От Матфея 10 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякую немощь.
2 Имена двенадцати апостолов следующие: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Фаддей,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и был предателем Его.
5 Этих двенадцать послал Иисус и дал им такие повеления: на путь к язычникам не идите и в город самарянский не входите;
6 идите лучше к овцам погибшим дома Израилева.
7 И когда пойдете, проповедуйте и говорите: «близко Царство Небесное».
8 Болящих исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите себе ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух рубашек, ни обуви, ни посоха. Ибо работник достоин пропитания своего.
11 И в какой бы город или селение вы ни вошли, узнайте, кто в нем достоин, и там пребудьте, пока не выйдете.
12 Входя же в дом, приветствуйте его говоря: «мир дому сему»;
13 и если дом будет достоин, да придет мир ваш на него; если же не будет достоин, мир ваш к вам да возвратится.
14 А кто не примет вас и не послушает слов ваших, стряхните пыль от ног ваших, выходя вон из дома или из города того.
15 Истинно говорю вам: легче будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, чем городу тому.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец посреди волков: итак, будьте разумны как змеи, и бесхитростны как голуби.
17 Берегитесь же людей: ибо они предадут вас в судилища и в синагогах своих подвергнут вас бичеванию.
18 И к правителям и царям поведут вас за Меня во свидетельство им и язычникам.
19 И когда предадут вас, не заботьтесь, как или что вам сказать ; ибо дано будет вам в тот час, что сказать;
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец дитя свое; и восстанут дети на родителей и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое. Претерпевший же до конца, тот и будет спасен.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете вы обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше учителя, и раб не выше господина своего:
25 достаточно для ученика, чтобы он стал, как учитель его, и раб — как господин его. Если хозяина дома прозвали Веельзевулом, тем более — домашних его.
26 Поэтому не бойтесь их: ибо нет ничего скрытого, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
27 Что говорю вам в темноте, скажите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь лучше могущего и душу и тело погубить в геенне.
29 Не два ли воробья продаются за ассарий? И ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего,
30 У вас же и волосы на голове все сосчитаны,
31 Не бойтесь же: вы лучше многих воробьев.
32 Итак, всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я его перед Отцом Моим, Который на небесах;
33 и кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от него перед Отцом Моим, Который на небесах.
34 Не подумайте, что Я пришел принести мир на землю; Я пришел принести не мир, но меч.
35 Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человека — домашние его.
37 Любящий отца или мать более Меня недостоин Меня; и любящий сына или дочь более Меня недостоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и не следует за Мною, недостоин Меня.
39 Нашедший душу свою потеряет ее, и потерявший душу свою за Меня найдет ее.
40 Принимающий вас Меня принимает, и Меня принимающий принимает Пославшего Меня.
41 Принимающий пророка во имя пророка получит награду пророка, и принимающий праведного во имя праведного получит награду праведного.
42 И кто напоит одного из малых сих чашей холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Толкования Августина

Стих 19

См. ст. 20

Стих 20

В этом чтении мы слышали: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. И в другом месте Он говорит: И се, Я с вами во все дни до скончания века (20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:20). Неужели те, кто тогда слышал этот голос, будут пребывать здесь до скончания века? Но Господь заботился не только о тех, кому предстояло покинуть эту жизнь, но также и об остальных, и о нас самих, и о тех, кто после нас будет пребывать в этой жизни, наших преемниках, и видел всех воедино в Своем теле. И потому этот Голос, который говорил: Я с вами во все дни до скончания века, услышали не только они, но и мы. И если тогда мы не слышали [Его] в нашем ведении, то слышали в Его предведении. Вот почему нам, спокойным, словно овцам среди волков (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), следует придерживаться заповедей Того, Кто предостерегает нас, чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии. Просты, как голуби, чтобы мы никому не вредили; мудры, как змии, чтобы остерегались, чтобы никто не навредил нам.

