От Луки 13 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И в это самое время пришли некоторые и сообщили Ему о Галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами.
2 И Он сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не будете каяться, все подобным же образом погибнете.
4 Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и убила их, — думаете ли вы, что они оказались большими должниками, чем все люди, живущие в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете.
6 И сказал Он такую притчу: была у человека смоковница, посаженная в винограднике его, и пришел он искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: «вот три года, как я прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу. Сруби ее, к чему она и землю истощает?»
8 Но тот сказал ему в ответ: «господин, оставь ее и на этот год, а я тем временем окопаю ее и унавожу,
9 не даст ли плода на будущий год. Если же нет, ты ее срубишь».
10 И учил Он в одной из синагог в субботу.
11 И вот, женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; и была она скорчена, и не могла как следует поднять голову.
12 Увидев же ее, Иисус подозвал ее и сказал: женщина, ты свободна от недуга твоего,
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 В ответ на это начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 И ответил ему Господь: лицемеры, не отвязывает ли каждый из вас в субботу вола своего или осла от яслей и не ведет ли поить?
16 А эту — дочь Авраамову, — которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от этих уз в день субботний?
17 И когда Он говорил это, все противившиеся Ему стыдились, и вся толпа радовалась всем славным делам Его.
18 Итак, Он говорил: чему подобно Царство Божие, и чему уподоблю его?
19 Подобно оно зерну горчичному, которое взял человек и бросил в саду своем, и выросло оно и стало деревом, и птицы небесные свили себе гнёзда в ветвях его.
20 И еще сказал: чему уподоблю Царство Божие?
21 Подобно оно закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил Он по городам и селениям, уча и направляя путь в Иерусалим.
23 Сказал же Ему некто: Господи, верно ли, что мало спасаемых? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти узкой дверью, ибо многие, говорю вам, будут стараться войти, и не смогут.
25 Когда встанет хозяин дома и затворит дверь, и вы, стоя снаружи, начнете стучаться в дверь и говорить: «Господи, отвори нам», и Он ответит вам: «не знаю вас, откуда вы», —
26 тогда начнете вы говорить: «мы ели перед Тобою и пили, и на улицах наших Ты учил»,
27 и скажет Он вам: «не знаю вас, откуда вы: отойдите от Меня, все делатели неправды».
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама и Исаака и Иакова и всех пророков в Царстве Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут с востока и запада, и с севера и юга, и возлягут в Царстве Божием.
30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
31 В этот самый час подошли некоторые фарисеи и сказали Ему: выйди и уходи отсюда, потому что Ирод хочет Тебя убить.
32 И он сказал им: пойдите, скажите этой лисице: вот Я изгоняю бесов и исцеления совершаю сегодня и завтра, и в третий день — свершение Мое.
33 Но Мне надлежит быть в пути сегодня и завтра и в следующий день, ибо не может быть, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
34 Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к нему! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица свой выводок под крылья, и вы не захотели.
35 Вот, оставляется вам дом ваш пуст. Говорю же вам: не увидите Меня, доколе не скажете: «Благословен Грядущий во имя Господне».

Толкование Далласской семинарии

в. Учение о наказаниях (13:1−5)

Лк 13:1−5. Иисус говорит, что несчастье может случиться с любым человеком и ссылается на две трагедии, происшедшие в те дни. Первая настигла группу галилеян, которых Пилат приказал по какой-то причине убить во время совершения ими жертвоприношения. Вторая случилась в городе Силоаме, где упала башня, раздавив восемнадцать человек. Иисус подчеркивает, что погибшие галилеяне, как и восемнадцать жителей Силоама, не были грешнее и виновнее других своих соотечественников. Погиб человек или избежал погибели, не зависит от его неправедности или праведности в человеческом понимании.

Погибнуть может каждый. Ибо только по милости Божией живет человек. (Так что в несчастье, постигшем ближнего, тот, кто хочет вникнуть в состояние собственной души, может увидеть предостережение, посылаемое Богом. — От ред.) Если не покаетесь, все так же погибнете, предупреждает Христос израильтян. Хотя физическая смерть — участь каждого живущего, покаяние, и только оно, откроет перед людьми двери в Царство Божие, дает понять Иисус.

