От Матфея 3 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 В те дни в пустыне Иудейской выходит на проповедь Иоанн Креститель
2 и говорит: кайтесь, ибо близко Царство Небесное,
3 Он тот, о ком сказано чрез Исаию пророка: Голос вопиющего в пустыне: «приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его».
4 У самого же Иоанна одежда была из верблюжьего волоса и пояс кожаный на бедрах его; и пищей его были саранча и дикий мед.
5 Тогда выходили к нему Иерусалим и вся Иудея и вся округа Иорданская.
6 И крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же, что многие из фарисеев и саддукеев идут к нему креститься, он сказал им: отродье змеиное, кто указал вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же плод, достойный покаяния.
9 И не думайте говорить самим себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже лежит топор при корне деревьев: итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь.
11 Я вас крещу водою в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, Тот, Чью обувь я недостоин понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
12 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а мякину сожжет огнем неугасимым.
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же препятствовал Ему, говоря: мне нужно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне?
15 Но Иисус ответил ему: допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду. Тогда он допустил Его.
16 И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и увидел Он нисходящего, как голубь, Духа Божия, спускающегося на Него.
17 И вот, голос с небес, говорящий: это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение.

Толкования Августина

Стих 17

Итак, [здесь] мы отчетливо видим Троицу: в голосе — Отца, в человеке — Сына, в голубе — Духа Святого. Именно в такой последовательности следовало упомянуть [об этом], поскольку так легче всего воспринимать. Ведь [явление] Троицы передается здесь столь очевидно, что не остается ни малейшего места для сомнения. Когда Сам Господь Христос в образе раба приходит к Иоанну, это, несомненно, Сын: ведь нельзя сказать, что это — Отец или Святой Дух. Когда сказано: Приходит Иисус, — это, несомненно, Сын Божий. И о голубе кто усомнится? Или кто скажет, что такое голубь, когда само Евангелие самым очевидным образом свидетельствует: И Дух Святой нисшел на Него в виде голубя (22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22)? Также и о гласе не может быть никакого сомнения, что это — Отец, когда сказано: Ты Сын Мой Возлюбленный. [Таким образом] мы отчетливо видим Троицу. И если бы мы рассматривали отдельные места, то я осмелюсь сказать (какой бы страх я ни испытывал, говоря это, однако дерзну), что мы видели Троицу словно бы разделенную. Когда Иисус пришел на реку, из одного места в другое, голубь сошел с неба на землю, из одного места в другое; [наконец] сам голос Отца, который звучал и не с земли, и не от воды, но с небес: все Трое как бы различаются местами, различаются служениями, различаются действиями. Кто-нибудь скажет мне: покажи нераздельность Троицы. Помни, что ты должен отвечать, как православный. Ибо так учит наша вера, то есть ваша вера, правильная вера, православная вера, опирающаяся не на мнение предположений, но на свидетельство Писаний, не колеблемая еретическим безрассудством, но основанная на апостольской истине. Так мы знаем, так верим, даже если не видим этого ни глазами, ни сердцем, до тех пор, пока не очистимся верой. Однако благодаря этой самой вере мы самым непреклонным и твердым образом знаем, что Отец, Сын, Дух Святой есть нераздельная Троица, Единый Бог, а не три Бога. Но таким образом Единый Бог, что Сын не есть Отец, Отец не есть Сын, Дух Святой не есть ни Отец, ни Сын, но Дух Отца и Сына. Эту невыразимую Божественность, сохраняющуюся в Самой Себе, все возрождающую, творящую, обновляющую, направляющую, возвращающую, судящую, освобождающую, эту Троицу мы знаем одновременно как невыразимую и нераздельную.

Проповеди.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.