От Луки 22 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Библия говорит сегодня

Перевод Еп. Кассиана

1 Приближался же праздник Опресноков, называемый Пасхою.
2 И искали первосвященники и книжники, как бы убить Его, ибо они боялись народа.
3 И вошел сатана в Иуду, называемого Искариотом, одного из числа Двенадцати;
4 и он пошел совещаться с первосвященниками и начальниками стражи, как бы предать Его им.
5 И они обрадовались и согласились дать ему денег.
6 И он обещал и искал случая предать им Его не при народе.
7 Настал же день Опресноков, когда надлежало заколоть пасхального агнца;
8 и Он послал Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам пасху, чтобы нам вкусить ее.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 И Он сказал им: вот, когда будете входить в город, встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним в дом, куда он войдет;
11 и скажете хозяину дома: «говорит тебе Учитель: где покой, в котором Я вкусил бы пасху с учениками Моими?»
12 И он вам покажет горницу большую, убранную; там приготовьте.
13 Они пошли и нашли, как Он указал им, и приготовили пасху.
14 И когда настал час. Он возлег, и апостолы с Ним.
15 И Он сказал им: великим желанием возжелал Я вкусить эту пасху вместе с вами прежде Моего страдания:
16 ибо, говорю вам, не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царстве Божием.
17 И взяв чашу, возблагодарив, сказал: возьмите ее и разделите между собою,
18 ибо говорю вам, что не буду пить отныне от плода лозы виноградной, доколе Царство Божие не придет.
19 И взяв хлеб, возблагодарив, преломил и дал им, говоря: это есть тело Мое, за вас отдаваемое. Делайте это в воспоминание о Мне.
20 Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в крови Моей, за вас изливаемой.
21 Но вот рука предающего Меня со Мною за столом,
22 ибо Сын Человеческий идет по предназначению, но горе человеку тому, чрез которого Он предается.
23 И они начали спрашивать друг друга: кто же из них сделает это?
24 Возник и спор между ними, кто из них должен считаться большим.
25 Он же сказал им: цари народов господствуют над ними, и имеющие власть над ними называются «Благодетелями».
26 А вы не так: но больший между вами да будет как младший, и начальствующий как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас — как служащий.
28 Но вы те, которые пребыли со Мною в испытаниях Моих;
29 и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 чтобы вы ели и пили за трапезою Моею в Царстве Моем. И сядете вы на престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых.
31 И сказал Господь: Симон, Симон, вот, сатана добился того, чтобы просеять вас, как пшеницу:
32 но Я молился о Тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих,
33 Он же сказал Ему: Господи, с Тобою я готов и в тюрьму и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр: не пропоет сегодня петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
35 И сказал им: когда Я послал вас без мешка и сумы и обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они сказали: ни в чем.
36 И Он сказал им: но теперь, у кого есть мешок, пусть возьмет; также и суму; и у кого нет, пусть продаст одежду свою и купит меч;
37 ибо говорю вам: нужно, чтобы совершилось на Мне это слово Писания: «И к беззаконным причтен». Ибо и то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они же сказали: Господи, вот здесь два меча. И Он сказал им: довольно.
39 И выйдя, пошел, по обыкновению, на гору Масличную; за Ним последовали и ученики.
40 И придя на место, Он сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
41 А Сам отошел от них на расстояние брошенного камня; и преклонив колени, молился,
42 говоря: Отче, если хочешь, пронеси эту чашу мимо Меня; впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.
43 И явился Ему ангел с неба, укрепляя Его.
44 И впав в томление, усиленнее молился; и сделался пот Его, как капли крови, падающие на землю.
45 И встав от молитвы, придя к ученикам, нашел их спящими от печали.
46 И сказал им: что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение.
47 Пока Он еще говорил, вот толпа, и тот, кого звали Иуда, один из Двенадцати, шел впереди их. И он приблизился к Иисусу, чтобы поцеловать Его.
48 Иисус же сказал ему: Иуда, поцелуем ли предаешь ты Сына Человеческого?
49 Окружавшие Его, увидев, что будет, сказали: Господи, что, если мы ударим мечем?
50 И один из них ударил первосвященникова раба и отсек ему правое ухо.
51 Иисус же сказал в ответ: оставьте, довольно! И коснувшись уха, исцелил раба.
52 И сказал Иисус пришедшим на Него первосвященникам и начальникам храмовой стражи и старейшинам: как на разбойника вышли вы с мечами и кольями.
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не подняли на Меня рук; но этот час — ваш, и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и ввели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
55 Когда развели огонь среди двора и сели вместе, сидел и Петр между ними.
56 И одна служанка, увидев его, сидящего у огня, и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
57 Но он отрекся и сказал: я не знаю Его, женщина.
58 И немного спустя другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал: человек, я не из них.
59 И около часа спустя кто-то другой начал настойчиво утверждать: поистине, и этот был с Ним; он, ведь, и Галилеянин.
60 Но Петр сказал: человек, я не знаю, что ты говоришь. И тотчас, пока он еще говорил, пропел петух.
61 И обернувшись, Господь взглянул на Петра. И вспомнил Петр слово Господне, как Он сказал ему: сегодня, прежде чем пропоет петух, ты отречешься от Меня трижды.
62 И выйдя вон, плакал горько.
63 А люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
64 и закрыв лицо Его, спрашивали: прореки, кто ударил Тебя?
65 И много иных хулений произносили на Него.
66 И когда настал день, собрался совет старейшин народа: и первосвященники, и книжники; и привели Его в свой синедрион.
67 И сказали: если Ты Христос, скажи нам. Он же сказал им: если Я вам скажу, вы не поверите;
68 а если спрошу, вы не ответите.
69 Отныне Сын Человеческий будет восседать по правую сторону силы Божией.
70 И сказали все: итак, Ты — Сын Божий? А Он им сказал: вы говорите, что Я.
71 Они же сказали: какая нам еще нужда в свидетельстве? Ибо мы сами слышали из уст Его.

