Под редакцией Кулаковых 1 [1] — Или: прежний (царь Иудеи) привел к позору… но последний. Или: прошлое умалило… но грядущее возвеличит…; ср. ст. 3.
2 [2] — Букв.: ходящий.
2 [3] — Друг. возм. пер.: в стране смертной тени; ср. Пс 22:4.
3 [4] — Масоретский текст неясен: Ты приумножаешь народ, Ты не даешь им великой радости.
4 [5] — Речь идет о победе Гедеона над мидьянитянами (Суд 7, 8), когда Господь избавил Израиль от гнета иноземных врагов.
6 [6] — Здесь и строкой ниже пророк говорит о том, чему предстояло случиться по воле Божьей, как об уже свершившемся факте.
7 [7] — Или: ревностью.
11 [8] — Так в масоретском тексте. Друг. возм. пер.: потому Господь укрепил врагов их. В VIII в. до Р. Х. древнее арамейское государство Сирия (Арамейский Дамаск) во главе с ее царем Рецином (он же Ризон II, царь Арама) было союзником Северного Израильского царства в его войне против Иудеи (Южного царства). См. 7:1−20; 8:1−8. Поскольку народ Израиля упорствовал в противлении Богу и не обращался к Нему за помощью, в 732 г. до Р. Х. Господь попустил войну ассирийского царя Тиглатпаласара III (см. также 4Цар 15:29) против Рецина и использовал Ассирию как инструмент Его Божественной воли и правосудия. Это явилось свидетельством верховной власти Бога над каждым народом и каждым правителем.
17 [9] — Или: безбожники / нечестивые и злодеи.
17 [10] — Или: уста их вздор говорят.
20 [11] — Так в друг. древн. пер. по друг. чтению; букв.: плоть руки своей.
21 [12] — Или: Иудею.