От Луки 6 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Случилось в субботу проходить Ему засеянными полями; и срывали ученики Его и ели колосья, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали: почему вы делаете то, чего нельзя делать в субботу?
3 И ответил им Иисус: и о том вы не читали, что сделал Давид, когда проголодался сам и бывшие с ним?
4 Что вошел он в дом Божий и взял хлебы предложения, и ел и дал сопровождавшим его, — а их нельзя есть никому, кроме одних только священников?
5 И говорил им: Сын Человеческий есть господин субботы.
6 Случилось же в другую субботу войти Ему в синагогу и учить; и был там человек, и правая рука его была суха.
7 Наблюдали же за Ним книжники и фарисеи, не исцеляет ли Он в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он знал помышления их и сказал мужу с сухою рукой: подымись и стань посредине. И он поднялся и стал.
9 Сказал же им Иисус: спрашиваю вас: дозволяется ли в субботу добро сделать или зло? Спасти душу или погубить?
10 И обведя взором всех их, сказал ему: протяни руку твою. Он сделал так, и восстановилась рука его.
11 Они же пришли в бешенство и обсуждали между собой, что бы им сделать с Иисусом.
12 Случилось же Ему в те дни уйти на гору помолиться, и Он проводил ночь в молитве к Богу,
13 и когда настал день, Он позвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами:
14 Симона, которого и наименовал Петром, и Андрея, брата его, и Иакова, и Иоанна, и Филиппа, и Варфоломея,
15 и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Симона, называемого Зилотом,
16 и Иуду Иаковлева, и Иуду Искариота, который сделался предателем.
17 И спустившись с ними, Он стал на ровном месте, и большая толпа учеников Его и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима и с побережья Тира и Сидона.
18 Они пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих. И мучимые духами нечистыми исцелялись.
19 И вся толпа старалась прикасаться к Нему, потому что сила от Него исходила и исцеляла всех.
20 И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены. Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда будут ненавидеть вас люди, и когда будут отлучать вас, и поносить вас, и извергнут имя ваше, как злое, из-за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возликуйте, ибо вот, награда ваша велика на небе: ибо так поступали с пророками отцы их.
24 Но горе вам, богатые, ибо вы получили утешение ваше.
25 Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда скажут о вас хорошо все люди. Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за оскорбляющих вас.
29 Ударяющему тебя в щеку подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не откажи и в рубашке.
30 Всякому просящему у тебя давай и от отнимающего твое не требуй обратно.
31 И как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ведь и грешники любящих их любят,
33 Ибо если вы делаете добро делающим вам добро, какая вам благодарность? Ибо и грешники то же самое делают.
34 И если взаймы даете тем, от кого надеетесь получить, какая вам благодарность? И грешники грешникам дают взаймы, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших и делайте добро и взаймы давайте, ничего не ожидая обратно; и будет награда ваша велика, и будете сынами Всевышнего, потому что Он благ к неблагодарным и злым.
36 Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден.
37 Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены. Отпускайте, и вам будет отпущено.
38 Давайте, и вам будет дано: мерою доброю, нагнетенною, утрясенною, переполненною отсыплют в полы ваши; ибо какою мерою вы мерите, отмерено будет и вам.
39 Сказал же и притчу им: разве может слепой вести слепого? Не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не выше учителя, но, научившись, всякий будет, как учитель его.
41 Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в собственном глазу не замечаешь?
42 Как можешь говорить брату твоему: «брат, дай, я выну соринку, что в твоем глазу», не видя у себя в глазу бревна? Лицемер, вынь сперва бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть соринку, что в глазу брата твоего.
43 Нет дерева доброго, которое производило бы плохой плод, нет и дерева плохого, которое производило бы добрый плод.
44 Ибо всякое дерево познается по его плоду. Ведь с терния не собирают смокв, и с колючего кустарника винограда не снимают.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца износит доброе, и злой из злого износит злое. Ибо от избытка сердца говорят уста его.
46 Что вы зовете Меня: «Господи, Господи» и не делаете того, что Я говорю?
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий Мои слова и исполняющий их, — Я покажу вам, кому он подобен.
48 Подобен он человеку, строящему дом, который раскопал землю и углубился и положил основание на скале. Когда же случилось наводнение, хлынула река на дом тот и не смогла поколебать его, потому что построен он был хорошо;
49 а слышавший и не исполнивший подобен человеку, построившему дом на земле без основания. И хлынула на него река, и тотчас он развалился, и было падение дома того великое.

