От Луки 12 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Тем временем, когда собрались тьмы народа, так что давили друг друга, Он начал говорить сперва Своим ученикам: берегите себя от закваски, то есть от лицемерия, фарисеев.
2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
3 Поэтому, что вы сказали в темноте, то будет услышано при свете, и что вы промолвили на ухо внутри дома, будет проповедано на кровлях.
4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело, и затем неспособных ничего больше сделать.
5 Но укажу вам, кого бояться. Бойтесь того, кто по убиении имеет власть ввергнуть в геенну. Да, говорю вам: его бойтесь.
6 Не пять ли воробьев продаются за два ассария? И ни один из них не забыт у Бога.
7 А у вас на голове и волосы все сосчитаны. Итак, не бойтесь: вы лучше многих воробьев.
8 Говорю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, — и Сын Человеческий исповедает его пред ангелами Божиими.
9 А отвергнувший Меня пред людьми, будет отвергнут пред ангелами Божиими.
10 И всякий, кто скажет слово на Сына Человеческого, — будет прощено ему. Но произнесшему хулу на Святого Духа не будет прощено.
11 Когда же будут приводить вас в синагоги и к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что ответить вам в свою защиту, или что сказать.
12 Ибо Святой Дух научит вас в этот самый час, что надо сказать,
13 И сказал Ему кто-то из толпы: Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство.
14 Он же сказал ему: человек, кто поставил Меня судить или делить вас?
15 И Он сказал им: смотрите, храните себя от всякого любостяжания, потому что и при изобилии жизнь человека не зависит от его имущества.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека хорошо уродила земля,
17 и он рассуждал сам с собой: «что мне делать, раз некуда мне собрать плодов моих?»
18 И сказал: «вот, что сделаю: снесу мои житницы и построю большие, и соберу туда всю пшеницу и всё добро мое,
19 и скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
20 И сказал ему Бог: «безумный, в эту ночь душу твою потребуют у тебя, а то, что ты заготовил, кому достанется?»
21 Таков собирающий сокровища себе, а не в Бога богатеющий.
22 И Он сказал ученикам Своим: поэтому говорю вам: не заботьтесь для души, что вам есть, ни для тела, во что вам одеться.
23 Ибо душа больше пищи, и тело одежды.
24 Подумайте о воронах: они не сеют, не жнут, нет у них ни хранилища, ни житницы, и Бог питает их. Насколько же вы лучше птиц.
25 И кто из вас, заботясь, может к сроку жизни своей прибавить малую меру?
26 Если же вы и самого малого не можете, что заботитесь об остальном?
27 Подумайте о лилиях, как они растут: не трудятся и не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей никогда не одевался, как любая из них.
28 Если же в поле траву, которая есть сегодня, а завтра будет брошена в печь, Бог так наряжает, то насколько больше вас, маловеры!
29 И вы не ищите, что вам есть, и что вам пить, и не тревожьтесь,
30 Ибо всего этого ищут народы мира. Ваш же Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.
31 Но ищите Царства Его, и это приложится вам.
32 Не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство.
33 Продайте, что у вас есть, и отдайте как милостыню, сделайте себе вместилища неветшающие, сокровище неисчерпаемое на небесах, куда вор не приближается, и где моль не разрушает.
34 Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
35 Да будут чресла ваши препоясанными и светильники горящими,
36 и вы сами — подобными людям, ожидающим господина своего: когда же он вернется с брачного пира? Чтобы, как только он придет и постучится, тотчас отворить ему.
37 Блаженны рабы те, которых, придя, господин найдет бодрствующими. Истинно говорю вам: препояшется он и заставит их возлечь и, подойдя, будет служить им.
38 Если и во вторую, если и в третью стражу придет и найдет всё так, блаженны они.
39 Но вот, что вы знаете: если бы ведал хозяин дома, в какой час придет вор, — не допустил бы он подкопать дома своего.
40 И вы готовьтесь, ибо в час, в какой не думаете, придет Сын Человеческий.
41 Сказал же Петр: Господи, нам говоришь Ты эту притчу, или и всем?
42 И сказал Господь: кто верный домоправитель, разумный, которого поставит господин над слугами своими, чтобы давать в свое время меру хлеба?
43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44 Поистине говорю вам: над всем имением своим поставит его.
45 Если же скажет раб тот в сердце своем: «медлит господин мой придти», и начнет бить слуг и служанок, и есть и пить и напиваться, —
46 придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает, и рассечет его надвое и подвергнет его одной участи с неверными.
47 И раб тот — узнавший волю господина своего и не приготовивший или не сделавший по воле его — бит будет много.
48 А не узнавший, но сделавший достойное побоев, — бит будет мало. Всякому же, кому дано много, с него много будет взыскано, и кому вверено много, больше спросят с него.
49 Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже возгорелся.
50 Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, доколе это не совершится.
51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение.
52 Ибо отныне пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух, и двое против трех.
53 Разделятся: отец против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови.
54 Говорил же и народу: когда видите, что облако поднимается на западе, вы тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так.
55 И когда видите, что южный ветер дует, вы говорите: «зной будет», и бывает.
56 Лицемеры, лицо земли и неба распознавать вы умеете, как же времени этого не распознаёте?
57 Почему же вы и по самим себе не судите, что справедливо?
58 Ибо, когда ты идешь с противником твоим к начальству, — то дорогой постарайся освободиться от него, чтобы он не повлек тебя к судье; а судья отдаст тебя стражу, а страж бросит тебя в тюрьму.
59 Говорю тебе, не выйдешь ты оттуда, пока не отдашь и последнего гроша.

