Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Cовременный перевод WBTC

 
 

Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА: куда пожелает Он, туда его и направит.
 
Как земледельцы роют каналы для поливки полей, меняя направления потоков, так и Господь управляет разумом царей. Он может направить царя, куда Он желает.

Все пути человека прямы в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует сердца.1
 
Человек думает, что делает всё правильно, но Господь судит по истинным делам.

Поступки справедливые и праведные желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.
 
Делай то, что справедливо и праведно. Господу это угодно больше, чем жертва.

Надменные взгляды и сердца гордые сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3
 
Глазами и сердцем показывает человек зло: глаза, унижающие других, и сердце, полное высокомерия, — всё это грех.

Замыслы человека усердного принесут достаток,4 а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.
 
Торопливость приводит к потере, планы же тех, кто усердно трудится, приводят к изобилию.

Богатство, добытое лживым языком, — лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6
 
Быстро исчезнет богатство, добытое обманом, и приведёт тебя к смерти.

Сметет7 нечестивцев само их злодейство, потому что они отказываются поступать справедливо.
 
Злые будут уничтожены за зло, ими сотворённое. Они отказываются от праведности.

Извилист путь человека порочного,8 а кто душою чист — тот поступает честно.9
 
Злые всегда стремятся обмануть, но добрые всегда искренни и справедливы.

Лучше на самом краю крыши ютиться,10 чем жить в просторном доме со сварливой женой.11
 
Лучше жить на крыше, чем в доме со сварливой женой.

Нечестивец страстно желает зла и ближнего своего не пощадит.
 
Злобные хотят сделать больше зла, и они не милосердны к окружающим.

Наказывают бесстыдного человека — простак мудрее становится; когда же мудрого вразумляют — он обретает знание.12
 
Накажи того, кто смеётся над Богом, и глупые примут этот урок, они станут мудрыми и узнавать будут больше и больше.

Праведный следит за домом нечестивца, на беду нечестивцев обрекает.13
 
Праведник знает о делах нечестивых людей, и Он их накажет.

Кто к мольбам бедняков глух — сам однажды позовет на помощь, да никто не отзовется.
 
Кто отказывается помочь бедным, тому не будет помощи в нужный момент.

Тайный дар успокоит гнев, взятка из-под полы лютую ярость погасит.
 
Если кто-то сердит на тебя, сделай ему тайный подарок. Подарок, сделанный тайно, может унять сильный гнев.

Когда торжествует справедливость, праведник радуется, а злодей приходит в смятение.14
 
Справедливый суд приносит добрым людям счастье, но злых пугает.

Кто с пути разумного сбился, лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.
 
Человек, теряющий путь мудрости, идёт в сторону гибели.

Любишь веселиться — в нужду попадешь; тому, кто вино и пиры16 любит, богатым не бывать.
 
Если приятное времяпрепровождение — главное для человека, то он будет беден, и, если человек тот любит вино и еду, он никогда не будет богатым.

Выкуп за праведника — нечестивец, за честного — лжец.17
 
Злые должны заплатить за всё зло, причинённое добрым. Лживые должны заплатить за все неприятности, которые они доставили честным.

Лучше в пустыне жить, чем вместе со сварливой18 и злобной женой.
 
Лучше жить в пустыне, чем со вспыльчивой и сварливой женой.

Запасется мудрый и сокровищем желанным, и оливковым маслом, а глупец всё проест.19
 
Мудрый бережёт нужные ему вещи, а глупый сразу же их использует.

Кто стремится к праведности и неизменной любви — обретет и жизнь, и праведность, и славу.20
 
Кто постоянно стремится к доброте и любви, будет жить в достатке и чести.

Мудрый человек выступит против целого города воинов, и разрушит твердыню, на которую они полагались.
 
Мудрый может сделать всё, что угодно. Он может штурмовать город, защитники которого сильны, и разрушить стены, на которые все надеялись.

Кто в чистоте хранит уста свои и язык, тот сохранит себя от бед.
 
Кто в речах своих осмотрителен, тот спасает себя от несчастий.

Вот каков кощунник: дерзок он, надменен и полон необузданной гордыни.
 
Гордец считает себя лучше других, он своими поступками показывает собственную злобность.

Погубит лентяя его собственная прихоть, потому что руками не хочет трудиться.
 
Алчность убивает ленивого, ибо руки его отказываются работать.

Каждый день снедает его прихоть, а праведник раздает, не скупясь.21
 
Жадному всегда всего мало. Добрый же человек даёт и нужды не знает.

Жертвы нечестивцев — мерзость для Господа, а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.
 
Господь не находит счастья в жертвах, приносимых злыми, особенно, когда они корыстны.

Лжесвидетель сгинет,23 а тот, кто внимательно выслушает свидетелей, выиграет тяжбу.24
 
Лжец будет уничтожен, и любой, кто слушает ложь, также погибнет.

У нечестивца глаза25 бесстыжие, человек же честный думает, как ему поступить.26
 
Добрый всегда знает, что он прав, но лживому надо притворяться.

Бессильны пред ГОСПОДОМ27 и мудрость, и разум, и совет.
 
Нет достаточно мудрого человека, чтобы строить успешные планы, если Господь против планов этих.

Готовят коня ко дню битвы, но победа28 — от ГОСПОДА.
 
Люди могут всё приготовить для битвы, даже коней. Но победу даёт Господь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4  [2] — Или: целине.
4  [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5  [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6  [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6  [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7  [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8  [8] — Смысл оригинала неясен.
8  [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9  [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9  [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11  [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12  [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15  [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16  [15] — См. примеч. к 2:18.
17  [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18  [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19  [18] — Друг. чтение: вздорной.
20  [19] — Или: растратит.
21  [20] — Или: хвалу.
26  [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27  [22] — Или: из худых побуждений.
28  [23] — Ср. 19:5,9.
28  [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29  [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29  [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30  [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31  [28] — Или: спасение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.