От Марка 4 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И снова начал Он учить у берега моря; и собирается к Нему толпа весьма многолюдная, так что Он, войдя в лодку, был на море, а вся толпа на земле у моря.
2 И учил Он их в притчах многому и говорил им в учении Своем:
3 слушайте, вот, вышел сеятель сеять.
4 И было: когда он сеял, иное семя упало при дороге, и прилетели птицы и поклевали его.
5 И другое упало на камень, где у него немного было земли, и тотчас взошло, ибо земля у него не была глубока;
6 и когда взошло солнце, было опалено и, не имея корня, засохло.
7 И другое упало в терние, и поднялось терние и заглушило его, и плода оно не дало.
8 И другие упали на землю добрую и давали плод, поднимаясь и возростая, и приносили по тридцати и по шестидесяти и по ста.
9 И говорил им: кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И когда Он оказался один, стали спрашивать Его окружающие вместе с Двенадцатью о притчах.
11 И говорил им: вам дана тайна Царства Божия, тем же внешним всё бывает в притчах,
12 чтобы они глазами глядели и не увидели, и слухом слышали и не уразумели, чтобы не обратились они, и не было прощено им.
13 И говорит им: не постигаете этой притчи? Как же вы поймете все притчи?
14 Сеятель сеет слово.
15 И вот те, что при дороге, где сеется слово: когда они услышат, тотчас приходит сатана и уносит слово, посеянное в них.
16 А вот подобным же образом и те, что сеются на камне: они, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют корня в себе и держатся короткое время; потом с наступлением скорби или гонения за слово, тотчас соблазняются.
18 И вот другие, те, что сеются в тернии: это — услышавшие слово,
19 и заботы века и обольщение богатства и прочие вожделения, входя, заглушают слово, и оно делается бесплодным.
20 А вот и те, что на земле доброй посеяны: они слышат слово и принимают и дают плод по тридцати и по шестидесяти и по ста.
21 И говорил им: разве для того приносится светильник, чтобы поставить его под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить его на подсвечник?
22 Ведь, если что скрыто, то лишь для того, чтобы быть обнаруженным, и сокровенным оно стало только для того, чтобы выйти наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит.
24 И говорил им: замечайте, что слышите: какою мерой мерите, такою будут мерить вам, и будет прибавлено вам.
25 Ибо кто имеет, тому будет дано, и кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
26 И говорил: таково Царство Божие: оно подобно человеку, который бросит семя в землю,
27 и спит и встает, ночью и днем, а семя всходит и тянется вверх, он сам не знает как;
28 земля сама собой дает плод: сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе;
29 когда же созреет плод, он тотчас посылает серп, потому что настала жатва.
30 И говорил: каким подобием выразить нам Царство Божие? Или в какой притче представить его?
31 Подобием зерна горчичного. Когда его посеют в землю, оно, самое маленькое из всех семян на земле,
32 поднимается и становится больше всех овощей и пускает большие ветви, так что птицы небесные могут вить гнёзда под тенью его.
33 И такими многими притчами Он говорил им, насколько они могли слышать.
34 Без притчи же им не говорил, но ученикам Своим отдельно от других объяснял всё.
35 И говорит им в тот день, когда вечер настал: переправимся на ту сторону.
36 И они, оставив народ, берут Его с собой, как Он был в лодке; и другие лодки были с Ним.
37 И поднимается сильный вихрь; и волны били в лодку, так что лодка уже наполнялась водой.
38 А Он спал на корме на изголовье. И будят Его и говорят Ему: Учитель, Тебе всё равно, что мы погибаем?
39 И проснувшись. Он возбранил ветру и сказал морю: молчи, стихни. И прекратился ветер, и настала тишина великая.
40 И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас нет веры?
41 И они устрашились страхом великим и говорили друг другу: кто же Он, что и ветер и море повинуются Ему?

