От Матфея 15 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Тогда приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и книжники и говорят:
2 почему ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не моют они рук, когда едят хлеб.
3 А Он им ответил: почему и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Сказал же Бог: «Почитай отца и мать»; и: «Злословящий отца или мать смертию да умрет».
5 А вы говорите : кто скажет отцу или матери: «дар то, чем бы ты от меня воспользовался»,
6 тот да не почтит отца своего или мать свою; и отменили вы слово Божие ради предания вашего.
7 Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия:
8 «Народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно воздают Мне почитание, уча учениям, предписаниям человеческим».
10 И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте:
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что исходит из уст, — вот, что оскверняет человека.
12 Тогда подошли ученики и говорят Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав это слово, соблазнились?
13 Он же ответил: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится.
14 Оставьте их, они слепые вожди слепых. Если же слепой ведет слепого, оба упадут в яму.
15 И ответил Ему Петр: объясни нам притчу.
16 Он же сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 Не понимаете ли, что всё, входящее в уста, в чрево проходит и извергается вон?
18 Исходящее же из уст — из сердца исходит, и оно оскверняет человека.
19 Ибо из сердца исходят злые мысли, убийства, прелюбодеяния, блудодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы.
20 Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека.
21 И выйдя оттуда, Иисус удалился в пределы Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, из той области, вышла и начала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь мою жестоко мучит бес.
23 Он же не ответил ей ни слова. И подойдя, ученики Его просили Его: отпусти ее, потому что она кричит нам вслед.
24 Но Он ответил: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 Она же, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи, помоги мне.
26 А Он ответил: нехорошо взять хлеб у детей и бросить собакам.
27 Она же сказала: да, Господи, ведь и собаки едят от крошек, падающих со стола господ их.
28 Тогда Иисус ответил ей: о женщина, велика твоя вера. Да будет тебе, как ты хочешь. И была исцелена дочь ее в час тот.
29 И выйдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, поднявшись на гору, сидел там.
30 И приступило к Нему множество народа с хромыми, слепыми, немыми, увечными и многими другими. И повергли их к ногам Его, и Он исцелил их,
31 так что удивился народ, видя, что немые говорят, увечные здоровы, хромые ходят, и слепые видят, и прославил Бога Израилева.
32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа: уже три дня остаются они со Мною, и нечего им есть; и отпустить их неевшими не хочу, чтобы не обессилели в дороге.
33 И говорят Ему ученики: где нам взять столько хлебов в пустынном месте, чтобы накормить весь этот народ?
34 И говорит им Иисус: сколько у вас хлебов ? Они же сказали: семь и немного рыбок.
35 И повелев толпе возлечь на землю,
36 взял эти семь хлебов и эти рыбы и, воздав благодарение, преломил и давал ученикам, а ученики — народу.
37 И ели все, и насытились; и остававшихся кусков собрали семь корзин полных.
38 Евших же было четыре тысячи мужчин, кроме женщин и детей.
39 И отпустив народ. Он вошел в лодку и прибыл в область Магдалинскую.

Толкование Далласской семинарии

3. ОТВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ — КАК ВИДНО ОНО В СТОЛКНОВЕНИЯХ ЕГО С РЕЛИГИОЗНЫМИ ВОЖДЯМИ (15:1 — 16:12)

а. Первое столкновение и его результат (глава 15)

Мф 15:1−9 (Мк 7:1−13). Весть об Иисусе, Его учении и удивительных делах, которые Он совершал, быстро разносилась по всей земле. Официальные лица в Иерусалиме тоже хорошо были осведомлены обо всем, что касалось Иисуса и вскоре в Галилею прибыла из Иерусалима целая делегация книжников и фарисеев, чтобы учинить Ему допрос в свете соблюдения иудейских традиций. Объектом своей атаки они сделали Его учеников, обвинив их в том, что те нарушают предание старцев и не умывают своих рук перед тем, как есть.

Речь шла о нарушении традиции, установленной не Моисеем, а раввинами, и предполагавшей ритуальное омовение не только рук, но и «чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк 7:3−4). Приняв брошенный Ему вызов, Иисус пошел в наступление и, в свою очередь, спросил «книжников», почему они нарушают прямую заповедь Божию. Господь имел в виду нарушаемую в обществе пятую заповедь — относительно почитания отца и матери (Мф 15:4; Исх 20:12). Заповедь эта считалась настолько важной, что всякий, кто стал бы злословить своих родителей, обрекался законом на смерть (Исх 21:17; Лев 20:9).

Далее Иисус показал, что на деле религиозные вожди эту заповедь отменили (Мф 15:6), ибо согласно утвержденной ими практике та или иная вещь (деньги) могли быть объявлены даром Богу, и в результате родители человека, прибегшего к такому приему, не могли уже претендовать на них. То, что будто бы было отделено для Бога, оставалось в доме своего владельца и в его пользовании. Подобную практику Иисус заклеймил как лицемерную (стих 7) — ведь под прикрытием святости поступавшие так действовали корысти ради.

Уклоняясь от помощи своим родителям, они явно нарушали пятую заповедь. За много столетий до того о подобных людях хорошо сказал, по словам Христа, пророк Исаия (Ис 29:13), подразумевавший, что свою религию они подменили удобными им человеческими установлениями. Пророк говорил, что сердца их далеки от Бога, Которого они чтут лишь устами, и что такое почитание тщетно, т. е. бессмысленно и бесполезно.