Библия говорит сегодня

22:1 — 23:25 Час сатаны

Теперь — ваше время и власть тьмы (22:53).

Над Иерусалимом поднимается полная луна, и начинается последняя ночь земной жизни Иисуса. На протяжении всего Своего служения Он боролся с силами тьмы, но эта ночь обнаруживает «княжества и силы, собирающие свои невидимые отряды», чего не происходило со времени их последнего столкновения с Иисусом в пустыне в начале Его служения. Именно Лука сказал нам, что после этого испытания сил «диавол отошел от Него до времени» (4:13). И сейчас опять же Лука сообщает нам, что подходящее время пришло.

В нашем отрывке описывается последняя вечеря, хождение к горе Елеонской, борения в Гёфсимании, полночный арест и суды, с разной степенью правомерности проходившие в ранние часы следующего утра. Это сложная история, и она представляет несколько проблем, связанных, главным образом, с последней вечерей и судами [невозможно восстановить порядок событий, который бы лежал в основе всех Евангелий, след. Ссылки показывают, где каждый эпизод рассматривается подробнее всего.]. Но мы попытаемся увидеть, какие темы большего всего волновали Луку, когда он отбирал и изображал различные случаи, освещая то или иное, чтобы показать самое важное, на его взгляд.

1. Вечеря: раскрытие двух планов (22:1−38)

Описывая пасхальную трапезу Иисуса и Его друзей и то, что этому предшествовало, Лука раскрывает нам глубокий смысл, скрытый под поверхностью описываемых событий. Приближалось исполнение двух роковых планов, противоположных друг другу: план уничтожения и план спасения.

1) План уничтожения (22:1−6)

Целью этого плана было уничтожение Иисуса. Его враги замышляют, как они делали это уже несколько раз до этого (19:47; 20:19), устранить нарушителя спокойствия из Назарета.

