От Луки 14 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И было: когда Он пришел в субботу в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, они наблюдали за Ним.
2 И вот, перед Ним человек, больной водянкой,
3 И обратился Иисус к законникам и фарисеям, говоря: дозволяется ли уврачевать в субботу, или нет?
4 Они промолчали. И прикоснувшись, Он исцелил его и отпустил.
5 А им Он сказал: разве кто из вас, у кого сын или вол упадет в колодец, не тотчас вытащит его в день субботний?
6 И не смогли возразить на это.
7 И говорил Он приглашенным притчу, замечая, как они выбирали себе первые места:
8 когда позовет тебя кто-нибудь на брачный пир, не садись на первое место; как бы не оказалось среди приглашенных им кого-нибудь почетнее тебя,
9 и не пришел бы позвавший тебя и его и не сказал тебе: «дай ему место», и тогда ты займешь со стыдом последнее место.
10 Но когда тебя позовут, пойди, и сядь на последнее место, чтобы, когда придет пригласивший тебя, он сказал тебе: «друг, передвинься повыше»: тогда будет тебе честь перед всеми возлежащими с тобою,
11 потому что всякий возносящий себя смирён будет, и смиряющий себя вознесён будет.
12 Говорил же и пригласившему Его: когда ты устраиваешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых; как бы и они в ответ тебя не позвали, и не получил бы ты воздаяния.
13 Но когда делаешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых;
14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздается тебе в воскресение праведных.
15 Услышав это, некто из возлежащих сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царстве Божием.
16 Он же сказал ему: сделал человек большой ужин и позвал многих.
17 И послал раба своего в час ужина сказать приглашенным: «приходите, уже готово».
18 И начали все как один извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня».
19 И другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня».
20 И третий сказал: «я женился, и потому не могу придти».
21 И придя, раб сообщил это господину своему. Тогда, разгневавшись, сказал хозяин дома рабу своему: «выйди поскорее на улицы и переулки города и введи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых».
22 И сказал раб: «господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место».
23 И сказал господин рабу: «выйди на дороги и к изгородям, заставь людей войти, чтобы наполнился мой дом.
24 Ибо говорю вам, что никто из мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина».
25 С Ним шло много народа, и обернувшись, Он сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а также и души своей, не может быть Моим учеником.
27 Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.
28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек: может ли он довести до конца?
29 Чтобы, когда он положит основание и не будет в силах завершить, все видящие не начали бы смеяться над ним,
30 говоря: «этот человек начал строить и не был в силах завершить».
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Если же — нет, то пока тот еще далеко, он отправляет посольство и спрашивает об условиях мира.
33 Так и всякий из вас, если не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
34 Поэтому: соль хороша: но если и соль станет пресной, чем вернуть ей силу?
35 Ни в землю, ни в навоз она не годится. Ее бросают вон. Имеющий уши слышать да слышит.

Толкование Далласской семинарии

б. Иисус — о том, что многие язычники и отверженные войдут в Царство (14:1−24)

В этом разделе продолжается мысль, выраженная в 13:22−35, однако, — под другим углом зрения. Здесь внимание привлекается не к тем, кто не войдут в Царство, а к тем, кто войдут в него. Вопреки мнению Своих слушателей, Иисус прямо говорит, что многие из презираемых евреями, а также язычники составят значительную часть обитателей Царства Божиего.

Лк 14:1−6. Случалось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских и вкусить хлеба… и вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью, т. е. водянкой. Возможно, этого человека специально пригласили в дом фарисея, чтобы посмотреть, что станет делать при виде его Иисус. И Он тотчас же взял инициативу в свои руки и спросил у находившихся в доме: позволительно ли врачевать в субботу? Хозяин дома и его гости молчали. Тогда Иисус исцелил больного и отпустил его.

А затем снова обратился к присутствовавшим с вопросом: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тот час ли вытащит его и в субботу? Конечно, и от фарисеев не приходилось ждать на этот вопрос отрицательного ответа, но, хотя они молчали, вывод напрашивался сам собой: помочь страждущему человеку в субботу никак не возбраняется. Чудом, которое совершил, и словами, которые сказал при этом, Христос подготовил почву для обсуждения вопроса о том, могут ли люди церемониально нечистые наследовать Царство Божие.

Лк 14:7−11. Замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу. Чем ближе к хозяину пира занимал место гость, тем почетнее считалось оно. И, видимо, гости, входившие в дом, куда пригласили и Христа, старались сесть поближе к хозяину, возлежавшему во главе стола. Своею притчею Иисус хотел побудить их задуматься над духовными реалиями в свете Его проповеди о Царстве Божием.

Главная мысль этой притчи сформулирована в 11 стихе: Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Это перекликается со сказанным Иисусом ранее: «Последние будут первыми, и первые будут последними» (13:30). Фарисеи, рассчитывавшие занять важное положение в Царстве, будут унижены, отстраненные другими (14:9). Но если бы они смирили себя, то, возможно, были бы возвышены Богом (стих 10).

Лк 14:12−14. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых… зови нищих, увечных, хромых, слепых, не могущих воздать тебе на земле. Поступающий так служит людям не корысти ради, но во славу Господу (сравните Мф 6:1−18; Иак 1:26−27).

