От Луки 17 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Комментарии Баркли

Перевод Еп. Кассиана

1 И Он сказал ученикам Своим: невозможно, чтобы не пришли соблазны, но горе тому, чрез кого они приходят.
2 Лучше было бы ему, если бы мельничный камень облегал его шею, и был он ввержен в море, чем чтобы соблазнил он одного из малых сих.
3 Наблюдайте же за собой. Если согрешит брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день возвратится к тебе и скажет: «каюсь», — прости ему.
5 И сказали апостолы Господу: прибавь нам веры.
6 И сказал Господь: если бы вы имели веру с зерно горчичное, — то сказали бы вы этой шелковице: «вырвись с корнем и пересадись в море», и она послушалась бы вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «иди сейчас же, садись за стол»?
8 Напротив, не скажет ли он ему: «приготовь мне пообедать и, подпоясавшись, служи мне, пока я ем и пью, и потом ешь и пей ты сам»?
9 Будет ли он благодарить раба за то, что тот исполнил указанное?
10 Так и вы, когда исполните всё указанное вам, говорите: «мы рабы ни на что не годные; что должны были сделать, сделали».
11 И было: на пути в Иерусалим, шел Он вдоль границы Самарии и Галилеи.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились поодаль.
13 И заговорили они громким голосом: Иисус Наставник, помилуй нас.
14 И увидев, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И было: пока они шли, очистились.
15 Один же из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога.
16 И пал на лицо свое к Его ногам, благодаря Его; и то был Самарянин.
17 И сказал Иисус в ответ: не десять ли очистились? Где же девять?
18 Не нашлось никого, кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
20 И на вопрос фарисеев, когда придет Царство Божие, Он ответил им: не придет Царство Божие приметным образом,
21 и не скажут: «вот здесь», или: «там». Ибо, вот, Царство Божие внутри вас.
22 И сказал ученикам: придут дни, когда восхотите увидеть один только день Сына Человеческого и не увидите.
23 И скажут вам: «вот там», «вот здесь», — не ходите и не гоняйтесь.
24 Ибо как молния, блистая, светит от одного края неба до другого, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25 Но прежде надлежит Ему много претерпеть и быть отвергнутым родом этим.
26 И как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж — до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было в дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, сажали, строили;
29 а в тот день, как вышел Лот из Содома, пролились дождем огонь и сера с неба и погубили всех.
30 Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31 В тот день, кто будет на крыше, а вещи его в доме, да не спускается взять их; также и тот, кто в поле, да не возвращается назад.
32 Помните о жене Лота.
33 Кто будет стараться душу свою сохранить, тот погубит ее, и кто погубит, тот оживит ее.
34 Говорю вам, в эту ночь будут двое на одной постели: один будет взят, а другой оставлен:
35 Две будут вместе молоть: одна будет взята, другая же оставлена.
36 Стих 36 прежних русских переводов: «двое в поле: один будет взят, а другой оставлен», почти совпадающий с Мф.24.40, отсутствует в древнейших рукописях Лк.
37 И говорят они Ему на это: где. Господи? Он же оказал им: где тело, там соберутся и орлы.

Комментарии Баркли

ЗАКОНЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ (Лк 17:1−10)

Этот отрывок распадается на четыре отдельные части.

1. В стихах 1 и 2 Иисус осуждает людей, приучающих других к греху. В русском переводе Библии говорится о соблазнах, которое соответствует греческому слову скандалон и русскому скандал. Оно имеет два значения:

а) Первоначально оно означало приманку в капкане.

б) Позже оно стало обозначать любое препятствие на пути человека, чтобы завлечь его. Иисус говорит, что было бы невозможно устроить мир так, чтобы в нем не было никаких соблазнов, но горе человеку, который учит другого грешить, или лишит его невинности.

Каждый человек встречается с соблазном, никто не избежит побуждения ко злу. Кеннеди Уильямсон рассказывает об одном умирающем старике. Что-то мучило его и он, наконец, сообщил ему: «Когда я был мальчишкой, — сказал он, — я часто играл на большом пустыре. В его центре пересекались две дороги, а на перекрестке стоял старый покривившийся указательный столб. Помню, как однажды я повернул его так, что он стал показывать неправильное направление; и с тех пор я часто думаю о том, сколько людей по моей вине пошли по неверной дороге».

