От Матфея 21 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И когда они приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию на горе Масличной, тогда Иисус послал двух учеников
2 и сказал им: идите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдете ослицу привязанную и осленка с ней; отвяжите и приведите Мне.
3 И если кто скажет вам что-нибудь, вы ответите, что они нужны Господу, и тотчас пошлет их.
4 А произошло это, чтобы исполнилось сказанное чрез пророка:
5 Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий и воссевший на ослицу и на осленка, сына подъяремной.
6 Ученики, отправившись и сделав, как повелел им Иисус,
7 привели ослицу и осленка и положили на них одежды, и Он сел поверх их.
8 И очень многие в толпе разостлали свои одежды по дороге, другие же резали ветви с деревьев и расстилали по дороге;
9 а народ, шедший впереди Его и следовавший за Ним, восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!
10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорили: кто это?
11 Народ же говорил: это пророк Иисус из Назарета Галилейского.
12 И вошел Иисус в храм, и изгнал всех продающих и покупающих в храме, и столы менял опрокинул и прилавки продающих голубей.
13 И говорит им; написано: «Дом Мой домом молитвы будет назван», вы же его делаете вертепом разбойников.
14 И подошли к Нему слепые и хромые в храме, и Он исцелил их.
15 А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в храме: Осанна Сыну Давидову! — вознегодовали
16 и сказали Ему: слышишь Ты, что они говорят? Иисус же ответил им: да! Разве вы никогда не читали: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил Себе хвалу»?
17 И оставив их, вышел из города в Вифанию и провел там ночь.
18 Утром же, возвращаясь в город, Он ощутил голод
19 и, увидев при дороге одинокую смоковницу, подошел к ней и ничего не нашел на ней, кроме одних только листьев. И говорит ей: да не будет от тебя плода вовек. И смоковница сразу засохла.
20 И увидев, ученики с удивлением говорили: как это сразу засохла смоковница?
21 Иисус же ответил им: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, сделаете не только то, что было со смоковницей, но, если и горе этой скажете: «сойди с твоего места и бросься в море», — будет.
22 И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
23 И когда Он пришел в храм, подошли к Нему, пока Он учил, первосвященники и старейшины народа и спросили: какою властью Ты это делаешь, и кто Тебе дал эту власть?
24 Иисус же ответил им: спрошу вас и Я об одном: если скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю.
25 Крещение Иоанново откуда было; с неба или от людей? Они же рассуждали между собой: если скажем: «с неба». Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?»
26 Если же скажем: «от людей», — боимся толпы, ибо все считают Иоанна пророком.
27 И они сказали Иисусу в ответ: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
28 А как вам кажется? У человека было двое детей; и он, подойдя к первому, сказал: «дитя мое, иди сегодня, работай в винограднике».
29 Он же ответил: «Иду, господин», и не пошел,
30 И подойдя ко второму, он сказал то же. И тот ответил: «не хочу», а после раскаялся и пошел.
31 Кто из двух исполнил волю отца? Они говорят: последний. Говорит им Иисус: истинно говорю вам: мытари и блудницы идут впереди вас в Царство Божие.
32 Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему, вы же, увидев, не раскаялись и после, чтобы поверить ему.
33 Выслушайте другую притчу. Был человек хозяин дома, который насадил виноградник и стеной его обнес, и выкопал в нем точило, и построил башню, и сдал его виноградарям, и уехал.
34 Когда же приблизилось время плодов, послал он своих рабов к виноградарям взять плоды свои;
35 и взяли виноградари рабов его, кого прибили, кого убили, кого камнями побили.
36 Снова послал он других рабов, в большем числе, чем первых: и поступили с ними так же.
37 Наконец, послал он к ним сына своего, говоря: «устыдятся сына моего».
38 Виноградари же, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; давайте, убьем его и завладеем наследством его».
39 И взяв его, выбросили вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет господин виноградника, что сделает он с виноградарями теми?
41 Говорят Ему: предаст их, как злодеев, заслуженной ими злой смерти и виноградник сдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в свои сроки.
42 Говорит им Иисус: никогда не читали вы в Писаниях: «Камень, который отвергли строители, он сделался главою угла: от Господа это, и удивительно в глазах наших»?
43 Поэтому говорю вам: Царство Божие будет отнято у вас и дано приносящему его плоды народу;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется: а на кого он упадет, того обратит в прах.
45 И услышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он говорит о них,
46 и намеревались Его схватить, но побоялись народа, так как Его почитали за пророка.