г. Притча о бесплодной смоковнице (13:6−9)

Лк 13:6−9. Свою мысль Иисус иллюстрирует притчей о том, что «не приносящих плод» в жизни ожидает суд. Смоковницу, не плодоносящую три года подряд, хозяин виноградника приказывает своему виноградарю срубить. Тот просит дать дереву еще год жизни, в который он будет заботиться о нем. Тут, по-видимому, иносказательно выражается мысль о необходимости времени для покаяния (сравните стихи 1−5), каковое не может не выразиться в принесении плода (Мф 3:7−10; Мф 7:15−21; Лк 8:15). У тех, кто поверил в Мессию, должна произойти видимая перемена в жизни. И если такой перемены нет, то человек, подобно бесплодной смоковнице, обрекается на суд и вечную гибель.

д. Исцеление женщины в субботу (13:10−17)

Продолжая учить, Иисус подкрепляет Свое учение делом; исцеление женщины в субботу приурочено Лукой к последнему разу, когда Он учил в одной из синагог. На осуждение Иисусом «лицемеров» здесь делается особое ударение: Он заклеймил этим словом и толпу и ее вождей (12:56) примерно в начале этого раздела. И теперь, в конце его, Он снова называет лицемером начальника синагоги (13:15), выражая ту мысль, что ни народ, ни руководители его всерьез и от сердца не интересуются тем, что Бог мог бы сделать и делает в их жизни.

Лк 13:10−13. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи, «связанная — как сказано в 16 стих — сатаною». Не отрицая того, что этот конкретный эпизод имел место, следует, однако, отметить, что, помещенный Лукой именно здесь, он обретает и явно символическое звучание. Ибо миссией Иисуса в среде израильского народа как раз и было исцеление его от духовной «увечности», дарование ему способности «держаться прямо».

Тут — наглядная иллюстрация силы Иисусова «прикосновения»: женщина выпрямилась. Он исцелил ее Своим словом: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего, и Своим прикосновением: …возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. То есть ее реакция на совершенное Христом была такой, как следовало (сравните 2:20; 5:25−26; 7:16; 17:15; 18:43; 23:47).

Лк 13:14. В отличие от женщины, начальник синагоги стал негодовать на Иисуса за то, что Он, по его представлению, нарушил закон. Не принимая совершенного Им чуда, он призывал к тому же народ. И этим подтвердил правоту Христа, сказавшего ранее о том, что религиозные вожди Израиля удерживают народ от принятия Царства Божия (11:52).

Лк 13:15−17. Иисус показывает, насколько лицемерны Его противники: они ведь «с чистой совестью» ухаживают в субботу за своим скотом (сравните 14:5), а помощь в субботу человеку объявляют «противозаконной»!

Не имея, что возразить Христу, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

е. Учение о Царстве Божием (13:18−21) (Мф 13:31−33; Мк 4:30−32)

Лк 13:18−21. Эти стихи образуют связующее звено между наставлениями народу (12:54 — 13:21) и учением Иисуса о людях Царства Божиего (13:22 — 17:10). По мнению некоторых, короткие притчи о зерне горчичном (за одно лето из крохотного этого зернышка вырастает громадный куст) и о закваске говорят нечто положительное о Царстве Божием.

Представляется, однако, что правильнее понимать эти притчи Иисуса как имеющие сугубо негативный смысл. Подобно тому, как дрожжи или закваска, будучи положены в тесто, обнаруживают свое «всепроникающее» действие, и зло пронизывает мир во всех направлениях. Такая точка зрения подтверждается тем, что Лука помещает эти притчи сразу же после сцены отвержения Христова чуда начальником синагоги.

3. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ГРАЖДАНАХ ЦАРСТВА БОЖИЕГО (13:22 — 17:10)

Тут Лукой записано учение Иисуса о том, кто является и кто не является «причастником» Царства Божиего. В этом разделе тема «вхождения в Царство» часто «подается» как участие в свадебном пире (13:29; 14:7−24; 15:23; 17:1−10). Время Царства еще не наступило, и под «входящими в него» следует понимать тех, кто отвечают на Божий призыв принятием Мессии и Его учения о Царстве.

а. Иисус дает понять, что большая часть Израиля не попадет в Царство (13:22−35)

Лк 13:22−30. Из слов Христа следует, что многие израильтяне не войдут в Царство Божие, тогда как немало язычников войдет в него. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Видимо, некоторые из последователей Иисуса были огорчены тем, что Его учение не производит «всеочищающего» воздействия на народ. Они видели, что повсюду повторяется одно и то же: одни Его принимают, а другие — отвергают. Между тем, Иисус прямо говорил, что для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно поверить Его словам. А в еврейском сознании принятие в Царство Божие ассоциировалось со спасением от вечной погибели.

Господь говорит о «тесных вратах», ведущих в Царство, и предупреждает, отвечая на заданный Ему вопрос, что многие поищут войти в него и не возмогут, так как время, установленное Богом для покаяния, минёт.

