От Луки 16 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Сказал Он и ученикам: был богатый человек, у которого был домоправитель, и на него донесли ему, что он расточает его имущество.
2 И призвав его, он сказал ему: «что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь больше управлять».
3 И сказал себе самому домоправитель: «что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление. Работать лопатой не могу, просить милостыню стыжусь.
4 Знаю, что сделаю, чтобы приняли меня в дома свои, когда буду отставлен от управления».
5 И призвав отдельно каждого из должников господина своего, говорит первому: «сколько ты должен господину моему?»
6 Он сказал: «сто мер масла». И он сказал ему: «возьми твою расписку и садись, скорее напиши: пятьдесят».
7 Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Тот сказал: «сто мер пшеницы». Говорит ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».
8 И похвалил господин домоправителя неправедного за то, что умно поступил, потому что в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света.
9 И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители,
10 Верный в малом — и во многом верен, и неправедный в малом — неправеден и во многом,
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не оказались верны, кто вверит вам то, что истинно?
12 И если вы в чужом не оказались верны, кто вам даст ваше?
13 Никакой раб не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству.
14 И слышали это всё фарисеи, которые были сребролюбивы, и высмеивали Его.
15 И Он сказал им: вы выставляете себя праведными пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо высокое у людей — мерзость пред Богом.
16 Закон и Пророки — до Иоанна: с того времени Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
17 Но легче пройти небу и земле, чем одной черте пропасть в Законе.
18 Всякий, отпускающий жену свою и женящийся на другой, прелюбодействует, и женящийся на отпущенной мужем прелюбодействует.
19 Некий человек был богат, и одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Нищий же некий по имени Лазарь лежал у ворот его, покрытый язвами;
21 и хотел он насытиться тем, что падало со стола богача, и собаки приходили и лизали язвы его.
22 И случилось, что умер нищий, и отнесли его ангелы на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его;
23 и в аду, пребывая в мучениях, поднял он глаза свои и видит издали Авраама и Лазаря на лоне его.
24 И воззвал он со всей силой: «отец Авраам, смилуйся надо мной, и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в этом пламени».
25 Но Авраам сказал: «дитя мое, вспомни, что, как ты получил благое твое в жизни твоей, так и Лазарь злое. Теперь же он здесь утешается, а ты мучишься.
26 И при всём том, между нами и вами утверждена великая пропасть, чтобы хотящие перейти отсюда к вам не могли, и оттуда к нам не переходили бы».
27 И он сказал: «тогда прошу тебя, отец, послать его в дом отца моего,
28 ибо есть у меня пять братьев: пусть свидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения».
29 И говорит Авраам: «есть у них Моисей и Пророки: пусть послушают их»,
30 Он же сказал: «нет, отец Авраам, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются».
31 Но он сказал ему: «если Моисея и Пророков не слушают, то, когда бы и воскрес кто из мертвых, не убедятся они».

Толкование Далласской семинарии

д. Учение Иисуса о богатстве и Царстве Божием (глава 16)

В этой главе — две притчи о богатстве. Первая (стихи 1−13) адресовалась Его последователям, а вторая (стихи 19−31) — книжникам и фарисеям, в свете их реакции на первую притчу (стихи 14−18).

Лк 16:1−8а. Притчею о неверном управителе Иисус говорил Своим последователям, чтобы учились пользоваться земным богатством для достижения целей Царства Божиего. За собственно притчей (стихи 1−8а) следуют выводы из нее применительно к жизни (стих 8б−13).

Один человек был богат и имел управителя… и призвав его, сказал ему: дай отчет в управлении твоем. Это было вызвано тем, что хозяину донесли: управитель расточает имение его. Во дни Иисуса Христа богатые люди часто нанимали «управителей», которым доверяли ведение финансовых дел в своих имениях. Такой служащий заботился об увеличении доходов своего хозяина и имел право распоряжаться его деньгами именно в этих целях. По-видимому, в данном случае «управитель» более «расточал», чем «собирал». Как человек бесчестный или безответственный, он был уволен.