Толкование Далласской семинарии

5. ИИСУС ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ НАД СУББОТОЙ (6:1−11)

В 6:1−11 Лукой записаны два эпизода, имевших место в одну из суббот (стих 1), а затем и в другую субботу (стих 6). Повествование о них он сводит воедино, желая подчеркнуть власть Иисуса и над субботою.

а. Ученики срывают колосья в субботу (6:1−5) (Мф 12:1−8; Мк 2:23−28)

Лк 6:1−5. В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. («В субботу, первую по втором дне Пасхи» правильнее было бы перевести с греческого как «во второпервую пасхальную субботу». Термин встречается только у Луки и трудно поддается пониманию.

Было множество попыток объяснить его, включая предположение, что он вообще был вставлен по неразумению одним из переписчиков, тем более, что не во всех рукописях Евангелия от Луки он имеется. Существует, однако, и такое объяснение его. Полагают, что раввины называли праздник Пасхи субботою (в значении времени покоя). (Если происходившее имело место в пасхальные («субботние») дни, то суббота в собственном смысле слова, приходившаяся на эти дни, могла быть названа «второпервою» — От. ред.)

Бог разрешил людям срывать колосья и на чужом поле, коль скоро они, проходя мимо, ощутят голод (Втор 23:25). Фарисеи же, в своей интерпретации закона, пришли к тому, что приравняли растирание колосьев в руках молотьбе их, т. е. «работе», которая в субботу запрещалась. На обвинение книжников и фарисеев Иисус ответил ссылкою на Давида (1Цар 21:1−9). Давид приходит там к священнику в город Номву и просит у него хлеба.

У того не было тогда другой пищи, кроме хлебов предложения, которые позволялось есть только священникам. Однако Давид и бывшие с ним ели этот хлеб, поскольку иного не оказалось. Смысл параллели, проведенной Иисусом, ясен. Ради удовлетворения насущной физической потребности (голода) священник благословил Давида и его спутников встать «над законом». Соответственно, с благословения Христа, Его ученики ставились над законом, придуманным людьми, которого фарисеи неукоснительно держались. Просматривается здесь и вторая параллель.

Давид, помазанник Божий, преследуем был Саулом, «дом» и правление которого, неугодные Богу, были обречены Им на уничтожение. Подобно этому, и Иисус, новый Помазанник Божий, преследовался силами духовно умиравшей «династии» книжников и фарисеев (Лк 5:39). Завершающий вывод из этого сформулирован тут Самим Иисусом: Сын Человеческий есть господни и субботы, иначе говоря, Он выше ветхозаветного закона.

б. Исцеление сухорукого в субботу (6:6−11) (Мф 12:9−14; Мк 3:1−6)

Лк 6:6−11. Представляется, что вторая конфликтная ситуация в связи с субботой была спровоцирована законоучителями. Пока Иисус учил в синагоге, где был человек, у которого правая рука была сухая, книжники… и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Сказано, что Иисус знал помышления их (сравните 5:22).

И, зная, решил воспользоваться ситуацией, чтобы явить Свою власть над субботою. Он спросил их: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? Ставя Свои вопросы, Иисус подразумевал, что отказаться сделать в субботу доброе дело равносильно совершению в этот день зла. Ибо тот, кто может, но не хочет принести облегчение страдающему, причиняет ему зло.

Далее, по слову Иисуса, больной протянул свою сухую руку, и стала рука его здорова, как другая. Фактически никакой «работы» в субботу Иисус в этом случае не совершил. Он лишь сказал несколько слов, и больной был исцелен. То есть, не нарушив видимым образом фарисейского закона, Он поставил религиозных вождей в крайне неловкое положение и одновременно совершил доброе дело исцеления. Неудивительно, что книжники и фарисеи пришли в ярость и стали совещаться между собой, как бы им избавиться от Него.