Бог взыщет с человека, пославшего своего более молодого или более слабого брата в неверное направление.

2. В стихах 3 и 4 Иисус говорит о необходимости прощения в христианской жизни. Иисус призывает нас прощать человека, даже семь раз в день. У раввинов была поговорка, гласившая, что человек, простивший собрата своего три раза — совершенный человек. Норма христианина более чем в два раза больше нормы иудейских раввинов, но дело не в цифрах.

Цифра семь просто указывает, что христианское прощение намного превосходит всякие масштабы прошения, известные человечеству.

3. В стихах 5 и 6 Иисус говорит нам, что вера — величайшая сила в мире. Вспомним, что на востоке любят выражаться по возможности образно. Фраза эта значит, что даже совершенно невозможное может стать возможным, если верить в его осуществление. Стоит только подумать о тех многочисленных научных чудесах, хирургических операциях, подвигах героизма и стойкости, ставших сегодня реальностью, на которые пятьдесят лет тому назад смотрели как на нечто невероятное и невозможное. Если мы начнем какое-либо дело, думая про себя: «Невозможно», то мы ничего и не сделаем. Если же взяться за дело с мыслью: «Нужно сделать», — вполне возможно, что мы сделаем. Надобно помнить, что ни одну задачу мы не решим сами, а лишь с Богом, с Его силой и властью.

4. В стихах 7−10 Иисус говорит, что мы никогда не сможем сделать Бога своим должником и никогда не сможем требовать от Него чего-либо. Даже если мы сделали все, что в наших силах, мы лишь выполнили свой долг; а человек, выполнивший свой долг, сделал лишь то, Что от него можно ожидать.

Когда б я целый мир отдал,
То дар мой был бы слишком мал.
Что ж за любовь Твою я дам?
Ничто! Я Твой всецело сам.

Можно выполнить все требования закона, но любящий знает, что никто не может удовлетворить все требования любви.

РЕДКАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ (Лк 17:11−19)

Когда Иисус по пути в Иерусалим проходил из Галилеи в Самарию, Его встретили десять прокаженных. Как мы уже знаем, иудеи не общались с самарянами, а в этой группе прокаженных был, по крайней мере, один самарянин. И снова перед нами проявление великого закона жизни. Общее несчастье не знает ни расовых, ни национальных различий. Проказа заставила их забыть, что одни из них иудеи, а другие — самаряне; они помнили лишь о том, что их объединяет страдание и что им всем нужна помощь. Когда наводнение заливает землю и дикие животные ищут спасения, на каком-нибудь сухом клочке земли можно видеть спокойно стоящими рядом животных, являющихся по природе своей заклятыми врагами и в другое время и при других обстоятельствах бьющихся насмерть. Так и людей, несомненно, объединяет лишь их общая нужда в Боге.

Когда проходил Иисус, прокаженные стояли вдалеке (ср. Лев 13:45−46; Чис 5:2). В законе не было точно установлено расстояние, но нам известно, по крайней мере, одно свидетельство, что прокаженный, стоящий с наветренной стороны, должен находиться не ближе 45 метров от незараженного человека. Уже отсюда видно, в какой изоляции жили прокаженные.

Как ни в одной другой истории Евангелия, здесь проявляется человеческая неблагодарность. Ведь прокаженные пришли к Иисусу, страстно желая исцеления; Он исцелил их, а девять из десяти так и не пришли к Нему, чтобы поблагодарить Его. Как часто человек, получивший желаемое, так и не возвращается поблагодарить.

1. Мы часто неблагодарны по отношению к своим родителям. А ведь в жизни каждого из нас было время беспомощности, когда мы неминуемо умерли бы без ухода даже на несколько дней. Из всех живых существ человек требует наибольшей заботы в течении наиболее длительного времени, прежде чем он сможет сам удовлетворить свои жизненно важные потребности. В течении многих лет мы зависимы от родителей во всем. А ведь многие начинают потом смотреть на состарившихся как на помеху, и не желают воздать своим родителям должное. Как это сказал в ужасное для него время Король Лир:

...насколько
Больней, чем быть укушенным змеей,
Иметь неблагодарного ребенка!

(Перевод Б. Пастернака).