Но прежде чем, как сказали бы теперь, «сдать дела», он придумал выход из своего бедственного положения: в лице двух должников господина своего, он приобрел себе друзей на будущее, дав им возможность переписать свои долговые расписки в сторону значительного уменьшения их долга (сто мер масла — на пятьдесят; сто мер пшеницы — на восемьдесят). «Неверный управитель» делал это с мыслью, чтобы приняли его в домы свои, когда отставлен будет от управления домом (стих 4).

Узнав об этом, хозяин похвалил… управителя неверного, что догадливо (в значении «обдуманно») поступил. Конечно, поступок управителя не был ни достойным, ни как таковой заслуживавшим похвалы. Но он мудро спланировал все на будущее с тем, чтобы, обеспечить себе его. Иисус, конечно же, не призывал Своих последователей к бесчестным делам, но в этом сюжете Он иносказательно выражал мысль о достижении духовных целей ценой материальных богатств. Другими словами, на плохом примере Он давал добрый урок.

Лк 16:8б−13. Три вывода делает Он из притчи, обращаясь к ученикам, которым предстояло жить среди неверующих людей. Во-первых, богатством неправедным (в значении суетного и скоропреходящего) надо пользоваться для привлечения людей в Царство (стих 8б−9). (Известно такое прочтение фразы когда обнищаете: «когда богатство (материальное) утратит свою силу», т. е. по втором пришествии Христа. Вторая часть этой фразы чтобы они (тогда) приняли вас в вечные обители в англ. тексте Библии передана как «приветствовали (подразумевается друзья) вас в вечных обителях». — От ред.)

Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде — здесь Иисус, видимо, «отделяет» Своих учеников от «неверного управителя», который есть «сын века сего», стремящийся только к тому, чтобы получше устроиться в этой земной жизни; ученики же — «сыны света» (сравните 11:33−36; Еф 5:8), которые должны «догадливо» (мудро, но — не нечестно) поступать в этом мире. Именно мудро должны они распоряжаться «богатством неправедным», заставляя его служить себе и не становясь его рабами.

Там, где Христос говорит о «приобретении себе друзей» посредством этого богатства (стих 9), снова «сходятся» линии учеников и «неверного управителя», ибо именно посредством «богатства» обрел он себе «друзей». Обдуманно распоряжаясь земным богатством, возможно привлекать новых и новых людей в число последователей Иисуса Христа.

Второй вывод делается в стихах 10−12: тот, кто мудро распоряжается малым (земным богатством) достоин получить «истинное богатство» (видимо, подразумеваются те духовные блага, которые ожидают верующих в Царстве Божием).

Третий вывод находим в стихе 13: Не можете служить Богу и маммоне. Другими словами, любовь к деньгам (к «неправедному богатству») уводит человека от Бога (1Тим 6:10), и наоборот — любовь к Богу не позволяет ему видеть в деньгах главную ценность в жизни.

Лк 16:14−18. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Смеялись потому, что в их глазах и Сам Иисус и Его ученики были бедными людьми, и вот Он, будучи бедным, имеет дерзость учить их относительно денег!

Иисус отвечает им, что Бог знает людские сердца, и на Него нельзя «произвести впечатление» ни внешней праведностью ни богатством. Фарисеи были праведниками лишь в собственном представлении и выставляли себя таковыми перед людьми (стих 15; сравните 15:7), однако, решающее слово на последнем суде будет принадлежать Богу, Который оценивает человека по внутреннему его состоянию.

Законоучители не уразумели истинного значения Божиих благословений, согласно завета, заключенного Им с Израилем. Так, они полагали, что если человек богат, значит, Бог благословляет его за праведное поведение. Они, похоже, совершенно упускали из виду, что многие праведники в ветхозаветные времена не имели земных богатств, тогда как многие, жившие недостойно, имели его.