Толкование Далласской семинарии

VI. Предлагаемое Царем достигает своей кульминации (главы 21−27)

А. Царь заявляет о Себе (21:1−22)

1. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВХОД ИИСУСА ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ (21:1−11) (Мк 11:1−11; Лк 19:28−42; Ин 12:12−14)

Мф 21:1−5. Иисус с учениками подходил к Иерусалиму с востока, так как шли они от Иерихона. И когда достигли они города Виффагии, расположенного на восточном склоне горы Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, чтобы привели к Нему ослицу и с нею молодого осла. Хотя торжественный вход Иисуса в Иерусалим описывают все четыре евангелиста, только Матфей упоминает, наряду с молодым ослом, и об ослице. Простое объяснение этого кажущегося «противоречия» в том, что когда Иисус ехал на молодом осле, ослица шла рядом. Возможно и то, что Он менял их в пути: ехал то на ослице, то на осле (стих 7).

Итак, Иисус попросил учеников привести этих животных к Нему. И если бы кто-нибудь спросил у них, зачем они отвязывают не принадлежащих им осла и ослицу, они должны были бы ответить, что те надобны Господу. Будучи Мессией, Иисус имел право на все, в чем ни возникла бы у Него необходимость. Матфей упоминает о том, что это совершилось во исполнение пророчества; имеется в виду пророчество Захарии (Зах 9:9; сравните Ис 62:11), который говорил народу о его грядущем Царе, кротко «сидящем на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Конечно, у земных царей не было такого обычая — въезжать в город на осле; они, как победители, восседали при этом на конях. Полагают, что осленок служил в этом контексте символом мира.

Мф 21:6−8. Ученики сделали так, как повелел им Иисус, и, вместо седла, положили на животных одежды свои, и Он сел поверх их, а народ, встречавшийся им по пути, расстилал по дороге одежды (сравните 4Цар 9:13); другие же резали ветви с дерев и постилали по дороге. Большую часть этих людей составляли паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим на праздник Пасхи. Они знали Иисуса и были свидетелями многих чудес, совершенных Им в Галилее.

Мф 21:9. Толпы, шедшие впереди Иисуса и за Ним, возможно, распевали псалмы, которые обычно пели паломники. Матфей отмечает, что они (включая и детей — на территории храма; стих 15), выкликали слова, записанные в Пс 117:25−26: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Слово «осанна» — еврейское и означает: «Спаси нас, мы молим»; этим словом выражается как славословие, так и просьба.

Хотя народ и не понимал значения всего происходящего, он, по-видимому, сознавал, что Идущий с ними есть обещанное семя Давидово, и что цель Его — спасти Израиль. Потому и прославляли они Того, Кто шел теперь в Иерусалим, чтобы наконец-то, как думали они, публично объявить Себя Царем Иудейским.

Мф 21:10−11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: Кто сей? Поскольку прежде Иисус избегал Иерусалима, жители этого города не знали Его. А поэтому шедшие с Иисусом объясняли: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского (сравните стих 46). Но раз Пророк, значит, Тот, Кто был обещан народу Моисеем (Втор 18:15).

Лука отмечает, что Иисус, приблизившись к городу, заплакал (Лк 19:41) и дал затем понять религиозным вождям, что для Израиля наступил особый день: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк 19:42). Иисус мог при этом иметь в виду пророчество Даниила, относившееся к приходу Мессии, и что Он явился в Иерусалим в то самое время, которое было предсказано Даниилом за 500 лет до того (Дан 9:25−26). Это событие знаменовало официальное представление Израилю Иисуса Христа как праведного Сына Давидова.

