1 Фессалоникийцам 2 глава

Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 Ибо вы сами знаете, братья, о входе нашем к вам, что он не оказался тщетным;
2 но, пострадав пред тем и потерпев поношение, как вы знаете, в Филиппах, мы дерзнули в Боге нашем возвестить вам Евангелие Божие среди великой борьбы,
3 Ибо наш призыв — не от заблуждения и не от нечистоты и не в лукавстве,
4 но, как мы были подвергнуты Богом испытанию, чтобы вверено было нам Евангелие, — так мы и говорим, не людям угождая, но Богу, испытывающему сердца наши.
5 Ибо мы не приходили никогда со словами лести, как вы знаете, ни с тайной корыстью — Бог свидетель! —
6 и не ища славы человеческой ни от вас, ни от других.
7 Как Христовы апостолы, мы могли бы отяготить вас, но мы были тихи между вами, подобно как кормилица лелеет своих детей.
8 Так в сердечном устремлении к вам мы хотели передать вам не только Евангелие Божие, но и свою жизнь, потому что вы стали нам дороги.
9 Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днём трудясь, чтобы не обременить кого из вас, мы проповедали вам Евангелие Божие.
10 Вы свидетели и Бог, как свято и праведно и безупречно показали мы себя вам верующим, —
11 вы это знаете, — как каждого из вас в отдельности, словно отец детей своих,
12 мы увещали вас и ободряли и заклинали, чтобы жить вам достойно Бога, призывающего вас в Свое Царство и славу.
13 А потому и мы благодарим Бога непрестанно, что, приняв проповеданное нами слово Божие, вы приняли не слово человеческое, но слово Божие, каково оно воистину; оно и действует в вас верующих.
14 Ибо вы стали подражателями, братья, церквей Божиих, которые в Иудее во Христе Иисусе, потому что вы выстрадали от своих соплеменников то же самое, что и они от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и пророков, и воздвигли на нас гонение, и Богу не угождают и всем людям противятся;
16 они мешают нам говорить язычникам, чтобы они были спасены, и чрез то всегда наполняют меру своих грехов. Но, наконец, постиг их гнев.
17 Мы же, братья, на короткое время осиротевшие в разлуке с вами, — лицом, не сердцем, — с тем большим желанием постарались увидеть лицо ваше,
18 потому что мы пожелали придти к вам, — я Павел и раз и два, — но помешал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость или венец похвалы — не вы ли тоже — пред Господом нашим Иисусом Христом в Его пришествие?
20 Ибо вы — слава наша и радость.

Толкования Августина

Стих 4

Благой Учитель наставлял нас через Своего апостола, чтобы мы жили праведно и поступали праведно не ради похвалы людей, то есть чтобы мы не ставили целью нашей праведности похвалу людей и, однако, стремились бы к ней ради них самих, поскольку, когда восхваляют праведных, польза от этого не восхваляемым, а восхваляющим. Ведь что касается первых, им достаточно того, что они праведны, вторым же, которым полезно подражать праведным, надо радоваться, что те получают от них похвалу, поскольку таким образом они показывают, что получающие от них искреннюю похвалу им любезны.

Так, апостол говорит в одном из мест: Если бы я... угождал людям, то не был бы рабом Христовым (10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Гал 1:10), а в другом месте он говорит: Так как и я угождаю всем во всем, — и указывает причину: ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. 1Кор 10:33).

Послания 231. Cl. 0262, 231.57.4.506.8.

Стих 7

Нет большего доказательства любви в Церкви Христовой, чем когда даже самой честью, в которой она, очевидно, находится у людей, пренебрегают, чтобы тело младенца не было рассечено и не подверглась растерзанию немощь христиан из-за нарушения единства (Ср. 16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. 17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; 18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; 19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; 20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; 21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. 22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем. 23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. 24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. 25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. 26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. 27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. 28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд. 3Цар 3:16−28). Ведь говорит апостол, что он выказал себя как мать к чадам по отношению к тем, среди кого совершал благовествование, — не сам, но пребывающей с ним благодатью Божией.