Толкование Далласской семинарии

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (4:1−2) (Мф 13:1−2)

Мк 4:1−2. И опять (2:13; 3:7) Иисус начал учить народ при море (Галилейском); и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку… а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами…

2. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ (4:3−20)

а. Изложение самой притчи (4:3−9) (Мф 13:3−9; Лк 8:4−8)

Перед тем, как рассказать эту притчу, и, завершив рассказ ее, Иисус призвал людей слушать Его внимательно и вдуматься в Его слова (Мк 4:3, 9, 23).

Мк 4:3−9. Вот вышел сеятель сеять; и когда сеял семя на своем вспаханном поле, иное упало при дороге; иное упало на каменистое место, где немного было земли, поскольку пласт твердой породы залегал близко к поверхности; иное упало в терние (в почву, засоренную корнями различных сорняков); и иное упало на добрую землю.

Не все посеянное принесло урожай. Птицы склевали зерно, упавшее при дороге (4:4). Солнце иссушило те нежные ростки, которые вскоре проявились на каменистой почве (4:6). Выросшие сорняки заглушили те растения, которые взошли на засоренной почве, и они тоже не принесли урожая (стих 7).

Посеянное же на доброй почве взошло, пустило корни, выросло и принесло обильный урожай. Иное тридцать, иное шестьдесят, иное сто крат (стих 8) больше посеянного — в зависимости от того, насколько плодородной была почва. А в те времена урожай в отношении 10 к 1 уже считался хорошим.

б. Иисус поясняет, почему учит притчами (4:10−12) (Мат; 13:10−17; Лк 8:9−10)

Мк 4:10. Указание на изменение обстановки имеет тут важное значение. То, что описано в стихах 10−20, собственно, произошло позже (стихи 35−36; сравните Мф 13:36), но Марк помещает это здесь ради раскрытия принципа, сформулированного в 4:11, 33−34, и таким образом подчеркивает значение притчи как таковой.

Итак, когда Иисус остался без народа, окружающие Его (другие ученики — 3:34) вместе с двенадцатью спросили Его о значении или назначении притчи (предпочтительнее, по-видимому, читать здесь «о притчах», а не «о притче», как в русском тексте; в англ. тексте здесь множ. число. То есть ученики спрашивали о притчах вообще и о значении притчи о сеятеле, в частности — от ред.)

Мк 4:11−12. Эти стихи следует «воспринимать» в контексте неверия и враждебности, которыми был окружен Иисус (3:6, 21−22, 30). Он обращается к Своим ученикам (к тем, которые верили в Него; Его «вам» выразительно подчеркнуто средствами греческого языка). И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия (другими словами, о Божием плане человеческого спасения, сокрытом от людей, о домостроительстве на земле Царства Божия; 1:15), а тем внешним (т. е. не входящим в круг учеников, всей этой толпе неверующих все (касающееся благовестия Его и миссии) преподносится в притчах (здесь в смысле сказания, облеченного в загадочную форму).

С Иисусом и Его благовестием «встретились лицом к лицу» обе группы — и уверовавшие в Него и те, которые Его отвергли. Но «учеников» Бог наделил способностью увидеть «тайну Царствия» в Иисусе; Он дал им откровение о Своем плане построения Царства в нынешнее время, т. е. в Век «сеяния семени» (4:13−20; 13:10). План этот ранее был скрыт от пророков, однако теперь он открывался людям, избранным Богом.

Тайна общая всем притчам о Царстве состоит в том, что в Иисусе Христе Божие управление земными делами становится частью человеческого опыта, постигается людьми в некоей новой духовной форме. Ученики поверили в Иисуса Христа. Следовательно, Бог уже открыл им вышеупомянутую «тайну», хотя на тот момент они еще мало разбирались во всем ее значении.