Первый пункт в их плане — это «праздник опресноков, называемый Пасхою» (22:1). Для них было бы удобнее избавиться от Иисуса в другое время, когда у Него было не так много сторонников. Но ничего не поделаешь, дело нельзя было откладывать. Они сделают все, что в их силах, чтобы осуществить задуманное.

Далее, для осуществления плана им нужно было найти кого-то, кто устроил бы арест — Его друг, который согласился бы предать Его. Для этого подходил Иуда, один «из числа двенадцати» (22:3). Какими бы ни были его мотивы, однако то, что он добровольно вошел в заговор, остается фактом.

Его поручителями были «первосвященники и книжники» (22:2). Мы уже видели, как фарисеи (секта в иудаизме, которая особо противостояла Иисусу) уступили роль Его злейшего врага первосвященникам, книжникам и старейшинам, лидерам еврейского народа. Это были официальные представители старого Израиля, иудаизма, каким он стал в то время, религиозной системы, нежелающей принимать избранного Мессию Божьего. Мы замечаем, сколько зла они делают Иисусу, видим их страх перед простыми людьми, которые могли поддержать Его, и их злобное ликование, когда они находят предателя в лице Иуды.

Но за ними стояла даже еще более зловещая сила. Мы вспоминаем о всеобъемлющем взгляде Иисуса, о котором Лука так часто свидетельствует. Как Иисус заботится не только об одном народе, но обо всем мире, так Он заботится не только об этом мире, но и о «высшем» мире, который Павел называет «небесными обителями», где силы духовные объединяются в главном сражении между добром и злом (ср.: Еф 6:11−13). Поэтому Лука — единственный из евангелистов, упоминающий о деятельности сатаны (22:3, 31), — описывает борения Иисуса и кровавый пот в Гефсимании (22:44) и приводит Его слова: «Но теперь — ваше время и власть тьмы» (22:53).

Так, показывая Пасху как обстоятельство, Иуду — как инструмент, еврейских лидеров — как заговорщиков и сатану — как движущую силу, Лука излагает план уничтожения Иисуса. Но можно ли считать Иисуса беспомощной жертвой этих махинаций? Ничто не может быть дальше от истины. И Лука рассказывает историю таким образом, чтобы показать нам, что Иисус также следует Своему плану, в точности повторяющему план сатаны.

2) План спасения (22:7−38)

«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (22:8). Странно было то, что путь заранее уже был приготовлен для них (22:10−13). И таким же образом были сделаны приготовления в более широком плане. Раскрывался Божественный план, как ответный заговор против заговора сатаны. Чтобы сделать это очевидным, Лука собирает а своем рассказе о последней вечере ряд высказываний Иисуса, которые разбросаны по разным местам или вообще не приводятся в других Евангелиях.

Сначала он показывает уместность Пасхи (22:14−20). Это часть той старой еврейской религии, которая стала искаженной и извращенной, и лидеры этой религии даже сейчас замышляют убить Иисуса. Но Пасха, которая станет триумфом их замысла, — это уже часть Его плана. Он должен совершиться в Царствии Божием» (22:16). Для евреев это означало побег из Египта в землю Ханаанскую. Но сейчас этот побег должен осуществиться в своем полном значении, и с этого момента будет означать для народа Божьего побег от греха и смерти в вечную жизнь. Исход Моисея исполнится в исходе Иисуса.

Далее, как поступит Иисус с Иудой? Он также часть не только замысла сатаны, но и ответного замысла Господа (22:21−23): предательство Сына Человеческого «идет по предназначению» (22:22). Иуда известен; его предательство известно; его участь известна — «горе тому человеку»; все это уже известно, предусмотрено и вплетено в замысел Божий.

