1 Коринфянам 8 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Комментарии Давида Стерна

Перевод Еп. Кассиана

1 Что же касается идоложертвенного, то нам известно, что все мы имеем знание. Знание надмевает, а любовь назидает.
2 Если кто думает, что нечто познал и знает, он еще не познал так, как следует познать,
3 Но, если кто любит Бога, тот познан Им.
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что нет идола в мире, и что нет Бога, кроме Единого.
5 Допустим даже, что есть так называемые боги будь то на небе, будь то на земле — словно есть много «богов» и много «господ», —
6 но у нас Один Бог, Отец, из Которого всё, и мы для Него, и Один Господь Иисус Христос, чрез Которого всё, и мы чрез Него.
7 Но знание это не у всех: некоторые по закоренелой привычке к идолу едят эту пищу, как идоложертвенное, и совесть их, будучи немощной, оскверняется.
8 Но пища нас не поставит ближе к Богу: не едим ли мы, недостатка не терпим; едим ли, ничего не пребудет.
9 Смотрите же, как бы ваше это право не стало преткновением для немощных,
10 Ибо если кто увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь в капище, то совесть его, как немощного, не будет ли расположена к вкушению идоложертвенного?
11 Вот и гибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и нанося удар их немощной совести, вы грешите против Христа.
13 Поэтому если пища вводит брата моего в соблазн, ни за что не буду есть мяса вовек, чтобы брата моего не соблазнить.

Комментарии Давида Стерна

1 Теперь относительно пищи, приносимой в жертву идолам: мы знаем, что, как вы говорите, "Мы все имеем знание". Да, это так, но "знание" делает человека надменным, а любовь назидает.

Пищи, приносимой в жертву идолам. Здесь затрагивается вопрос: может ли верующий есть мясо, которое, как он знает или подозревает, было частью приношения в языческом храме. Этот, на первый взгляд, второстепенный вопрос охватывает следующие три главы (до 11:1). И хотя освещаемые подробности относятся к другой исторической эпохе, принципы, лежащие в основе обсуждения, имеют немалое значение и для современного мира.

Вот структура этих трёх глав:

1) Первоначальное освещение сути проблемы и введение новых элементов, часто неправильно понимаемых: «знание» (ст. 1−6) и «свобода» (6:12, 10:23);

2) Принцип разрешения подобных дилемм — воздержание ради назидания других (ст. 7:13);

3) Примеры, подкрепляющие этот принцип (9:1 — 10:22);

4) Применение этого принципа к непосредственно обсуждаемому вопросу (10:23 — 11:1).

Верующие Коринфа, в прошлом принимавшие участие в идолопоклоннических обрядах, знали, что, хотя когда-то они и поклонялись идолам, принося жертвы в своих храмах и капищах, Бог простил им их грехи прошлого. И теперь, будучи верующими, они не приносят подобных жертв, зная, что идолы, которым они поклонялись, «на самом деле, не существуют» (ст. 4). Следовательно, поскольку они обладают этим «знанием» (ст. 1, 4−6) и поскольку «всё позволено» (6:12, 10:23), есть ли причина для угрызений совести по поводу покупки мяса на рынках, как это происходит с теми, кого Шауль считает «слабыми» (ст. 7−12)?

Шауль отвечает (ст. 7−13, 10:23 — 11:1), что надо делать то, что назидает человека. (Буквальное значение греческого слова оикодомео имеет отношение к строительству домов, но также имеет образное значение, подобно слову «конструктивный»; Шауль употребляет это слово десять раз в этом письме: ст. 1, 10; 10:23; и семь раз в главе 14.) Только любовь в самом деле назидает; в то время как знание — не руководствующееся любовью (13:2) — лишь делает человека надменным, или, что ещё хуже, служит «плохим уроком» (ст. 10). Таким же образом, в союзе с Мессией мы наделены свободой: и потому в каком-то смысле нам «всё позволено», но, по словам Шауля, «не всё назидает» (10:23; см. также 9:1 и далее, ком. к 6:12−13).