Мф 15:10−20 (Мк 7:14−23). Затем Иисус обратился к народу и предостерег его об опасностях, которые таят в себе поучения его религиозных вождей. Не тем, что входит в его уста, оскверняется человек, говорил Он, но то, что выходит из уст его, свидетельствует о его скверне. Фарисеи заблуждались, думая, что ритуальные омовения делают их чистыми духовно.

Ученики Иисуса заметили Ему, что фарисеи соблазнились (т. е. были оскорблены) Его словами, почувствовав, что они направлены в их адрес. На это Иисус ответил, что, не будучи «насаждением» Отца Его Небесного, фарисеи подлежат искоренению (в значении «осуждению»). И посоветовал ученикам оставить их в покое, поскольку эти люди сами избрали свой путь, и ничто не свернет их с него. В развитие Своей мысли Иисус продолжал: Они слепые вожди слепого народа, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр попросил Иисуса объяснить им притчу (подразумевая записанное в 11 стих; сравните Мк 7:15−17). И Господь пояснил сказанное Им прежде. Не извне оскверняется человек. Ведь все, что входит в уста его, переваривается в желудке и извергается вон. Но исходящее из уст выявляет то, что в сердце человека; лишь то, что скрыто в сердце, делает человека нечистым или свидетельствует о его нечистоте. Ибо именно в злом сердце (во внутреннем «Я») человека, когда оно нечисто, гнездятся злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. И именно это, а не прикосновение к еде неумытыми руками, — залог и причина его нечистоты.

Мф 15:21−28 (Мк 7:24−30). Чтобы уклониться от дальнейших расспросов со стороны фарисеев, Иисус покинул израильские пределы и удалился в страны Тирские и Сидонские (побережье Финикии, которое заселяли язычники). Тир находился примерно в 50 км от Галилеи, а Сидон — примерно в 80 км. За несколько столетий до того жителей этой местности называли хананеянами (Чис 13:29). И женщина, которую встретил тут Иисус, названа хананеянкой. Она просила Его оказать ей милость и исцелить ее дочь. При этом она называла Иисуса Господом и Сыном Давидовым (титул Мессии — Мф 9:27; Мф 20:30−31).

Но и это не помогло ей — ведь время язычников еще не настало. Иисус ничего не отвечал ей, но она продолжала умолять Его, и тогда ученики стали просить Его отпустить ее. В их просьбе звучал и вопрос: «Почему, Господи, Ты не хочешь помочь этой женщине, которая все равно ведь не отстанет, пока Ты не смилуешься над ней?»

В ответ Иисус напомнил ученикам, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (сравните 10:6). Другими словами, Он пришел для того, чтобы предложить Своему народу Царство, обещанное ему через Давида столетия назад. Вот почему не надлежало Ему изливать благословения на язычников прежде чем они изольются на Израиль. Но женщина не отступала. Она чувствовала, что только Иисус может помочь ее дочери. И она кланялась Ему и продолжала молить: Господи, помоги мне! В свете только что сказанного ей Иисусом — Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам — она осознала свое положение язычницы.

Он как бы нарисовал перед ней картину семьи, сидящей за столом и получающей хлеб из рук главы дома. На фоне этой картины хананеянка увидела и себя. Нет, она не принадлежала к числу детей этого дома (Израиля), и лучшие из раздаваемых за столом кусков не были предназначены ей. В этом «доме» она могла быть приравнена разве что псу (иудеи часто называли язычников-идолопоклонников «псами»), которому хорошо, если достанутся, лишь крохи, которые падают со стола господ.

Впрочем, она и не мыслила воспользоваться тем, что ей не принадлежало, т. е. благословениями, предназначенными для Израиля. Все, о чем она просила, это о «крохе» благословения в ее нужде. В ответ на ее великую веру, какую хотел бы Иисус найти в Израиле (сравните 8:10), Он ответил хананеянке: Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот же час. Как же просияла вера «хананеянки» на мрачном фоне отвержения Иисуса вождями израильского народа! Не является ли эпизод с этой язычницей прекрасным примером того, что «Царство Небесное силою берется»!

Мф 15:29−39 (Мк 7:31 — 8:10). Иисус возвратился из пределов Тирских и Сидонских к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. Тут же стало окружать Его множество народа со своими бесчисленными больными. Судя по тому, что сказано в Мк 7:31−37, можно предположить, что тут (в Мф 15:30−31), речь идет о язычниках. Иисус исцелил их больных, и, видя это, народ… прославлял Бога Израилева.

Служение это продолжалось три дня. Проникшись жалостью к окружавшим Его людским массам, Господь не хотел отпустить их по домам голодными. Но откуда было взять ученикам столько еды в этом пустынном месте? В ответ на вопрос Иисуса, какими съестными припасами они располагают, ученики сказали, что есть у них семь хлебов и немного рыбок. При этом они не могли не догадаться, что этими «припасами» Иисус воспользуется так же, как раньше (14:13−21), чтобы опять накормить множество людей.

Господь и в самом деле велел народу возлечь на землю и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики — народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных. («Корзины» или «короба» (14:20) — обычная принадлежность ходивших по земле своей жителей этих мест) На этот раз евших было четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Это чудо говорит о том, что Господни благословения станут изливаться через Его учеников не только на Израиль (сравните 14:13−21), но и на «язычников». Пожалуй, наиболее явное подтверждение этому находим в Деян 10−11, где описано, как апостол Петр проповедал Благую Весть о спасении в языческом доме сотника Корнилия.

После того, как Иисус отпустил народ, пошел Он в пределы Магдалинские, т. е. на западное побережье Галилейского моря, в город Магдалу, на север от Тиверии. Мария Магдалина (Мф 27:56) была родом из этого города, который имел и другое название — Далмануфа (Мк 8:10).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.