От Матфея 10 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякую немощь.
2 Имена двенадцати апостолов следующие: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Фаддей,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и был предателем Его.
5 Этих двенадцать послал Иисус и дал им такие повеления: на путь к язычникам не идите и в город самарянский не входите;
6 идите лучше к овцам погибшим дома Израилева.
7 И когда пойдете, проповедуйте и говорите: «близко Царство Небесное».
8 Болящих исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите себе ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух рубашек, ни обуви, ни посоха. Ибо работник достоин пропитания своего.
11 И в какой бы город или селение вы ни вошли, узнайте, кто в нем достоин, и там пребудьте, пока не выйдете.
12 Входя же в дом, приветствуйте его говоря: «мир дому сему»;
13 и если дом будет достоин, да придет мир ваш на него; если же не будет достоин, мир ваш к вам да возвратится.
14 А кто не примет вас и не послушает слов ваших, стряхните пыль от ног ваших, выходя вон из дома или из города того.
15 Истинно говорю вам: легче будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, чем городу тому.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец посреди волков: итак, будьте разумны как змеи, и бесхитростны как голуби.
17 Берегитесь же людей: ибо они предадут вас в судилища и в синагогах своих подвергнут вас бичеванию.
18 И к правителям и царям поведут вас за Меня во свидетельство им и язычникам.
19 И когда предадут вас, не заботьтесь, как или что вам сказать ; ибо дано будет вам в тот час, что сказать;
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец дитя свое; и восстанут дети на родителей и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое. Претерпевший же до конца, тот и будет спасен.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете вы обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше учителя, и раб не выше господина своего:
25 достаточно для ученика, чтобы он стал, как учитель его, и раб — как господин его. Если хозяина дома прозвали Веельзевулом, тем более — домашних его.
26 Поэтому не бойтесь их: ибо нет ничего скрытого, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
27 Что говорю вам в темноте, скажите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь лучше могущего и душу и тело погубить в геенне.
29 Не два ли воробья продаются за ассарий? И ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего,
30 У вас же и волосы на голове все сосчитаны,
31 Не бойтесь же: вы лучше многих воробьев.
32 Итак, всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я его перед Отцом Моим, Который на небесах;
33 и кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от него перед Отцом Моим, Который на небесах.
34 Не подумайте, что Я пришел принести мир на землю; Я пришел принести не мир, но меч.
35 Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человека — домашние его.
37 Любящий отца или мать более Меня недостоин Меня; и любящий сына или дочь более Меня недостоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и не следует за Мною, недостоин Меня.
39 Нашедший душу свою потеряет ее, и потерявший душу свою за Меня найдет ее.
40 Принимающий вас Меня принимает, и Меня принимающий принимает Пославшего Меня.
41 Принимающий пророка во имя пророка получит награду пророка, и принимающий праведного во имя праведного получит награду праведного.
42 И кто напоит одного из малых сих чашей холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Толкование Далласской семинарии

2. ПРИЗВАННЫЕ РАБОТНИКИ (10:1−4) (Мк 3:13−19; Лк 6:12−16)

Мф 10:1−4. Неудивительно, что перечисление призванных Иисусом Матфей дает сразу вслед за Его повелением просить Отца Небесного, чтобы «выслал делателей на жатву Свою» (9:38). Двенадцать учеников (10:1) названы были «апостолами». Эти Двенадцать были посланы на особое служение (самое это слово — «апостол» означает «тот, кто послан с особыми полномочиями»), и Иисус дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Они названы здесь попарно и, вероятно, так же парами были посланы на труд (в Мк 6:7 сказано: «начал посылать их по два»).

Всякий раз при перечислении двенадцати апостолов Петр называется первым (как личность действительно выдающаяся), а Иуда — последним. Иисус изменил имя Симона на Петр (Ин 1:42). Вскоре после того, как два брата, Петр и Андрей, последовали за Иисусом, другие два брата, Иаков и Иоанн, тоже последовали за Ним (Мф 4:18−22). Филипп, как Андрей и Петр, был из Вифсаиды, расположенной на берегу Галилейского моря (Ин 1:44).

О Варфаломее ничего не известно, кроме того, что он и Нафанаил — это, пожалуй, одно и то же лицо (Ин 1:45−51). Фома был прозван «Близнецом» (Ин 11:16); это он усомнился в воскресении Иисуса (Ин 20:24−27). Матфей называет себя и по роду той «малопочтенной» деятельности, которой занимался прежде, — «мытарь» (Марк и Лука просто называют его по имени). Иаков, сын Алфея, упоминается лишь в «списке» апостолов.