2. ВЛАСТЬ МЕССИИ (21:12−14) (Мк 11:15−19; Лк 19:45−48)

Мф 21:12−14. Хотя на основании записанного у Матфея можно было бы придти к заключению, что Иисус, войдя в Иерусалим, тут же пошел в храм, из других Евангелий следует, что в тот день Он сразу же вернулся в Вифанию. Очищение Им храма, вероятно, произошло утром следующего дня, когда Иисус возвратился в Иерусалим из Вифании (Мк 11:11−16). (В то утро Он проклял смоковницу — смотрите ниже; и, значит, «очищение» храма имело место после этого. Большинство богословов считает, что Христос дважды «очищал» храм от торгашей, и что «синоптики» с одной стороны и Иоанн — с другой (Ин 2:14−16) говорят о двух разных событиях.)

Итак, войдя в храм, Мессия Иисус воспылал негодованием в адрес тех, кто превратили дом молитвы в место торговли и коммерческих сделок. Многие зарабатывали в храме себе на жизнь, наживаясь на тех, которые покупали на его территории жертвенных животных. Дело в том, что заинтерисованными лицами всячески поддерживалось существовавшее в те дни представление, будто в храме нельзя пользоваться деньгами, имевшими хождение в обществе.

Посему, прежде чем покупать животное для жертвоприношения, человек должен был «поменять» деньги; меновщики при этом наживались на нем; «храмовые» цены на животных тоже были выше обычных. По той-то причине, что это явное вымогательство шло вразрез с целями, которым должен был служить храм, и опрокинул Иисус столы меновщиков, стоявшие во внешнем дворе, предназначенном для язычников; при этом Он повторил мысль, выраженную двумя ветхозаветными пророками — Исаией (56:7) и Иеремией (7:11).

Демонстрируя Свою силу и власть, Иисус исцелил затем слепых и хромых, которые подошли к Нему в храме. Этот факт отмечен только Матфеем. Обычно слепые и хромые не допускались в храм, но Иисус многое мог изменить Своей властью.

3. ГНЕВ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ (21:15−17)

Мф 21:15−17. Когда Иисус исцелил упомянутых калек, дети, бывшие в храме, стали восклицать: Осанна Сыну Давидову! — тем признавая в Иисусе Мессию (толкование на стих 9). Первосвященники же и книжники, видя дела Его и слыша, как прославляют Его дети, вознегодовали. Своим вопросом: Слышишь ли, что они говорят? — законоучители явно требовали, чтобы Иисус остановил славивших Его. Возможно, некоторые из «детей», бывших в храме, пришли туда впервые, чтобы исполнить соответствующий религиозный обряд в знак того, что они стали взрослыми мужчинами. И законоучители опасались, как бы умонастроению молодежи не был нанесен «урон».

Иисус ответил им словами из Пс 8:3 «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Принимая славословие детей, Он давал понять, что достоин его — как их Мессия. Религиозные вожди, отвергавшие Христа, не обладали и той проницательностью, которая присуща была детям, «принявшим» Его (Мф 18:3−4).

Отойдя от «вождей народа», Иисус покинул храм. Он снова возвратился в Вифанию (расположенную по ту сторону горы Елеонской, километрах в двух с половиной от Иерусалима), и провел там ночь, наверное в доме Марии, Марфы и Лазаря.

4. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОКЛЯТИЕ СМОКОВНИЦЫ (21:18−22) (Мк 11:12−14, 20−25)

Мф 21:18−22. Поутру же, возвращаясь в Иерусалим, Иисус взалкал. И увидев при дороге смоковницу (инжирное дерево), подошел к ней. Дерево было покрыто листьями, но плодов на нем не оказалось. Дело в том, что плоды на смоковнице появляются прежде листьев или одновременно с ними, так что и на этой плоды должны были быть. Их однако не было.

И тогда Иисус проклял смоковницу, и она тотчас засохла. Согласно Евангелия от Марка, Иисус проклял дерево прежде чем изгнал торговцев из храма, и ученики слышали это, однако на то, что смоковница засохла, они обратили внимание только на следующее утро (Мк 11:13−14, 20).

