.
 
Но Христо́с, Первосвяще́нник бу́дущих благ, придя́ с бо́льшею и соверше́ннейшею ски́ниею, нерукотворённою, то́ есть не таково́го устрое́ния,

Не с кровью козлов и тельцов, но с кровью Своею вошел Он однажды и навсегда в небесный Храм и обрел для нас искупление, сила которого вечна.13
 
и не с кро́вью козло́в и тельцо́в, но со Свое́ю Кро́вию, одна́жды вошёл во святи́лище и приобрёл ве́чное искупле́ние.

Ведь если даже кровь козлов и быков и пепел телицы, с водой смешанный, через окропление освящают нечистых, возвращая им ритуальную чистоту,14
 
И́бо е́сли кровь тельцо́в и козло́в и пе́пел тели́цы, че́рез окропле́ние, освяща́ет осквернённых, дабы́ чи́сто бы́ло те́ло,

то сколь более действенна кровь Христова! Движимый Духом вечным,15 Он предал Себя, непорочного, Богу. Потому и очистит Кровь Его совесть нашу16 и отвратит ее от дел, ведущих к смерти,17 дабы служили мы Богу Живому.
 
то кольми́ па́че Кровь Христа́, Кото́рый Ду́хом Святы́м принёс Себя́, непоро́чного, Бо́гу, очи́стит со́весть на́шу от мёртвых дел, для служе́ния Бо́гу живо́му и и́стинному!

Так что Посредник Он нового завета. Своей смертью заплатил18 Он за преступления, совершенные при первом завете, чтобы все, кто призван Богом, получили обещанное вечное наследие.
 
И потому́ Он есть хода́тай но́вого заве́та, дабы́ всле́дствие сме́рти Его́, бы́вшей для искупле́ния от преступле́ний, сде́ланных в пе́рвом заве́те, при́званные к ве́чному насле́дию получи́ли обетова́нное.

Завещание, мы знаем, предъявляется к исполнению только после смерти завещателя.
 
И́бо, где завеща́ние, там необходи́мо, что́бы после́довала смерть завеща́теля,

Лишь по смерти его приобретает оно силу и не имеет ее, пока завещатель жив.
 
потому́ что завеща́ние действи́тельно по́сле уме́рших: оно́ не име́ет си́лы, когда́ завеща́тель жив.

Потому-то и первый завет19 не без крови был утвержден.
 
Почему́ и пе́рвый заве́т был утверждён не без кро́ви.

В самом деле, когда Моисей возвестил всему народу одну за другой все заповеди Закона, он взял кровь тельцов [и козлов], смешанную с водой, взял также иссоп20 и пурпурную шерсть и окропил как книгу саму с Законом, так и весь народ.
 
И́бо Моисе́й, произнеся́ все за́поведи по зако́ну пе́ред всем наро́дом, взял кровь тельцо́в и козло́в с водо́ю и ше́рстью червлёною и иссо́пом, и окропи́л как са́мую кни́гу, так и весь наро́д,

И сказал при этом: «Вот кровь завета, исполнять который обязал вас Бог».21
 
говоря́: «э́то кровь заве́та, кото́рый запове́дал вам Бог».

Точно так же окропил Моисей кровью и Святилище, и всю богослужебную утварь.
 
Та́кже окропи́л кро́вью и ски́нию и все сосу́ды Богослуже́бные.

По Закону вообще почти всё освящается22 кровью и без пролития ее не бывает прощения.
 
Да и все почти́ по зако́ну очища́ется кро́вью, и без проли́тия кро́ви не быва́ет проще́ния.

Потому образы небесного должны были очищаться кровью земных существ,23 а само небесное — кровью лучшей.24
 
Ита́к, о́бразы небе́сного должны́ бы́ли очища́ться си́ми, са́мое же небе́сное — лу́чшими сих же́ртвами.

Христос не в рукотворное ведь вошел Святилище, которое лишь подобием было истинного — в само небо вознесся Он, дабы предстать ныне за нас пред лицом Божиим.
 
И́бо Христо́с вошёл не в рукотворённое святи́лище, по о́бразу и́стинного устро́енное, но в са́мое не́бо, что́бы предста́ть ны́не за нас пе́ред лицо́ Бо́жие,

И не для того это случилось, чтобы вновь и вновь, не однажды, приносить Ему Себя в жертву, подобно первосвященнику из левитов, который из года в год входит во Святилище с кровью животного.25
 
и не для того́, что́бы многокра́тно приноси́ть Себя́, как первосвяще́нник вхо́дит во святи́лище каждого́дно с чужо́ю кро́вью;

Христу пришлось бы тогда страдать несчетно уже от начала мира. Нет, Он явился только раз, и явился ныне, в конце веков, чтобы жертвою Своей удалить грех.
 
ина́че надлежа́ло бы Ему́ многокра́тно страда́ть от нача́ла ми́ра; Он же одна́жды, к концу́ веко́в, яви́лся для уничтоже́ния греха́ же́ртвою Свое́ю.

Как человеку определено Богом умереть лишь один раз и затем предстать пред судом,
 
И как челове́кам поло́жено одна́жды умере́ть, а пото́м суд,

так и Христос лишь единожды был в жертву принесен, чтобы понести на Себе грехи многих; во второй раз явится Он уже не по причине греха,26 а ради спасения тех, кто ждет Его.
 
так и Христо́с, одна́жды принеся́ Себя́ в же́ртву, что́бы подъя́ть грехи́ мно́гих, во второ́й раз я́вится не для очище́ния греха́, а для ожида́ющих Его́ во спасе́ние.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: ибо устроен был шатер/скиния первая.
2  [2] — Речь идет о хлебах, посвящаемых Богу (см. Исх 25:30).
3  [3] — Букв.: а за второй завесой шатер/скиния.
4  [4] — Друг. возм. пер.: сосуд с благовонным курением.
4  [5] — Букв.: ящик/ларец.
4  [6] — Или: каменные плиты.
6  [7] — Букв.: постоянное.
9  [8] — Друг. возм. пер.: и значение этого вполне открывается только в наше время.
9  [9] — Букв.: которые не могли сделать совершенным в (в том, что касается) совести.
10  [10] — Друг. возм. пер.: пока не вошел в силу новый порядок.
11  [11] — Букв.: Первосвященник настоящих благ; в некот. рукописях: Первосвященник будущих благ.
11  [12] — Букв.: (Он пришел) …через большее и совершеннейшее Святилище/Шатер.
12  [13] — Друг. возм. пер.: но с кровью Своею вошел Он однажды в небесный Храм, когда обрел искупление, сила которого вечна.
13  [14] — Букв.: освящает… к чистоте плоти.
14  [15] — В некот. рукописях: Святым.
14  [16] — В некот. рукописях: вашу.
14  [17] — Букв.: от мертвых дел.
15  [18] — Букв.: смертью, произошедшей для искупления. См. в Словаре Искупление.
18  [19] — В греч. одно и то же слово означает «завещание» и «завет».
19  [20] — Иссоп — душистое кустарниковое растение в Палестине, употреблялся у евреев для ритуального окропления и очищения.
20  [21] — Или: завета, который Бог для вас учредил; Исх 24:8.
22  [22] — Букв.: очищается.
23  [23] — Букв.: должны были этим очищаться.
23  [24] — Букв.: жертвами лучшими, чем эти.
25  [25] — Букв.: с чужою кровью.
28  [26] — Букв.: без греха.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.