От Марка 16 глава

Евангелие от Марка
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 И по прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили благовония, чтобы пойти помазать Его.
2 И ранним утром, в первый день недели, приходят к гробнице, по восходе солнца;
3 и говорили они между собой: кто отвалит нам камень от входа в гробницу?
4 И посмотрев, видят, что камень отвален; а был он весьма велик.
5 И войдя в гробницу, они увидели, что с правой стороны сидит юноша, облеченный в одеяние белое; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он восстал. Его нет здесь. Вот место, где положили Его.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там вы Его увидите, как Он сказал вам.
8 И выйдя, они побежали от гробницы, владел ими трепет и исступление, и никому ничего не сказали: ибо они боялись.
9 * Стихи 9-20 отсутствуют в древнейших рукописях: Воскресши же рано в первый день недели, Он явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов,
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, когда те были в скорби и слезах;
11 и они, услышав, что Он жив, и что она видела Его, не поверили.
12 После же этого явился в другом образе двум из них на пути, когда они шли в селение.
13 И они пошли и возвестили остальным; но не поверили и им.
14 Наконец явился и самим одиннадцати, когда они возлежали, и укорил их за неверие и жестокосердие, что тем, кто видели Его восставшим, не поверили.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедайте Евангелие всей твари.
16 Уверовавший и крещенный будет спасен, а неповеривший будет осужден.
17 И вот те знамения, которые будут сопровождать уверовавших: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить на новых языках;
18 будут брать змей; хотя бы и смертоносное что выпили, не повредит им; на больных будут возлагать руки, и они будут здоровы.
19 Итак, Господь Иисус после беседы с ними вознесся на небо и сел по правую сторону Бога.
20 Они же, выйдя, проповедали повсюду: Господь им содействовал и утверждал слово последующими знамениями.

Толкования Августина

Стих 2

Лука говорит: Очень рано, а Иоанн: Рано, когда было еще темно, Марк же: И весьма рано при восходе солнца, то есть когда небо на востоке уже светлело, что и бывает перед восходом солнца (Ср. 1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. Мф. 28:1; 1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; Лк. 24:1; 1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Ин. 20:1.). Это и есть то сияние, которое обыкновенно зовется Авророй — утренней зарей. Так что Марк не противоречит евангелисту, который говорит: Рано, когда было еще темно (1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Ин. 20:1.).

С наступлением дня остатки темноты тем быстрее исчезают, чем быстрее восходит солнце.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. C1. 0273, 3.24.65.354.8.

Стих 5

Марк говорит, что они, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Как нам это понять? Либо Матфей промолчал об этом ангеле, которого видели входящие, либо Марк промолчал о том ангеле, которого видели сидящим на камне (Ср. 2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Мф. 28:2.). В таком случае они видели двух ангелов и от двух ангелов слышали вести об Иисусе.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 3.24.63.352.15.

Стих 6

Спаситель умер, но смерть низвергнул; в Себе Он покончил с тем, чего мы боялись. Он взял ее на Себя и поверг ее. Как лучший охотник, Он поймал льва и убил его (Ср. 34 И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,35 то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его;36 и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго. [Не пойти ли мне и поразить его, чтобы снять поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный?] 1 Цар. 17:34-36.). Где смерть? Ищи ее во Христе, ибо ее уже нет: она была, но в Нем умерла. О жизнь — смерть смерти! Имейте добро в душе, и смерть также в вас умрет. Что произошло в голове, произойдет и в частях тела: умрет и в нас смерть. Но когда?

В конце мира, в воскресение мертвых, в которое мы верим и в котором не сомневаемся.

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 233.38.1114.27.

Стих 12

Когда читаем: Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Лк. 24:16.) то похоже, что какая-то помеха в глазах смотрящих мешала им видеть Его. Когда же в другом месте ясно говорится: Явился в ином образе, - это значит, что Он явился в Своей плоти, вид которой был иным. Здесь тоже какое-то препятствие мешало глазам узнать Его.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 149.44.3.377.2.

Иное толкование

Глазам их что-то мешало вплоть до таинства преломления хлеба, и им виделся какой-то иной образ. Поэтому они и не узнали бы Христа, если бы не преломление хлеба, как показывает в своем рассказе Лука (13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? Лк. 24:13-32.). Конечно, они все еще не разумели, что Христу надлежало умереть и воскреснуть; подобно и глаза у них были чем-то закрыты. Не истина скрывалась от них, но они были не в состоянии принять истину.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. C1. 0273, 3.25.72.371.21.

Явился Иисус: глазами Его видели и не узнавали. Учитель шел с ними по дороге, и Сам был путь (Ср. 6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин. 14:6.), но они все еще не шли по этому пути — Он нашел их сбившимися с дороги. Покуда Иисус был с учениками до страдания Своего, Он все им предсказал: что Ему предстоит страдать, умереть и в третий день воскреснуть. Он все предсказал, но Его смерть вызвала у них помутнение памяти. Вид Его на кресте стал таким потрясением для апостолов, что они забыли, чему Он их учил, не ожидали Его воскресения и не держали в памяти Его обещаний.

Августин Иппонский, Проповеди. C1. 0284, 235.67.138.19.

