От Луки 10 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Библия говорит сегодня

Перевод Еп. Кассиана

1 После этого поставил Господь и других семьдесят и послал их по два пред лицом Своим, в каждый город и место, куда предстояло Ему Самому идти,
2 и говорил им: жатвы много, а работников мало; поэтому молите Господина жатвы, чтобы выслал работников на жатву Свою.
3 Идите! Вот, посылаю вас, как ягнят посреди волков.
4 Не носите с собой ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого в пути не приветствуйте.
5 И в какой бы вы дом ни вошли, прежде всего говорите: «мир дому сему».
6 И если будет там сын мира, то низойдет на него мир ваш; если же нет, то на вас возвратится.
7 И в этом доме оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо достоин работник награды своей. Не переходите из дома в дом.
8 И в какой бы вы город ни входили, — если примут вас, ешьте предлагаемое вам,
9 и исцеляйте находящихся в нем больных и говорите им: «близко к вам Царство Божие».
10 И в какой бы вы город ни вошли, — если не примут вас, то, выйдя на улицы его, скажите:
11 «и пыль, прилипшую к нашим ногам от города вашего, мы отрясаем вам. Знайте однако то, что близко Царство Божие».
12 Говорю вам, что Содому в день тот будет легче, чем городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо, если бы в Тире и Сидоне были совершены чудеса, совершившиеся в вас, то давно бы они, сидя в рубище и пепле, покаялись.
14 Но Тиру и Сидону легче будет на суде, чем вам.
15 И ты, Капернаум, до неба ли ты будешь вознесён? До ада ты будешь низвергнут.
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает, а Меня отвергающий отвергает Пославшего Меня.
17 Возвратились же семьдесят с радостью и говорили: Господи, и бесы покоряются нам во имя Твое.
18 Он же сказал им: Я видел сатану как молнию с неба упавшего.
19 Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов и — над всею силою врага; и ничто не повредит вам.
20 Но тому не радуйтесь, что духи вам покоряются, а радуйтесь, что имена ваши вписаны на небесах.
21 В этот час Он возликовал Духом Святым и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл это от мудрых и разумных и открыл это младенцам. Да, Отче, ибо так было благоугодно Тебе.
22 Всё Мне предано Отцом Моим; и никто не знает, кто есть Сын, кроме Отца; и кто есть Отец — никто, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть.
23 И обратившись к ученикам отдельно от других, сказал: блаженны очи видящие то, что вы видите.
24 Ибо говорю вам: многие пророки и цари хотели увидеть то, что видите вы, и не увидели, и услышать то, что вы слышите, и не услышали.
25 И вот встал некий законник, искушая Его, и сказал: Учитель, что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в Законе что написано? Как читаешь?
27 И он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею крепостью твоею и всем разумом твоим», и: «ближнего твоего, как самого себя».
28 И Он сказал ему: ты правильно ответил: так поступай и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 Иисус тотчас же ответил: человек некий спускался из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; они его раздели и изранили, и ушли, оставив полумертвым.
31 Случайно священник некий спускался дорогою той и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, придя на это место и увидев его, прошел мимо.
33 Самарянин же некий, находившийся в пути, натолкнулся на него и увидев сжалился
34 и подойдя перевязал раны его, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 и на другой день, вынув два динария, дал хозяину гостиницы и сказал: «позаботься о нем, и что перерасходуешь, я на обратном пути заплачу тебе».
36 Кто из этих троих, думается тебе, оказался ближним попавшему в руки разбойников?
37 Он сказал: сотворивший ему милость. Сказал же ему Иисус: иди, и ты поступай так же.
38 И во время пути их вошел Он в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой.
39 И у нее была сестра, называвшаяся Марией, которая и села у ног Господа, и слушала слово Его.
40 Марфа же вся была поглощена услужением. Она подошла и сказала: Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она мне помогла.
41 И ответил ей Господь; Марфа, Марфа, заботишься ты и беспокоишься о многом,
42 а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у нее.

Библия говорит сегодня

2) Быть Его глашатаем (10:1−6)

Те, кто решил последовать за Иисусом и учиться у Него, далее посылаются впереди Него, чтобы представлять Его другим. Семьдесят учеников должны были идти «во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Тем, кто таким образом стал Его глашатаем, Иисус говорит о тяжком труде (10:2), опасностях (10:3), требуя от них целеустремленности (10:4) и откровенного провозглашения Благой вести Царства (10:5−12). Тяжкий труд — это жатва; когда ворота спасения закроются, этот тяжкий труд будет делом ангелов (Мф 13:30, 39). Но пока ворота остаются открытыми, доставлять обращенных в амбар Господа остается заботой учеников. Когда «агнцы» выходят благовествовать, им надо опасаться духовных «волков». Целеустремленность же рождается тогда, когда мы отказываемся от удобств и отдыха. А их благовестие, обрисованное во второй части данного абзаца, должно быть предельно ясным и скорым. Мы начинаем видеть, как на практике отпадают все остальные, менее важные заботы (9:57−62), когда мы полностью отдаемся делу возвещения людям об Иисусе.