Такой человек приобретает себе сокровища на небе (Мф 6:20), он — «в Бога богатеет» (Лк 12:21). В форму притчи Господь облекает здесь ту мысль, что дорожащие признанием на земле лишаются права на обретение небесной награды, которая есть истинное воздаяние; приходит же оно не в этой временной жизни, но в воскресение праведных.

Лк 14:15−24. (Мф 22:1−10). В ответ на слова одного из гостей: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (сказавший это подразумевал, что и сам он и прочие, приглашенные фарисеем, непременно «возлягут на пиру» в Царстве) — Иисус привел притчу о «большом ужине». И в ней Он дал им понять, что многие из народа израильского не войдут в Царство Божие, и что, вместо них, туда будут позваны люди, презираемые ими, включая и язычников.

Один человек сделал большой ужин и звал многих… Однако званные стали под разными предлогами отказываться от приглашения. Надо заметить, что, рассуждая по человечески, причины, которые они приводили, были уважительными: одному нужно было осмотреть во-время только что купленную землю (возможно, близилось время сева), другому — опробовать новых волов, третий предпочитал остаться дома с молодой женой…

Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых… В этом стихе (стих 21) Иисусом перечислены те, кто считались церемониально нечистыми, подобно человеку, только что исцеленному Им от водянки (стихи 2−4).

Когда же выяснилось, что на пиру еще есть место, хозяин повелел привести, как сказали бы теперь, людей с большой дороги и ночующих под заборами (стих 23). Это может быть символом как людей, наиболее презираемых обществом, так и язычников (последние как бы жили «вне города», т. е. вне израильского общества завета). Хозяин пира заявляет затем, что никто из званных первоначально не вкусит его ужина.

Эта притча об ужине, рассказанная во время трапезы, устроенной фарисеем, созвучна словам Христа об оставлении Им Иерусалима (13:34−35). Люди, которым первым было предложено Царствие Божие, отказались от него, и теперь весть о нем будет обращена к другим, включая и язычников. Ибо сколь убедительно ни звучали бы причины отказа «придти на пир» в ушах самих отказавшихся, отвержение Мессии и Царства Его ничем оправдано быть не может. Нет ничего важнее принятия «Божиего приглашения» — ведь от того, примет его человек или отвергнет, зависит его судьба в вечности.

в. Иисус — о приоритете и необходимости выбора, сопряженных с ученичеством (14:25−35)

Лк 14:25−27. Далее «картина повествования» перемещается в совершенно иные рамки: Иисус продолжает Свой путь в Иерусалим, и Его сопровождает множество народа. Впереди у Него — муки и смерть на кресте, и Ему важно, чтобы «идущие за Ним» до конца осознали, действительно ли хотят быть Его последователями. Как известно, первого страшного испытания не выдержали и самые близкие Его ученики: в тот момент, когда Учителя схватили в Гефсиманском саду, чтобы вести на суд, все они разбежались.

Желая подчеркнуть, перед каким нелегким выбором ставит людей принадлежность к Его ученикам, Христос прибегает к весьма сильным словам: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. В буквальном смысле это нельзя понимать хотя бы потому, что ненависть к ближним явилась бы нарушением закона.

А поскольку Иисус Сам обличал тех, кто нарушают закон, Он не мог проповедовать действительную ненависть. Речь тут идет о приоритете любви и верности (сравните Мф 10:37). Вставшие на путь ученичества в первую очередь должны любить Иисуса и Ему блюсти верность. По сравнению с этим, любовь к ближним и даже к собственной жизни должна отодвинуться «на второй план». (В «житейском контексте» вполне однако можно себе представить, что те, кто следуют за Христом, вопреки желанию своих близких, в их представлении «ненавидят» их.)

Относительно «несения креста своего» (14:27; сравните 9:23) может быть сказано следующее. Присужденных к распятию преступников или пленных римляне принуждали нести кресты их какую-то часть пути к месту казни. Несущий свой крест по городу как бы молчаливо признавал правоту римских властей, приговоривших его к смерти, и собственную неправоту. К образу несения креста учениками Иисус мог прибегнуть здесь и в смысле добровольной и публичной демонстрации ими, несущими крест страданий за Него, правоты и истинности Его учения.

Лк 14:28−33. На двух примерах Иисус показывает, что Его ученики должны хорошо обдумать силы свои и возможности и свою способность идти на жертвы — прежде чем последовать за Ним. Подобно человеку, задумавшему построить башню (стих 28:30), им следует, прежде чем «приступать к строительству», подсчитать имеющиеся у них «ресурсы», т. е. убедиться, что они готовы и смогут уплатить за ученичество ту цену, которая потребуется от них.

Второй пример касается царя, идущего на войну. Лучше ему заранее пожертвовать желанной победой, если чувствует, что не в состоянии одержать ее. Как ни трудно отказаться от того, к чему лежит сердце, именно этот принцип жертвенности является основополагающим в ученичестве. Известно, что многие из последователей Христа в Израиле приносили в жертву свое имущество и положение, сознавая, что нет на земле ничего ценнее, чем Его благовестие.

Лк 14:34−35. Свое поучение об ученичестве Господь завершает краткой притчей о соли, которая имеет свою ценность, пока сохраняет свои свойства. Но, потеряв силу, т. е. «соленость», она делается ни к чему непригодной. Это верно и по отношению к тем, кто следуют за Иисусом. Утратив обязательные свойства Его учеников, в частности, желание и способность страдать за Него, они уподобятся соли, переставшей быть соленой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.