Притчи 24 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Cовременный перевод WBTC

 
 

Не завидуй людям злым, не стремись быть среди них.
 
Не ревнуй к злым людям. Не теряй на них время.

В сердцах своих замышляют они насилие, их уста разносят беду.
 
В их сердцах одни только злые планы, все разговоры их о зле.

Мудростью созидается дом, здравомыслием утверждается;
 
Добрые дома построены на мудрости и понимании.

и знание наполняет покои его добром драгоценным и приятным.
 
И комнаты заполнены знанием.

Мудрый человек сильнее воина, обладающий знанием могущественней силача,1
 
Мудрость даёт человеку могущество и знание увеличивает силу его.

ибо выигрывают битву при мудром руководстве;2 когда ищут совета у многих — одержат победу.3
 
Ты должен осторожно продумать планы свои перед тем, как начинать войну, и тебе нужно много хороших советников, чтобы выиграть.

Недосягаема мудрость для глупца, там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
 
Глупые не понимают мудрости. Когда люди обсуждают важные вещи, глупым нечего сказать.

У кого на уме зло — того будут звать коварным.5
 
Если ты всегда замышляешь несчастья, люди будут знать тебя, как приносящего беды, и не будут слушать тебя.

Помыслы глупца греховны, кощунник ненавистен людям.
 
Всё, что планирует глупый, — грех. Люди презирают того, кто ставит себя выше других.

Если в день беды ты поник, как же ничтожна твоя сила!6
 
Если слаб ты во времена беды, значит, ты действительно слаб.

Спаси обреченных на смерть, не отворачивайся от ведомых на погибель!
 
Если люди замышляют кого-то убить, ты должен его спасти.

Скажешь: «Этого я не знал…» Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего? Тот, Кто душу твою бережет, не ведает? Не воздаст ли Он человеку по делам его?
 
Ты не можешь сказать: "Это не моё дело". Господь знает всё и знает, почему ты делаешь то или другое. Господь следит за тобой. Он знает. Он воздаст тебе по делам твоим.

Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен, сотового меда — он сладок на вкус.
 
Сын мой, ешь мёд. Он хорош, мёд из сот сладок.

Знай, такова для тебя и мудрость: отыщешь ее — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.7
 
Так же и мудрость хороша для твоей души. Если мудр ты, будет у тебя надежда, которая никогда не исчезнет.

Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника,8 не опустошай его жилище,
 
Не будь словно вор, который хочет украсть у доброго человека, или хочет забрать его дом.

ибо праведник, даже если и семь раз упадет, поднимется и дальше пойдет, а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
 
Если добрый падёт семь раз, он всё равно поднимется опять, но злобный всегда будет побеждён бедами.

Не злорадствуй, когда враг твой упадет, не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
 
Не радуйся беде врага твоего, не радуйся, когда он упадёт.

Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою, не понравится это Ему9 и на врага твоего гневаться перестанет.
 
Господь увидит, если ты радуешься этому. Господь не одобрит этого и может помочь твоему врагу.

Не гневайся из-за злодеев, не завидуй нечестивым,
 
Не допускай волнений из-за злых и не завидуй им.

ибо нет у злодеев будущего, и светильник нечестивых погаснет.10
 
Нет надежды у злых, и свет их станет темнотою.

Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей, чтобы не навлечь на себя их гнева.11
 
Сын мой, почитай Господа и царя, и не присоединяйся к тем, кто против них.

Беда ведь придет от них внезапно, и кто знает, какое возмездие12 последует от них обоих?
 
Потому что те, кто против, могут быстро погибнуть, и не знаешь ты, сколько несчастий Господь и царь могут обрушить на своих врагов.

Вот еще слова мудрых. Пристрастный суд несправедлив.
 
Это слова мудрых: Судья должен быть справедлив и не должен помогать кому-нибудь просто по знакомству.

И кто скажет виновному: «Невиновен», — проклянут того народы, возненавидят его племена!
 
Если судья освобождает виновного, то люди будут против такого судьи и будут плохо говорить о нём.

Но благо тому, кто виновного осудит, будет он благословен и счастлив.13
 
Но если судья наказывает виновного, все люди будут рады его справедливости.

Удачный ответ слаще поцелуя.14
 
Честный ответ осчастливит всех, как поцелуй в уста.

Сначала сделай то, что должен, вне дома, позаботься о собственном поле, а потом заводи себе семью.15
 
Не строй дом раньше, чем засеял поля свои. Убедись, что готов вырастить хлеб прежде, чем строить дом.

Не становись понапрасну свидетелем против ближнего своего,16 не доводи уста свои до лжи.
 
Не говори без причины против кого-либо, не лги.

Не говори: «Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним, воздам ему по заслугам!»
 
Не говори: "Он сделал мне больно, и я отвечу ему тем же. Накажу его за причинённое мне зло".

Шел я как-то мимо поля лентяя, мимо виноградника человека безрассудного:
 
Я прошёл мимо поля ленивого человека, я прошёл мимо виноградника, принадлежащего неумному.

всё заполонили колючки, всё сорняками покрыто, каменная ограда развалилась.
 
Всё на этих полях заросло сорняками, бесполезные растения покрыли землю, и ограда была разрушена.

Посмотрел я, подумал над тем, что увидел, и такой урок извлек:
 
Я взглянул на всё это и задумался, и извлёк урок из всего, что видел:

«Немного поспишь, немного подремлешь, немного полежишь сложа руки —
 
немного сна, немного отдыха, сложенные руки и дневная дрёма.

и, как бродяга, придет к тебе бедность, ворвется нищета, как разбойник».17
 
Всё это сделает тебя бедным очень быстро и ничего у тебя не будет, словно вор вломился в дом твой и всё забрал.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Перевод по LXX; масоретский текст: мудрый человек силен, тот, у кого знание, обладает могуществом.
6  [2] — Или: при мудром попечении / совете.
6  [3] — Или: спасены будут. Эта часть стиха повторяет вторую часть 11:14.
7  [4] — Букв.: у ворот городских — см. примеч. «б» к 1:21, тут передана внутренняя рифма оригинала.
8  [5] — По-видимому, смысл стиха в том, что всем будет известно об истинных намерениях такого человека.
10  [6] — Букв.: бедна сила.
14  [7] — Эта часть стиха повторяет 23:18.
15  [8] — Друг. возм. пер.: не строй, нечестивец, козни против дома праведника.
18  [9] — Или: вознегодует на тебя.
20  [10] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 13:9.
21  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: с изменчивыми не связывайся.
22  [12] — Букв.: несчастье / пагуба.
25  [13] — Букв.: придет на него благословение добра.
26  [14] — Букв.: кто отвечает словами верными, тот целует в уста.
27  [15] — Букв.: возводи свой дом.
28  [16] — Ср. с девятой заповедью (Исх 20:16; Втор 5:20).
34  [17] — Этот стих и предыдущий почти дословно повторяет 6:10,11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.