Стих 28

Евангелие — это жизнь; нечестие и незнание — это смерть души. И вот, [душа] может умереть, и при этом — бессмертна. Каким же образом она бессмертна? Таким, что постоянно существует некая жизнь, которая в душе никогда не исчезает. Каким же образом она умирает? Не так, чтобы не было жизни, но оставляя жизнь. Ведь и душа, и жизнь — это некие вещи, и сама душа также имеет свою собственную жизнь. Обрати внимание на порядок творения. Жизнь тела — душа, а жизнь души — Бог. Как в теле присутствует жизнь, то есть душа, чтобы тело не умирало, так должна и в душе присутствовать жизнь, то есть Бог, чтобы не умерла душа. Как умирает тело? Покинув душу. Как я говорил немного раньше, я исследую, почему умирает тело? Потому что отделяется от своей жизни — души. Почему же умирает душа? Потому что ее оставляет ее жизнь — Бог. Поэтому, кратко узнав об этом, твердо знайте и придерживайтесь того, что тело мертво без души, а душа мертва без Бога. Любой человек без Бога обладает мертвой душой. Ты скорбишь о мертвых, скорби лучше о грехах, скорби о нечестии, скорби о неверии.

Источник: Проповеди.

Стих 29

См. комм. к 8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, Пс 148:8

Стих 34

«Не мир пришел Я принести, — говорил Господь, — но меч». И слово Божие называется в священном Писании мечом обоюдоострым (12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евр 4:12) по причине остроты двух заветов.

Источник: О граде Божием, 20.21

Стих 37

Пусть отец говорит: «Люби меня». Пусть мать говорит: «Люби меня». На эти слова я отвечу: «Умолкните». Но разве не справедливо то, о чем они просят? И не должен ли я вернуть им то, что получил? Отец говорит: «Я породил тебя». Мать говорит: «Я родила тебя». Отец говорит: «Я обучил тебя». Мать говорит: «Я вскормила тебя». Пожалуй, их слова справедливы, когда они говорят: «Движется сила в крыльях его, но не улетай должником, верни то, что мы прежде доставили [тебе]». Давайте ответим отцу и матери, справедливо говорящим: «Люби нас», давайте ответим: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нем, но я не буду с вами без Него». «Но нам не нужен Христос», — говорят они. «Но мне нужен Христос больше, чем вы. [Неужели] я позабочусь о родителях и забуду Создателя?»

Источник: «Проповеди" 65 А.5

***

Возбужденным этой любовью или, скорее, для того, чтобы возбудить, Господь говорит следующее: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и... кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Не уничтожает Он любви к родителям, жене и детям, но упорядочивает ее. Не сказал: «кто любит», но: «кто любит... более... Меня». Это есть то же, что и Церковь говорит в книге Песнь Песней: «и знамя его надо мною — любовь» (4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь. Песн 2:4). Люби отца своего, но не более Господа. Люби родителя, но не более Создателя. Отец хотя и родил, но не сам образовал тебя. Потому что, кто и каков ты будешь, — не знал он, когда ты рождался. Отец воспитал тебя, но не он произвел хлеб для тебя, голодающего. В конце концов, кое-что оставив для тебя на земле, отец твой уходит, чтобы ты последовал ему, и смертью своею освобождает место для твоей жизни. Отец же — твой Бог — все, что ни сохраняет для тебя, сохраняет вместе с Собой, так что ты получаешь наследство вместе с отцом и не ждешь в ожидании наследства, когда владелец уйдет, но соединяешься с Тем, Кто всегда пребывает, ты, имеющий также всегда пребывать. Люби отца, но не более Бога твоего. Люби мать твою, но не более Церкви, которая родила тебя для жизни вечной. Из самой любви к родителям заключи, наконец, как нужно любить Бога и Церковь. Если так должно любить тех, которые родили тебя для того, чтобы ты умер, то как же следует любить тех, кои родили тебя для вечности, чтобы ты всегда пребывал. Люби жену твою, люби детей твоих во имя Бога, научая их чтить вместе с тобою и Бога, с Коим когда соединишься ты, не будешь бояться никакого разделения. Поэтому не следует любить детей своих более Бога, и худо любил бы ты их, если бы не позаботился привести к Богу вместе с собою. Придет и для тебя, быть может, час мученичества. Ты захочешь исповедывать Христа. Исповедав, получишь, может быть, временную смерть. Но вот отец, жена или сын соблазняют тебя, чтобы ты избег страданий, но прельщениями своими производят они то, что ты действительно умираешь. Тогда лишь исполняешь слова Христовы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот не достоин Меня», — когда такие прельщения не действуют на тебя.

Источник: Беседа 344



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.