От Луки 12 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Под редакцией Кулаковых

 
 

Тем временем, когда собрались тьмы народа, так что давили друг друга, Он начал говорить сперва Своим ученикам: берегите себя от закваски, то есть от лицемерия, фарисеев.
 
Тем временем, когда собрались тысячи людей, теснивших и толкавших друг друга, Иисус, обращаясь в первую очередь к Своим ученикам, сказал: «Берегитесь закваски фарисейской — лицемерия берегитесь.

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
 
Нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, о чем не узнали бы.

Поэтому, что вы сказали в темноте, то будет услышано при свете, и что вы промолвили на ухо внутри дома, будет проповедано на кровлях.
 
И то, что вы сказали в темноте, услышано будет при свете, и то, что вы прошептали на ухо в доме своем, во всеуслышание1 провозгласят.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело, и затем неспособных ничего больше сделать.
 
Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело и кроме этого ничего уже сделать не может.

Но укажу вам, кого бояться. Бойтесь того, кто по убиении имеет власть ввергнуть в геенну. Да, говорю вам: его бойтесь.
 
Но скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, Кто, убивая, имеет власть ввергнуть в геенну.2 Да, говорю вам, Того бойтесь.

Не пять ли воробьев продаются за два ассария? И ни один из них не забыт у Бога.
 
Разве не пять птичек продаются всего за два ассария?3 И ни одна из них не забыта у Бога.

А у вас на голове и волосы все сосчитаны. Итак, не бойтесь: вы лучше многих воробьев.
 
А на вашей голове даже волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы имеете большую ценность, чем любое множество птиц.

Говорю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, — и Сын Человеческий исповедает его пред ангелами Божиими.
 
И говорю вам: кто открыто признает Меня пред людьми, того и Я, Сын Человеческий, признаю4 пред ангелами Божьими.

А отвергнувший Меня пред людьми, будет отвергнут пред ангелами Божиими.
 
А кто отречется от Меня перед людьми, будет отвергнут перед ангелами Божьими.

И всякий, кто скажет слово на Сына Человеческого, — будет прощено ему. Но произнесшему хулу на Святого Духа не будет прощено.
 
Всякий, кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощен, но нет прощения тому, кто оскорбит5 Святого Духа.

Когда же будут приводить вас в синагоги и к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что ответить вам в свою защиту, или что сказать.
 
Когда вас будут приводить в синагоги, к начальству и властям, не беспокойтесь о том, как вам защищаться и что говорить,

Ибо Святой Дух научит вас в этот самый час, что надо сказать,
 
ибо в тот час научит вас Дух Святой тому, что вам нужно сказать».

И сказал Ему кто-то из толпы: Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство.
 
Кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи брату моему, пусть разделит со мной наследство!»

Он же сказал ему: человек, кто поставил Меня судить или делить вас?
 
Но Иисус ответил тому человеку: «Друг,6 кто поставил Меня над вами судьей или посредником в вашем споре? »

И Он сказал им: смотрите, храните себя от всякого любостяжания, потому что и при изобилии жизнь человека не зависит от его имущества.
 
И, обратившись ко всем, сказал: «Смотрите за собой и берегитесь всякого стяжательства, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества».

И сказал им притчу: у одного богатого человека хорошо уродила земля,
 
И Он рассказал им притчу: «У одного богатого человека земля хорошо уродила,

и он рассуждал сам с собой: «что мне делать, раз некуда мне собрать плодов моих?»
 
и тот призадумался: „Что мне делать? Ведь мне некуда собрать мои плоды“.

И сказал: «вот, что сделаю: снесу мои житницы и построю большие, и соберу туда всю пшеницу и всё добро мое,
 
И решил: „Вот что сделаю: снесу-ка свои житницы и построю большие, и соберу в них всю пшеницу и всё свое добро,

и скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
 
и скажу себе: теперь7 у тебя много добра, хватит на долгие годы: отдыхай, ешь, пей, веселись!“

И сказал ему Бог: «безумный, в эту ночь душу твою потребуют у тебя, а то, что ты заготовил, кому достанется?»
 
А Бог сказал ему: „Безумный! В эту же ночь отнимут у тебя жизнь твою, и кому достанется то, что ты заготовил?“

Таков собирающий сокровища себе, а не в Бога богатеющий.
 
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя и остается нищим в глазах Божиих».8

И Он сказал ученикам Своим: поэтому говорю вам: не заботьтесь для души, что вам есть, ни для тела, во что вам одеться.
 