С другой стороны, те, кто были ослеплены неверием, не видели в Иисусе ничего, кроме угрозы самому существованию своему. Они отвергли Его, и им не дано было познать «тайны» Царства Божиего. Для таковых форма притч, в которые облекал Иисус Свои истины, оказывалась непроницаемой. Ибо они были подобны израильтянам, жившим в дни пророка Исаии (Ис 6:9−10). Пророк этот говорил, что духовные слепота и глухота, поразившие их, есть Божие наказание. При этом он говорил об Израиле как о народе (6:9 — «этот народ»), обвиняя его в отвержении Божиего откровения (в дни Иисуса это проявилось с особой наглядностью).

У Марка, как и у Матфея, перефразированы слова Исаии о том, что народ израильский будет видеть и слышать (в данном случае — применительно к образному строю притч), но не «уразумеет» духовного смысла того, что «видят» и «слышат». Да не обратятся (к Богу), чтобы прощены им были грехи их.

Это не значит, что у слушавших Иисуса отнималась самая возможность уверовать в Него. Ведь ожесточение народа происходило не от того, что Иисус учил притчами, а от его изначально враждебного отношения к Нему, возбуждаемого его вождями; потому и отказывались израильтяне войти в открывавшиеся перед ними «двери разумения». И поскольку они упорно не принимали благовестия Христова («затворили от него разум свой»), им было отказано в возможности проникновения в него — посредством облечения откровения в форму притч. Тайна не давалась им во всем ее значении потому, что они не способны были ею воспользоваться.

И все-таки притчи, «скрывавшие» тайну, как бы приоткрывали завесу ее и тем будили (у желавших этого) мысль (12:12), а это в конце концов могло бы привести их к получению откровения. В конечном счете притчи «блюли» свободу народа верить или не верить, демонстрируя в то же время, что решение «в пользу веры» награждается от Бога способностью верить (4:11а).

в. Изъяснение притчи о сеятеле (4:13−20) (Мф 13:18−23; Лк 8:11−15)

Мк 4:13. Тем, что скрывается за двумя вопросами Христа, содержащимися в этом стихе, подчеркивается важность притчи о Сеятеле. Если ученики Иисуса не понимали (в греческом тексте употреблен глагол оидате, означающий интуитивное понимание) ее значения, то не смогут понять (а здесь глагол гносете — понимать или постигать на опыте) никаких других притч о Царстве Божием.

Мк 4:14−20. Кто такой сеятель, Иисус не объясняет, но из контекста следует, что это Он Сам и все те, которые станут сеять (провозглашать) слово Божие; оно и есть семя (1:15, 45; 2:2; 6:12). В 4:15−20 речь пойдет о разных «видах почвы», т. е. о разных категориях слушателей, в разуме которых сеется «семя» благовестия.

Многие люди так или иначе отвергают благовестие Иисуса Христа. В притче они поделены на три категории. Одни слышат слово Божие, но остаются равнодушны к нему. Сатана (здесь уподоблен птицам) тут же приходит к ним и похищает слово, посеянное в них. Другие слушают слово с радостным энтузиазмом, однако на поверку энтузиазм их оказывается поверхностным, и хватает его на короткое время: глубокого корня слово в них не пускает.

А потому стоит прийти скорби или начаться гонениям за веру (уподобляются палящему солнечному зною), тотчас соблазняются (толкование на 14:27) и отпадают. Третьи тоже слушают слово, однако сердца их и мысли слишком заняты земным и временным. Посеянное в них слово очень скоро вытесняется из разума их и сердца заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями (уподобляются сорнякам, заглушающим культурные растения). И в этих слушающих слово тоже не приносит плода (сравните 10:22), а, значит, по-настоящему верующими они никогда не были.

В отличие от упомянутых трех групп, есть на земле и такие люди, которые слушают слово и принимают, и приносят плод (духовный) — в тридцать… а шестьдесят и во сто крат (сравните 4:24−25 с Мф 25:14−30; Лк 19:11−27). Они-то и являются истинными учениками Господа.