Толкование Далласской семинарии

1. НАСТАВЛЕНИЯ, ДАННЫЕ В УЗКОМ КРУГУ УЧЕНИКОВ (12:1−53)

а. Иисус призывает Своих свидетелей к бесстрашию (12:1−12)

Лк 12:1−3. Прежде всего Господь указывает на то, что лицемерить просто неразумно, поскольку рано или поздно все тайное станет явным (сравните 8:17). Итак, ученикам всегда следует оставаться открытыми и прямодушными и остерегаться закваски фарисейской, то есть, уча, не впадать, подобно им, в лицемерие. В Писаниях «закваска» нередко символизирует зло (сравните Мк 8:15).

Лк 12:4−12. (Мф 10:28−31). Иисус призывает Своих учеников, называя их друзьями, быть бесстрашными (12:4, 7; сравните стих 32), помня о том, что Бог неизменно печется о них. Поэтому бояться им надо не людей, которые могут убить лишь тело (11:48−50), но Бога, Который имеет власть ввергнуть в ад. Ибо от Него невозможно скрыть ничего (стихи 2−3).

Он знает «всех» и «вся», и даже малые птицы не забыты у Него. Однако следующие истине Его несравненно ценнее в Его глазах малых птиц, продающихся по пять за два ассария (медную римскую монетку, составлявшую примерно шестнадцатую часть динария — средней дневной платы труженика. Слово «ассарий» встречается только тут и в Мф 10:29). Заботясь даже о таких малых птичках, Бог тем более заботится о Своих детях, зная даже сколько волос у каждого из них на голове.

Смысл сказанного в стихах 8−10 заключается в том, что ученики должны сделать выбор. Кто исповедует Меня пред человеками (подразумевается — как Мессию) встанет тем самым на путь спасения. Те же, кто не сделают этого, лишат себя доступа к спасению. Далее Христос предостерегает против хулы на Святого Духа, которая не прощается.

У Матфея (Мф 12:32) Иисус связывает это с деятельностью книжников и фарисеев, отвергавших Его. Может быть, Иисус подразумевал, что Святой Дух свидетельствует им о Нем как о Мессии, и, отвергая свидетельство Духа, они оскорбляют Его и тем отвергают единственный путь спасения, предлагаемый Самим Богом. (В историческом контексте учителям Закона могут быть противопоставлены братья Иисуса, которые поначалу тоже не принимали Его (Ин 7:5), но затем уверовали (Деян 1:14) и, конечно, получили прощение, хотя в свое время «говорили против Сына Человеческого».)