Таков этот призыв; многие могут подумать, что «следовать» за Иисусом они еще в их силах, но быть Его «глашатаем» — это удел особо одаренных. Но в этом абзаце не раз подчеркивается, что Иисус ожидает от каждого христианина и того, и другого. В цифре, обозначающей количество посылаемых учеников, может скрываться символический смысл [некоторые комментаторы предпочитают переводить число «семьдесят» как «семьдесят два» и предлагают свои варианты его толкования, подтверждающие, что оно также может быть символичным]. Иисус уже послал двенадцать Своих учеников вести народ Божий, и если это число соответствовало двенадцати сыновьям Иакова, другое число не менее символично: семьдесят было суммой всех участников семейства Иакова, когда он отправился в Египет, и всех старейшин Израилевых, когда они вскоре вышли из Египта (Быт 46:27; Чис 11:16). Мы могли бы разграничить две эти символические цифры следующим образом: 12 = патриархи Израиля — апостолы; 70 = народ Израиля = церковь в общем.

Приказ, полученный семьюдесятью учениками, по своей природе применим к каждому христианину. Для этого не надо быть исключительным человеком. Исключительным делает человека послание, которое он несет, и сила, которая его ведет. Послание — это вопрос жизни и смерти. Последний суд, который не за горами, рай или ад, вечное блаженство или страдание — все зависит от того, примем мы или отвергнем Божественное послание (10:12−16). Божественная сила — это Сам Господь; Его урожай, весь замысел Его находится под Его контролем, и трижды Он берет на Себя ответственность посылать тружеников (10:1−3). Ни один христианин не имеет права отказаться от этого служения, ссылаясь, как Моисей, на свои недостатки. Ибо Господь отвечает на это: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить» (Исх 4:11−12).

Иногда вместо уст Моисея используются уста его красноречивого брата (Исх 4:14−16). Но даже в этом случае неуверенный в себе Моисей становится пророком, и говорит за Господа (Втор 18:15), и хочет, чтобы весь народ Божий поступал также (Чис 11:29). Его надежда исполнилась в наше новозаветное время, когда Дух Святой излился на «всякую плоть» (Деян 2:17−18), и каждый, кто спасся, может не только искренне верить, но также подтверждать на словах — красноречиво или нет, — что Иисус есть Господь (Рим 10:9).

Таким образом, путь Иисуса заключает в себе два аспекта. Иисус зовет людей быть Его последователями и учениками, а когда они узнают Его лучше, Он посылает их впереди Себя быть Его глашатаями, посланниками и слугами. В обоих случаях необходимо полностью отдаваться своему делу.

2. Каким этот путь не может быть (10:17−37)

Однако такую преданность часто понимают неправильно. Хотя мы и знаем, что, начиная служить Ему, мы должны уповать на силы Христа, а не на свои собственные, мы склонны все-таки считать «преданность» своим «достижением». Часто мы думаем, что быть последователем или глашатаем Иисуса — значит завершить это служение. На самом же деле последователем и глашатаем Иисуса нужно просто быть.

Не путь ли Иисуса указывает нам, что мы делаем и кто мы есть?

Конечно же, он. Рассмотрим же и это недопонимание и его разъяснение.

1) Объяснение посвященным (10:17−24)

«Семьдесят учеников возвратились с радостью» (10:17); они удачно благовествовали. Но было ли это следствием их усилий? Поняли ли они это, и было ли это понимание следствием, в первую очередь, их познаний?

Напротив, они осознают то, что мы уже отметили, — их сила изгонять демонов заключается только в имени Иисуса; и Он ясно дает понять это — «Даю вам власть» (10:19). Он делает из них посланников, которые могут плодотворно провозглашать Его послание. Важно не то, что они будут делать, чего Он от них хочет.

Важно то, что они позволят Ему сделать себя такими людьми, которые неизбежно будут выполнять то, что Он требует.

То же самое с осмыслением данного послания. Это произошло не благодаря работе их ума (10:21−24). Иисус благодарит Отца за то, что Он «утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». В этих двух коротеньких фрагментах, конечно же, речь идет не о том, что народ Божий пассивен и глуп, а Иисус управляет их телами, как марионетками, и программирует их, как компьютеры. Несомненно, что и в теле, и в уме они активны, служа Ему, сейчас — в евангелической репетиции, а затем — в полноценном служении церкви. Но их страстная деятельность берет свое начало из возможностей, которые дал им Он, а не они сами в себе развили, и из понимания, которое также дал Он, а не они сами достигли. Действительно, для людей Христовых общим является тот факт, что каждый из них может сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Таким образом, рассказ о возвращении семидесяти продвигается вперед и вступает в эпоху Святого Духа, которая должна начаться в Пятидесятницу — момент сверхъестественного обитания силы Христа среди и внутри Его народа. Так пусть же и Его народ, и Он возрадуются (10:17, 21) Божественной печати, лежащей на чудесах, которые должны случиться.