Потом Иисус сказал ученикам [Своим]: «Вот почему Я говорю вам: не тревожьтесь о повседневной жизни вашей, что будете вы есть, и будет ли у вас одежда для тела.

Ибо душа больше пищи, и тело одежды.
 
Ведь жизнь — это больше, чем пища. И тело не больше ли, чем одежда?

Подумайте о воронах: они не сеют, не жнут, нет у них ни хранилища, ни житницы, и Бог питает их. Насколько же вы лучше птиц.
 
Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни житниц — Бог их питает. Насколько же вы дороже для Бога, чем птицы!

И кто из вас, заботясь, может к сроку жизни своей прибавить малую меру?
 
И кто из вас, при всем своем беспокойстве, может продлить свою жизнь хотя бы на час?9

Если же вы и самого малого не можете, что заботитесь об остальном?
 
Если вы даже малого сделать не можете, так зачем же беспокоитесь об остальном?

Подумайте о лилиях, как они растут: не трудятся и не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей никогда не одевался, как любая из них.
 
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся они, не прядут. Но Я говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.

Если же в поле траву, которая есть сегодня, а завтра будет брошена в печь, Бог так наряжает, то насколько больше вас, маловеры!
 
Если даже траву на поле, которая сегодня есть, а завтра сгорит в огне,10 Бог так одевает, то тем более Он позаботится о вас, маловеры!

И вы не ищите, что вам есть, и что вам пить, и не тревожьтесь,
 
Так пусть же заботы о том, что вам есть и что пить, не поглощают вас и не беспокоят,

Ибо всего этого ищут народы мира. Ваш же Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.
 
ибо этим заняты все помыслы язычников, людей мира сего. А ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.

Но ищите Царства Его, и это приложится вам.
 
Ищите же Царство Его,11 и всё остальное вам также будет дано.

Не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство.
 
Не бойся, малое стадо, — благоволил Отец ваш Царство вам даровать.

Продайте, что у вас есть, и отдайте как милостыню, сделайте себе вместилища неветшающие, сокровище неисчерпаемое на небесах, куда вор не приближается, и где моль не разрушает.
 
Продавайте ваше имущество и помогайте бедным. Приобретайте себе кладовые вечные12 и сокровища неисчерпаемые в небесах, где к нему ни вор не может приблизиться, и моль его не съест,

Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Да будут чресла ваши препоясанными и светильники горящими,
 
Будьте наготове: подоткните одежды ваши длинные,13 светильники держите горящими,

и вы сами — подобными людям, ожидающим господина своего: когда же он вернется с брачного пира? Чтобы, как только он придет и постучится, тотчас отворить ему.
 
как те слуги, что ожидают возвращения господина своего с брачного пира, чтобы тотчас открыть ему, когда придет он и постучит.

Блаженны рабы те, которых, придя, господин найдет бодрствующими. Истинно говорю вам: препояшется он и заставит их возлечь и, подойдя, будет служить им.
 
Блаженны слуги те, которых господин, вернувшись, бодрствующими найдет. Заверяю вас, сам он, одежды свои подоткнув, позовет слуг к столу,14 подойдет и станет им служить.

Если и во вторую, если и в третью стражу придет и найдет всё так, блаженны они.
 
И в какой бы час он ни вернулся, в полночь или на рассвете,15 если застанет их бодрствующими, блаженны они!

Но вот, что вы знаете: если бы ведал хозяин дома, в какой час придет вор, — не допустил бы он подкопать дома своего.
 
Можете быть уверены: если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, он бы не допустил, чтобы тот проник в дом его.16

И вы готовьтесь, ибо в час, в какой не думаете, придет Сын Человеческий.
 
И вы готовы будьте, ибо Сын Человеческий придет в тот час, в который не ждете».

Сказал же Петр: Господи, нам говоришь Ты эту притчу, или и всем?
 
Тогда Петр сказал: «Господи, к нам ли относится эта притча или ко всем?»

И сказал Господь: кто верный домоправитель, разумный, которого поставит господин над слугами своими, чтобы давать в свое время меру хлеба?
 
И Господь так ответил на это: «Представьте себе верного и разумного управляющего,17 которого господин может поставить над всей прислугой своей, чтобы каждому раздавать пищу вовремя.

Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
 
Блажен тот слуга, которого господин, придя, найдет поступающим точно так.

Поистине говорю вам: над всем имением своим поставит его.
 
Заверяю вас, он поставит его управлять всем своим имуществом.