Леввей, прозванный Фаддеем, возможно, как и Иуда, был братом Иакова (Деян 1:13). Симон Кананит, названный у Луки «Зилотом», очевидно, принадлежал к революционной израильской партии зилотов, ставившей своей задачей свержение римского владычества. Наконец, Иуда Искариот, позже предавший Христа (Мф 26:47−50). Слово «Искариот» может означать «из Кариота» (название города в Иудее).

3. РАБОТНИКИ ПОЛУЧАЮТ НАСТАВЛЕНИЯ (10:5−23)

а. Первое наставление Иисуса (10:5−15) (Мк 6:7−13; Лк 9:1−6)

Мф 10:5−15. Двенадцать апостолов были посланы Иисусом проповедовать ту же весть о Царстве Небесном, которую проповедовали Иоанн Креститель (3:1) и Сам Христос (4:17), а именно, что оно приблизилось (стих 7). Иисус повелел апостолам проповедовать только евреям. И особо подчеркнул, чтобы они не шли к язычникам и к самарянам.

Последние были евреями лишь наполовину, а наполовину — язычниками; этот народ образовался вскоре после 722 г. до Р. Х., когда Ассирия захватила Северное Царство и переселила туда множество жителей Месопотамии (тоже захваченной ею); самаряне появились на территории Израиля в результате смешанных браков.

Апостолам следовало идти только к погибшим овцам дома Израилева (сравните с 15:24), поскольку «весть о Царстве» касалась в первую очередь этого народа; ему оно было обещано Богом, вступившим в завет с ним. И если бы Израиль принял своего Царя, пришедшего к нему, то все остальные народы были бы благословлены в нем (Быт 12:3; Ис 60:3).

Как и проповедь Самого Господа, проповедь апостолов должна была получить подтверждение в чудесах (Мф 10:8 сравните с 9:35). Двенадцати не следовало брать с собой дорожных запасов, дабы у людей не создавалось впечатления, что они осуществляют некое деловое мероприятие. У Матфея, как и у Луки, сказано, что они даже посохов не должны были брать с собою, Марк же пишет, что посохи взять было можно (Мк 6:8).

Видимо (и этим объясняется «расхождение»), Матфей и Лука отразили ту мысль, что в дорогу не надо было брать ничего лишнего (Мф 10:9), а у Марка эта мысль передана несколько иначе: взять то, что всегда было с ними («посохи») апостолы могли. Главная же идея Господа заключалась в том, что не только апостолы должны были послужить людям, но и люди — им. В каждом городе или селении они должны были разыскать «достойных» людей и остановиться у них. Определить же «достойных» можно было, очевидно, по их реакции на проповеданную им весть.

От тех, кто не примет проповеди апостолов и не пригласит их к себе, им следует уходить, не задерживаясь. Оттрясти прах (пыль) от ног значило отвергнуть негостеприимный иудейский дом или город, как если бы они принадлежали презренным язычникам. Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской (Быт 19) в день суда (подразумевается — последнего), нежели городу тому, — провозглашает Господь. Предупреждение это вводится словами Истинно говорю вам, которые неоднократно встречаются в Евангелии от Матфея (10:15, 23, 42; 5:18 и толкование на этот стих).

6. Иисус предупреждает апостолов о том, что их ждет (10:16−23) (Мк 13:9−13; Лк 21:12−17)

Мф 10:16−23. Слова Иисуса относительно того, как будут реагировать люди на учение апостолов, не были ободряющими. Выполнение трудной задачи предстояло им, ибо среди людей они будут, как овцы среди волков. Поэтому и наставлял их Господь: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, т. е. избегайте опасности, стараясь не причинять вреда тем, кто противится вам. (Греч, слово акераиои, переведенное как «просты», буквально означает «чисты»; употреблено в Новом Завете еще два раза — в Рим 16:19 и в Флп 2:15.)

Апостолов, исполняющих порученное им служение, будут приводить к духовным вождям иудеев, их будут бить (сравните Деян 5:40). И к римским правителям поведут их и к царям из династии Иродов. Но им не следует тревожиться о том, как объясняться с этими людьми, потому что Сам Дух Святой, названный здесь Духом Отца вашего, подскажет им нужные слова, Он будет говорить в них и поможет избавиться от тюремных уз.

Даже если бы дело дошло до предательства со стороны их близких (Мф 10:21) и до проявления крайней ненависти к ним (стих 22), и тогда им не следует падать духом, потому что, в конечном счете, их ожидает избавление.

Апостолам предстояло переходить из одного места в другое, исполняя свое служение, но не успеют они обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий, заверил их Господь.

Вероятно, осуществление этих Его слов лежит за пределами Его земной жизни. Процесс распространения Благой Вести, который Он подразумевал, стал набирать особую силу после дня Пятидесятницы (Деян 2), будучи неразрывно связан с жизнью апостолов (к примеру, Деян 4:1−13; Деян 5:17−18, 40; Деян 7:54−60). Но полное исполнение их, может быть, следует отнести к дням великой скорби, в конце которых — прежде чем Евангелие будет проповедано служителями Его по всему миру, в частности, всему Израилю, Иисус Христос возвратится в силе и славе Своей, чтобы установить на земле Свое Царство (Мф 24:14).

