2 Коринфянам 8 глава

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 Извещаем вас, братья, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 о том, что среди великого испытания скорбью, избыток их радости и глубокая их нищета обильно выразились в богатстве их щедрости,
3 потому что они по силе — я свидетель — и сверх силы, по своей воле,
4 с великой настойчивостью просили нас о милости их участия в этом служении святым.
5 Даже не так, как мы надеялись, но самих себя они отдали, во-первых Господу и затем нам, по воле Божией,
6 так что мы попросили Тита, чтобы он, как уже начал, так и довел у вас до конца и это дело милосердия.
7 Но как вы во всём изобилуете: в вере и слове, и знании, и всяком усердии и нашей к вам любви, также и в этом деле милосердия изобилуйте.
8 Говорю не как повеление, но испытывая усердием других подлинность вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою.
10 Но тут я высказываю мнение; ибо это полезно вам, которые положили начало не только делу, но и решению, уже год тому назад.
11 А теперь вы и доведите дело до конца, чтобы как вы готовы были решать то дело, так и довели бы его до конца по вашему достатку.
12 Ибо если есть доброе намерение, оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего он не имеет.
13 Не так ведь, чтобы другим было облегчение, а вам стеснение, но на основании равенства:
14 в нынешнее время ваш избыток пошел на недостаток тех, чтобы и избыток тех пошел на недостаток ваш, для того чтобы было равенство,
15 как написано: у кого много, у того не было лишнего, и у кого мало, у того не было недостатка.
16 Но благодарение Богу, Который влагает в сердце Тита всё то же усердие к вам,
17 потому что и просьбе нашей он внял и по своему особому усердию пошел к вам добровольно.
18 Мы же послали с ним брата, которого по всем церквам хвалят за Евангелие, —
19 и не только это, но он и поставлен был церквами, как наш спутник в этом деле милосердия, которому мы служим во славу Самого Господа и в доказательство нашего доброго намерения, —
20 послали мы его в заботе о том, чтобы не подверг нас кто нареканию при таком обильном сборе, достигаемом нашим служением;
21 ибо мы заботимся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Послали же мы с ними и брата нашего, усердие которого мы многократно и во многом испытали: теперь же он гораздо усерднее по великой уверенности в вас.
23 Идет ли речь о Тите, — он товарищ мой и сотрудник у вас; братья ли наши, — они посланники церквей, слава Христова:
24 итак пред лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и нашей похвале о вас.

Толкования Августина

Стих 9

Кто из людей способен познать все сокровища премудрости и знания, сокрытых во Христе и утаенных под нищетой Его плоти? Ибо Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. И когда Он принял на Себя нашу смертность и одолел смерть, Он явил Себя в нищете, но обещал богатства, пусть и отсроченные; Он не утратил их, словно бы у Него их забрали. Сколь велико многообразие милости Его, которое Он скрывает от боящихся Его и которое открывает надеющимся на Него! Ведь мы понимаем лишь отчасти, пока не придет к нам совершенство [12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12]. И чтобы сделать нас достойными Его совершенного дара, Он, равный Отцу по образу Бога, стал подобным нам в образе раба и восстанавливает нас в подобии Богу.

Проповеди 194.3. PL 38:1016.

***

Послушай немного о богатствах в ответ на следующий вопрос в твоем послании. Ты написал, что некоторые говорят, будто богатый человек, продолжающий жить в богатстве, не может войти в Царство Небесное, покуда не продаст своего имения, и что нет такому пользы от исполнения заповедей, пока он держится за свои богатства. Однако такие доводы не считаются с нашими праотцами — Авраамом, Исааком, Иаковом, которые давно уже ушли из этой жизни. Ведь все они имели немалые состояния, как о том вернейшим образом свидетельствует Писание, но Тот, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, возвестил нам в вернейшем обетовании, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; Мф 8:11) — не над ними, не без них, а с ними. Верно, надменный богач, облачавшийся в пурпур и виссон, вкушавший изо дня в день изысканные блюда, умер и попал в муки ада [19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Лк 16:19−31]. Тем не менее, если бы он проявил милость к бедняку, который, покрытый язвами, лежал у его дверей и подвергался презрению, то заслужил бы себе милости. Но и если бы заслугой бедняка была его бедность, а не праведность, его точно не отнесли бы ангелы в лоно Авраама, который сам в этой жизни был богат. Все это имеет целью показать нам, что не сама по себе бедность имеет ценность перед Богом, и не богатство само по себе осуждается, но что набожность одного и безбожие другого имеют различные следствия.

Послания 157. CSEL 44:472.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.