От Марка 10 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 И встал Он и пошел оттуда, и приходит в область Иудеи и по ту сторону Иордана, и снова собирается к Нему народ, и, по Своему обыкновению, Он снова учил их.
2 И подойдя, фарисеи спрашивали Его, искушая: можно ли мужу отпускать жену?
3 Он ответил им: что вам заповедал Моисей?
4 Они сказали: Моисей разрешил писать разводное свидетельство и отпускать.
5 Иисус же сказал им: по жестокосердию вашему написал он вам заповедь эту.
6 От начала же создания Бог «мужчиною и женщиною сотворил их».
7 «Поэтому оставит человек отца своего и мать
8 и будут двое плотью единою», так что они уже не два, но единая плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает,
10 И в доме ученики снова спрашивали Его об этом.
11 И говорит им: кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодействует по отношению к жене;
12 и если она, покинув мужа своего, выйдет замуж за другого, прелюбодействует.
13 И приносили к Нему детей, чтобы Он к ним прикоснулся; но ученики не позволили им.
14 Увидев же, Иисус вознегодовал и сказал: пустите детей приходить ко Мне, не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И обняв их, благословил их, возложив на них руки.
17 И когда выходил Он в путь, подбежал некто и, преклонив перед Ним колени, спрашивал Его: Учитель благой, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус же сказал ему: что ты Меня называешь благим? Никто не благ, кроме одного Бога.
19 Ты знаешь заповеди: «Не убей, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй», не обманывай, «почитай отца твоего и мать».
20 Он же сказал Ему: Учитель, всё это я сохранил от юности моей.
21 Иисус же, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: иди, всё, что имеешь, продай и отдай нищим, и будешь иметь сокровище на небе; и приходи, следуй за Мною.
22 Он же, омрачившись от этого слова, ушел в печали: ибо владел он большим имуществом.
23 И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно будет имеющим богатство войти в Царство Божие.
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Иисус же снова говорит им в ответ: дети, как трудно войти в Царство Божие.
25 Легче верблюду пройти сквозь игольное отверстие, чем богатому войти в Царство Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись, говоря между собой: кто же может быть спасён?
27 Посмотрев на них, Иисус говорит: людям это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу.
28 Начал говорить Ему Петр: вот мы оставили всё и последовали за Тобою.
29 Сказал Иисус: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил дом, или братьев, или сестер, или мать, или отца, или детей, или земли ради Меня и ради Евангелия,
30 и не получит в сто раз больше теперь, во время сие, домов, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и земель, при гонениях, а в веке грядущем жизнь вечную.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
32 Были они в пути, восходя в Иерусалим, и шел впереди их Иисус, и они ужасались, и сопровождающие были в страхе. И снова отозвав Двенадцать, Он начал говорить им о том, что предстоит Ему:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и приговорят Его к смерти, и предадут Его язычникам;
34 и надругаются над Ним, и оплюют Его, и будут бичевать Его, и убьют, и через три дня Он воскреснет.
35 И подходят к Нему Иаков и Иоанн, два сына Зеведеева, и говорят Ему: Учитель, хотим, чтобы Ты сделал нам то, о чем мы Тебя попросим.
36 Он сказал им: что вы хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они же сказали Ему: дай нам сесть одному по правую Твою сторону, а другому по левую, во славе Твоей.
38 Иисус же сказал им: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, или крещением, которым Я крещусь, креститься?
39 Они сказали Ему: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а сесть по правую Мою сторону или по левую — не Я даю, но кому уготовано.
41 И услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 И призвав их, Иисус говорит им: вы знаете, что те, которые считаются начальниками над народами, господствуют над ними, и вельможи их показывают над ними свою власть;
43 но не так между вами. Но, кто хочет стать великим между вами, пусть будет вам слугой;
44 и кто хочет между вами быть первым, пусть всем будет рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих.
46 И приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона, и ученики Его, и немалая толпа, — сын Тимеев, Вартимей, слепой нищий, сидел у дороги.
47 И услышав, что это Иисус Назарянин, он начал кричать и говорить: Сын Давидов, Иисус! Помилуй меня!
48 И многие требовали от него, чтобы он замолчал, но тот еще больше кричал: Сын Давидов, помилуй меня!
49 И остановившись, Иисус сказал: позовите его. И зовут слепого, говоря ему: дерзай, вставай, зовет тебя.
50 Он же, сбросив верхнюю одежду, вскочил и подошел к Иисусу.
51 И Иисус в ответ сказал ему: что хочешь, чтобы Я тебе сделал? Слепой же сказал Ему: Раввуни, чтобы я прозрел.
52 И Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и последовал за Иисусом по дороге.

