Откровение 2 глава

Откровение святого Иоанна Богослова
Перевод Еп. Кассиана → Библия говорит сегодня

Перевод Еп. Кассиана

1 Ангелу церкви в Ефесе напиши: Так говорит Держащий семь звезд в правой Своей руке. Ходящий между семью светильниками золотыми:
2 «знаю дела твои и труд и терпение твое и что ты не можешь переносить злых, и испытал называющих себя апостолами, а они не апостолы, и нашел их лжецами,
3 И имеешь терпение и много перенёс за имя Мое, и не изнемог.
4 Но имею против тебя, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак помни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела. А если не так, приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
6 Но то у тебя есть, что ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
7 Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквам. Тому, кто побеждает, Я дам ему вкусить от древа жизни, которое в раю Божием».
8 И ангелу церкви в Смирне напиши: Так говорит Первый и Последний, Который был мёртв и ожил:
9 «знаю твою скорбь и нищету, — но ты богат, — и хулу от говорящих, что они Иудеи, а они не Иудеи, но синагога сатаны.
10 Не бойся ничего, что тебе предстоит претерпеть. Вот будет диавол ввергать из среды вас в тюрьму, чтобы быть вам искушенными, и будете иметь скорбь десять дней. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
11 Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквам. Тот, кто побеждает, не будет поражен вовсе смертью второй».
12 И ангелу церкви в Пергаме напиши: Так говорит Имеющий меч обоюдоострый:
13 «знаю, где ты живёшь: там, где престол сатаны. И ты твердо держишься имени Моего и не отрекся от веры в Меня даже во дни Антипы, свидетеля Моего, верного Моего, который был убит у вас, там, где сатана живёт.
14 Но имею немного против тебя за то, что ты имеешь там держащихся учения Валаама, который научил Валака поставить западню перед сынами Израилевыми: есть идоложертвенное и блудить.
15 Так и у тебя есть подобным же образом держащиеся учения Николаитов.
16 Итак покайся. Если же нет, приду к тебе скоро и сражусь с ними мечем уст Моих.
17 Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквам. Тому, кто побеждает, Я дам ему манны сокровенной, и дам ему белый камешек, и на камешке имя новое написанное, которого никто не знает, кроме получающего».
18 И ангелу церкви в Фиатирах напиши: Так говорит Сын Божий, у Которого глаза, как пламя огня, и ноги Его подобны меди:
19 «знаю твои дела, и любовь, и веру, и служение и терпение твое, и что дела твои последние больше первых.
20 Но имею против тебя, что ты попускаешь женщине Иезавели, называющей себя пророчицей; она и учит и вводит в заблуждение Моих рабов, чтобы они блудили и ели идоложертвенное.
21 И Я дал ей время, чтобы она покаялась, но она не хочет покаяться в блуде своем.
22 Вот Я повергаю её на одр страдания, и прелюбодействующих с ней в скорбь великую, если не покаются в делах её,
23 и детей её убью смертью; и познают все церкви, что Я — Испытующий внутренности и сердца, и воздам вам каждому по делам вашим.
24 Вам же говорю, прочим находящимся в Фиатирах, всем, кто не имеют этого учения, которые не познали глубин сатаны, как они говорят: не налагаю на вас другого бремени.
25 Только то, что имеете, твердо держите, пока не приду.
26 И тому, кто побеждает и кто соблюдает до конца дела Мои, Я дам ему власть над язычниками,
27 и он будет пасти их посохом железным; как сосуды глиняные, они будут сокрушены, — как и Я получил власть от Отца Моего;
28 и дам ему звезду утреннюю.
29 Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквам».