На этом примере Иисус преподал ученикам урок веры. Если будете иметь веру в Бога и не усомнитесь, сказал Он им, то будете способны творить чудеса — и этому подобные, и более его, потому что и горы будете передвигать (сравните Мф 17:20). Верующие от всего сердца, продолжал Господь, получат все, о чем ни попросят в молитве с верою. Творя чудеса, Иисус не хотел возбуждать в людских сердцах сомнение или изумление — Он хотел убедить людей в том, как важно верить. Однако израильский народ так и не поверил в Него.

Многие исследователи Библии видят в «проклятии смоковницы» и нечто большее чем только урок веры. Они рассматривают злосчастное дерево как символ Израиля тех дней. Он ведь тоже казался «плодоносным» и гордился этим, но при ближайшем рассмотрении являл свое бесплодие (в духовном отношении).

Проклиная (отвергая) в смоковнице «сей род», Иисус предсказал, что он и впредь не даст «плодов». Через несколько дней современным Ему иудеям предстояло отвергнуть своего Царя и распять Его. И в конечном счете это не могло не навлечь осуждения на них, а в каком-то смысле и на их потомков. Мы знаем, что в 70 г. по Р. Х. римляне, прийдя в страну с громадной армией, разрушили храм и положили конец политическому существованию Израиля (Лк 21:20). Множество людей погибло в той войне. И все-таки отвержение Иисусом смоковницы нельзя рассматривать как отвержение Им всего израильского народа навечно (Рим 11:1, 26).

Б. Конфронтация «религиозников» с Царем (21:23 — 22:46)

1. СТОЛКНОВЕНИЕ ИИСУСА С ПЕРВОСВЯЩЕННИКАМИ И СТАРЕЙШИНАМИ НАРОДА (21:23 — 22:14) (Мк 11:27 — 12:12; Лк 20:1−19)

а. Законоучители идут в наступление (21:23)

Мф 21:23. Когда Иисус снова пришел… в храм, о котором сказал, что он принадлежит Его Отцу, то подошли к Нему представители различных религиозных групп. Столкновение с ними началось с того, что они спросили Иисуса (видимо, в агрессивном тоне): Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть? Под словом «это» они, вероятно, понимали Его торжественный вход в Иерусалим, принятие Им воздаваемой Ему хвалы, очищение Им храма, исцеление слепых и хромых (стихи 8−14), наконец и то, что Он учил в храме (стих 23). «Вожди» Израиля понимали, конечно, что Иисус претендует на власть Мессии, и хотели знать, кто дал Ему эту власть. Уж, конечно, Он получил ее не от них.

б. Ответ Иисуса (21:24 — 22:14)

1) Об Иоанновом крещении (21:24−32).

Мф 21:24−27. (Мк 11:29−33; Лк 20:3−8). В ответ на вопросы окружавших Его Иисус тоже задал им вопрос, пообещав, что ответит им, если они ответят Ему. Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков? — спросил Он. Простой, казалось бы, вопрос, но у законоучителей он вызвал замешательство. Они понимали, что если ответят, что «с небес», то Иисус спросит: почему же вы не поверили ему?

С другой стороны, если бы они ответили, что Иоанново крещение было «от человеков», то этим сильно рассердили бы народ, который почитал Иоанна за великого пророка. Таким образом Иисус поставил Своих оппонентов в такое же положение, в какое они не раз пытались поставить Его. В конце-концов они сказали, что не знают ответа. И тогда Иисус отказался отвечать на их вопрос. Вместо этого, Он рассказал притчу.

Мф 21:28−32. Это была притча о человеке, который имел двух сыновей. И вот сначала первого, а потом второго он попросил пойти поработать у него в винограднике… Первый вопрос, который возникает при чтении этой притчи, — а есть ли в ней связь с предыдущими словами Иисуса? Есть, однако выраженная весьма тонко. Итак, первый сын ответил: «не хочу», но потом, раскаявшись, пошел. Второй же ответил: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? — спросил Иисус. Ответ очевиден: первый.

Первому сыну, по мысли Иисуса, соответствовали мытари и блудницы. Второму же — первосвященники и старейшины и прочие «начальники иудейские». И к той и к другой группам людей был направлен «зов» в «виноградник». Но голос Иоанна, звавший их, как бы сливается тут с более ранним «зовом» Отца — через пророков. Будучи людьми религиозными, «начальники» откликнулись на него, но… в виноградник не пошли; мытари же и блудницы вначале отказались, но потом пошли (именно они последовали за Иоанном).

