От Луки 23 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И встало все их собрание, и повели Его к Пилату;
2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Этот Человек возмущает наш народ: запрещает платить налоги кесарю и называет Себя Христом Царем,
3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
4 И Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в Этом Человеке.
5 Но они настаивали, говоря, что Он возбуждает народ, уча по всей Иудее, начав с Галилеи, до этого места.
6 Пилат же, когда услышал, спросил: Этот Человек Галилеянин?
7 И узнав, что Он из области Ирода, отослал Его к Ироду, который и сам был в Иерусалиме в эти дни.
8 Ирод же, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо уже довольно давно желал он увидеть Его, потому что слышал о Нем; и надеялся он увидеть от Него какое-нибудь знамение.
9 И задавал Ему много вопросов. Но Он ничего не ответил ему.
10 И стояли первосвященники и книжники, усиленно обвиняя Его.
11 Ирод же со своими воинами, уничижив Его и надругавшись, нарядив в блестящую одежду, возвратил Его Пилату.
12 И стали друзьями между собой Ирод и Пилат в этот самый день, ибо раньше они были во вражде друг с другом.
13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
14 сказал им: вы привели ко мне Этого Человека, как смущающего народ; и вот я, произведя расследование в вашем присутствии, не нашел за Этим Человеком никакой вины из тех, что вы выставляете против Него.
15 Но не нашел и Ирод, ибо он отослал Его к нам. И вот ничего достойного смерти Он не совершил.
16 Итак, наказав Его, отпущу.
17 А ему нужно было отпустить им на Праздник одного.
18 Но они всей толпой закричали: смерть Ему, а отпусти нам Варавву.
19 Варавва был брошен в тюрьму за какой-то происшедший в городе мятеж и убийство.
20 И снова Пилат обратился к ним с речью, желая отпустить Иисуса.
21 Они же кричали: распни, распни Его!
22 А он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Никакой вины, достойной смерти, я не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
23 Но они настаивали с громкими криками, требуя, чтобы Он был распят. И крики их всё усиливались.
24 И Пилат решил исполнить их требование:
25 отпустил сидевшего в тюрьме за мятеж и убийство, которого они требовали, а Иисуса предал в их волю.
26 И когда они повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 Следовало же за Ним великое множество народа и женщин, которые били себя в грудь и плакали о Нем.
28 И обернувшись к ним, Иисус сказал: дочери Иерусалимские, не плачьте о Мне; но о себе плачьте и о детях ваших,
29 ибо вот приходят дни, когда скажут: «блаженны неплодные и утробы, никогда не рождавшие, и сосцы, никогда не питавшие!»
30 Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!»
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
32 Вели и двух других злодеев на смерть вместе с Ним.
33 И когда пришли на место, называемое Лобным, там распяли Его и злодеев: одного справа, другого слева.
34 Иисус же говорил: Отче, прости им, ибо не знают они, что делают. И деля между собой одежды Его, бросали жребий.
35 И стоял народ и смотрел. Глумились же и начальники, говоря: других спас, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос Божий, Избранник.
36 Надругались над Ним и воины, подходя, поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
38 Была же и надпись над Ним письменами греческими, римскими и еврейскими: Это — Царь Иудейский.
39 И один из повешенных злодеев хулил Его: разве Ты не Христос? Спаси Себя Самого и нас.
40 Другой же, укоряя, сказал ему в ответ: не боишься ты Бога, ведь сам ты приговорен к тому же.
41 И мы-то — справедливо, ибо достойное по делам нашим получаем. Он же ничего дурного не сделал.
42 И говорил он: Иисус, вспомни о мне, когда Ты придешь как Царь.
43 И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе: сегодня со Мною будешь в раю.
44 И было уже около шестого часа, и тьма наступила по всей земле до часа девятого,
45 так как не стало солнца. И разорвалась завеса храма посредине.
46 И возгласив громким голосом, Иисус сказал: Отче, в руки Твои предаю дух Мой. И сказав это, испустил последний вздох.
47 Увидев же происшедшее, сотник прославлял Бога, говоря: действительно, Человек Этот праведен был.
48 И весь народ, собравшийся на это зрелище, увидев происшедшее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Стояли же поодаль все знавшие Его, и женщины, последовавшие за Ним из Галилеи, видели это.
50 И вот муж, по имени Иосиф, член совета, муж добрый и праведный —
51 он не был согласен с решением и делом их, — из Аримафеи, города Иудейского. Он ожидал Царства Божия.
52 Явившись к Пилату, он попросил тело Иисуса.
53 И сняв, обернул тело полотном и положил Иисуса в гробнице, высеченной в скале, где еще никто никогда не лежал.
54 А день был пятница, и наступала суббота.
55 И пойдя следом, женщины, вместе с Иисусом пришедшие из Галилеи, видели гробницу, и как положено было тело Его.
56 И возвратившись, приготовили благовония и миро. И субботу они провели в покое по заповеди,

Толкование Далласской семинарии

в. Иисус перед Пилатом (23:1−7) (Мф 27:1−2, 11−14; Мк 15:1−5; Ин 18:28−38)

Лк 23:1−7. Возможно, в полном своем составе синедрион повел Христа к Пилату, римскому правителю Иудеи (3:1 и 13:1). Обвинение, которое они выдвинули в его присутствии, было ложным. Они заявили, будто Иисус внушает народу не платить подать кесарю, тогда как Иисус как раз говорил обратное (20:25). Да и то, что сами они рассматривали как богохульство со стороны Христа, Пилату было представлено как речи политически мятежные: Он, мол, называет Себя Христом Царем (23:2). Пилат, однако, не нашел никакой вины в этом Человеке (стих 4), о чем и заявил иудеям. Но поскольку те настаивали на виновности Иисуса, римский губернатор, узнав, что Иисус — Галилеянин, послал Его к Ироду, правившему тогда Галилеею (3:1), который в эти дни был также в Иерусалиме.