Сказанное в стихах 16−18 нужно рассматривать в свете заявления Иисуса относительно самоправедности фарисеев, которых осудит Бог. Иисус напоминает им, что закон и пророки были до Иоанна Крестителя, а со времени Иоанна Царствие Божие благовествуется, и лишь те (включая и фарисеев), кто приложат к тому усилие, смогут войти в него (сравните толкование на Мф 11:12).

Между тем, самоправедные фарисеи не жили и согласно Закона. Как на пример нарушения его Иисус указал на практику разводов. Повторные браки после разводов Он объявляет прелюбодеянием (относительно единственного исключения, сделанного Им, толкование на Мф 5:32; Мф 19:1−12). Фарисеи же смотрели на развод «сквозь пальцы».

Они говорили, что прелюбодействовать мужчине не следует, однако не осуждали желание мужа иметь другую жену, и ради этого позволяли разводиться с первою женою без серьезных оснований, — чтобы затем жениться на другой. Это в их глазах прелюбодеянием не было. Но Христос видел в этом наглядный пример «самооправдания», действующего лишь на людей, но не на Бога (стих 15).

Итак, фарисеи нарушали закон, важность исполнения которого подчеркивается Иисусом (стих 17).

Лк 16:19−21. Далее на примере богача и Лазаря Христос показал, что богатство отнюдь не отождествляется с праведностью. Богач из притчи имел все, что хотел. (Порфир и виссон, в которые он одевался, — это дорогая пурпурная ткань и тончайший лен.)

У нищего же Лазаря не было ничего. Он был жалок и болен (покрыт струпьями). Возможно, Иисус назвал нищего Лазарем, потому что это имя является греческим эквивалентом еврейского «Бог — Помощник». Лазарь был праведником не потому, что был нищим, а потому, что полагался на Бога.

Лк 16:22−23. Пришло время, и оба умерли. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач и похоронили его; по смерти богач оказался в аде — месте, где грешная душа страдает, сохраняя при этом полное сознание. Часто переводимое как «ад», греческое слово гадес встречается в Новом Завете 11 раз. 70 «толковников» при переводе на греческий язык Ветхого Завета (Септуагинта) прибегали к этому слову для передачи еврейского «шеол» (буквально — «местопребывание мертвых»); в Септуагинте оно встречается 61 раз. В данном случае подразумевается место, где находятся неспасенные умершие в ожидании суда перед Великим Белым Престолом (Откр 20:11−15). Лоно Авраамово — это образ «ветхозаветного рая», временного (до упомянутого суда) блаженного прибежища душ, угодных Богу (сравните Лк 23:43; 2Кор 12:4).

Лк 16:24−31. Богач мог говорить с Авраамом. Его первою просьбою было, чтобы Авраам послал смочить ему язык. Авраам ответил ему, что это невозможно, напомнив, что в земной жизни он имел все, что хотел, в избытке, тогда как Лазарь не имел ничего, и он, будучи богат, не выражал желания помочь ему; невозможно это и потому, что ад и рай разделены великой пропастью, и никто не может перейти ее ни в ту ни в другую сторону.

Тогда богач попросил Авраама послать Лазаря на землю, к его братьям, чтобы предостеречь их от этого места мучения. Он надеялся, что если кто из мертвых придет к ним, то покаются (стих 30). Но Авраам ответил, что если они Моисея и пророков не слушают (т. е. игнорируют Священное Писание), то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Богач в притче Христа несомненно символизировал фарисеев. Ведь это они постоянно требовали от Него знамения — настолько очевидного, чтобы просто нельзя было не поверить. Но Господь знал, что они, не желавшие верить Писаниям, не поверили бы и никакому знамению. Вскоре после этого Христос воскресил другого Лазаря (Ин 11:38−44). Но в результате религиозные вожди еще более сплотились против Него, одержимые желанием убить и Его и Лазаря (Ин 11:45−53; Ин 12:10−11).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.