Ибо не может блудница ничего назвать своим, кроме своих грехов, дар же материнства — от Бога. И Господь прекрасно сказал о блуднице: тот, кому много прощается, много любит (Ср. 27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Лк 7:27). Так, апостол Павел говорит: мы сделались малыми1 среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Но когда доходит до опасности быть рассеченным младенцу, когда самозванство присваивает себе ложную честь и готово нарушить единство, — пренебрегает мать честью своей, лишь бы видеть сына целым и невредимым. Она следит, только бы не позволить самозванству рассечь немощное тельце мечом раскола, настаивая слишком твердо на том, что честь материнства принадлежит ей. Итак, пусть любовь матери скажет: отдайте ей ребенка (27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. 3Цар 3:27).

Примечания

  • 1 В Синод. переводе: мы были тихи среди вас. — Прим.пер.

Проповеди 10. Cl. 0284,10SL41.244.

Иное толкование

Ведь и мать любит питать дитя свое, но не хочет, чтобы оно всегда оставалось таким. Она держит его у груди, согревает в объятиях, ласково утешает, питает молоком и делает все для чада своего, но хочет, чтобы дитя ее росло, а не всегда оставалось таким. Взгляните же на апостола. Мы понимаем его лучше, поскольку он даже не удостаивает себя имени матери, когда пишет: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Есть ведь кормилицы, которые нежно обходятся с детьми, причем не со своими. А есть матери, отдающие своих детей кормилицам, которые сами не лелеют детей своих.

Проповеди 23. Cl. 0284,23SL41.49.

И вот, настолько усилились гонения и муки, что [Павлу] стала тяжела жизнь. И вот страх и трепет нашел на него, и ужас объял его (6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. Пс 54:6), — сказано, как ты знаешь, в псалме. Это глас Тела Христова, глас членов Его. Хочешь ли ты узнать в этом свой голос? Стань одним из членов Христовых. Страх, говорит [Давид], и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя ? я улетел бы и успокоился бы (6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. 7 И я сказал: "кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; Пс 54:6−7).

Павел в известном смысле испытал отвращение из-за бремени плоти: он хотел отлететь ко Христу, но обилие мук преградило ему путь, хотя и не вовсе закрыло его. Ему опротивела жизнь, но не та вечная жизнь, о которой он говорит: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Флп 1:21). Но поскольку здесь его удерживала любовь к ближним, куда он направляется? Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом (22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. 23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; Флп 1:22−23), а оставаться во плоти нужнее для вас (24 а оставаться во плоти нужнее для вас. Флп 1:24). Он уступил птенцам своим пищащим: расправив крылья, он накрыл их и лелеял их, как и сам о том говорит: я сделался мал (См. выше) среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми.

Проповеди 305А. Cl. 0284,305A.MiAg.1.59.29.

Иное толкование

Посмотри на Павла восходящего: Знаю человека во Христе; который назад тому четырнадцать лет,, — в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. ...И слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. 3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 2Кор 12:2−4). Вы услышали, что он говорит о восхождении, а теперь послушайте, что он говорит о нисхождении: Я не мог говорить с вами... как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею (1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 1Кор 3:1−2). Вот нисходит тот, кто восходил. Задайся вопросом: куда он восходил? До третьего неба. Задайся вопросом: куда он нисходил? До питания младенцев молоком. Послушай о том, как он нисходил: я сделался мал среди вас (См. выше.), подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми. Ведь мы видим, как и кормилицы, и матери нисходят до младенцев; хотя они и умеют говорить по-латински, они сокращают слова и каким-то образом коверкают свой язык, чтобы ласкать детский слух этим понятным для них языком, поскольку, если они говорят не так, младенец не слышит и нет ему в том пользы. Так и красноречивый отец, будь он хоть столь великим оратором, что речи его гремят на форуме и сотрясают стены суда, если у него есть маленький сын, когда возвращается домой, оставляет свое казенное красноречие, посредством которого он возвышался, и нисходит до младенца.

Трактат на Евангелие от Иоанна 7.23. Сl. 0278, 7.23.21.