Далее Христос предупреждает учеников (12:11−12), что когда их поведут к начальствам и властям за проповедь Евангелия (Деян 4:1−21), Сам Дух Святой научит их в тот час, что должно говорить. Он будет им неизменным помощником.

б. Иисус — о грехе жадности (12:13−21)

Лк 12:13−21. Здесь Господь предостерегает от любостяжания, подчеркивая, что жизнь человека не зависят от изобилия его имения. В подтверждение Он приводит притчу о богаче, который вознамерился построить более вместительные житницы, чем имел прежде, для собранного на его поле богатого урожая. Он исходил из того, что теперь его ожидает «легкая жизнь» — ведь он всем обладает в избытке.

Но Бог, отвечая на его мысли, назвал этого человека безумным, потому что не знал он, что не только дни, но и часы его уже сочтены (в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И все накопленное им богатство достанется другому. Так бывает с теми, — подытожил Иисус, — кто… не в Бога богатеет (сравните 1Тим 6:6−10; Иак 1:10). К этой теме Лука возвратится в 16 главе.

в. Иисус — о тщете житейских забот (12:22−34) (Мф 6:25−34)

Наивысшей точки эта тема достигает в стихе 31, где Иисус призывает учеников прежде всего искать Царствия Божиего. «По пути» Он высказывает относительно забот житейских три вещи.

Лк 12:22−24. Смысл этих стихов в том, что неразумно предаваться волнениям о материальных благах, в первую очередь, потому, что душа и тело человека больше пищи и… одежды (сравните стих 15); для сравнения Иисус снова привлекает птиц (сравните стихи 6−7), на этот раз — воронов: если Бог и их питает, то насколько же больше позаботится Он о Своих детях.

Лк 12:25−28. Тревожиться о «материальном» неразумно еще и потому, что ценой этих тревог мало что в жизни можно изменить. В этой связи Иисус опять привлекает внимание учеников к сфере творения Божия, о котором Отец Небесный постоянно печется (к лилиям, которые «одеты» Им так, как и царь Соломон… не одевался).

Лк 12:29−31. В заключение Иисус говорит, что чрезмерное увлечение «житейским» и «материальным» (именно «увлеченность» всем этим, а не естественные человеческие заботы о хлебе насущном имел в виду Господь, — от ред.) присуще людям мира сего, не имеющим Бога. Они порабощены материальным, не зная высшей ценности духовной жизни. Те же, кто стремятся к духовному (ищут Царствия Божия), получают от Бога и все необходимое «материальное».

Лк 12:32−34. Иисус повторяет Свой призыв к ученикам «не бояться» (сравните стихи 4, 7). Он сравнивает их с малым стадом; они, действительно, как будто бы представляли собой небольшую беззащитную группу. Но ведь Отец Небесный, напоминает Иисус благоволил именно им дать …Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лука снова возвращается к этой теме в главах 16 и 19). Раннехристианская Церковь так и поступала (Деян 2:44−45; Деян 4:32−37). Смысл этого призыва Господа в том, что имеющие земные сокровища привязаны к ним и в мыслях своих и в сердце. А христианам надо «приготовлять» себе сокровище неоскудевающее на небесах, которое не уничтожить моли и не украсть вору. Это и значит «в Бога богатеть» (стих 21) и как следствие этого — не обременять себя «заботами житейскими».

г. Учение Иисуса о «постоянной готовности» (12:35−48) (Мф 24:45−51)

Христос приводит две притчи (35−40 и 42−48), которые «объединены» вопросом Петра (стих 41). Вторая притча продолжает первую и поясняет ее.

Лк 12:35−40. «Препоясанные чресла» и «горящие светильники» (стих 35) — символы готовности. Последователи Христа всегда должны быть в состоянии готовности, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (стих 40). В притче описана сцена ожидания слугами их господина, который должен возвратиться со свадебного пира. Мысль здесь та, что когда бы он ни «постучал», им следует быть наготове, чтобы отворить ему. И если господин найдет их бодрствующими (стих 37), то и сам окажет слугам не меньше внимания, чем они ему. Блаженны рабы те, ибо Мессия «послужит» Своим верным и вознаградит тех, кто «бодрствовал».