Некоторые отрывки в этих главах, явно касающиеся вопросов питания (8:1−13, 10:23 — 11:1), сродни тем, что мы находим в Рим. 14:1 — 15:6 и ком. Кто-то мог бы предположить, что слово «слабые» в том отрывке относится к мессианским евреям, «всё ещё не освободившимся от Закона» (но это не так), здесь же речь явно идёт о бывших идолопоклонниках, а не о верующих евреях.

2 Тот, кто считает, что он "знает" что-то, всё же не знает так, как следует. 3 Однако, если кто-то любит Бога, Бог знает его. 4 Итак, относительно употребления в пищу принесённого в жертву идолам, мы "знаем", что, по вашим словам, "Идолы, на самом деле, не существуют, а есть только один Бог". 5 Ибо даже если существуют так называемые "боги", на небе или на земле, — а "богов" этих и "господ", на самом деле, неисчислимое количество - 6 всё же для нас есть только один Бог, Отец, от которого исходит всё и для которого мы существуем; и один Господь, Мессия Йешуа, через которого всё было сотворено, и благодаря которому, мы можем жить.

Один Бог, Отец, как учит Танах. Новый Завет ни разу не утверждает, что Богов больше, чем один. Также нельзя найти в нём заявления, что единый Бог — это Сын Йешуа, От Которого исходит всё и для Которого мы существуем. Отец — первоисточник и окончательная цель (Рим. 11:36); на закате истории мира даже Йешуа передаст власть Отцу (15:28).

Один Господь. Греч, кюриос; см. ком. к Мат. 1:20, 7:21. Здесь кюриос не может означать Адонай или ЙГВГ (личное имя Бога); оно должно иметь значение «Господин», др.-евр. Адон — это не имя, а титул Бога, отражающий тот факт, что всякий человек должен подчиниться Ему и быть Ему верным. Если же Господином назван Мессия Йешуа, то подчинение и верность, воздаваемые Богу, должны воздаваться и Йешуа. Почему? Потому что через него всё было сотворено, так как Йешуа — это Слово, «ставшее человеком» (Йн. 1:14), то самое Слово, которое «сказал Бог» и посредством которого была сотворена вселенная (Бытие 1:3−31); а также потому, что благодаря Йешуа мы можем жить — отсюда мы узнаём, что Бог Отец хранит вселенную и обеспечивает её всем необходимым, непрерывно подтверждая наше существование живым и непрекращающимся Словом. Ср. Рим. 11:36, Кол. 1:15−19.

7 Однако не у каждого есть это знание. Более того, некоторые люди до сих пор относятся к идолам как к чему-то привычному, и когда они едят пищу, принесённую им в жертву, они верят, что идолы приняли её; и их совесть, будучи немощной, таким образом, оскверняется.

Знание. Нужно ли брать это слово в кавычки? Если нет, то Шауль подчеркивает, что истинное познание, подобное описанному в ст. 4−6 и ст. 8, освобождает человека от чрезмерной щепетильности. Но, тем не менее, он мог употребить это слово с долей иронии, как в ст. 10−11, указывая на то, что самонадеянное «знание» оппонентов не в силах уберечь их от гордыни и невнимательности к другим, что приносит ощутимый вред окружающим.

8 Пища неспособна улучшить наши отношения с Богом — они не становятся хуже, оттого что мы воздерживаемся, или теснее, оттого что едим, 9 тем не менее, смотрите, чтобы ваше понимание происходящего не стало камнем преткновения для слабых. 10 У тебя есть это "знание"; но, предположим, тот, чья совесть немощна, видит, что ты сидишь в капище и ешь. Разве это не послужит ему плохим уроком, так что он станет есть пищу, принесённую идолам? 11 Таким образом, от твоего "знания" погибнет этот слабый человек, твой брат, за которого умер Мессия; 12 а потому, когда ты грешишь против братьев, нанося раны их немощной совести, ты грешишь против Мессии! 13 В общем, если пища станет проблемой для моего брата, я больше никогда не буду есть мяса, чтобы не дать брату повод согрешить.

Больше никогда не буду есть мяса, чтобы не дать брату повод согрешить. В следующих главах Шауль привлекает внимание читателей к этому вопросу, однако принцип, высказанный в настоящем стихе, не является окончательным его решением. В 10:23 продолжается его рассуждение.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.