Итак, распространение Благой Вести о Царстве Божием подобно сеянию семени на разных видах почвы. В первое пришествие Иисуса Христа, как и в век Церкви, Царство Божие, хотя и существует на земле, но как бы скрыто или не вполне явно, будучи теснимо сатанинской оппозицией ему и людским неверием. И все-таки оно, т. е. «Божие правление», действует (существует) — в тех, кто принимают благовестие Иисуса Христа; Его власть над этими людьми и действие в них проявляются в том, что они — духовно плодоносны.

И все же вполне явно Царство Божие будет установлено лишь во второе пришествие Иисуса Христа во славе (Мк 13:24−27). Тогда-то и будет собран на земле небывалый урожай. Таким образом в притче о сеятеле подразумевается постепенное утверждение на земле Царства Божиего, которое в настоящее время как бы скрыто и невидимо, а в будущем станет явным и откроется во славе своей — (сравните 1:14−15).

3. ПРИТЧА О СВЕЧЕ И «МЕРЕ» (4:21−25) (Лк 8:16−18; Мф 5:15 и Лк 11:33; Мф 7:2 и Лк 6:38; Мф 10:26 и Лк 12:2; Мф 13:12; Мф 25:29 и Лк 19:26)

К сказанному Им в этих стихах в форме притчи Иисус прибегал неоднократно и при разных обстоятельствах (вышеуказанные ссылки). Марк поместил эти стихи здесь потому, что ими подкрепляется учение Иисуса в притчах о Царстве Божием и указывается на необходимость надлежащего отклика на это учение. Мк 4:23−24а перекликается со стихом 3 и 9, и, значит, в представлении Марка слова эти (стихи 23−24а) были частью обращения Иисуса в форме притч ко всему народу (сравните стих 26, 30), а не Его частных бесед с учениками.

Мк 4:21−23. В этой короткой притче Иисус указывает на очевидный факт, что зажженную свечу не ставят под сосуд или под кровать. Но ставят ее на подсвечнике, чтобы она лучше освещала дом. И далее Он поясняет, что все тайное становится со временем явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Господь подразумевал учение о «тайне Царства Божия», которое со временем должно быть предложено всему миру. Таким образом, и этот пример из повседневной жизни тоже содержал в себе «информацию о духовной истине» — для всякого кто имеет уши, если только он пожелает услышать.

Мк 4:24−25. Если человек принимает возвещенное Им (1:15), Бог удостоит его «соучастия» («доли», «меры») в Царствии Своем уже теперь, а в будущем, когда Царствие Божие «откроется» (стихи 21−23), ему («слушающему») прибавлено будет еще больше. Но если человек отвергает слово Его, то теряет все, включая то, что имеет теперь, а именно возможность стать причастником Царства Божиего; ибо она у него отнимется.

4. ПРИТЧА О ЗЕМЛЕ, КОТОРАЯ САМА ПРОИЗВОДИТ ПЛОД (4:26−29)

Эту притчу приводит только Марк. Подобно притче о Сеятеле, она представляет собою картину грядущего Царства Божиего на всех его стадиях: сеяние (стих 26), всход и возрастание посеянного (стихи 27−28) и, наконец, сбор урожая (стих 29); ударение, однако, поставлено на стадии роста. Лишь одна личность, неконкретизированный сеятель, присутствует при всех трех фазах.

Мк 4:26. Итак, первая фаза: человек бросает семя в землю.

Мк 4:27−28. При второй фазе сеятель, хотя и присутствует, но как бы пассивно. Посеяв семя, он предается своим повседневным делам, не заботясь о семени. Оно, между тем, всходит и растет, но каким образом, он не знает. Почва (земля) сама собою последовательно производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Это «сама собою» (буквально «автоматически») в греческом тексте звучит подчеркнуто; его можно было бы передать как «без всякой видимой причины» или «без всякого человеческого вмешательства», т. е. здесь намек на то, что вся необходимая «работа» осуществляется Богом (схожую ситуацию находим в Иов 24:24; Деян 12:10). Именно Он «действует» в зерне, наделенном жизнью, которое, будучи посажено в добрую почву, проходит в своем возрастании последовательные стадии, не зная вмешательства со стороны человека.

