Деяния 20 глава

Деяния святых апостолов
Перевод Еп. Кассиана → Комментарии Баркли

Перевод Еп. Кассиана

1 По прекращении мятежа Павел, послав за учениками и дав им наставления, простился и отправился в Македонию.
2 Пройдя же эту область и наставив их обильным словом, пришел в Елладу
3 и, проведя там три месяца, решил возвращаться через Македонию, потому что Иудеи готовили на него покушение во время предстоявшего ему морского пути в Сирию.
4 Сопровождали его Сопатр Пирров Верианин, а из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, Асийцы же — Тихик и Трофим.
5 Они пройдя вперед, ожидали нас в Троаде.
6 Мы же отплыли после дней Опресноков из Филипп и в пять дней прибыли к ним в Троаду, где провели семь дней.
7 В первый же день недели, когда мы были собраны для преломления хлеба, Павел беседовал с ними, намереваясь отправиться в путь на следующий день, и продолжил слово до полуночи.
8 Было достаточно светильников в горнице, где мы были собраны.
9 Сидел в окне некий юноша, по имени Евтих, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Погруженный в сон, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым,
10 Павел, спустившись, лег на него всем телом и сказал: не смущайтесь, ибо душа его в нем.
11 Поднявшись наверх и преломив хлеб и вкусив, и еще немало побеседовав до зари, отправился в путь.
12 Между тем отрока привели живого, и были они утешены безмерно.
13 А мы пошли вперед на корабль и отплыли в Асс с намерением взять оттуда Павла: ибо он так приказал, намереваясь сам идти сухим путем.
14 Когда же он встретился с нами в Ассе, мы, взяв его, прибыли в Митилину;
15 отплыв оттуда, на следующий день поравнялись с Хиосом, а на другой день дошли до Самоса и днем позже пришли в Милет.
16 Ибо Павел рассудил проплыть мимо Ефеса, чтобы не получилось у него потери времени в Асии; ибо он спешил, если бы это было для него возможно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милета он послал в Ефес и вызвал к себе пресвитеров церкви.
18 И когда они прибыли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, когда пришел в Асию, все время с вами жил,
19 работая для Господа со всяким смиренномудрием и слезами и среди искушений, постигших меня по козням Иудеев;
20 что я не опустил ничего полезного: проповедал вам и учил вас всенародно и по домам,
21 свидетельствуя, как Иудеям, так и Еллинам о покаянии пред Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа.
22 И вот теперь, связанный Духом, я иду в Иерусалим, не зная, что мне там встретится,
23 кроме того, что Дух Святой по всем городам свидетельствует мне, говоря, что ждут меня узы и скорби.
24 Но жизнь моя не имеет для меня никакой цены, только бы совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, засвидетельствовать Евангелие благодати Божией.
25 И теперь, вот, я знаю, что больше не увидите лица моего вы все, между которыми я ходил, проповедуя Царство.
26 Поэтому свидетельствую вам в сегодняшний день, что чист я от крови всех;
27 ибо я не опустил возвестить вам весь совет Божий.
28 Блюдите себя и всё стадо, в котором Дух Святой поставил вас епископами пасти Церковь Божию, которую Он приобрел Себе кровию Своею.
29 Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам волки лютые, не щадящие стада,
30 и из вас самих восстанут люди, говорящие превратное, чтобы увлечь учеников за собой.
31 Поэтому бодрствуйте, помня, что я три года ночью и днем не переставал со слезами вразумлять каждого особо.
32 И теперь вверяю вас Богу и слову благодати Его, могущему устроить и дать наследие вместе со всеми освященными.
33 Серебра или золота или одежды я ни от кого не пожелал.
34 Вы сами знаете, что нуждам моим и тех, кто были со мной, послужили эти руки.
35 Во всём показал я вам, что так трудясь, надо поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, чем принимать».
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
37 И был немалый плач у всех и, бросаясь на шею Павлу, целовали его,
38 скорбя особенно о слове, которое он сказал, что не придется им больше видеть лица его. И провожали его на корабль.

Комментарии Баркли

НА ПУТИ В ИЕРУСАЛИМ (Деян 20:1−6)

Мы уже видели, как близка была Павлу мысль собрать пожертвования от всех церквей для Иерусалимской церкви, для получения этих подаяний он направился в Македонию. И здесь перед нами иллюстрация того, сколь много осталось нам неизвестным о Павле. В стихе 2 сказано, что, пройдя те места, он пришел в Елладу. Должно быть, в это время он и посетил Иллирик (Рим 15:19). В этих строках подведен итог путешествия длительностью около года и связанных с ним приключений.

В стихе 3 говорится о том, что, когда Павел уже собирался отплыть из Еллады в Сирию, раскрыли иудейский заговор. По всей вероятности намечалось следующее: часто из иностранных портов отправлялись в Сирию иудейские пилигримы, ехавшие на Пасху, и Павел, по-видимому, хотел отплыть на одном из таких судов. На таком судне иудеям было бы очень просто устроить, чтобы Павел исчез за борт, с тем, чтобы больше никто о нем не услышал. Он всегда рисковал жизнью.