2) Объяснение непосвященным (10:25−37)

Затем следует знаменитая история о добром самаритянине.

Для тысяч людей, христиан и нехристиан, она стала образцом любви к ближнему. Народ Христов особенно ценит ее как иллюстрацию к Его второй великой заповеди, той, в которой помимо любви к Господу нам вменяется любить своего ближнего. В притче о самаритянине рассказывается о такой любви. Самаритянин — это тот, кто, видя нужду другого и имея возможность оказать ему помощь или поддержку, так и поступает без предрассудков и невзирая на обстоятельства. Это одна из сторон христианского образа жизни.

Но как и все притчи Иисуса, история о добром самаритянине имеет еще более глубокий, скрытый смысл, и один из ключей к нему лежит в вопросе законника. Он спрашивает не о самой вечной жизни, а о том, как ее достичь. «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (10:25). И его различие немаловажно.

Иисус отвечает что называется argumentum adhominem, то есть «доказательством, основанным не на объективных данных, а рассчитанным на чувства убеждаемого». Спрашивающий хорошо знает иудейский закон, поэтому Иисус отвечает, исходя из собственных позиций этого человека: «В законе что написано? как читаешь?» (10:26). Законник спрашивает о том, что ему делать, чтобы унаследовать вечную жизнь, и Иисус ему отвечает, что сначала он должен делать то, что велят ему две великие заповеди, и поступать, как поступил самаритянин (10:28, 37). Спрашивающий хочет узнать путь к жизни, и Иисус говорит: «Так поступай, и будешь жить» (10:28).

Но когда дело касается вечной жизни, то если в Писании и есть что-либо более однозначное, так это то, «что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим 3:20). Говорится, что «исполнивший его человек жив будет им» (Рим 10:5), но это только теоретически; проблема в том, что это ни у кого не получается. Если законник думает, что вечной жизни можно достичь, исполняя требования закона, ему предстоит узнать, насколько высоки эти требования.

История о добром самаритянине на самом деле не так проста, как кажется на первый взгляд. Речь в ней идет о том, что в жизни невозможно. Мы так привыкли думать о жертве и спасителе в этой истории как о «ближних». Однако это лишь уловка; Иисус намеренно выбирает героями Своей истории представителей двух групп людей, которые известны Его слушателям совсем не как добрые соседи, но как заклятые враги. Увидеть, как самаритянин помогает еврею, — это все равно, что увидеть, как эфиоп меняет цвет своей кожи или леопард лишается своих пятен. «Ирландский республиканец случайно попадает в руки врагов, и ольстерский оранжист приходит ему на помощь; белый колонист оказывается в руках врагов, и черный борец за свободу приходит ему на помощь; вот чего требует от нас закон Божий».

Но в любом случае, законник был прав в одном. Вечная жизнь — это то, что необходимо «наследовать». А чтобы получить наследство, необходимо быть наследником. Никакие дела не сделают вас таковым. Соблюдение закона — это образ жизни, но это не путь к жизни. Только милостью Божьей мы становимся правильными людьми — Его людьми; только родившись заново, мы начинаем делать правильные дела.

Путь Иисуса — это путь самоотречения и преданности, как в следовании за Ним, так и в возвещении. Но это не путь прилежной «религии» и неистового служения, занятости и бесконечных добрых дел. Этот путь означает не достижение, но обязательство, не деятельность, но отношение к ней, не количество, но качество.

Последний эпизод данного раздела подводит этому итог (10:38−42). Именно «в продолжение пути их» Иисус и Его друзья проходили мимо деревни, где жили Марфа и Мария, и были приглашены ими в гости. Происшествие в их доме окончательно проясняет то, что происходило до этого. «Мария... села у ног Иисуса и слушала слово Его» — это правильный путь. «Марфа же заботилась о большом угощении» — а это неправильный путь.

Иисус говорит Марфе: «Одно только нужно». Что бы ни означала эта спорная фраза, в ней слышится мягкий упрек женщине, что ее приоритеты выбраны неверно. Но эти же слова являются подтверждением того, что практическое служение уместно, и оно ценится Господом. Но Мария избрала лучшее. «Путь» с Иисусом означает жизнь в постоянном стремлении узнавать о Нем больше, познавать Его. Как мы видели в начальном эпизоде этого раздела (9:51−56), этот «путь» означает готовность сопровождать Его, даже в «Иерусалим», до креста, где умирает наша старая жизнь ради себя. Все наши стремления к духовным достижениям, все предположения, что вечной жизни можно достичь, а Богу угодить количеством добрых дел, должны умереть. Когда Иисус призывает нас следовать за Ним, Он не имеет в виду привлечь нас к неистовой религиозной деятельности, полностью зависящей от наших сил. Он зовет нас к полному самоотречению ради Него, чтобы произвести в нас «хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.