А как насчет первосвященников? Иисус оглядывает Своих учеников (22:24−30); они все еще мало понимают в Его словах об общине (22:24), но Он пытается объяснить им, что происходит. Он словно говорит там в городе пребывают лидеры старого Израиля, которого Господь сделал Своим народом по старому договору; но они восстали против Бога, поэтому «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (22:29); и по условиям этого нового договора отныне вы будете лидерами нового Израиля (22:30).

И как насчет сатаны, главного заговорщика, который уже вошел в Иуду Искариота? Послушайте, говорит Иисус апостолам (22:31−34): сатана хотел привлечь к себе не только Иуду, но всех вас. Иуду Я оставил Ему. Но что касается остальных, то, хотя Симон собирается отречься от Меня, Я могу возвратить даже того, кто пал так же низко, и через него Я возвращу всех вас. Довольно о сатане! Господь принял его вызов. Когда Сын молится Отцу, высвобождается сила, которая контролирует все замыслы сатаны.

Поэтому Иисус уже принял в расчет все элементы в заговоре против Него. Он исполняет Пасху, предсказывает предательство, завещает сменить старый Израиль на новый и плодотворно молиться о разрушении замыслов сатаны. Его ответный план уже запущен в действие. Это уже не репетиция, как было во время их миссионерских походов (10:1−12; 22:35). Это настоящее «исполнение» (22:37) замысла.

2. Ночь: сплетение двух планов (22:39−71)

Четыре эпизода ведут нас через одинокие ночные часы Иисуса к рассвету Великой страстной пятницы.

1) Борения (22:39−46)

Как я уже говорил, духовный конфликт в Гефсимании упоминается только у Луки. Почему он так уместен в рассказе о страстях Господа? Потому что, раскрывая замысел сатаны, направленный на разрушение, и Божий замысел спасения, Лука показывает нам, что оба они движутся к одной и той же цели. Враги Иисуса прилагают все усилия и используют всю свою изобретательность, чтобы пригвоздить Его к кресту, и все же это та самая «чаша», которую Отец дал Ему испить (22:42). Воля Его Отца совпадает с их волею (23:25). Неудивительно, что Он «в борении... и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (22:44).

2) Арест (22:47−53)

Через долину Кедрон по направлению к саду упали первые лучи утреннего солнца, и враги Иисуса «как будто на разбойника вышли... с мечами и кольями»: это было их «время» (22:52−53).

И все же Иисус пошел в сад «по обыкновению» (22:39) и не сделал никаких усилий, чтобы избежать ареста. Он запрещает Своим ученикам защищать Себя, хотя они могут и хотят это сделать (22:49). Он намеренно идет в ловушку, которую мог легко обойти. Его враги исполняют свой замысел, но Он также действует по плану.

3) Отречение (22:54−62)

Стыд и раскаяние Петра, испытанные им после отречения от Иисуса, привлекают все наше внимание. Это ли не триумф сатаны? Практически уничтожив Иисуса, он также почти овладел Его учениками, которым предстоит быть лидерами нового Израиля.

Но все же, подобно Петру, который «вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» (22:61), мы тоже можем вспомнить, но другие слова Иисуса: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (22:32). Даже отступничество учеников было частью замысла Господа.

4) Приговор (22:63−71)

Настал день, но это были только первые проблески рассвета. Синедрион собрался настолько рано, насколько это было позволительно законом, поэтому мы можем считать, что это событие происходило ночью. Члены синедриона осуждают Иисуса и после Его решающих слов выносят Ему приговор.

Но обратите внимание на то, что Он говорит: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (22:69). Отныне Иисус будет занимать трон судьи. Отрекшись от Христа Божьего, они тем самым лишили себя права быть лидерами народа Божьего. Осуждая Его, они сами осуждаются Им. С этого момента старый Израиль сменяется новым, законным правителем которого навеки будет Иисус.

Таким образом, в то время как их замысел только созревает, Его замысел уже осуществляется. Приговор иудеев в 22:71 имеет решающее значение. С этих пор их дела пошли под гору.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.