6. ИИСУС ЯВЛЯЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ В ПРИЗВАНИИ ДВЕНАДЦАТИ (6:12−16) (Мф 10:1−4; Мк 3:13−19)

Лк 6:12−16. Лука пишет, что прежде, чем избрать двенадцать учеников, Иисус всю ночь провел в молитве Богу. Немало людей, которые могли быть названы Его учениками, следовало за Ним более или менее постоянно. Из их числа Он избрал …двенадцать, которых особенно приблизил к Себе, и назвал их Апостолами (как бы противопоставив этот термин — «апостолоус» термину «матетас» — «ученики»).

Ученики были только последователями Его, Апостолов же («посланцев») Иисус облек особой властью (употребление термина «апостолы» в 9:10; 17:5; 22:14; 24:10). В списке Двенадцати у Луки, как у Матфея и Марка, на первом месте стоит Петр, а на последнем — Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же самый человек, что и Нафанаил (сравните Ин 1:45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев — это тот, кто Марком назван Фаддеем (Мк 3:18).

Лк 6:17−19. Проповедь, записанная в 6:17−49, — это краткая версия Нагорной проповеди, изложенной Матфеем в Мф главы 5−7. Обе они были обращены к ученикам, обе начинаются заповедями блаженства, а завершаются одними и теми же притчами и в целом схожи по содержанию. Лука опускает те части, которые были рассчитаны на еврейских слушателей (касавшиеся толкования Закона). Это вполне соответствовало той цели, с которой он писал свое Евангелие. Некоторая проблема возникает, однако, в связи с местом, где проповедь была сказана.

Матфей пишет: «Он взошел на гору» (Мф 5:1), а Лука — стал Он на ровном месте (6:17). Но если рассматривать действия в их последовательности, то упомянутая проблема легко разрешается. В Лк 6:12 читаем, что Иисус «взошел на гору (близ Капернаума) помолиться». После этого Он призвал 12 учеников, назвав их Апостолами.

Затем они сошли на «ровное место» (стих 17), где Он учил собравшийся народ и исцелял его больных (стихи 17−19). Позднее Он снова поднялся на гору, чтобы учить уже только Своих учеников (сравните Мф 5:1). Если соединить описания евангелистов, то складывается довольно ясная картина: Иисус то сходил на ровные «площадки», имеющиеся в палестинских горах, то поднимался выше в горы.

1. «БЛАЖЕНСТВА» И «ГОРЕ» (6:20−26)

Иисус начал Свою проповедь изложением заповедей блаженства и предупреждениями накликающим на себя горе. Каждому из четырех блаженны (вы) параллельно горе вам.

а. Провозглашение «блаженств» (6:20−23)

Лк 6:20−23. Термин «блаженства» встречается в Евангелиях 30 раз. Но, за исключением двух случаев, только у Матфея и Луки. Первоначально этим словом (макариои) древние греки передавали счастливое состояние богов, не знающих земных страданий и забот. Позднее им стали обозначать и приятное чувство, испытываемое человеком.

В отличие от библейских, греческие писатели видели источник блаженства в земных удачах и ценностях. Но авторы Ветхого Завета исходили из того, что истинно блажен или в высшей степени счастлив тот, кто доверился Богу и уповает на Него, кто боится и любит Его (Втор 33:29; Пс 2:12; Пс 31:1−2; Пс 33:9; Пс 39:5; Пс 83:13; Пс 111:1). Кто не грешит перед Богом и перед людьми (Пс 1:1; Притч 14:21; 29:18).

Новозаветные «блаженства» насыщены эмоциональной силой. Зачастую они исходят из противопоставления ложных земных оценок и представлений и истинной, небесной, «оценки» тех, кто действительно блаженны (Мф 5:3−6, 10; Лк 11:28; Ин 20:29; 1Пет 3:14; 1Пет 4:14). Все «светские» блага и ценности — «вторичны» и зависят от Дающего всякое благо — Самого Бога, олицетворяющего высшую степень добра. Человеческие мерки не подходят для оценки истинного блаженства, ибо имеющие его воспринимают настоящее в свете будущего (Лк 23:29).

