Притчи 28 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Cовременный перевод WBTC

 
 

Бежит нечестивец в страхе, хотя никто за ним не гонится, а праведник отважен, как юный лев.
 
Злые всего боятся, но добрый смел, как лев.

При беззаконии не избежать многовластия в стране,1 а правитель проницательный и сведущий упрочит ее благоденствие.2
 
Если страна отказывается подчиняться, то в ней будет много недолгих и плохих правителей, но если у народа один мудрый правитель, он будет долговечен.

Нищий, который сам угнетает бедных,3 подобен ливню, уничтожающему посевы, и хлеба не будет у него. 4
 
Правитель, приносящий несчастья бедным, подобен ливню, смывающему урожай.

Тот, кто отвергает Закон,5 превозносит нечестивцев, но кто Закон хранит — противостоит им.
 
Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми, принимая закон, ты против злых.

Злодеи не ведают о справедливости, но тот, кто ГОСПОДА ищет, постигнет ее вполне.6
 
Злобные не понимают справедливости, но любящие Господа понимают её.

Лучше нищий, что живет непорочно,7 чем тот, кто кривыми путями ходит, даже если он и богат.
 
Лучше быть бедным и честным, чем богатым и злым.

Сын разумный хранит Закон, а кто с распутниками связался — позорит отца.
 
Подчиняющийся закону — умён. Тот, кто дружит с никчёмными, позорит отца своего.

Кто состоянье умножает ссудой и ростовщичеством, собирает его для тех, кто милостив к бедным.8
 
Если разбогател, обманывая бедных, то всё потеряешь. Богатство твоё перейдёт к тому, кто был добр с бедными.

Кто не желает внимать Закону, у того и молитва — мерзость для Господа.
 
Если человек отказывается следовать наставлениям Господа, тогда Он не услышит молитву его.

Кто честных совращает на путь зла, тот в собственную западню9 попадет, а непорочным достанется добро.
 
Плохой человек может строить планы навредить доброму, но сам попадёт в свой капкан, и только хорошее случится с добрым.

Богач мнит себя мудрецом, но проницательный бедняк видит его насквозь.
 
Богатые всегда считают себя умными, но бедный, который мудр, видит правду.

Когда торжествуют10 праведники, нет конца радости,11 а когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся.
 
Когда правителем становится добрый человек, все счастливы, но если избран плохой — люди таятся.

Кто грехи свои скрывает — не преуспеет ни в чем, а кто исповедует их и от них отрекается — помилован будет.
 
Человек никогда не добьётся успеха, если он прячет свои грехи, но если о своих грехах он говорит открыто и признаётся, что был неправ, то Бог и люди будут к такому милосердны.

Благо тому, кто всюду зла остерегается,12 а тот, чье сердце строптиво, попадет в беду.
 
Почитающий Господа будет благословлён, но упрямо отказывающийся почитать Бога, призовёт беду.

Лев рыкающий, медведь изголодавшийся13 — таков нечестивый правитель для бедного народа.
 
Когда жестокий правит слабыми, он как рассерженный лев или медведь, готовый к драке.

Безрассудный правитель жестоко народ притесняет, но тот, кому ненавистны взятки, насладится долголетием.
 
Немудрый правитель вредит своим людям, но честный и ненавидящий обман правитель, будет править долго.

На ком кровь, преступление тяготеет на совести — быть ему беглецом до могилы; никто не приютит его.
 
Виновный в убийстве другого никогда не найдёт мира в душе. Не поддерживай такого.

Кто живет14 непорочно — будет спасен от беды, а кто кривыми путями ходит — падет внезапно.15
 
Кто живёт праведно, тот одержит победу, злой же падёт вскоре.

Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта, а тот, кто за пустыми мечтами гонится,16 сыт будет нищетой.
 
Много работающий будет иметь много хлеба, но теряющий время на мечты будет всегда беден.

Человек верный благословен будет сверх всякой меры, а кто жаждой наживы охвачен — безнаказанным не останется.
 
Господь благословит следующего Ему, но пытающийся только разбогатеть будет наказан.

Пристрастный суд несправедлив,17 и за кусок хлеба может человек совершить преступление.18
 
Судья должен быть справедливым и не должен оправдывать по знакомству. Но некоторые судьи изменяют решения за маленькую плату.

Рвется к богатству скаредный,19 а того не знает, что бедность его настигнет.
 
Себялюбивый желает одного — стать богатым, не понимает такой, как близок он к бедности.

В конечном счете, будут благодарны тому, кто обличает другого, а не тому, у кого льстивый язык.
 
Если ты помогаешь человеку, указывая на его ошибки, он позже будет очень этому рад. Это гораздо лучше, чем всегда говорить людям только приятное.

Кто отца с матерью обирает, и говорит: «В том нет греха», тот разорителю друг.
 
Некоторые крадут у отца и матери, говоря: "Это не грех". Такой так же плох, как приходящий в дом и всё разбивающий.

Алчный20 раздоры разжигает, а тот, кто на ГОСПОДА уповает, будет благоденствовать.21
 
Себялюбивый приносит беды, но верующий будет вознаграждён.

Кто на свой ум лишь надеется — глупец, а кто живет в мудрости — будет спасен.
 
Самоуверенный глуп, но мудрый избежит несчастья.

Кто нищему подает — не обеднеет, кто взгляд от него отводит — на себя проклятья навлекает.
 
У дающего бедным будет всего в изобилии, тот же, кто отворачивается, будет проклят многократно.

Когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся, а когда нечестивцы терпят поражение,22 праведников прибавляется.23
 
Когда правителем избран злой — люди таятся, но когда он побеждён, вновь к власти приходит добрый.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: (по причине) смуты / беззаконий в стране (будет) много правителей.
2  [2] — Точный смысл масоретского текста неясен.
3  [3] — Ср. 22:16.
3  [4] — Предложенный нами перевод второй части этого стиха — попытка передать игру слов оригинала.
4  [5] — Или: (мудрое) наставление.
5  [6] — Или: всё понимает.
6  [7] — Эта часть стиха повторяет первую часть 19:1.
8  [8] — Закон Моисея запрещает ростовщичество, см. Исх 22:25; Втор 23:19; Лев 25:35−37; ср. также Иез 18:8; Пс 14:5.
10  [9] — Букв.: яму.
12  [10] — Друг. возм. пер.: одерживают победу.
12  [11] — Букв.: велика слава.
14  [12] — Или: благоговеет (пред Господом).
15  [13] — Или: набрасывающийся.
18  [14] — Или (ближе к букв.): ходит.
18  [15] — Друг. древн. пер.: в яму.
19  [16] — Эта часть стиха повторяет 12:11.
21  [17] — Ср. 24:23.
21  [18] — Или: может человек поступить неверно.
22  [19] — Или: завистник, букв.: человек со злым глазом; ср. 23:6.
25  [20] — Или: ненасытный.
25  [21] — Букв.: будет тучным.
28  [22] — Или: гибнут / пропадают.
28  [23] — Возможно, здесь содержится ирония: в спокойные времена считаться праведником значительно легче. Друг. возм. пер.: праведники процветают.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.