4. СЛОВА УТЕШЕНИЯ (10:24−33) (Лк 12:2−9)

Мф 10:24−33. Иисус напомнил апостолам, что не ожидает от них чего-то такого, чего Сам Он не испытал. Так, религиозные вожди утверждают, что бесов Он изгоняет силою князя бесовского (9:34). Но если они обвиняли Иисуса (Хозяина дома) в том, что сила Его — бесовская, то, конечно же, то же самое они скажут и о слугах Его (домашних Его).

Веельзевул — одно из имен сатаны, управляющего духовными силами зла; оно, возможно, произошло от «Ваал-Зева» — названия божества филистимского города Аккарона (4Цар 1:2). «Ваал-Зев» буквально означает «господин мошек», а «веельзевул» — «господин высот».

Апостолам, однако, не следовало бояться религиозных вождей, которые, если и могли убить, то только тело, над душой же не были властны (Мф 10:28). Истинные их мотивы будут выявлены в день суда (стих 26). Куда важнее послушание Богу, Который действительно является Господином как физического, так и духовного существования человека!

То, что апостолы услышали от Господа наедине (что говорю вам в темноте… и что на ухо слышите), они должны были, не зная страха, провозглашать всему народу (говорите при свете… проповедуйте на кровле), помня, что Сам Отец Небесный знает, в каких обстоятельствах они находятся, и заботится о них. Он знает и о смерти каждой маленькой птички (почти ничего не стоющей; ассарий — монетка, составлявшая примерно 1/16 часть римского динария — средней дневной платы рабочего), и ни одна из них не погибает без воли Его. Что же до людей, то Богу даже то известно, сколько волос на голове у каждого из них (стих 30). Не бойтесь же, — наставлял Своих учеников Христос, — ибо в глазах Божиих вы гораздо ценнее многих малых птиц.

Отец Небесный поручил им смело и верно исповедовать Иисуса пред людьми (стих 32). И тогда Господь тоже исповедует их пред Отцом Своим Небесным, но если кто отречется от Него пред людьми, от того и Он отречется пред Отцом Небесным. Из двенадцати первоначальных апостолов только один — Иуда Искариот — попал в категорию «отрекшихся».

5. УВЕЩАНИЕ РАБОТНИКОВ (10:34−39) (Лк 12:51−53; Лк 14:26−27)

Мф 10:34−39. Иисус сказал, что (в этот раз) Он пришел на землю не с тем, чтобы принести ей мир: не мир пришел Я принести, но меч. В результате Его пришествия на землю некоторые дети окажутся «противниками» своих родителей, и даже среди домашних человека будут враги… его. Так произойдет потому, что и близкие возненавидят тех, кто последуют за Христом. И это может явиться частичной «платой» за честь быть учениками Спасителя, ибо и семейные узы не должны оказаться сильней любви к Господу (стих 37; сравните толкование на Лк 14:26).

Истинный ученик Христа должен взять крест свой и следовать за Ним (сравните Мф 16:24). Другими словами, он должен быть готов не только к ненависти со стороны своих близких, но и к смерти; подобно преступнику, он должен нести свой крест к месту своей казни. В Римской империи считалось, что преступник, несущий орудие собственной казни (крест), как бы молчаливо признает, что судьи, приговорившие его к смерти, правы. Подобно этому, и ученики Иисуса как бы должны были говорить «во всеуслышание» о Его праве распоряжаться их жизнью. Поступая так, потерявший душу свою, т. е. жизнь, ради Христа обретет ее вновь (сбережет); толкование на 16:25.

6. НАГРАДА «ПРИНИМАЮЩИМ» (10:40 — 11:1) (Мк 9:41)

Мф 10:40 — 11:1. Те, кто будут верно служить Господу, и те, кто будут принимать этих служителей, получат награду от Бога. Тот, кто примет пророка и весть, которую он несет, тем самым примет Иисуса Христа. (Здесь апостолы названы «пророками», потому что они приняли слово Божие и передавали его другим — 10:27.) А поэтому даже стакан холодной воды, поданный одному из малых сих учеников Христа, будет отмечен Тем, Кто все видит и все знает. Награда будет соответствовать сделанному.

Закончив этими словами Свое поучение, Иисус отправился оттуда, чтобы учить и проповедовать в городах их (11:1) в Галилее. Получив соответствующие наставления и власть от Господа, двенадцать тоже, по-видимому, отправились исполнять порученное им служение. Словами И когда окончил Иисус наставления… определяется следующий поворотный пункт в повествовании (сравните 7:28; 13:53; 19:1; 26:1).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.