2 Тимофею 4 глава

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 Заклинаю тебя пред Богом и Христом Иисусом, Который будет судить живых и мертвых, и явлением Его и Царством Его:
2 проповедуй слово, вовремя и не вовремя настой, обличи, укори, увещай со всяким долготерпением и поучением.
3 Ибо будет время, когда здравого учения не будут терпеть, но по собственным прихотям, болезненно ища слышания, будут набирать себе учителей,
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
5 Но ты трезвись во всём, терпи страдание, совершай дело благовестника, исполни служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвенным возлиянием и время отшествия моего настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, бег закончил, веру сохранил.
8 Отныне уготован мне венец праведности, который в День тот воздаст мне Господь, праведный Судия, и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его.
9 Постарайся придти ко мне скоро:
10 ибо Димас меня оставил, возлюбив нынешний век, и отправился в Фессалонику, Крискент — в Галатию, Тит — в Далматию;
11 Лука один со мной. Марка возьми и приведи с собой; ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика же я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси плащ, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно писанные на коже.
14 Александр медник много мне зла сделал. Воздаст ему Господь по делам его.
15 Его и ты остерегайся : ибо он сильно воспротивился нашим словам.
16 При первой моей защите никого не оказалось со мной, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Но Господь предстал мне и укрепил меня, чтобы чрез меня проповедь достигла полноты, и услышали все язычники; и я был избавлен из пасти льва.
18 Избавит меня Господь от всякого злого дела и спасёт в Царство Свое Небесное. Ему слава во веки веков, аминь.
19 Приветствуй Приску и Акилу и дом Онисифора.
20 Ераст остался в Коринфе. Трофима же я оставил в Милете больного.
21 Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия и все братья.
22 Господь с духом твоим. Благодать с вами.

Толкования Августина

Стих 2

Я знаю, что написано: При многословии не миновать греха (19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. Притч 10:19). Так буду же я только проповедовать Тебя и прославлять Тебя! И не только я избегу греха, но и обрету благую награду, независимо от того, сколь много я так буду говорить. Ибо человек, благословленный Тобою, не стал бы предписывать греха своему истинному сыну в вере: Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя. Неужели же мы, Господи, должны утверждать, что не говорил многого тот, кто не только во время, но и не во время возвещал слово Твое? Но при этом не было слишком много слов, потому что говорилось только необходимое.

О Троице 15.28 Cl.0329, SL 50A.15.28.24

Стих 6

Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание. Следовательно, быть отданным на заклание значит умереть ради Бога. Ведь глагол этот взят из сферы жертвоприношения1. Все, что приносится в жертву, погибает ради Бога.

Проповеди Сl. 0284, 299.PL 38.1368.37.

Примечания

  • 1 — Августин использует выражение immolarise (приноситься в жертву, становиться жертвой). — Прим. ред.

Стих 7

Что же, рассмотрим сами заслуги апостола Павла, за которые, по его словам, праведный Судия должен воздать ему венец, и узнаем, его ли самого по себе это заслуги, то есть сам ли он приобрел их себе, или же это — дары Божии. Вот что он говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. И прежде всего, не было бы вовсе всех этих добрых дел, если бы не предшествовали им добрые помышления. Теперь посмотрите, что говорит он об этих самых помышлениях. Вот как сказал он, когда писал к коринфянам: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя самих, но способность наша от Бога (5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. 2Кор 3:5). Теперь будем разбирать все по отдельности: Я, — говорит апостол, — подвизался подвигом добрым. Спрошу я: какой силой подвизался он, той, которая была у него от самого себя, или той, которая дана была свыше? Но ведь не может быть, чтобы столь великий Учитель не знал закона Бога, говорящего во Второзаконии: Да не скажет кто в сердце своем: «Моя крепость и мощь руки моей создали для меня эту великую силу», но да помнишь Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе крепость, чтобы создать силу (17 и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", 18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим. Втор 8:17−18). А какую пользу имеет добрый подвиг, если не следует за ним победы? И кто дает победу, если не Тот, о Ком сам апостол говорит: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! 1Кор 15:57)? О том же он говорит и в другом месте, когда вспоминает свидетельство из псалма: Ибо за Тебя умерщвляют нас весь день, считают нас за овец, обреченных на заклание (23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Пс 43:23), и тут же продолжает: Но во всем этом мы одерживаем победу силою Возлюбившего нас (36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. 37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Рим 8:36−37) — итак, не своей силой, но силой Возлюбившего нас. Далее говорит [апостол]: Течение совершил, но ведь это говорит тот, кто в другом месте сказал: Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от Бога милующего16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Рим 9:16. Это изречение никоим образом не может быть обращено так, чтобы [можно было] сказать: « [Это зависит] не от милующего Бога, но от желающего и старающегося человека»: ибо всякий, кто отважится сказать подобное, ясно покажет, что он противоречит апостолу.

Наконец, [апостол] говорит: Веру сохранил, но тот говорит это, кто в другом месте сказал: Я получил милость [от Господа], чтобы быть верующим (25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. 1Кор 7:25). Ведь не говорит он: «Я получил милость, поскольку сделался верующим», но: Чтобы быть верующим. Так показывает он, что невозможно и саму веру иметь иначе, как от милующего Бога, поскольку и она есть дар Божий. Этому он вполне ясно учит, говоря: Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, но дар Божий (8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: Еф 2:8). Ведь они могли сказать: «Мы потому получили благодать, что уверовали», как бы приписывая себе веру, а Богу — благодать. Вот почему апостол, сказав: Через веру, добавляет: и это не от вас, но дар Божий. Далее, чтобы не сказали они, что удостоились такого дара из-за своих дел, он тотчас продолжает: Не от дел, чтобы не стал кто превозноситься (9 не от дел, чтобы никто не хвалился. Еф 2:9).. [Так говорит он] не потому, что отрицает добрые дела (ведь он же учит, что Бог каждому воздаст по делам его, 6 Который воздаст каждому по делам его: Рим 2:6), но поскольку дела проистекают от веры, а не вера от дел, так что от Того у нас дела праведности, от Кого и сама вера, о которой сказано: Праведный верою жив будет4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Авв 2:4; 17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим 1:17; 38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Евр 10:38.

Источник: О благодати и свободном решении



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.