2. Мы часто также неблагодарны по отношению к своим собратьям. Нет человека, не обязанного чем-нибудь своим собратьям. И вот в тот момент, когда ему была оказана помощь, каждый, пожалуй, думал, что он никогда не забудет этого, но лишь немногие воздают впоследствии своим собратьям тем же, чем они им обязаны. Часто мы остаемся в долгу перед другом, учителем, доктором, хирургом; но ведь трагедия в том, что часто мы даже не пытаемся поблагодарить их за заботы и труды.

Дуй, ветер зимний, дуй!
Ты не так жесток, как
человеческая неблагодарность.

(Шекспир, Король Лир, Акт. 3, сцена 2.)

3. Часто мы неблагодарны Богу. В пору горькой нужды мы истово молим Бога; а как только проходят бедствия, мы забываем о Нем. Многие вообще даже не молятся перед едой. Бог за нас пожертвовал Своего Единородного Сына, а многие никогда не возблагодарили Бога за Его милость. Лучшей нашей благодарностью Ему будут наши усилия оправдать Его доброту и милосердие. «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс 102:2).

ЗНАМЕНИЯ ПРИШЕСТВИЯ (Лк 17:20-З7)

Перед нами два трудных отрывка.

В стихах 20 и 21 Иисус отвечает на вопрос фарисеев о том, когда придет Царствие Небесное. На это Он ответил им, что признаки прихода Царствия Небесного вовсе не те, которых ожидают иудеи. При этом Лука употребляет слово, соответствующее русскому диагностировать, то есть определить болезнь на основании исследований.

И мы не совсем уверены, что хотел этим сказать Иисус. Греческий оборот может иметь два значения:

а) Он может значить: Царствие Божие внутри нас, то есть оно действует в наших сердцах и создает не новые вещи, а новых людей. Эти изменения происходят не в материальной сфере, а в сердцах людей.

б) Он может значить: Царствие Божие среди вас. В этом случае он имел в виду Себя. Иисус был ярким воплощением Царствия Божия, но они не узнали Его. Он как бы говорил: «Все что Бог может предложить вам, все Его тайны пред вами, а вы не хотите принять их».

А в стихах 22−37 говорится о Втором пришествии Иисуса Христа. Из этого отрывка мы можем выбрать только определенные места, и они достаточны:

1. Придет время, когда христиане будут страстно желать пришествия Христа. Подобно святым мученикам они возопиют «Доколе, Владыка Святый и Истинный?» (Откр 6:10). Но им придется терпеть и ждать. Бог не торопится, и придет в Свое время.

2. Второе пришествие Иисуса Христа предопределено, но срок Его пришествия не известен. И бессмысленны догадки об этом. Будут приходить люди с ложными пророчествами и лживыми предсказаниями; но мы не должны оставлять нашей повседневной работы, чтобы следовать за ними. Лучше всего для человека будет, чтобы Христос застал его выполняющим свой долг в вере, смиренно и бдительно. Один комментатор Библии сказал о Втором пришествии Христа: «Ни один человек не предвидит его, но каждый увидит его».

3. Когда этот день настанет, свершится правосудие Божие, и из двух человек, всю жизнь проживших вместе, Бог возьмет одного, а другой останется. В этой фразе звучит предостережение. Близкие отношения с праведным человеком еще не означают наше собственное спасение. «Ни один человек не может дать избавление своему брату». А разве не правда, что семья часто склонна возложить обязанности по посещению церкви на одного своего члена? Разве не правда, что муж часто предоставляет своей жене исполнять церковные обязанности, Бог же будет судить каждого человека индивидуально. Человек не может исполнить свой долг по отношению к Богу через доверенное лицо, либо даже через близких родственников. Не редко будет так, что Бог возьмет только одного из супругов, а другого оставит.

4. Будучи спрошен фарисеями, — когда же это случится? — Иисус ответил известной поговоркой: «Где труп, там соберутся и орлы». Это значит, что все произойдет тогда, когда исполнятся все необходимые условия, то есть пошлет Иисуса Христа в наш мир тогда, когда Он сочтет, что время настало. Мы не знаем, когда это время придет, мы не должны строить себе иллюзий об этом. Но надобно жить так, чтобы, когда бы Он ни явился — утром, в полдень или вечером — мы были бы готовы встретиться с Ним.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.