Библия говорит сегодня

2. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ: В ЕФЕС (2:1−7)

Если верно то, что донесла до нас об Иоанне церковная традиция, то его сердце должно было учащенно забиться, когда он услышал, что первое из семи посланий предназначено для церкви в Ефесе. Согласно широко распространенному убеждению, он сам в течение многих лет был в ней епископом. Можно предположить, что характер церкви будет отражать характер своего руководителя. Новый Завет называет Иоанна, с одной стороны, «апостолом любви», а с другой, — «сыном грома». Традиция сохранила две любопытные истории о последних годах его пребывания в Ефесе. В этих историях вновь отражается его особый характер. В первой истории рассказывается о том, как он отказался оставаться под одной крышей с еретиком, во второй — как он сводил все свои проповеди к одному предложению. Его он повторял на всех церковных собраниях. Вот это предложение: «Дети, любите друг друга». На основании рассказанного в Деяниях и послании к Ефесянам можно утверждать, что церкви в Ефесе были присущи и любовь, и рвение. Город Ефес был «метрополисом», или материнским городом, всей Азии. Для этой церкви был характерен такой проповеднический пыл и пасторская забота, что ее по праву можно было назвать «материнской церковью» всей Азии. Поэтому Павел писал о ее «любви ко всем святым» (Еф 1:15).

Апостол записал Откровение спустя несколько лет после своего пребывания в Ефесе. Какова церковь сейчас? Ее пыл не ослабел. Христос хвалит ее дела, и труд, и терпение. Хвалит он и здравое учение, которого она придерживается. Она с радостью переносит страдания и, безусловно, не станет терпеть лжеучений, будут ли они исходить от нечестивых и безбожных людей в целом или псевдоапостолов и николаитов, в частности. Вскоре после этого Игнатий, епископ Антиохии, послал в ефесскую церковь письмо. В нем он пишет о том, какие хорошие отзывы он получил об этой церкви, как правильно в ней поставлено учение. Евангелие в ней не искажается, а ее члены даже слушать не станут представителей какой-либо неортодоксальной секты. А также церковь всерьез отнеслась к предупреждениям, которые сделал Павел при встрече с ее руководителями. В посланной им Христом вести не содержится ничего, хоть в какой-то степени умаляющего их стремление к чистоте и праведности; хорошо бы всем Божьим людям быть достаточно проницательными, чтобы повторять вслед за псалмопевцем: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи?» (Пс 138:21).

Но при всем своем стремлении к истине церковь в Ефесе забыла о любви, «качестве, без которого все остальные утрачивают свою ценность». Стоит заметить, что эта церковь — первая и последняя из всех семи церквей, которой Бог угрожает фактическим разрушением. И причина одна — церкви недостает горячей преданности. «Ты оставил первую любовь твою», — говорит Христос. — Не пойми Меня неправильно; «ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу»; Я одобряю твое рвение. Но куда делась твоя любовь! Ведь именно только благодаря ей ты сможешь выжить как церковь.

Цена такой ошибки, к сожалению, слишком высока. Это следует признать всем христианам, принявшим на себя роль доблестных борцов за истину, но при этом забывшим, что прежде всего им следует иметь любящее и великодушное сердце. Им Христос явится в образе столь же ревностного борца за истину. Он тоже проявляет силу и отвагу — но при этом заступается за церковь, «держит» ее (ст. 1). Он тоже обладает острым зрением. Он видит зло — но на этот раз в самой церкви. Он тоже не станет мириться со злом, — и зло, которое Он грозит уничтожить, есть сама церковь. Он «сдвинет ее светильник», если она не покается.

И светильник действительно был сдвинут. Церковь исчезла вместе с городом; осталось только место под названием Аясалик. И по странной иронии оно стоит в память об Иоанне, а не о Ефесе. Если отдельный человек вспомнит, от чего он отпал и вернется к своей первой любви и добрым делам, то для него по-прежнему остается в силе обещание жизни в раю.

Последние упоминаются в 2:15. Мы поговорим о них подробнее, разбирая этот стих.

Но пусть остерегается лишенная любви церковь. «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор 13:2).

3. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ: В СМИРНУ (2:8−11)

Не нужно обладать особыми знаниями о Смирне, чтобы понять, о чем здесь идет речь. Но интересно отметить, что красота этого города, соперничающего с Ефесом, была красотой воскресения. За семьсот лет до этого древняя Смирна была разрушена и в течение трех веков лежала в развалинах. Во времена Иоанна это был город, воскресший из мертвых. По контрасту с пустырем, который некогда был Ефесом, этот город, второй по величине в азиатской Турции (современное название Измир), процветает и сегодня. И его церкви также предстояло пройти через воскресение.

Однако ближайшее будущее сулило ей страдания и даже смерть. Тем из нас, кто живут сравнительно легкой жизнью, следует извлечь из этого урок. Если преследования постучатся завтра к нам в дверь, не отшатнемся ли мы от них в ужасе? Многим церквям пришлось научиться жить с такой перспективой, этому надо научиться и нам. Иоанну была показана великая скорбь, которая положит конец существованию этого мира. Однако он также видел, что Божьи люди вновь и вновь переживают ту же скорбь, только в миниатюре. И это для них испытание. Бедствия творятся руками дьявола, но по Божьему замыслу.

Тяжесть гонений в Смирне усугублялась тем фактом, что они вершились местными иудеями. Они были Божьим народом лишь по расовой принадлежности (Рим 2:28). Под маской служения Богу они гнали церковь. На самом деле они богохульствовали (Ин 16:2). Возможно, экономическое давление со стороны иудеев довело церковь до нищеты, а их клеветнические обвинения и наговоры (ибо «сатана» означает «клеветник») послужили причиной заключения христиан в тюрьму и их гибели.

Но пусть христиане мужаются. Ибо Христос, открывающий перед нами эту ужасающую перспективу, Сам прошел через те же страдания. Подобно Смирне, Он также «был мертв и ожил» и гарантирует воскресение верным. Враг силен. За действиями иудеев стоит сатана; именно он, а не Авраам, является их духовным отцом (Ин 8:33, 44). Но за действиями сатаны стоит Бог, и в ”конечном счете Он управляет всем. Если один великий урок состоит в том, что страдание неизбежно, то второй — в том, что оно ограничено. Для жителей Смирны оно будет длиться в течение «десяти дней» в ближайшем будущем. Затем по милосердию Божьему настанет одиннадцатый день, и все будет кончено. Божий контроль не означает, что сатане не позволяется причинять боль и страдания. Нигде в Новом Завете не гарантируется свобода от страданий в этой жизни; ведь без креста не было бы и венца. Но Бог гарантирует, что даже если церкви придется претерпеть и физическую смерть, душа ее не погибнет. Павел, который сам усвоил два этих великих урока, демонстрирует перед лицом скорбей истинно христианское чувство — умение видеть верную перспективу: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:18).

Следовательно, Христос говорит жителям Смирны, что им следует быть исполненными не страха, но веры — не закрывать глаза на страдания, но смотреть дальше и видеть за ними Бога, управляющего всем."

4. ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ: В ПЕРГАМ (2:12−17)

Если Ефес был «Нью-Йорком» Азии, то Пергам был его «Вашингтоном». Именно отсюда Римская империя осуществляла свое правление. В городе также был возведен самый первый храм для поклонения императору. Это ли имел в виду Христос, когда говорил о «престоле сатаны», — трудно утверждать со всей определенностью. Но так или иначе этими Своими словами Он подчеркивает, с какого рода трудностями приходится сталкиваться пергамской церкви. Для них сатана не просто клеветник, действующий через группу нерасположенных к христианам иудеев, как это было в Смирне, Перед ними он предстает в виде «князя мира сего», если пользоваться фразой, из Евангелия от Иоанна (Ин 14:30). И то, что Иоанн в своем Первом послании называет «миром» (1Ин 2:15), является реальным и могущественным врагом пергамской церкви.

