Толкование Далласской семинарии
в. Иисус перед Пилатом (23:1−7) (Мф 27:1−2, 11−14; Мк 15:1−5; Ин 18:28−38)
Лк 23:1−7. Возможно, в полном своем составе синедрион повел Христа к Пилату, римскому правителю Иудеи (3:1 и 13:1). Обвинение, которое они выдвинули в его присутствии, было ложным. Они заявили, будто Иисус внушает народу не платить подать кесарю, тогда как Иисус как раз говорил обратное (20:25). Да и то, что сами они рассматривали как богохульство со стороны Христа, Пилату было представлено как речи политически мятежные: Он, мол, называет Себя Христом Царем (23:2). Пилат, однако, не нашел никакой вины в этом Человеке (стих 4), о чем и заявил иудеям. Но поскольку те настаивали на виновности Иисуса, римский губернатор, узнав, что Иисус — Галилеянин, послал Его к Ироду, правившему тогда Галилеею (3:1), который в эти дни был также в Иерусалиме.
г. Иисус перед Иродом (23:8−12)
Лк 23:8−12. Однако Ироду на многие его вопросы Иисус не стал отвечать — ведь все, что тот хотел от Него, это демонстрации какого-нибудь чуда. И тогда Ирод и его воины присоединились к мучителям Христа. Насмеявшись над Ним, тетрарх Галилеи приказал облачить Его в маскарадные царские одежды и отослал Его обратно к Пилату, так и не высказав своего суждения о Нем, но и осуждения не выразив тоже (стих 15).
д. Снова перед Пилатом (23:13−25) (Мф 27:15−26; Мк 15:6−15; Ин 18:39 — 19:16)
Лк 23:13−17. Пилат же сказал им: вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу. По мнению Пилата, Иисус не сделал ничего достойного смерти. (Стих 17 во многих древних манускриптах отсутствует.)
Лк 23:18−25. Несмотря на то, что римский наместник не нашел за Иисусом никакой вины, которая заслуживала бы смертной казни, иудеи предпочли, чтоб им отпустили известного мятежника и убийцу Варавву, а не Христа. Пилат еще раз попытался сохранить жизнь Иисусу и в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Итак, наказав Его, отпущу. Но в конце-концов он вынужден был уступить требованию иудеев и предал Мессию в их волю.
5. РАСПЯТИЕ ХРИСТА (23:26−49) (Мф 27:32−56; Мк 15:21−41; Ин 19:17−30)
Распятие было в Римской империи одним из распространенных видов смертной казни. К нему приговаривали злостных преступников, которые не являлись римскими гражданами. Эти не могли быть казнены через распятие. Казнь на кресте была, вероятно, самой жестокой и мучительной из практиковавшихся тогда, ибо процесс умирания казнимого был медленным и долгим. Христос, однако, умер на удивление быстро.
Лк 23:26−31. Человека по имени Симон из города Кирина в Северной Африке заставили нести крест Иисуса к месту распятия. По пути на Голгофу Иисус предупреждал народ о приближающихся Божиих судах (Ос 10:8; Откр 6:15−17). Под зеленеющим деревом Он мог подразумевать Себя; «сухому» — уподобить состояние народа в Свое отсутствие (со всеми вытекающими из этого последствиями).
Лк 23:32−43. Лука, в отличие от Матфея и Иоанна, не говорит об исполнении ветхозаветных пророчеств в смерти Христа. Лука преследовал иную цель: показать, что и в предсмертных мучениях Иисус оставался прощающим Мессией. На кресте Он просил Отца Небесного простить тех, которые обрекли Его на эти муки, и Сам простил одного из разбойников, распятых вместе с Ним (стих 34 и 43). Даже умирая, Он продолжал совершать дело, ради которого приходил на землю, — дело примирения людей с Богом. И тем не менее, и народ и его начальники насмехались над Христом (стих 35), а воины ругались над Ним (стихи 36−37), и один из распятых злодеев злословил Его (стих 39).
Лк 23:44−49. Четыре момента выделены Лукой в сцене умирания Иисуса. Во-первых, он пишет о двух символических событиях, сопутствовавших завершению казни. Тьма опустилась на землю и покрывала ее на протяжении трех часов (с полудня до трех часов дня). Это событие «созвучно» словам, сказанным Христом при Его аресте: «но теперь ваше время и власть тьмы» (22:53). Тьма воцарилась по причине Его распятия. Другое символическое явление имело место в храме: завеса в храме раздралась по средине. Эта завеса отделяла народ приходивший в святилище, от места Божиего присутствия.
И происшедшее теперь символизировало, тот факт, что через смерть Иисуса Христа люди обрели возможность свободного доступа к Богу; с этого момента система жертвоприношений не будет более стоять между Ним и ими (Рим 5:2; Рим 2:18; Рим 3:12). Ибо Христос стал той единственной Жертвой, Которая обуславливает угодные Богу взаимоотношения с людьми.
Во-вторых, Иисус добровольно отдал Свою жизнь (Ин 10:15, 17−18). Он Сам предал Свой дух Богу (Лк 23:46).
В-третьих, Лука, как и два других синоптика, пишет о римском сотнике, который пришел к убеждению, что истинно Человек Этот был праведник (т. е. ни в чем не был виновен; 23:47). И сотник… прославил за Него Бога.
В-четвертых, Лука свидетельствует о горестном раскаянии народа, который возвращался с места казни, бия себя в грудь (стихи 48−49).
6. ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА (23:50−56) (Мф 27:57−61; Мк 15:42−47; Ин 19:38−42)
Лк 23:50−56. Все четыре евангелиста подробно описывают погребение Иисуса Христа — с тем, чтобы показать, что Он действительно умер на кресте. Все эти приготовления к погребению лишены были бы смысла, если бы Он не умер. Смерть Мессии была необходима, ибо без нее не совершилось бы Его воскресение.
Очевидно, и в синедрионе были люди, сочувствовавшие Иисусу и принимавшие Его благовестие. Так, один из членов синедриона — Иосиф… из Аримафеи… ожидавший… Царствия Божия, верил, что Иисус есть Мессия. Он был тайным Его учеником (Мф 27:57; Ин 19:38). Не участвовавший в совете и в деле синедриона, осудившего Христа на смерть, он после снятия Спасителя с креста похоронил Его в своем гробе.
Итак, Иисус умер в пятницу, и наступала суббота, пишет Лука.