Мк 4:29. Для сеятеля же в конечном счете интерес представляет лишь третья фаза. Как только урожай поспел, он немедленно посылает серп (речевой прием, означающий «посылает жнецов» — сравните Иоиль 3:13), потому что настало время жатвы.

Некоторые толкователи видят в этой притче картину евангелизации мира. Другие понимают ее как образ духовного роста верующего. Третьи рассматривают эту притчу как описание становления Царства Божиего — посредством таинственной, свыше совершаемой работы Небесного Отца. Смысловое ударение в ней, как уже было сказано, ставится на фазе роста при невидимом действии Бога — в некий промежуточный период между возвещением Благой вести Иисусом (здесь «смиренным» сеятелем — и Его учениками) и провозглашением Царства тем же Иисусом, но уже — всесильным Жнецом. Третья точка зрения кажется наиболее предпочтительной как в свете сказанного в 4:26а, так и с учетом контекста всех притч о Царстве Божием в целом.

5. ПРИТЧА О ЗЕРНЕ ГОРЧИЧНОМ (4:30−32) (Мф 13:31−32; Лк 13:18−19)

Мк 4:30−32. Процесс становления Царства Божия уподобляется в этой притче процессу роста горчичного куста (имеется в виду обыкновенная так называемая черная горчица) из крохотного зерна. В представлении иудеев оно, должно быть, отлично «ложилось» в притчу, так как, будучи меньше всех семян на земле, возрастало в огромный куст В самом деле, семена черной горчицы настолько мелки, что числом от 725 до 760 весят всего один грамм. Горчица — растение однолетнее; оно растет очень быстро и становится больше всех злаков; в условиях Палестины всего за несколько недель роста куст достигает высоты 3−4 метров. Птиц небесных привлекают как плоды горчицы, так и тень, которую она дает.

В этой притче подчеркивается контраст между мельчайшим семенем и высочайшим кустом, произрастающим из него. Тут как бы символ контраста между незаметным и таинственным началом Царства Божиего, которое зримо было представлено Иисусом Христом во время Его пребывания на земле, и тем величественным конечным результатом, который обнаружится при Его втором пришествии, когда это Царство превзойдет в своем могуществе и славе все земные царства.

Упоминание о «птицах небесных» могло быть сделано лишь с целью подчеркнуть «огромность» конечного результата. Но они могли быть и прообразом злых сил (сравните стих 4), говоря в таком случае о «дефектах роста» Царства Божиего. Возможно и то, что «птицы» символизируют язычников как часть Божиего Царства (Иез 17:22−24; Иез 31:6). То, что Бог обещал сделать (Иез 17 гл.), Он начал исполнять в Иисусе Христе, посредством Его миссии. (Царство это, однако, не следует отождествлять с Церковью; толкование на Мк 1:15.)

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (4:33−34)

Мк 4:33−34. В этих стихах резюмируются цель, которую преследовал Иисус, уча притчами, и Его подход к учению именно в такой форме (сравните стихи 11−12). Он проповедовал им слово (сравните 1:15): народу и ученикам излагая Свое учение притчами, которые приспосабливал к уровню их понимания. Он поступал так, т. е. говорил иносказательно (без притчи же не говорил им) по причине неверных представлений в народе о Царствии Божием. Своим же ученикам наедине изъяснял все; подразумевается — о Своей миссии в ее связи с Царствием Божиим. Такого двойственного подхода, который объяснен здесь, в 4 главе, Иисус держится до конца Евангелия.