г. Иисус перед Иродом (23:8−12)

Лк 23:8−12. Однако Ироду на многие его вопросы Иисус не стал отвечать — ведь все, что тот хотел от Него, это демонстрации какого-нибудь чуда. И тогда Ирод и его воины присоединились к мучителям Христа. Насмеявшись над Ним, тетрарх Галилеи приказал облачить Его в маскарадные царские одежды и отослал Его обратно к Пилату, так и не высказав своего суждения о Нем, но и осуждения не выразив тоже (стих 15).

д. Снова перед Пилатом (23:13−25) (Мф 27:15−26; Мк 15:6−15; Ин 18:39 — 19:16)

Лк 23:13−17. Пилат же сказал им: вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу. По мнению Пилата, Иисус не сделал ничего достойного смерти. (Стих 17 во многих древних манускриптах отсутствует.)

Лк 23:18−25. Несмотря на то, что римский наместник не нашел за Иисусом никакой вины, которая заслуживала бы смертной казни, иудеи предпочли, чтоб им отпустили известного мятежника и убийцу Варавву, а не Христа. Пилат еще раз попытался сохранить жизнь Иисусу и в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Итак, наказав Его, отпущу. Но в конце-концов он вынужден был уступить требованию иудеев и предал Мессию в их волю.

5. РАСПЯТИЕ ХРИСТА (23:26−49) (Мф 27:32−56; Мк 15:21−41; Ин 19:17−30)

Распятие было в Римской империи одним из распространенных видов смертной казни. К нему приговаривали злостных преступников, которые не являлись римскими гражданами. Эти не могли быть казнены через распятие. Казнь на кресте была, вероятно, самой жестокой и мучительной из практиковавшихся тогда, ибо процесс умирания казнимого был медленным и долгим. Христос, однако, умер на удивление быстро.

Лк 23:26−31. Человека по имени Симон из города Кирина в Северной Африке заставили нести крест Иисуса к месту распятия. По пути на Голгофу Иисус предупреждал народ о приближающихся Божиих судах (Ос 10:8; Откр 6:15−17). Под зеленеющим деревом Он мог подразумевать Себя; «сухому» — уподобить состояние народа в Свое отсутствие (со всеми вытекающими из этого последствиями).

Лк 23:32−43. Лука, в отличие от Матфея и Иоанна, не говорит об исполнении ветхозаветных пророчеств в смерти Христа. Лука преследовал иную цель: показать, что и в предсмертных мучениях Иисус оставался прощающим Мессией. На кресте Он просил Отца Небесного простить тех, которые обрекли Его на эти муки, и Сам простил одного из разбойников, распятых вместе с Ним (стих 34 и 43). Даже умирая, Он продолжал совершать дело, ради которого приходил на землю, — дело примирения людей с Богом. И тем не менее, и народ и его начальники насмехались над Христом (стих 35), а воины ругались над Ним (стихи 36−37), и один из распятых злодеев злословил Его (стих 39).

Лк 23:44−49. Четыре момента выделены Лукой в сцене умирания Иисуса. Во-первых, он пишет о двух символических событиях, сопутствовавших завершению казни. Тьма опустилась на землю и покрывала ее на протяжении трех часов (с полудня до трех часов дня). Это событие «созвучно» словам, сказанным Христом при Его аресте: «но теперь ваше время и власть тьмы» (22:53). Тьма воцарилась по причине Его распятия. Другое символическое явление имело место в храме: завеса в храме раздралась по средине. Эта завеса отделяла народ приходивший в святилище, от места Божиего присутствия.

И происшедшее теперь символизировало, тот факт, что через смерть Иисуса Христа люди обрели возможность свободного доступа к Богу; с этого момента система жертвоприношений не будет более стоять между Ним и ими (Рим 5:2; Рим 2:18; Рим 3:12). Ибо Христос стал той единственной Жертвой, Которая обуславливает угодные Богу взаимоотношения с людьми.

Во-вторых, Иисус добровольно отдал Свою жизнь (Ин 10:15, 17−18). Он Сам предал Свой дух Богу (Лк 23:46).

В-третьих, Лука, как и два других синоптика, пишет о римском сотнике, который пришел к убеждению, что истинно Человек Этот был праведник (т. е. ни в чем не был виновен; 23:47). И сотник… прославил за Него Бога.

В-четвертых, Лука свидетельствует о горестном раскаянии народа, который возвращался с места казни, бия себя в грудь (стихи 48−49).

6. ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА (23:50−56) (Мф 27:57−61; Мк 15:42−47; Ин 19:38−42)

Лк 23:50−56. Все четыре евангелиста подробно описывают погребение Иисуса Христа — с тем, чтобы показать, что Он действительно умер на кресте. Все эти приготовления к погребению лишены были бы смысла, если бы Он не умер. Смерть Мессии была необходима, ибо без нее не совершилось бы Его воскресение.

Очевидно, и в синедрионе были люди, сочувствовавшие Иисусу и принимавшие Его благовестие. Так, один из членов синедриона — Иосиф… из Аримафеи… ожидавший… Царствия Божия, верил, что Иисус есть Мессия. Он был тайным Его учеником (Мф 27:57; Ин 19:38). Не участвовавший в совете и в деле синедриона, осудившего Христа на смерть, он после снятия Спасителя с креста похоронил Его в своем гробе.

Итак, Иисус умер в пятницу, и наступала суббота, пишет Лука.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.