От Марка 4 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Под редакцией Кулаковых

 
 

И снова начал Он учить у берега моря; и собирается к Нему толпа весьма многолюдная, так что Он, войдя в лодку, был на море, а вся толпа на земле у моря.
 
И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.

И учил Он их в притчах многому и говорил им в учении Своем:
 
Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:

слушайте, вот, вышел сеятель сеять.
 
«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.

И было: когда он сеял, иное семя упало при дороге, и прилетели птицы и поклевали его.
 
Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.

И другое упало на камень, где у него немного было земли, и тотчас взошло, ибо земля у него не была глубока;
 
Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.

и когда взошло солнце, было опалено и, не имея корня, засохло.
 
Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.

И другое упало в терние, и поднялось терние и заглушило его, и плода оно не дало.
 
Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.

И другие упали на землю добрую и давали плод, поднимаясь и возростая, и приносили по тридцати и по шестидесяти и по ста.
 
Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».

И говорил им: кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

И когда Он оказался один, стали спрашивать Его окружающие вместе с Двенадцатью о притчах.
 
Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.

И говорил им: вам дана тайна Царства Божия, тем же внешним всё бывает в притчах,
 
Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,

чтобы они глазами глядели и не увидели, и слухом слышали и не уразумели, чтобы не обратились они, и не было прощено им.
 
чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2

И говорит им: не постигаете этой притчи? Как же вы поймете все притчи?
 
«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3

Сеятель сеет слово.
 
Сеятель здесь сеет слово.

И вот те, что при дороге, где сеется слово: когда они услышат, тотчас приходит сатана и уносит слово, посеянное в них.
 
С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4

А вот подобным же образом и те, что сеются на камне: они, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
 
Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,

но не имеют корня в себе и держатся короткое время; потом с наступлением скорби или гонения за слово, тотчас соблазняются.
 
но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.

И вот другие, те, что сеются в тернии: это — услышавшие слово,
 
А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,

и заботы века и обольщение богатства и прочие вожделения, входя, заглушают слово, и оно делается бесплодным.
 
однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.

А вот и те, что на земле доброй посеяны: они слышат слово и принимают и дают плод по тридцати и по шестидесяти и по ста.
 
Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».

И говорил им: разве для того приносится светильник, чтобы поставить его под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить его на подсвечник?
 
И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?

Ведь, если что скрыто, то лишь для того, чтобы быть обнаруженным, и сокровенным оно стало только для того, чтобы выйти наружу.
 
Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.

Если кто имеет уши слышать, да слышит.
 
У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

И говорил им: замечайте, что слышите: какою мерой мерите, такою будут мерить вам, и будет прибавлено вам.
 
«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.

Ибо кто имеет, тому будет дано, и кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
 
Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».

И говорил: таково Царство Божие: оно подобно человеку, который бросит семя в землю,
 
«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11

и спит и встает, ночью и днем, а семя всходит и тянется вверх, он сам не знает как;
 
Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.

земля сама собой дает плод: сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе;
 
Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.

когда же созреет плод, он тотчас посылает серп, потому что настала жатва.
 
И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.

И говорил: каким подобием выразить нам Царство Божие? Или в какой притче представить его?
 
С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —

Подобием зерна горчичного. Когда его посеют в землю, оно, самое маленькое из всех семян на земле,
 
Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.

поднимается и становится больше всех овощей и пускает большие ветви, так что птицы небесные могут вить гнёзда под тенью его.
 
Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13

И такими многими притчами Он говорил им, насколько они могли слышать.
 
С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14

Без притчи же им не говорил, но ученикам Своим отдельно от других объяснял всё.
 
(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).

И говорит им в тот день, когда вечер настал: переправимся на ту сторону.
 
А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»

И они, оставив народ, берут Его с собой, как Он был в лодке; и другие лодки были с Ним.
 
Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.

И поднимается сильный вихрь; и волны били в лодку, так что лодка уже наполнялась водой.
 
Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.

А Он спал на корме на изголовье. И будят Его и говорят Ему: Учитель, Тебе всё равно, что мы погибаем?
 
Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»

И проснувшись. Он возбранил ветру и сказал морю: молчи, стихни. И прекратился ветер, и настала тишина великая.
 
Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.

И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас нет веры?
 
Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»

И они устрашились страхом великим и говорили друг другу: кто же Он, что и ветер и море повинуются Ему?
 
Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.