Д. Чудеса, творимые Иисусом, свидетельствуют о Его Божественной силе (4:35 — 5:43)

За притчами, отобранными Марком, следует описание им чудес, сотворенных Иисусом, которые свидетельствуют, что дела Его удостоверяли Его слова (Его учение). И то и другое обусловливалось присутствием высшей Божией власти (Царства Его) в Самом Иисусе.

За тремя исключениями, Марк излагает все чудеса, включенные им в Евангелие, до 8:27. Этим подчеркивается то обстоятельство, что Иисус не хотел говорить Своим ученикам о предстоящих Ему смерти и воскресении до тех пор, пока они открыто не признают в Нем своего Мессию, посланного им Богом.

В этом разделе описано четыре чуда, которые не оставляют сомнения в том, что Иисус имел высшую власть над различными враждебными людям силами, как-то буря на море (4:35−41), демоны, вселяющиеся в людей (5:1−20), неизлечимые физические болезни (5:23−24) и сама смерть (5:21−24, 35−43).

I. УСМИРЕНИЕ БУРИ НА МОРЕ (4:35−41) (Мф 8:23−27; Лк 8:22−25)

Мк 4:35−37. Живые подробности этого описания свидетельствуют, что Марк составил его со слов очевидца, скорее всего, апостола Петра. Вечером того дня (в который Он учил «при море» — стих 1) Иисус решил переправиться со Своими учениками на другую (восточную) сторону Галилейского моря. Можно предположить, что Он искал отдыха от толпы и хотел побыть наедине с учениками. Но возможно и то, что Он стремился расширить поле Своей деятельности (1:38).

Так или иначе, но рядом с ними поплыли другие лодки. «Ответственными» за это путешествие были Его ученики — бывалые рыбаки (по крайней мере, некоторые из них). Слова взяли Его… как Он был в лодке соотносятся со сказанным в 4:1, образуя «связующее звено» между тем, что, сидя в лодке, Он учил (заметьте обращение к Нему учеников в стихе 38 — «Учитель!») и тем, что, не выходя из нее, Он совершил чудо.

Спокойное плавание было нарушено внезапно налетевшим шквалом (бурей), какие часто случаются на этом озере, окруженном высокими холмами и узкими долинами (такой рельеф способствует возникновению сильных ветров). В тот вечер буря была особенно неистовой: волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

Мк 4:38−39. Между тем, Иисус, Который учил на протяжении целого дня, сильно устал и заснул на корме на возглавии (особая кожаная подушка для гребца). Охваченные паникой ученики разбудили Его с упреком: неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? Они, назвавшие Его в тот момент «Учителем», все еще не понимали, о чем свидетельствовало Его учение.

И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. В греческом тексте здесь сильно звучащее слово пефимозо — своего рода «технический термин», к которому прибегали, чтобы лишить силы демонов; это наводит на мысль, что Иисус «распознал» демонские силы, вызвавшие бешеный шторм, и, вот, приказал им «умолкнуть». И тотчас ветер утих, и сделалась великая тишина.

Мк 4:40−41. Теперь Иисус обратился к ученикам с упреком: что вы так боязливы? Несмотря на то, что Он и наедине учил их (стихи 11, 34), до них все еще не доходило, что в Нем постоянно присутствовали Божия сила и власть. Это-то их недопонимание и имел Он в виду, когда спросил: Как это у вас до сих пор нет веры? (сравните с 7:18, 8:17−21, 33; 9:19). В усмирении бури Иисус и явил ту «власть», которую в Ветхом Завете являл только Бог (Пс 88:9−10; Пс 103:5−9; Пс 105:8−9; Пс 106:23−32).

Вот почему ученики убоялись страхом великим, когда увидели, что и силы природы повинуются Ему. Словом «убоялись» переведено греческое слово, образованное от фобеомаи, что значит «испытывать благоговейный ужас» — чувство, которое охватывает людей в присутствии сверхъестественной силы (сравните 16:8). И все-таки последовавший затем вопрос, с которым ученики обращались друг к другу — кто же это? — свидетельствовал, что они этого не понимали.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.