Иносказание о «воре» содержит ту же мысль: последователи Христа должны быть готовы к неожиданному пришествию Сына Человеческого.

Лк 12:41. Вопрос Петра побуждает Иисуса рассказать следующую притчу — в развитие и пояснение первой.

Лк 12:42−48. Прямого ответа на вопрос Петра — к нам ли притчу сию говоришь, или ко всем? — Господь не дал. Однако из Его слов можно заключить, что в первую очередь Он обращался к тем, кто был облечен властью над Израилем в то время. Религиозные вожди народа призваны были милостиво и «благоразумно» руководить им в ожидании прихода Мессии. Но они не выполнили возложенной на них задачи и «не бодрствовали» в ожидании Царствия. (Не следует удивляться, что Матфей, рассказывая ту же притчу (Мф 24:45−51), упоминает о «рабе, поставленном над другими», так как домоправители на востоке часто назначались из рабов. — От ред.)

Допуская более расширительное толкование, можно предположить, что во второй притче Господь подразумевал всех «рабов», знающих волю «господина своего», но дерзко и упорно не исполняющих ее. Такие «верующие» будут подвергнуты одной участи с неверными (т. е. с неверующими).

Христос говорит, что «участь» эта будет более тяжкой, чем участь тех, кто творили достойное наказания по незнанию своему (т. е. не зная о грядущем приходе Сына Человеческого — стих 48а).

С тех, кто прекрасно знал откровения Божии, но жили так, как будто не верили им, больше взыщут. (В расширительном плане это может относиться к тем, кому Богом даны были особые духовные и иные преимущества (кому дано много… кому много вверено), и кто не употребил их на дело Его. — От ред.).

д. Христос — о том, что Его ученики не найдут понимания в мире (12:49−53) (Мф 10:34−36)

Лк 12:49−53. Быть учеником Христа — значит не встречать порой понимания и в собственной семье. В этом смысле и говорит Он, что пришел дать не мир земле… но разделение: ведь одни станут принимать Его учение, а другие — отвергать его. Свое учение Он уподобляет огню «пожирающему» (Огонь пришел Я низвесть на землю… — стих 49). Иисус горячо желал, чтобы дело Его совершалось в этом мире во всей его силе и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!).

Жизнь Его и смерть станут основой Его суда над Израилем. И суд этот, подобно огню, очистит израильский народ. Под крещением, которым должен креститься, Иисус несомненно подразумевал Свои страдания и смерть на Голгофском кресте (и как Я томлюсь, пока сие совершится!).

Заметим, что «разделение» в семьях, о котором говорит Христос в стихе 51, продолжается и поныне. Особому «остракизму» подвергаются со стороны своих близких и друзей верующие во Христа евреи. Но всякому, кто хочет быть Его последователем, необходимо принять и это.

2. НАСТАВЛЕНИЯ ИИСУСА НАРОДУ (12:54 — 13:21)

После наставлений, данных узкому кругу учеников, Иисус обращается теперь к народу. В этом разделе отражено шесть событий, в которых главную роль играют народ, толпа. Свое внимание Иисус сосредоточивает теперь на них.

а. Учение о знамениях (12:54−56) (Мф 16:2−3)

Лк 12:54−56. Он упрекает народ в неумении или нежелании понимать то, что видит. Будучи свидетелями Его служения, эти люди оказались неспособными осознать, что Он и есть обещанный им Мессия. Между тем как знамения природы они распознают легко (облако на западе… ветер с юга), другими словами, умеют распознавать лице земли и неба, понимать духовные знамения они отказываются. Потому и «не узнают» Его в своей среде и времени сего, когда Он пришел предложить им Царство. Не узнают и отвергают Его и Его Царство.

б. Сравнение с судейской тяжбой (12:57−59)

Лк 12:57−59. На примере «житейской ситуации» Иисус говорит здесь о важности примирения с Богом. Ведь даже перед лицом угрозы, исходящей от «земного судьи», лучше постараться примириться со своим соперником хотя бы в последний момент — иначе можно попасть в руки судебного исполнителя, взыскивающего долги, который ввергнет «должника» в темницу, откуда он не выйдет, пока не отдаст и последней полушки.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.