Когда Хозяин дома встанет и затворит двери (подразумевается — на «пир», символизирующий Царство), опоздавшие войти уже не смогут (стих 25). Делателями неправды прямо назовет Он их (стих 27). На Его не знаю вас, откуда вы, опоздавшие станут напоминать Ему, что ели и пили пред Тобою, и на улицах наших Ты учил нас (стих 26) — явный намек на современников Иисуса, которым Он служил. В свете этого очевидный смысл Христовой притчи в том, что на Его «приглашение» следовало ответить в то время, когда Он делал его, и что «опоздавшие» принять его в Царствие Божие допущены не будут.

Господь прямо говорит о незавидной судьбе тех, кто не принял Его благовестия: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите… себя изгоняемыми вон. (На выражение «там будет плач и скрежет зубов» комментарий в Мф 13:42.) Итак, в Царство войдут только угодные Богу представители еврейского народа — такие, как его патриархи Авраам, Исаак, Иаков, и все пророки Его.

Для евреев подобные откровения были чем-то неслыханным. Ведь большинство их было убеждено, что как потомки Авраама они войдут в Царство Божие автоматически. Однако то, что сказал Иисус далее, должно было еще более ошеломить их, уверенных в том, что только евреи войдут в Царствие. Ибо Он заявил, что место неуверовавших иудеев займут в Царстве язычники — люди, которые придут в него от четырех сторон света (Лк 13:29−30), т. е. представители всех народов земли.

В сущности слушавшие Иисуса должны были знать это из своих священных книг, потому что пророки недвусмысленно говорили о том же самом. Однако в дни Христа евреи продолжали считать язычников ниже себя. Поэтому, когда, начиная Свое служение в Назарете, Он заявил в местной синагоге, что и язычники войдут в Царствие Божие (Лк 4:13−30), толпа в бешенстве хотела убить Его.

Слова Христа о «первых» и «последних» содержат ту же мысль: последние, каковыми иудеи считали язычников, первыми войдут в Царство Божие, а они, первые (в их предствлении) окажутся в этом смысле в числе последних (стих 30).

Лк 13:31−35. (Мф 23:37−39). Отвечая на предостережения фарисеев, Иисус дает понять, что цель Его — Иерусалим, где Ему предстоит умереть. Относительно этого предупреждения фарисеев, что Ирод хочет убить Его, высказывались разные мнения. Лука всегда представляет фарисеев в отрицательном свете. Чем же тогда объяснить эту их «заботу» о безопасности Иисуса? Скорее всего, они попросту искали предлога избавиться от Него. Поскольку Он во всеуслышание заявлял, что путь Его лежит в Иерусалим они, возможно, пытались Его запугать и таким образом заставить отказаться от принятого решения.

Ответ Иисуса: Пойдите, скажите этой лисице… свидетельствует, что в глазах Господа фарисеи были Иродовыми посланниками, которые возвратятся к нему «с докладом» (речь идет об Ироде Антипе).

Слова Христа о миссии, исполняемой Им сегодня и завтра, и в третий день… не означают, что в Иерусалиме Он должен был быть «через три дня». Христос выражал ту мысль, что будет исполнять Свою «работу» («изгонять бесов» и «исцелять») на протяжении известного Ему времени, которое Он установил для Себя. А затем — Иерусалим, где Он должен будет публично предстать перед религиозными властями, чтобы быть ими посланным на смерть. Отвержение Иисусом Иерусалима (представляющего весь израильский народ) поставлено Лукой в этот контекст (стихи 34−35).

В Своем «плаче» по Иерусалиму Христос говорит о том, что хотел… собрать чад этого города под Свою защиту, как собирает птица птенцов своих под крылья, но они сами не захотели.

Все Его служение было направлено на привлечение народа в Царство Божие, но народ, избивающий пророков, посылаемых к нему, не принял и Его, и вот теперь Он отвергает их: Се, оставляется вам дом ваш пуст (буквально — «дом ваш оставляется»). Под словом «дом» следует, вероятно, понимать не храм, а весь Иерусалим. Хотя Иисус и будет еще предлагать им признать Его Мессией, смерть Его предрешена. Мессия оставляет этот город.

Словами из Пс 117:26 Иисус засвидетельствовал им, что они не увидят Его более — пока не придет время, когда они выйдут приветствовать Его как Мессию. Позже, при входе Его в Иерусалим, народ именно так Его и приветствовал (Лк 19:38), но вожди народа Мессией Его не признали. Истина эта будет признана всем Израилем только тогда, когда Христос снова возвратится на землю и войдет в Иерусалим как Правитель Тысячелетнего Царства.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.