Потому и сказал Иисус, что они вперед вас идут в Царство Божие. А религиозным вождям, которые не раскаялись после, чтобы поверить Иоанну, вход туда будет закрыт. Хотя слова Иисуса о том, что презренные мытари и блудницы войдут в Царство Божие, а они — нет, должны были их крайне удивить, возразить на них им было нечего!

2) Притча о винограднике (21:33−46; Мк 12:1−12; Лк 20:9−19).

Мф 21:33−39. В следующей притче Иисус продолжил тему «отклика» народа израильского на Его служение ему. Он рассказал о некоем хозяине дома, затратившем много средств на устройство своего виноградинка, который должен был стать весьма плодоносным. Уход за ним он поручил арендаторам (виноградарям). Когда же наступило время сбора плодов, хозяин послал за ними, по праву принадлежавшими ему, своих слуг.

Но виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. И другие слуги были посланы хозяином, и с ними поступили так же. Наконец, хозяин послал в виноградник своего сына в надежде, что виноградари постыдятся его. Однако те подумали, что если убьют и сына, то виноградник достанется им. И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили.

Вполне очевидно, что в этой притче Иисус имел в виду израильский народ, над которым Бог много потрудился; насадив его, подобно винограднику, с великим тщанием, Он ожидал от него плодов (Ис 5:1−7). «Виноградари», которым Бог поручил уход за ним, это, конечно, религиозные вожди народа. Но «вожди» не захотели признать права хозяина на Его «виноградник», и кого бы Он ни посылал к ним (Его пророков), они отвергали. В конце-концов они решили убить и Сына Его, Иисуса Христа, «выведя» Его за пределы Иерусалима (Евр 13:12).

Мф 21:40−46. Иисус задал естественный вопрос: что, по их мнению, сделает хозяин виноградника с неверными виноградарями? Ясно, что он не позволит им более распоряжаться на его земле, что он подвергнет их строгому наказанию. А виноградник, отобранный у них, будет отдан другим виноградарям, которые будут отдавать хозяину плоды его во времена свои. Это вполне соответствует сказанному в Писаниях и, в частности, в Пс 117:22−23, откуда и цитировал Иисус, говоря о камне, который отвергли строители, но который сделался главою угла.

Объясняя это пророчество, Иисус сказал: Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. Два толкования чаще других предлагаются на это место. Согласно одному, Господь дал понять, что Царство Божие будет отнято у еврейского народа и передано народам языческим, которые принесут Богу плод истинной веры.

На это возражают, что, поскольку в греческом тексте слово «етней» (переведенное как «народ») стоит в ед. числе, то речь тут идет о Церкви, которую к тому же апостолы называли «народом Божиим» (Рим 10:19 и 1Пет 2:9−10). На основании Писаний в целом можно, однако, утверждать, что Царство не насовсем отнято от Израиля (Рим 11:15, 25). Кроме того, в настоящее время Церковь Царства не наследует.

Лучшим (опять-таки, исходя из духа Писаний в целом) представляется другое толкование: Иисус имел лишь в виду, что Царство отнимается от нынешнего Израиля — с тем, чтобы в будущем, когда народ явит истинные покаяние и веру, быть возвращенным ему. Если держаться этого толкования, то слово етней (народ) Иисус употребил в значении «поколения» или «рода сего» (Мф 23:36). То «поколение» израильтян, которое отвергло предложенное ему Царство, никогда не войдете в него (толкование на 21:18−22). Но то их «поколение», которое в будущем примет Того же Самого Мессию (Рим 11:26−27), обретет Царство.

Отвергнув Иисуса, этот краеугольный камень, строители (Мф 21:42) сами навлекли на себя суровое осуждение (а на кого он упадет, того раздавит).

Религиозные вожди (первосвященники и фарисеи — стих 45 сравните со стихом 23) поняли, что Он о них говорит, и попытались схватить Его. Однако они побоялись народа (сравните стих 26), потому что Его почитали за пророка (сравните стих 11).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.