Если же скажет раб тот в сердце своем: «медлит господин мой придти», и начнет бить слуг и служанок, и есть и пить и напиваться, —
 
Но если тот слуга скажет сам себе: „Не скоро вернется мой господин“, — и начнет бить слуг и служанок, будет пировать и кутить,18

придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает, и рассечет его надвое и подвергнет его одной участи с неверными.
 
то господин того слуги придет в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором тот не ведает, и предаст его ужасной смерти,19 подвергнув одной участи с неверующими.20

И раб тот — узнавший волю господина своего и не приготовивший или не сделавший по воле его — бит будет много.
 
Тот слуга, который знал волю господина своего и не приготовился или не исполнял эту волю, будет сурово наказан,

А не узнавший, но сделавший достойное побоев, — бит будет мало. Всякому же, кому дано много, с него много будет взыскано, и кому вверено много, больше спросят с него.
 
а тому, кто не знал, но сделал то, что побоев достойно, наказание будет менее суровым. Кому много дано, с того много взыщут, и кому много вверено, с того больше и спросят.

Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже возгорелся.
 
Огонь пришел Я зажечь на земле, и как бы Я хотел, чтобы он уже пылал!

Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, доколе это не совершится.
 
Но Мне надо пройти через крещение, и как Я томлюсь, пока оно не совершится!

Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение.
 
Вы, верно, думаете, что Я пришел установить на земле мир? Нет, говорю вам, разделение Я принес.

Ибо отныне пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух, и двое против трех.
 
Ибо отныне даже пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух и двое против трех.

Разделятся: отец против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови.
 
Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови».

Говорил же и народу: когда видите, что облако поднимается на западе, вы тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так.
 
А народу Он сказал: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, вы сразу же говорите: „Будет дождь“, и так происходит,

И когда видите, что южный ветер дует, вы говорите: «зной будет», и бывает.
 
а когда дует южный ветер, говорите: „Будет жарко“, и это сбывается.

Лицемеры, лицо земли и неба распознавать вы умеете, как же времени этого не распознаёте?
 
Лицемеры! Вы предсказываете погоду, глядя на небо и землю, а значение времени сего определить не можете.

Почему же вы и по самим себе не судите, что справедливо?
 
Почему бы вам самим не решать, что же на самом деле верно пред Богом?

Ибо, когда ты идешь с противником твоим к начальству, — то дорогой постарайся освободиться от него, чтобы он не повлек тебя к судье; а судья отдаст тебя стражу, а страж бросит тебя в тюрьму.
 
Так, например, когда ты идешь со своим противником в суд, то дорогой договорись с ним по-доброму,21 иначе дело твое попадет к судье,22 а судья отдаст тебя судебному исполнителю, и тот бросит тебя в темницу.

Говорю тебе, не выйдешь ты оттуда, пока не отдашь и последнего гроша.
 
Говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последней монеты».

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: на крышах.
5  [2] — См. в Словаре Геенна.
6  [3] — Ассарий — римская медная монета.
8  [4] — Или: исповедует Меня… исповедает и Сын Человеческий.
10  [5] — Или: произнесет хулу.
14  [6] — Букв.: человек.
19  [7] — Букв.: и скажу своей душе: душа.
21  [8] — Букв.: а не в/для Бога богатеющий.
25  [9] — Друг. возм. пер.: увеличить свой рост хотя бы на немного (букв.: на локоть — мера длины, около полуметра).
28  [10] — Букв.: будет брошена в печь.
31  [11] — В некот. рукописях: Царство Божие.
33  [12] — Букв.: сделайте себе кошельки неветшающие.
35  [13] — Букв.: пусть будут бедра ваши препоясаны.
37  [14] — Букв.: он препояшется и велит им возлечь.
38  [15] — Букв.: и если придет во вторую или в третью стражу (ночи), во времена НЗ ночь делилась на 4 части (стражи), при этом конец 2-й стражи всегда выпадал на 12 часов ночи нашего времени.
39  [16] — Букв.: не допустил бы он подкопать дома своего.
42  [17] — Букв.: кто в таком (случае) верный и разумный управляющий.
45  [18] — Букв.: есть, пить и пьянствовать.
46  [19] — Друг. возм. пер.: накажет его жесточайшим образом/изгонит его.
46  [20] — Или: неверными.
58  [21] — Букв.: попытайся избавиться/освободиться от него.
58  [22] — Букв.: чтобы он не повлек тебя к судье.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.