Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Cовременный перевод WBTC

 
 

Доброе имя дороже изысканного аромата,1 как день смерти лучше дня рождения.
 
Доброе имя лучше дорогих благовоний, день смерти даже лучше дня рождения.

Лучше идти туда, где оплакивают умерших, чем туда, где пируют,2 ибо смерть ожидает каждого человека,3 и живому стоит задумываться об этом.4
 
Лучше пойти на похороны, чем на веселье, потому что все должны умереть, и каждый живущий должен с этим примириться.

Лучше невзгоды, чем смех, ибо печаль на лице — во благо сердцу.
 
Скорбь лучше смеха, потому что наши сердца могут ликовать, когда на лицах печаль.

Сердце мудрых — там, где плач, а сердце глупцов — в местах веселья.
 
Мудрый думает о смерти, а глупый только о том, как получше провести время.

Лучше от мудрого упрек, чем от глупца славословье,5
 
Лучше услышать укоры мудрого, чем восхваления глупца.

ибо восторги глупца — что треск горящих сучьев под котлом! И это тщета!
 
Смех глупых бессмыслен, как попытка поджечь тернии, чтобы согреть котёл. Тернии сгорают слишком быстро, и котёл остаётся холодным.

Притесняя других, и мудрый глупеет, а взятки развращают сердце.
 
Даже мудрый забудет мудрость свою, если ему много заплатят. Деньги уничтожат его разум.

Конец дела лучше его начала,6 терпеливый лучше надменного.
 
Заканчивать дело лучше, чем начинать, и лучше быть мягким и терпеливым, чем высокомерным и нетерпеливым.

Не торопись сердиться, ибо сердиться свойственно глупцам.
 
Не впадай быстро во гнев, потому что гнев живёт в груди глупцов.

И не сетуй: „Почему прежде было лучше, чем в нынешние дни?“, потому что не мудрость задает такой вопрос.
 
Не спрашивай: "Почему раньше жизнь была лучше?" Мудрость не задаёт такой вопрос.

Хороша мудрость вместе с наследством — на пользу всем, кто видит солнце.
 
Мудрость — хороша, как хорошо наследовать собственность, от неё живущему прибыль.

Под сенью мудрости как под сенью серебра.7 Польза знания в том, что мудрость хранит тебя в живых.8
 
Мудрость даёт защиту, как дают защиту деньги, но мудрость лучше любых денег, потому что может спасти своему владельцу жизнь.

Взгляни на дела Божьи. То, что Он искривил, — кто выправит?
 
Посмотри на то, что сделал Бог, ты ничего не можешь изменить, даже если считаешь неправильным дело Его.

В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.9
 
Радуйся жизни, когда она хороша, но когда она тяжела, помни, что Бог нам даёт и добрые времена, и плохие, и никто не знает, что произойдёт в будущем.

Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.
 
Всё видел я за свою короткую жизнь: я видел добрых людей, умирающих молодыми, и я видел злых людей, живущих долгую жизнь.

В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?
 
Зачем себя убивать? Не выставляй себя слишком праведным и слишком мудрым.

Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?10
 
Не будь слишком плох и слишком глуп. Зачем тебе умирать преждевременно?

Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.
 
Хорошо придерживаться этого правила и от других не отступать. Ибо тот, кто боится Бога, преуспеет и в том, и в другом.

Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.11
 
Мудрость даёт человеку силу. Один мудрец сильнее десяти глупых правителей города.

Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.
 
Нет на земле такого человека, который делает только добро и никогда не грешит.

Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —
 
Не слушай всего, что говорят люди. Ты можешь услышать, как твой слуга говорит о тебе плохо.

не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..
 
Ты знаешь, что и ты сам много раз говорил о других плохо.

Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.
 
Обратившись к мудрости, я испытал всё это, я хотел быть воистину мудрым, но это было невозможно.

Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?
 
Я не могу понять, почему всё происходит так, как происходит, понять это слишком трудно для кого бы то ни было.

И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.
 
Я учился и старался всеми силами обрести истинную мудрость, я пытался найти причину всего. Чему научился я? Я понял, что глупо быть злым, а вести себя глупо — равносильно безумству.

И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню,12 чье сердце — сеть, а руки — оковы.13 Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!
 
И ещё я понял, что некоторые женщины опасны, словно ловушки, их сердца, как сети, их руки, как цепи. И быть пойманным такой женщиной хуже самой смерти. Кто следует Богу, тот избежит её, но грешник станет её добычей.

Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:
 
Учитель говорит: "Я собрал всё это вместе, чтобы увидеть, какой ответ могу я найти,

искала душа моя человека и не находила,14 среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.
 
но до сих пор ищу ответ. И нашёл я одного доброго человека на тысячу, но доброй женщины не нашёл ни одной.

А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.
 
Есть одно, что я понял: Бог правыми создал людей, но люди нашли много путей ко злу".

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: елея в знач. благовония, душистого масла; в оригинале игра слов и звукопись, не передаваемая при переводе: тов шем мишше́мен тов.
2  [2] — Букв.: в дом плача… в дом пира; подобное в ст. 4.
2  [3] — Букв.: ибо таков конец всякого человека.
2  [4] — Букв.: и живой положит (это) на сердце свое.
5  [5] — Букв.: песнь.
8  [6] — Или: конец речи лучше ее начала.
12  [7] — Друг. возм. пер.: под тенью мудрости — как под тенью серебра. Или: под защитой денег.
12  [8] — Один из возможных смыслов этого речения: мудрость и богатства преходящи, подобно тени. Они могут обеспечить лишь временное благополучие.
14  [9] — Или (ближе к букв.): чтобы не мог человек постигнуть ничего из того, (что будет) после него.
17  [10] — Или: зачем тебе умирать до срока?
19  [11] — Букв.: (чем) от десяти правителей, которые в городе.
26  [12] — Друг. возм. пер.: (потому что) она западня.
26  [13] — Ср. Притч 5 и 7.
28  [14] — Это высказывание напоминает речение Диоге́на Синопского (V—IV вв. до Р. Х.): «Ищу человека!»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.