Толкования Августина

Стих 11

Жена связана законом, доколе жив муж ее (39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 1Кор 7:39.). Как следствие, связан и муж ее, пока жена его жива. Эта связанность делает невозможными прочие связи без прелюбодейства; в случае такой связи из двух супругов получаются четыре развратника: если жена выйдет замуж за другого и если муж женится на другой.

И хотя более распутствует тот, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой (это прелюбодеяние упоминает Матфей) (9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Мф 19:9.), прелюбодеем считается не только такой человек, но, как сказано у Марка, тот, кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Источник: О супружеской неверности. С1. 0302, 2.9.8.391.12.

***

Образованный в вере знает, что брак создан Богом, и потому союз от Бога, а развод от дьявола. Тем не менее в случае прелюбодеяния следует развестись с женой, поскольку она не захотела быть таковою, не сохранив супружеской верности.

Трактат на Евангелие от Иоанна. C1. 0278, 9.2.9. [CCSL 36:91]

Стих 13

Всякий, кто поставлен судьей над собственной волей, может, подходя к таинствам, начать новую жизнь лишь после того, как раскается в жизни ветхой. От такого покаяния свободны при крещении только дети, поскольку они еще не могут пользоваться свободой воли. Однако им при освящении отпускается первородный грех через веру тех, кто их приводит к крещению, чтобы как они унаследовали от других, то есть родителей, скверны преступлений, так теперь молениями и заступничеством других очистились.

Проповеди. С1. 0284, 351.39.1537.13.

Стих 18

Итак, один только Бог благ и благости потерять не может. Он не соучаствует в чьей-либо благости, потому что благость Его есть Он Сам. Человек же, если он благ, получает благость от Бога, потому что сам по себе благим быть не может. Через Его Духа становятся люди благими — если кто становится таковым, — будучи способны по своей тварной природе через собственную волю принимать и удерживать в себе то, что подает нам Тот, Кто благ Сам в Себе. Отвергая Его, мы не имеем собственной благости.

Послания. С1. 0262, 153.44.5.409.6.

Стих 19

Этот богатый человек спросил благого Учителя, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Ср. 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Мф 19:16; 18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Лк 18:18.), однако он назвал Иисуса благим учителем, считая Его обычным человеком, не более. Но Он благ, ибо Он — Бог. Отвечает богатому человеку, что если тот захочет войти в жизнь вечную, то должен исполнять заповеди: избавиться от горечи злобы и беспутства, не совершать убийства, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, да явится суша1 , и почитать мать и отца, и любить ближнего (Ср. 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Мф 19:17−19; 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Лк 18:20.).

Августин Иппонский, Исповедь. С1. 0251, 13.19.6 [CCSL 27:255].

Примечания

  • 1 — 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] Быт 1:9; Ср. 11 Ты рассек пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды. Неем 9:11; 6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нем. Пс 65:6; 29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Евр 11:29. Августин начинает Гл. 19 13-й книги Исповеди описывая, как Бог обращается к людям: «Прежде, однако, омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Ис 1:16−18), да явится суша» [Исповедь 13.19.24).

Стих 20

Он отошел с печалью, и стало видно, как он соблюдал заповеди закона. Думаю, что он так ответил более из самонадеянности, нежели по правде.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 157.44.4.474.21.

