От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Под редакцией Кулаковых

 
 

В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.
 
В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу.

И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,
 
Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу.

И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.
 
Многое сказал Иисус им в притчах. « Послушайте! — говорил Он. — Вот вышел сеятель сеять.

И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.
 
Когда он сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.

Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.
 
Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.

Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.
 
Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.

Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.
 
Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их.

Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.
 
Иные же зерна упали на хорошую землю, и дали они урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.

Имеющий уши да слышит.
 
У кого есть уши, пусть услышит!»

И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?
 
Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты притчами говоришь им?»

И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;
 
Он ответил: «Вам дано узнать тайны Царства Небесного, а им не дано.

ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
 
Ибо у кого есть, тому и еще будет дано, и дано будет с избытком; а у кого нет, у него и то, что есть, будет взято.

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Я потому им притчами говорю, что смотрят они — но не видят, слушают — но не слышат и не понимают.

и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
 
Так сбылось на них пророчество Исайи: „Вы будете слушать и слушать — и всё же не поймете; будете смотреть и смотреть — и всё же не увидите.

ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».
 
Ибо огрубело сердце народа этого, уши их едва слышат, и глаза свои они закрыли. Иначе увидели бы глазами, услышали бы ушами, поняли бы сердцем и лицом повернулись2 бы ко Мне, и Я исцелил бы их“.3

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
 
А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат.4

ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.
 
Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.

Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.
 
А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.

Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.
 
Когда человек слышит весть Царства,5 но не понимает ее, приходит к нему нечистый и уносит посеянное в сердце его. Это представлено зерном, упавшим у дороги.6

А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;
 
А посеянное на каменистой почве — это о тех, кто слышит весть и тотчас с радостью принимает ее,

но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.
 
но, так как нет у него корня,7 он непостоянен и тотчас теряет веру, едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.

А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.
 
Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но мирские заботы и обольщение богатством заглушают ее, и она не приносит плода.

А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.
 
На хорошей же земле посеянное представляет того, кто слышит и понимает весть. Он и приносит плод, и урожай может быть стократным, или шестидесятикратным, или тридцатикратным».

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;
 
Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена.

когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
 
Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.

а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.
 
Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и плевелы.

И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»
 
Слуги пошли к хозяину дома и сказали: „Господин! Разве не пшеницу8 ты сеял на поле своем? Откуда же появились плевелы?“

Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»
 
„Враг это сделал“, — ответил он им. Тогда слуги сказали: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выпололи их?“

Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
 
„Нет, — он ответил, — чтобы, выпалывая плевелы, не вырвали вы заодно и пшеницу,

Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».
 
пусть вместе они растут до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: выберите сперва плевелы и свяжите их пучками, чтобы сжечь, а пшеницу соберите в мои закрома“».

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.
 
И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем.

Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.
 
Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно становится деревом,9 так что птицы поднебесные прилетают и гнездятся в ветвях его».

Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
И такую еще притчу рассказал Иисус: «Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами10 муки, пока не заквасилось всё тесто ».

Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,
 
Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего.

дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.
 
Так исполнилось сказанное через пророка: «Открою в притчах уста Мои и провозглашу сокрытое от сотворения [мира]».11

Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.
 
Затем, оставив народ, Иисус вошел в дом. Там к Нему подошли Его ученики и попросили: «Объясни нам притчу о плевелах в поле».

И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;
 
Он ответил: «Сеятель доброго семени — Сын Человеческий;

поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.
 
поле — это мир, доброе семя — сыны Царства, а плевелы — сыны злого духа.

Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — дьявол. Жатва — это конец мира,12 а жнецы — ангелы.

Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:
 
Как собирают плевелы и сжигают в огне, так будет и в конце мира.

пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они очистят Царство Его от всех, кто других совращал,13 и от тех, кто сам жил беззаконно,14

и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.

Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.
 
Праведники же будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего. У кого есть уши, пусть услышит!»

Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
 
«Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.
 
И вот еще с чем сравнимо Царство Небесное. Один купец, искавший хороший жемчуг,

Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
 
нашел как-то одну особенно ценную жемчужину. Он пошел, продал всё, что было у него, и купил ее.

Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.
 
Царство Небесное подобно большой сети: заброшенная в море, она захватила разного рода рыбу.

Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.
 
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а негодную выбросили.

Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных
 
Так будет и в конце мира: выйдут ангелы и отберут нечестивых из среды праведных,

и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.

Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!
 
Всё ли сказанное Мной вы поняли?» «Да», — ответили они Ему.

И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.
 
«Так вот, — сказал Он им, — всякий книжник, обученный в школе Царства Небесного, подобен хозяину дома, который выносит из богатого хранилища своего и новое, и старое».

И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
 
Кончив рассказывать эти притчи, Иисус ушел оттуда

И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?
 
и пришел в город, где Он вырос, и стал учить там людей в синагоге. Они в изумлении говорили: «Откуда такая мудрость у Него и такая сила творить чудеса?

Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
Разве не сын Он плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья — Иаков и Иосиф,15 Симон и Иуда?

И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?
 
И все сестры Его разве не живут среди нас? Откуда же у Него всё это?»

И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.
 
И не захотели они принять Его. Иисус же сказал им: «Не почитают пророка только в отечестве и в доме его».

И не сотворил там многих чудес по неверию их.
 
И многих чудес из-за неверия их не сотворил Он там.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Или: задушили.
15  [2] — См. в Словаре Обращение.
15  [3] — Ис 6:9,10 (LXX).
16  [4] — Букв.: ваши глаза блаженны, потому что видят они, и ваши уши, потому что слышат.
19  [5] — Или: весть, провозглашаемую Царством; друг. возм. пер.: слово о Царстве.
19  [6] — Или: это зерно, упавшее при дороге; букв.: это посеянное при дороге.
21  [7] — Букв.: но не имеет корня в себе, т.е. он человек момента, он живет лишь настоящим.
27  [8] — Букв.: доброе семя.
32  [9] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [10] — Около 20 кг.
35  [11] — Пс 78 (77):2.
39  [12] — Или: конец века; то же в ст. 40 и 49.
41  [13] — Букв.: выберут из Царства Его все соблазны.
41  [14] — Друг. возм. пер.: от тех, кто делал зло; букв.: (от) делающих беззоконие.
55  [15] — В некот. рукописях: Иосия.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.