От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Под редакцией Кулаковых

 
 

После этого был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
 
После того снова ходил Иисус на один из иудейских праздников в Иерусалим.

Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот водоём, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами.
 
Там у Овечьих ворот есть водоем (по-еврейски он называется Вифезда)1 с пятью галереями.

В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды.
 
В них лежало множество больных: слепых, хромых, параличных.

Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоём и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом.
 
[отсутствует]2

Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей.
 
Был там человек, болевший уже тридцать восемь лет.

Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: хочешь ли стать здоровым?
 
Иисус увидел его среди лежащих и, узнав, как давно тот болеет, спросил у него: «Хочешь ли выздороветь?»

Ответил Ему больной: господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоём, когда возмутится вода. А пока я иду, другой раньше меня спускается.
 
«Господин мой, — ответил Ему больной, — нет у меня никого, кто помог бы мне войти в воду, когда приходит она в движение. Когда же сам я силюсь сделать это, туда успевает всякий раз еще до меня погрузиться кто-то другой».

Говорит ему Иисус: встань, возьми постель твою и ходи.
 
Иисус сказал ему на это: «Встань, возьми циновку свою и ходи!»

И тотчас стал здоровым человек, и взял постель свою, и начал ходить. А была суббота в тот день.
 
И тотчас выздоровел человек этот, он взял циновку свою и стал ходить. Всё это было в субботу,

Поэтому говорили Иудеи исцеленному: сегодня суббота, и нельзя тебе брать постели.
 
поэтому ревностные законники из иудеев стали нападать на исцеленного: « Сегодня суббота, ты не должен нести свою циновку».

Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым. Он мне и сказал: «возьми постель твою и ходи».
 
Но он отвечал им: «Человек, Который исцелил меня, это Он сказал мне: „Возьми свою циновку и ходи“».

Спросили его: кто этот Человек, Который сказал тебе: «возьми и ходи»?
 
«Кто Он, Этот Человек, что сказал тебе такое?» — спросили они его.

Исцеленный же не знал, кто Он. Ибо Иисус скрылся, пользуясь тем, что на этом месте была толпа.
 
Но исцеленный не знал, Кто это был, потому что Иисус сразу скрылся в толпе, которая собралась там.

После этого нашел его Иисус в храме и сказал ему: вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего.
 
Потом Иисус нашел того человека в Храме и сказал ему: «Теперь ты здоров, но не греши больше, чтобы не было тебе еще хуже!»

Пошел человек и сказал Иудеям, что здоровым сделал его Иисус.
 
Исцеленный пошел и объявил иудейским властям, что здоровым сделал его Иисус.

Потому и начали гнать Иудеи Иисуса, что Он это делал в субботу.
 
И начали иудейские власти преследовать Иисуса3 потому, что Он делал такие дела в субботу.

Но Он ответил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
 
На это отвечал им [Иисус]:4 «Отец Мой никогда не перестает творить добро, так делаю и Я».5

И потому тем более искали Иудеи убить Его, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
 
Еще более тогда утвердились в своем намерении убить Его иудейские власти, теперь уже не только за нарушение субботы, но и за то, что, называя Бога Своим Отцом, Он Себя Самого ставил наравне с Богом.

Сказал же им Иисус в ответ: истинно, истинно говорю вам: не может Сын творить Сам по Себе ничего, если не видит Отца творящим: ибо, что Он творит, то и Сын творит так же.
 
Иисус же говорил им: «Воистину, ничего не сделает Сын от Себя, пока не увидит, что и Отец это делает. Что делает Отец, то делает и Сын.

Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что Сам творит, и покажет Ему дела больше этих, чтобы вы удивлялись.
 
Ведь Отец любит Сына и показывает ему всё, что делает Сам, и еще большие покажет Он Ему дела, так что изумитесь вы.

Ибо, как Отец воздвигает мертвых и животворит, так и Сын, кого хочет, животворит.
 
Ведь как Отец пробуждает мертвых и возвращает им жизнь, так и Сын дарует жизнь, кому хочет.

Ибо и Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну,
 
Никого и не судит Отец — Сыну передал Он весь суд,

чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его.
 
чтобы чтили все Сына, как чтят Отца. Кто Сына не чтит, не чтит и Отца, Который послал Его.

Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь.
 
Воистину, кто внемлет слову Моему и верит Тому, Кто послал Меня, тот обрел уже вечную жизнь. Не стоять ему перед Судом:6 перешел он от смерти к жизни.

Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и теперь есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и услышавшие оживут.
 
Верьте Мне, наступает время,7 — и уже настало оно, — когда услышат мертвые голос Сына Божия, и те, которые услышат Его, будут жить.

Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе,
 
Как Отец никому не обязан жизнью Своей — в Нем Самом она, так и Сын в Самом Себе жизнь несет — даровано то Отцом Ему.