Разве мы не наблюдаем у бессловесных и неразумных животных, среди которых существует не духовная, а лишь плотская природная любовь, с каким, тем не менее, чувством взыскуется детенышами молоко из материнских сосцов? И сколь бы ни был силен напор сосущего, это любезнее матери, чем если бы детеныш не сосал молоко и не требовал бы того, что положено любовью.

Часто мы видим, как уже значительно подросшие бычки так поддают головой под вымя матери, что силой удара чуть не приподнимают ее, и она, однако, никогда не лягает их и не отталкивает, но, напротив, если нет рядом сынка, который ее сосет, мычанием его подзывает к сосцам своим. Значит, если есть в нас эта духовная любовь, о которой апостол говорит: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми, — мы любим вас, когда вы взыскуете. Ленивые же нам не любезны, потому что мы опасаемся пребывающих в бездействии.

Трактат на 1-е послание Иоанна 9. Сl. 0279, 9.PL2045.18.

Стих 13

Слово, которое звучит вовне, есть знак слова, которое светит изнутри и которому больше подобает называться словом. Ибо то, что произносится телесными устами, есть звучание слова1 , и само слово называется так в честь того, от чего оно было воспринято, чтобы прозвучать. Ведь наше слово становится в некотором роде телесным звуком, принимая такую форму, в какой оно обнаруживает себя для человеческих чувств, подобно тому, как Слово Божие стало плотью, принимая такую форму, в какой Оно обнаружило Себя для человеческих чувств. И как наше слово становится звуком, не превращаясь, однако, в звук, так и Слово Божие стало плотью, но отнюдь не превратилось в плоть.

Таковую форму, стало быть, принимая, но не расходуя себя на нее, и наше слово становится звуком, а То стало плотью. А потому тот, кто желает подойти к рассмотрению какого бы то ни было подобия Слову Божьему, хотя и не подобного во многом, пусть не рассматривает наше слово, которое звучит в ушах, ни когда оно произносится вслух, ни когда оно мыслится в молчании. Ведь слова всех языков, которые способны звучать, могут мыслиться также и в молчании, и стихи могут проноситься перед духовным взором, когда безмолвствуют телесные уста, и не только последовательности слогов, но и музыкальные лады, поскольку они являются материальными и имеют отношение к той форме чувственного восприятия, которая зовется слухом, через свои вещественные образы доступны тем, кто размышляет и хочет все это воспринять в молчании. Но это надо пройти, чтобы подойти к тому слову человеческому, через сходство с которым, каким бы ничтожным оно ни было, словно в загадке, видится в той или иной мере Слово Божие.

Не то, которое дано было услышать тому или иному пророку и о котором сказано: И слово Божие росло и... умножалось (7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. Деян 6:7), и еще раз о нем сказано: Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия (17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Рим 10:17), и опять: принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, и в Писаниях бесчисленны подобные высказывания о слове Божием, которое рассеяно в звуках самых разных языков в сердце людей и в их речи. Но словом Божиим там оно называется потому, что через его посредство передается не человеческое учение, а божественное.

Примечания

О Троице 15.11. Cl. 0329, 50A.15.11.1.

***

Разве не за начало веры, появившееся среди фессалоникийцев, тот же апостол благодарит Бога: Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли его не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих? По какой же причине здесь благодарит апостол? Ведь всуе и впустую благодарит он, если Тот, Кого благодарит, не сделал того, за что благодарит. Но, поскольку это благодарение не всуе и не впустую, то, конечно, Бог, Которого он за это благодарит, Сам и сделал так, что, приняв от апостола слово Божие, услышав его, они [фессалоникийцы] приняли его не как слово человеческое, но как истинное слово Божие. Итак, Бог, действуя в людских сердцах посредством призвания, согласного с Его намерением, о котором мы уже многое сказали, дает им не впустую слушать Евангелие.

О предопределении святых. Cl. 0354, 989.19.

« 1 глава 1Фес1 Фессалоникийцам 2 глава CASКассиана AICАвгустин 3 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.