Стих 21

Я, пишущий эти строки, крепко возлюбил деяние, о котором Господь говорит богатому юноше: Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною (Ср. 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Мф 19:21; 22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Лк 18:22.). Не своими силами, но с помощью благодати Божией я сделал так. И не потому, что я не был богат (хотя мне это и может быть поставлено в заслугу), но и сами апостолы, некогда поступившие так, тоже не были богаты (Ср. 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. Мф 4:18−22; 14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. Мк 2:14.). Тот, однако, кто оставляет как то, что имеет, так и то, что хотел бы иметь, оставляет весь мир.

Августин Иппонский, Послания. С1 0262, 157.44.4.485.15.

Стих 22

С печалью ушел он, не последовал (Ср. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Мф 19:22.). Он искал хорошего наставника, но воспротивился Учителю и, презрев Его учение, ушел с печалью, связанный своими страстями. Он ушел с печалью, неся на плечах своих тяжелое бремя алчности.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 34.8.11 [CCSL 36:315].

Стих 23

У богатых наслаждение обманчиво, труд бесплоден, страх вечен, превосходство непрочно; они начинают неосмотрительно и кончают раскаянием. Вот каково их обладание всем, к чему они — скорее из жадности, чем из-за благоразумия — стремятся в этой смертной доле. У благочестивых же — иная надежда, плод иных трудов, иное воздаяние за опасности.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 203.57.316.1.

Стих 33

Этими словами Господь предсказал, какую Он примет смерть. Он хотел прояснить для них не то, что эта смерть на кресте, но что иудеи предадут Его язычникам, то есть римлянам. Ведь Пилат был римлянин, которого римляне направили управлять Иудеей.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 114.5.19 [CCSL 36:642−3].

Стих 37

Посмотрите на глубину происшедшего: они упомянули о славе, а Он хотел, чтобы смирение шло впереди величия и чтобы самим смирением проложен был путь к вершине. Ведь даже те ученики, из которых один хотел воссесть по правую, а другой по левую руку, тоже искали славы (Ср. 20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. 23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Мф 20:20−23.). Они знали, куда хотят, но не видели ведущего туда пути. Господь же, дабы они должным путем вернулись на родину, призвал их на этот путь. Ибо родина высоко, а путь внизу. Ибо родина — жизнь во Христе, а путь — смерть со Христом (Ср. 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Мф 6:25; 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Мк 8:35; 24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Лк 9:24, 33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Лк 7:33.). Родина — пребывание во Христе, путь — страдание со Христом. Тот, кто отвергает путь, зачем ищет родину?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 28.5.15 [CCSL 36:279].

Стих 38

Он имел в виду, конечно же, чашу смирения и страдания.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. Cl. 0278, 28.5.27 [CCSL 36:279].

Стих 45

Он жил без вины и умер без вины: разделил с нами наказание, но не разделил вины. Смерть — наказание за вину: Господь Иисус Христос принял смерть, но не принял грех. Без вины разделяя с нами наказание, Он изгладил и вину, и наказание (Ср. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор 5:21; 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Евр 4:15, 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Евр 9:26−28, 1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. 2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. 3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. 5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. 6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. 7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. 8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил", 9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. 10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. 11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. 15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. 18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Евр 10:1−18.).

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 231.116.248.42.

Стих 46

В Евангелии от Марка два слепых1 описаны так, что один из них представлен как человек известный и в этих местах знаменитый. Это видно из того, что Марк приводит как его имя, так и имя его отца. Подобное почти не встречается в рассказах о многочисленных случаях исцеления Господом... Едва ли можно сомневаться, что этот Вартимей, сын Тимеев, пережил утрату высокого положения и теперь слыл несчастнейшим человеком, ибо он был не только слеп, но и просил милостыню.

Примечания

  • 1 — Т.е. в 22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. Мк 8:22−26 и в данном отрывке.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.65.125.227.17.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.