Притчи 14 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Cовременный перевод WBTC

 
 

Женщина мудрая1 созидает свой дом, а глупая — своими руками разрушает.
 
Мудрая женщина создаёт дом свой благодаря мудрости, а глупая разрушает его своей же глупостью.

Кто благоговеет пред ГОСПОДОМ, идет по прямой дороге, а кто презирает Его, у того путь извилист.
 
Живущий праведно чтит Господа, а кто неискренен, тот Господом пренебрегает.

Болтовня глупца обернется розгой для его спины,2 а мудрых оберегают их собственные уста.
 
Речи глупого причиняют множество бед. Речь мудрого от бед хранит.

Если нет волов, то и стойла чистые, но обилен урожай при могучих быках.3
 
Если нет быков для работы, то амбар будет пуст. Для доброго урожая люди используют силу быков.

Правдивый свидетель не обманет, а лжесвидетель извергает ложь.4
 
Честный человек никогда не лжёт — он надёжный свидетель. Лживый человек лжёт постоянно — он лжесвидетель.

Ищет бесстыдный мудрости, да без толку, а разумному легко дается знание.
 
Насмехающиеся над Богом ищут мудрости, но никогда не найдут. Мудры только те, кто верят в Бога, к ним знание приходит легко.

От глупца держись подальше, не услышишь от него слов разумных.
 
Не становись другом глупца, он ничему тебя не научит.

Мудрость умных людей — знать свой путь, а неразумие глупцов обольщает их.
 
Разумные мудры — они обдумывают свои поступки. Глупые неразумны — они считают, что можно прожить обманом.

Глупцы потешаются над раскаянием,5 но честные обретают благоволение Господне.
 
Глупцы не верят в расплату за грехи. Добрые же — усердно молят о всепрощении.

Лишь сердце знает твои печали, да и радости своей не разделишь с другими.
 
Никто не прочувствует печали сильнее, чем опечаленный человек. И радость свою до конца прочувствовать может только он сам.

Дом нечестивых разрушен будет, а жилище6 честных будет процветать.
 
Дом злого человека разорится, дом праведника будет процветать.

Видится человеку путь его прямым, а в конце окажется он дорогой к смерти.7
 
Иной путь кажется человеку правильным, но он ведёт только к смерти.

И во время веселья бывает сердце печально, и за радостью горе следует.
 
Человек может быть печальным, даже когда он смеётся. Проходит веселье, а печаль его остаётся с ним.

Сполна получит порочный за свои поступки,8 а добрый человек — за свои труды.
 
За всё содеянное злые люди заплатят, а доброму воздается за добро.

Наивный9 всему верит, а умный обдумывает каждый шаг.
 
Глупый верит всему, что слышит, а мудрый размышляет обо всём.

Мудрые опасаются зла и его сторонятся, а глупый самонадеян и вмешивается, не разобравшись.
 
Мудрый чтит Господа и сторонится зла. Глупый поступает бездумно и неосторожно.

Вспыльчивый наделает глупостей, но расчетливый злодей более ненавистен.
 
Вспыльчивый делает глупости, но мудрый всегда терпелив.

Удел наивных — глупость, а умные будут увенчаны знанием.
 
Глупцы унаследуют ещё большую глупость, мудрым же воздаётся знанием.

Склонятся злые перед добрыми, и нечестивцы — пред вратами праведника.
 
Добрые одолеют злых, склониться придётся злым.

Даже близким своим ненавистен бедняк, а богача многие любят.10
 
Бедного даже собственный сосед отвергает, богатого же принимают многие.

Кто презирает ближнего — совершает грех, но благо тому, кто милосерден к бедным.
 
Не думай плохо о ближнем, и, если хочешь счастья, будь добр к бедным людям.

Не собьются ли с пути те, кто зло замышляет? А тем, кто замышляет доброе, любовь неизменная сопутствует и верность.11
 
Зло задумавший, заблуждается, а творящий добро, будет иметь истинно преданных друзей.

Всякий упорный труд принесет прибыль, а празднословие12 — лишь нужду.
 
Упорный труд ведёт к изобилию, излишняя разговорчивость — к убытку.

Венец мудрых — их богатство, а неразумие глупцов приумножает глупость.13
 
Мудрым воздаётся богатством, но глупому глупостью.

Правдивый свидетель спасает жизни, а извергающий ложь — предаст.
 
Свидетельствующий правду, помогает другим, лгущий, наносит раны людям.

Благоговенье пред ГОСПОДОМ — надежная защита, и детям Его — прибежище.
 
Чтущий Господа обладает великой уверенностью, и у детей его будет прибежище.

Благоговенье пред ГОСПОДОМ — живительный родник, уберегающий от гибельной западни.14
 
Почитание Господа даёт настоящую жизнь и спасает от ловушек смерти.

Неисчислим народ — царю хвала, без подданных — правителю гибель.15
 
Множество подданных несёт величие царю, а малочисленное государство ничего не стоит.

Кто негневлив, весьма благоразумен, а вспыльчивый — только глупость свою выказывает.
 
Терпеливый имеет ум, но неразумен во гнев впадающий.

Если сердце безмятежно, то и тело полно жизни, а зависть16 что гниль в костях.
 
Здоровый разум в здоровом теле, зависть же — смертельная болезнь, проникающая до самых костей.

Кто бедного угнетает, тот Творца его хулит; кто почитает Господа — милосерден к обездоленному.
 
Причиняющий зло бедному, не уважает Бога, ибо Бог сотворил и тех, и других.

Сгинет нечестивец в собственном зле, а у праведника и при смерти есть защита.17
 
В минуты несчастий злые терпят поражение, но добрые побеждают даже в смерти.

В сердце разумном обитает мудрость, но и глупцам о ней известно.
 
Мудрый всегда думает о мудром. Глупый не знает, что такое мудрость.

Праведность возвеличивает народ, а грех обрекает людей на позор.
 
Доброта возвеличивает народ, но грех — позор народов.

К разумному рабу царь благоволит,18 а тот, кто позорит его, царский гнев вызывает.
 
Доволен царь своими мудрыми помощниками, и в гневе царь на тех, кто позорит его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: Премудрость — здесь возможна персонификация Мудрости и Глупости.
3  [2] — Так по друг. чтению; масоретский текст: розгой за его гордыню.
4  [3] — Друг. возм. пер. (второй части первой строки): …то и кормушки пусты. В оригинале игра слов (хиастический каламбур). Эта пословица свидетельствует о том, что занятие сельским хозяйством доходно и заслуживает всяческого поощрения. Там, где прибыль и достаток, не всегда чисто и опрятно.
5  [4] — Букв.: дышит ложью.
9  [5] — Смысл масоретского текста неясен. Букв.: над искупительными жертвами, которые были знаком раскаяния, см. Лев 4.
11  [6] — Букв.: шатер.
12  [7] — Стих дословно повторяется в 16:25.
14  [8] — Букв.: пути.
15  [9] — Или: простой / неопытный.
20  [10] — Ср. 19:4,6.
22  [11] — См. примеч. «а» к 3:3.
23  [12] — Букв.: слово уст.
24  [13] — Друг. чтение: а венец глупцов — их неразумие, ср. 4:9.
27  [14] — Этот стих с некоторыми изменениями повторяет 13:14.
28  [15] — Или: ужас.
30  [16] — Или: (поглощающая) страсть.
32  [17] — LXX и Пешитта: защита праведника — его непорочность, ср. 11:3,6; 12:6.
35  [18] — Ср. 16:13−15; 22:11; Пс 100.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.