В стихе 4 приведен список сопровождающих его. Эти люди, очевидно, были посланы различными церквями для передачи их пожертвований Иерусалимской церкви. Уже тогда, на заре христианства, наглядно показывали, что Церковь едина, и нужда в одной обязывает других проявить свое участие и единство.

В стихе 5 Лука переходит от повествования от третьего лица к первому лицу. Это показывает, что он снова с Павлом и перед нами сообщения очевидца. Лука говорит, что они покинули Филиппы после опресночных дней. Они начинались со дня Пасхи и длились неделю, в течение которой иудеи ели исключительно пресный хлеб в память избавления из египетского плена. Пасха была в середине апреля.

ЮНОША ВПАДАЕТ В СОН (Деян 20:7−12)

Этот живописный рассказ очевидца один из самых первых, дающий нам представление о том, как происходило христианское богослужение.

Здесь дважды говорится о преломлении хлеба. В раннехристианской Церкви соблюдались два тесно связанные между собой обряда. Один назывался пиром любви. Все приносили свою долю на эту трапезу, и она часто являлась единственной нормальной едой, которую рабы получали за всю неделю. На этом пиру любви христиане кушали вместе как любящие друзья. Другой обряд назывался тайной вечерей, соблюдаемой сразу после пира любви или во время его. Может быть мы утратили что-то дорогое в чувствах счастливого единства, которые проявляются во время совместной еды. Как ничто другое, она проявляет семейный характер и дух христианской Церкви.

Все это происходило ночью. Может быть, это было связано с тем, что только ночью рабы были свободны от дневной работы и могли прийти к христианской братии. Этим же объясняется происшедшее с Евтихом. Было темно. В низкой комнате на третьем этаже было жарко. От многочисленных светильников воздух в комнате стал тяжелым. Евтих, несомненно, перед этим весь день тяжело работал и, поэтому устал. Он сидел у открытого окна, чтобы дышать прохладным ночным воздухом. Окна были не из стекла, а из дерева, решетчатые или сплошные и открывались как двери, почти прямо от пола и выходили во двор. Уставший Евтих в тяжелой атмосфере заснул и выпал с третьего этажа во двор. Не следует думать, будто Павел говорил без перерыва; его проповедь перемежалась разговорами и дискуссиями. Когда присутствующие спустились по внешней лестнице во двор и нашли юношу, лежащего без чувств, они стали, по восточному обычаю, громко кричать. Но Павел призвал их прекратить ненужные крики, потому что юноша дышал. Из дальнейших стихов мы узнаем, что Павел не пошел со всеми, он, несомненно, остался, чтобы убедиться в том, что Евтих полностью оправился от падения.

Описанная картина оставляет приятное впечатление, что состоялось скорее семейное собрание, чем современное церковное богослужение. Возможно ли, что мы достигли большего достоинства в церковной службе за счет семейной атмосферы?

ЭТАПЫ ПУТИ (Деян 20:13−16)

Так как Лука был вместе с Павлом, мы можем проследить за путешествием день за днем, этап за этапом. От Троады до Асса было более 30 километров, а по морю — почти пятьдесят, причем по морю нужно было огибать мыс Лектум, плывя против сильного северо-восточного ветра. У Павла было достаточно времени проделать путешествие пешком и сесть на судно вновь в Ассе. Возможно, он хотел провести это время наедине, чтобы собраться с духом для дней грядущих. Митилина находилась на острове Лесбос, Хиос — на острове Самоса. Милит находился в сорока пяти километрах к югу от Ефеса в устье реки Меандра.

Мы видим, как Павлу хотелось попасть в Иерусалим на Пасху и как заговор иудеев помешал этому. Пятидесятница праздновалась семь недель после Пасхи, и Павел старался своевременно прибыть туда на этот великий праздник. Хотя Павел и порвал с иудеями, праздники предков были дороги его сердцу. Он был апостолом язычников, за что его народ мог даже ненавидеть его, но в его сердце была лишь любовь к своему народу.

СКОРБНОЕ ПРОЩАНИЕ (Деян 20:17−38)

Невозможно полностью описать эту прощальную речь, которая настолько переполнена чувствами. Но выделим некоторые моменты.

Во-первых, Павел утверждает нечто о себе:

1) Он говорил без страха, возвещая людям всю волю Божию, не потворствуя ни страхам, ни благосклонностям людей.

2) Он жил независимо. Своими руками он удовлетворял все нужды свои. Но он трудился не только для удовлетворения своих нужд, но и для других, которые были В худшем положении, чем он.

3) Он смело смотрел в будущее. Будучи пленником Святого Духа и, доверяя Ему, он был в состоянии встречать все, что ждет его в будущем.

Павел также предъявляет требования к своим друзьям:

1) Он напоминает им об их долге. Они были блюстителями и пастырями в стаде Господа Бога. Эту обязанность не они выбрали себе, а Бог избрал их для нее. Слуги доброго Пастыря также должны быть пастырями Церкви Его.

2) Он напоминает об угрожающей опасности. Зараза мира всегда близка. Где истина, там ложь может нападать. Их ждет постоянная борьба за веру и за чистоту Церкви.

Прощание Павла исполнено чувством глубокой любви. Это чувство любви должно бы править каждой церковью, ибо, если в церкви остынет любовь, то неизбежно увянет и вера.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.