Это включает в себя не только государственный аппарат, но и другие учреждения, обладающие властью. Гигантская библиотека Пергама (от названия города произошло слово «пергамент»), пользующаяся широкой известностью целительская деятельность жрецов Эскулапа и венчающий город акрополь греко-азиатского алтаря Зевса-Спасителя — все эти атрибуты «альтернативного общества», которые воздействуют на ум, тело и душу, дополнялись открытыми требованиями римского государства. (Точно также в сцене 4 мы увидим, как к земному зверю присоединяется морской, чтобы предложить людям доступный способ существования вне Царства Божьего. Но об этой истории лучше поговорить, когда придет ее очередь; попытка забежать вперед при исследовании откровения Иоанна может привести к неправильному пониманию.)

Короче говоря, в данном случае сатана действует, пользуясь рычагами нехристианского общества. Он устраивает гонения; страдания, которые предстоит пережить христианам Смирны, уже выпали на долю пергамских христиан. По крайней мере, один уже принял мученическую смерть (вторая половина ст. 13). Он искушает; николаиты, которых мы встретили в Смирне, есть и здесь. Хотя мы практически ничего о них не знаем, но, по всей видимости, их учение того же рода, что и учение Валаама, задолго до этого вводившего Божьих людей в грех (Чис 31:16; 25:1−3). Оба греха, упомянутых в стихе 14, можно принимать в буквальном смысле. Оба имели место во времена Валаама, оба возродились в новозаветной церкви (1Кор 5 и 8). Путь к ним ведет через искушение, типичное для мира в любую эпоху: «Что в этом вредного? Все делают так; почему бы и тебе не поступить подобным образом?»

Мир предлагает церкви выбор между двух зол — искушение или гонения. «Мягко стелющее» общество, где царствует вседозволенность, становится удивительно жестким по отношению к тем, кто отказывается плясать под его дудку. «Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет 4:4). Веселые улицы Ярмарки тщеславия по-прежнему могут привести к тюрьме или столбу: ты или купишь, или сгоришь. Это не десятидневное царствование зла, которое предстояло пережить Смирне. По всей видимости, из всей пергамской церкви только один Антипа умер мученической смертью. Но послушайте, как звучит похвала Христа: «Ты не отрекся от веры моей даже в те дни, в которые... умервщлен верный свидетель Мой Антипа». Эти слова подразумевают, что искушение было всегда, но в это время оно особенно активизировалось.

Для некоторых искушение слишком сильно, и они уступают ему. Появляется компромисс; стирается различие между церковью и миром; слишком много терпимости, слишком мало дисциплины. «Пергамцы впали в крайность, противоположную той, в которую впали ефесяне. Как узка безопасная тропа между грехом излишней терпимости и грехом нетерпимости!»

Но в конечном счете им приходится считаться с Христом. Сила меча принадлежит не правителям Рима и не князю мира сего, а Ему (ст. 12). Это меч суда в двух смыслах: он отделяет истину (Евр 4:12) и наказывает зло (Рим 13:4). Христос предупреждает, что использует его против тех в церкви, кто не покается (ст. 16).

Но тем, кто покается и преодолеет все, Он дал обещание. Понять смысл этого обещания нелегко. По этому поводу выдвигалась масса предположений, особенно это относится к значению белого камня (ст. 17). Если рассматривать фразу в ее контексте, то мы видим, что речь идет о пирах в честь культа мяса и манны, которые Бог посылал Израилю в пустыне. Поэтому можно сделать вывод, что здесь делается ссылка на квадратные камни, которые в древности использовались в качестве входных билетов на различные публичные развлечения. Обещание вечной жизни, завершающее каждое из первых двух посланий, вновь повторяется здесь. Оно дается христианину, который не поддастся соблазнам мирских удовольствий и культовых празднеств. Такому человеку Христос вручает персональное приглашение на небесный праздник. На этом празднике он будет иметь истинное наслаждение, которое заключается в Самом Христе: «ибо все обетования Божий в Нем «да» и в Нем «аминь», Он есть истинная манна, небесный хлеб (2Кор 1:20; Ин 6:31−35).

5. ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЛАНИЕ: В ФИАТИРУ (2:18−29)

Церковь в Фиатире, так же, как и в Пергаме, отличалась безнравственностью и снисходительностью к тем, кто предпочитал идолослужение. Здесь, так же, как и там, мы можем принять сказанное о них в буквальном смысле, хотя, конечно же, речь идет о духовном прелюбодеянии — это довольно распространенный грех среди Божьих людей. Библейская метафора такова: истинный Бог — супруг Израиля; лжебоги — любовники этой страны (Иер 3; Иез 16; Ос 2 и т. д.). Иезавель, подобно Валааму, была для Израиля посторонней. Она сумела увлечь Божью невесту на скользкую дорогу неверности (3Цар 16:31; 4Цар 9:22).

Однако между сложившимися в этих двух церквях ситуациями есть некоторые различия. Христиан в Пергаме сатана окружил мирскими соблазнами. С их помощью он пытается заставить их «сообразоваться с веком сим» (Рим 12:2); но он знает, что церкви, известной своим ростом и рвением (ст. 19), наибольший вред может принести не давление извне, а исходящий изнутри церкви яд. Поэтому в Фиатире одна конкретная женщина действует подобно Иезавели и одновременно берет на себя пророческую роль Валаама. Она говорит как бы от имени Бога, но учит при этом «глубинам сатанинским», в которые некоторые из членов этой сильной и полной жизни церкви готовы углубляться с рвением, достойным лучшего применения.

Епископ Батлер был несправедлив, когда обвинял Джона Уэсли в «притязаниях на чрезвычайные откровения и дары Святого Духа». Но на это претендуют многие, и их откровения, отличающиеся от уже открытого Писанием, могут быть действительно «ужасной вещью». Их зловещие голоса часто слышатся среди вздымающихся волн духовного энтузиазма. Когда набирала силу Реформация, Джон Лейденский в Мюнстере провозгласил себя Мессией. Когда впавшие в идеализм Дети Бога призывают современную молодежь к верности, родители-христиане приходят в ужас, обнаружив, что от их сыновей и дочерей требуют разорвать семейные связи. «Нет других богов, кроме Меня», «Почитай отца своего и мать свою» — эти древние заповеди по сравнению с волнующими голосами новых пророков кажутся данью скучной традиции.

В живой церкви такие голоса обязательно будут раздаваться. Но это не может служить оправданием для попустительства подобным явлениям. Скорее наоборот, чем большей симпатией людей пользуется такая «Иезавель», тем более суровым судом она будет судима. Христос нагрянет, «как солнце, сияющее в силе своей» (1:16). От Его пронизывающего взгляда не скроется ничего. Он несравнимо ужаснее, чем языческий бог-солнце Аполлон, чей храм в Фиатире пользовался известностью. Он испытает ум и сердце, ничто не скроется от испепеляющего жара Его славы. Тех, кто не покается, ждут страдания и смерть, в духовном смысле — безусловно, а в физическом — возможно (они будут наказаны за те грехи, о которых говорится в ст. 20 и 21). А те, кто покается и устранит это главное препятствие, станут, как обещает Христос, великолепной церковью, активно распространяющей Благую Весть. Для этого у них есть все. Стих 27 представляет собой греческий вариант Псалма 2:9, написанного на еврейском. Смысл первой половины стиха неясен на обоих языках. Но интересно, что выражение, получившееся в результате перевода на греческий, точно выражает двойной эффект, оказываемый проповедью Евангелия. Ибо власть над народами, которая в Псалме 2 дана Христу, а здесь — церкви, есть власть провозглашать владычество Царства Божьего. Отвергающий это владычество погибнет; но принимающий его будет жить (2Кор 2:15−16; Ин 20:23; Лк 24:47). Более того, церкви, которая воистину сияет в этом мрачном мире, как светильник Евангелия, Христос также обещает Самого Себя — утреннюю звезду (22:16). Эта звезда будет для них залогом грядущего рассвета, когда свет лампад будет поглощен сиянием вечного дня.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.