и дал Ему власть суд творить, потому что Он — сын человека.
 
И право судить дано Ему как Сыну Человеческому.

Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в могилах, услышат голос Его,
 
Да не удивит вас всё это! Близко время, когда услышат все мертвые8 голос Его.

и выйдут: сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.
 
Тогда те, кто добрые вершил дела, для жизни восстанут, а те, которые творили зло, — для Суда.9

Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня.
 
Сам по Себе ничего не могу совершить Я. Если же сужу Я, то так только, как от Отца о том слышу;10 потому Суд Мой — Суд праведный, ибо не Свою волю стремлюсь исполнить, а волю Пославшего Меня.

Если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.
 
Если бы никто, кроме Меня Самого, не свидетельствовал обо Мне, не имело бы силы то, что Я говорю о Себе.11

Свидетельствует о Мне Другой, и знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне.
 
Но обо Мне Другой свидетельствует, и Я знаю, что всякое Его слово обо Мне — истинно.12

Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
 
Вы посылали к Иоанну, и он тоже подтвердил эту истину.

Не от человека Я принимаю свидетельство, но говорю это, чтобы вы были спасены.
 
Говорю это не потому, что нуждаюсь в свидетельстве людей, ради вашего спасения говорю.

Он был светильник горящий и светящий, и вы хотели недолгое время возликовать при свете его.
 
Иоанн был светильником ярко горящим, и какое-то время вы были готовы радоваться во свете его.

Но у Меня свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые дал Мне Отец, чтобы Я совершил их, самые эти дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне, что Отец Меня послал.
 
Но есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн: дела, порученные Мне Отцом для завершения, сами эти дела, которые совершаю Я, — они свидетельствуют, что послан Я Отцом.

И пославший Меня Отец, Он и засвидетельствовал о Мне. Вы и голоса Его никогда не слышали, и вида Его не видели,
 
И Отец, Меня пославший, уже засвидетельствовал обо Мне. Но вы ни голоса Его никогда не слышали, ни образа Его не видели,

и слова Его не имеете, в вас пребывающего, ибо Кого послал Он, Тому вы не верите.
 
и слово Его не пребывает в вас, потому что не верите вы Тому, Кого Он послал.

Вы исследуете Писания, потому что думаете в них иметь жизнь вечную. А они и свидетельствуют о Мне.
 
Вы усердно изучаете13 Писания, думая найти в них дорогу к вечной жизни. Но хоть свидетельствуют они обо Мне,

И вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
 
вы всё же не хотите прийти ко Мне, не хотите обрести истинную жизнь.

Славы от людей Я не принимаю,
 
Мне не нужно людское признание,

но Я знаю вас, что любви Божией вы не имеете в себе.
 
да и вас Я хорошо знаю: нет у вас настоящей любви к Богу!

Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня; если другой придет во имя свое, того вы примете.
 
Я во имя Отца Моего пришел,14 и вы не принимаете Меня! А приди к вам другой кто-нибудь от своего к тому же имени, его бы вы приняли.

Как можете вы уверовать, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая от единого Бога, не ищете?
 
Поверите ли вы, если жаждете похвалы друг от друга и ничуть не заботитесь о похвале от Бога единого?

Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть обвинитель на вас — Моисей, на которого вы возложили упование.
 
Не думайте, будто Я стану обвинять вас перед Отцом. Вы возложили свои надежды на Моисея, он вам и судья.15

Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо о Мне он написал.
 
Если бы действительно верили вы Моисею, поверили бы и Мне: он обо Мне писал.

Если же вы его писаниям не верите, как Моим словам поверите?
 
Если же не верите тому, что Моисей написал, как Моим словам поверите?»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В некот. рукописях: Бетзата/Бетсаида. «Вифезда» (греч.: Бетесда) переводится как «дом милости».
4  [2] — Некот. рукописи добавляют: ожидающих движения воды. 4 Ибо ангел Господень время от времени сходил в пруд/водоем и приводил воду в движение. Первый, кто входил в воду, когда она приходила в движение, выздоравливал, какою бы ни был болен болезнью.
16  [3] — Некот. рукописи добавляют: и искали убить Его.
17  [4] — В некот. рукописях: Господь.
17  [5] — Букв.: Отец Мой доныне действует/трудится, и Я действую/тружусь.
24  [6] — Букв.: и на Суд не приходит.
25  [7] — Или: час; то же и в ст.28.
28  [8] — Букв.: кто в гробах.
29  [9] — Букв.: и выйдут сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.
30  [10] — Букв.: как слышу, (так) сужу.
31  [11] — Букв.: если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.
32  [12] — Букв.: истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне.
39  [13] — Или: прилежно изучайте.
43  [14] — В знач. пришел как откровение.
45  [15] — Букв.: обвинитель.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.