Стих 14

Читая это место, обратим внимание на то, как Господь Иисус порицал Своих учеников, первых членов Своих, постоянно бывших с Ним, за то, что они горевали, что Он убит, и не поверили в то, что Он жив. Отцы веры, они все еще не верили сами; учители, которым предстояло проповедовать, дабы поверил весь шар земной, и умереть за это, все еще не верили. Видевшие, как Он воскрешал умерших, не поверили, что Он воскрес.

Потому заслуженно порицал их Господь.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 231.116.244.3.

***

По прошествии сорока дней Он явился ученикам, когда те только что приступили к трапезе (Ср. 16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф. 28:16-20.). Поскольку приблизился момент расставания с ними и восхождения на небо (Ср. 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. Мк. 16:19-20; 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Лк. 24:51; 9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Деян. 1:9; 8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Еф. 4:8-10.), Он хотел в этот день упрекнуть их, ибо они не поверили видевшим, что Он воскрес, пока сами не увидели. Им же после Его вознесения предстояло проповедовать Евангелие народам, которые должны были уверовать, не увидев... А кто не будет веровать, осужден будет, — это как раз о вере в то, что не видели. Разве не заслужили они сначала порицания, поскольку не поверили видевшим Его раньше, пока сами Его не увидели?

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 3.25.76.379.24.

Стих 15

Не только апостолам сказано: И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Деян. 1:8.), поскольку не только тем, к кому Он тогда обращался, предстояло выполнять эту задачу. Но похоже, что Он обращался только к апостолам, когда говорил: И се, Я с вами во все дни до скончания века (20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф. 28:20.). Однако кому не понятно, что это Он обещал всей Церкви, которая, в то время как люди умирают и рождаются, пребудет до скончания века?

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 199.57.12.287.14.

Стих 16

Вера кафолическая изложена в символах для запоминания верующими. Сделано это для краткости, чтобы начинающим, возродившимся во Христе, немногими словами передать то, во что надлежит верить, покуда они не укреплены внимательнейшим духовным познанием божественного Писания. Священное учение следует излагать многими словами по мере продвижения в вере и восхождения к божественному учению уже в крепости смирения и любви.

Источник: Августин Иппонский, О вере и делах. С1. 0293, 1.1.3.13.

***

Мы знаем, что блаженны умирающие во Христе (Ср. 13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. Откр. 14:13.) и не думающие о том, что бы они делали, если бы жили дальше. Мы знаем таких, которые сердцем своим верят в Господа, и делают это по своей воле и своему выбору. Мы знаем, что, молясь Господу за то, чтобы уверовали нежелающие верить, мы поступаем правильно. По тем, кто поверил, мы знаем, откуда такое благодеяние, и должны благодарить Бога.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 217.57.5.416.1.

Стих 18

Разве слышание, чтение и извлечение вещей из памяти не то же самое, что «пить»? Господь предсказал своим верующим: И если что смертоносное выпьют, не повредит им.

Так и бывает, что читающие книги рассудительно и в соответствии с правилом веры1 , отвергают непригодное и соглашаются с тем, что подобает, пусть даже и сохраняя недолжное в памяти. Потому они не испытают никакого вреда от ядовитой порочности суждений.

Примечания

  • 1 — То есть в соответствии с крещальным исповеданием веры.

Августин Иппонский, О природе и происхождении души. C1. 0345, 2.17.23.358.17.

Стих 19

Будучи восприняты в телесном смысле, такие вещи становятся неподобающими, что вынуждает нас понимать их как невыразимо духовные. Если, думая о теле Господнем, в котором Он из гроба взошел на небо, мы представляем Его в человеческом виде, то из этого не следует, что, раз Он восседает одесную Отца, то Отец сидит от Него по левую сторону. Дело в том, что в этом блаженстве, превосходящем всякое человеческое разумение, есть только одна десница, и эта десница — имя самого блаженства.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 1201.34.2.3.717.7.

Иное толкование

Не сомневайся, что человек Иисус Христос находится сейчас там, откуда Он придет. Помни и верно держись исповедания христиан, что Он воскрес из мертвых, взошел на небеса, восседает одесную Отца (Ср. 1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; Кол. 3:1; 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, Евр. 1:3, 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, Евр. 10:12.) и именно оттуда придет судить живых и мертвых. По свидетельству ангела, Он придет так, как виден был восходящим на небо (Ср. 10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Деян. 1:10-11; 1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2 Тим. 4:1.) , то есть в том же виде и в той же плоти, которой Он действительно дал бессмертие, но не отказался от ее природы. Что касается плоти, то не следует думать, будто она присутствует везде. Нужно остерегаться того, чтобы божественность человека подчеркивать до такой степени, что реальность его тела начнет разрушаться. Вовсе не следует полагать, что все, имеющееся в Боге находится повсюду, как Сам Бог. И о нас Писание истинно говорит, что мы Им живем и движемся и существуем (28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Деян. 17:28.), однако в отличие от Него мы не присутствуем повсюду: по-своему человек в Боге, по-своему и Бог в человеке — неповторимо. Одно Лицо — Бог и человек, то и другое — один Христос Иисус, который повсюду как Бог, но на небе как человек.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 187.57.3.89.6.

Победив дьявола воскресением, Иисус восседает одесную Отца, где уже не умрет, и смерть уже не будет властвовать над Ним (Ср. 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Рим. 6:9.).

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.71.8.37 [CCSL 39:977].



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.