1 хр. в Коринфе 15 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Cовременный перевод WBTC

 
 

Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1
 
Теперь хочу напомнить вам, братья, о благовестии, которое я проповедовал вам, которое вы также получили, которому в полной мере следуете

Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.
 
и через которое вы также спасаетесь, если твёрдо помните те слова, проповедованные мною (если только не стали вы верующими без цели).

Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер
 
Ибо я передал вам прежде всего то, что сам получил: что Христос умер за грехи наши, согласно Писанию,

и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,
 
и что Он был погребён, и что Он был воскрешён на третий день, согласно Писанию,

и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,
 
и что явился Он Петру, а затем двенадцати.

а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2
 
Затем Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы сегодня, хотя некоторые из них умерли.

После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,
 
Затем Он явился Иакову, а потом всем Апостолам,

и уже после всех явился и мне, недостойному.3
 
а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный,

Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.
 
ибо я — самый маловажный из всех Апостолов. Я даже не достоин называться Апостолом, ибо я преследовал церковь Божью.

Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.
 
Но я — то, что я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем все они, хотя не я это делал, а милость Божья, которая была со мной.

Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.
 
И потому, я ли проповедовал вам или кто-то другой, именно это мы все проповедуем, и в это все вы веруете.

Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!
 
Но если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то как же некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мёртвых?

Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,
 
Если нет воскресения из мёртвых, то и Христос не был воскрешён из мёртвых,

а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.
 
а если Христос не был воскрешён из мёртвых, то тогда и проповеди наши впустую, и вера ваша впустую.

Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.
 
И мы, к тому же, окажемся и лжесвидетелями о Боге, ибо поклялись перед Богом, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскресил, если, как утверждают, мёртвые не воскресают.

Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 
И если мёртвые не воскресают, то Христос тогда не был воскрешён,

Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.
 
и если Христос не был воскрешён, то вера ваша напрасна и вы все ещё во грехах своих,

Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.
 
да и те, которые умерли во Христе, сгинули.

Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.
 
Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей.

Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5
 
Теперь же, на самом деле Христос был воскрешён из мёртвых, как первый плод среди тех, кто умер.

Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.
 
Ибо так как смерть пришла через человека, то через человека и воскресение из мёртвых.

И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.
 
И как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос,

Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.
 
но для каждого будет свой черёд. Христос — первый среди воскресших, затем те, кто принадлежит Христу, когда Он придёт.

И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
Потом наступит конец, когда Христос передаст царство Богу Отцу, когда Он уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество.

Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;
 
Ибо Он должен править, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть.

последний же враг истребится — смерть.
 
Смерть будет уничтожена, как последний враг.

Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.
 
Ибо "Он поверг всё к Его ногам". Когда говорится, что "всё" повергнуто, то ясно, что это — за исключением Бога, Кто подчинил всё Ему.

Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9
 
И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Ему, чтобы Бог мог быть всем для всех.

Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?
 
Иначе, что же делают те, кто крестится для мёртвых? Если мёртвые никогда не воскресают, то для чего принимают крещение из-за них?

Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?
 
Почему и мы ежечасно сталкиваемся с опасностью?

Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.
 
Я умираю каждый день. Я клянусь, братья, гордостью своей за вас во Иисусе Христе, Господе нашем.

Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11
 
Если бы я, как простой человек, сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресали бы, то "Давайте есть и пить, ибо завтра мы умрём!"

Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.
 
Перестаньте обманываться: "Плохой товарищ губит хорошие привычки".

Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.
 
Пробудитесь к трезвой жизни, как тому следует быть, и перестаньте грешить, ибо некоторые не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас.

Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»
 
Но кто-то может спросить: "Как мёртвые воскресают? Какое будет у них тело?"

Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.
 
Безрассудный! То, что вы сажаете, не пробуждается к жизни, пока не умрёт.

И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.
 
А что касается того, что вы сажаете, вы закапываете в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь голое зерно, будь то пшеница или что другое.

Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.
 
Потом Бог даёт ему тело, какое избрал. Каждому зерну — его собственное тело.

У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.
 
Плоть живых существ — не одна и та же. Напротив, у людей — одна плоть, у животных — другая плоть, у птиц — иная и у рыб — иная.

Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.
 
Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое.

В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13
 
У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии.

Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;
 
Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, тленно, тело, которое воскреснет, нетленно.

предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.
 
Тело, которое похоронено в земле, бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, слабо, тело же, которое восстанет, — сильно.

Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.
 
То, что похоронено, — душевное тело, то, что восстанет, — духовное тело. Раз существуют душевные тела, то существуют и духовные тела.

По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.
 
И вот что сказано в Писании: "Первый человек, Адам, стал живым существом". Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь.

И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.
 
Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился душевный человек, а потом духовный.

Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18
 
Этот первый человек пришёл из земли и праха. Второй Человек пришёл с небес.

Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.
 
И каков человек из праха, таковы те, кто из праха. И каков небесный Человек, таковы и небесные.

И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.
 
И подобно тому, как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека.

Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.
 
Но скажу вам, братья, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно.

И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.
 
Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы все не умрём, но все мы изменимся,

Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,
 
во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Ибо труба прозвучит, и мёртвые восстанут нетленными, а остальные преобразятся.

ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.
 
Ибо это бренное тело должно облачиться в нетленное, и это смертное тело должно облачиться в бессмертное.

Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21
 
И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писании: "Смерть поглощена победой".

«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22
 
"Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?"

Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23
 
Жало смерти — грех, а сила греха идёт от закона.

Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.
 
Но благодарение Богу, Кто дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!

Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.
 
Итак, мои дорогие братья, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господним, ибо вы знаете, что труд ваш в Господе не пропадёт зря.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.