Блаженства тех, кто последуют за Ним, Иисус обуславливает четырьмя состояниями в этой жизни. Блаженны нищие духом… блаженны алчущие… блаженны плачущие ныне… блаженны вы, когда возненавидят вас люди (6:20−22). И в каждом случае Он объясняет, почему таковые блаженны или счастливы. Нищие блаженны потому, что их есть Царствие Божие. (В большинстве древних списков Евангелия от Луки в 6:20 стоит просто «нищие», а не «нищие духом», как в Мф 5:3. По мнению некоторых толкователей Библии, Лука хотел тут подчеркнуть именно житейскую, материальную бедность, столь характерную для первых христиан. Не случайно он особо подчеркивает и то, что последователи Иисуса «оставили (ради Него) все» — 5:11, 28.)

Заявление Христа, что Царствие Божие принадлежит «нищим», основано на Его «власти» дать это Царствие им, которые настолько доверились Ему, что, отрекшись от прежней жизни, пошли путем, который указал Он (5:37−39). Иисус, конечно, не имел в виду, что любой нищий наследует Царство Божие; Его слова относились к Его последователям. Они были нищими, и им принадлежало Царство Божие. А потому они были счастливее тех богатых, которым путь в это Царство был закрыт. Они были блаженны…

Как и «нищих», — «алчущих» и «плачущих», т. е. терпящих многоразличные невзгоды ради Христа, тоже ожидает блаженное воздаяние в будущем. Причем не только физически страдающие подразумеваются здесь, но и все, кто не находят отрады в земных благах, а стремятся к Христу и лишь в общении с Ним обретают мир и утешение.

Последнее «блаженство» обещано тем, кто претерпят гонения за Сына Человеческого. Именно это ожидало, в первую очередь, Апостолов. Их будут ненавидеть, отлучать от синагог, поносить и бесчестить за Иисуса. И, тем не менее, они блаженны — в свете той награды, которая ожидает их, достойных преемников ветхозаветных пророков, с которыми поступали так же, — на небесах.

б. Горе вам (6:24−26)

Лк 6:24−26. Те, кто перечисляются в этих стихах, как бы противопоставлены последователям Христа. Богатые … пресыщенные … смеющиеся, т. е. не желающие поступиться ради Христовой истины земными благами, высоко ценящие успех и популярность. Они не сознавали опасности, нависшей над ними. И не хотели прислушаться к Тому, в Чьей власти было открыть перед ними врата Царства Божия. Им-то и возвестил Иисус четырехкратное «горе» — отражающее в каждом случае нечто прямо противоположное тому, что радует их ныне. И прямо противоположное тому, что уготовано Его последователям (6:20−23).

2. ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ (6:27−45)

а. Истинная праведность проявляется в любви (6:27−38)

Лк 6:27−38. Здесь Иисус говорит о семи аспектах подлинной, бескорыстной любви. Жизнь и поведение в соответствии с ней, которая не присуща человеческой природе, требуют сверхъестественных возможностей, но именно в этом и являет себя истинная праведность. Итак:

1) Любите врагов ваших.

2) Благотворите ненавидящим вас.

3) Благословляйте проклинающих вас.

4) Молитесь за обижающих вас.

5) Не воздавайте злом за зло (стих 29а).

6) Просящему давайте от души (стих 29б−30).

7) Поступайте с другими так, как хотите, чтобы с вами поступали (стих 31).

Такая любовь, если она проявляется в людях, то делает их совершенно особыми, похожими не на других людей, а на Отца Небесного (стих 35).

В дальнейших словах Иисуса раскрывается принцип, который неизменно действует в житейских отношениях и обстоятельствах: что человек посеет, то он и пожнет (стихи 36−38; сравните Гал 6:7). Действие этого принципа вновь и вновь иллюстрируется на страницах Священного Писания. Иисус «очерчивает» пять сфер его проявления:

1) Милостивые сами будут помилованы. В сущности именно эта мысль звучит в Лк 6:36; Христос призывает учеников быть такими же милосердными, как Бог милосерд к ним самим.

2) Тех, кто судят других, постигнет суд (стих 37а).

3) Кто осуждает других, сам осудится (стих 37б).

4) Кто прощает ближним, сам получит прощение (стих 37в).

5) Легко, от сердца, дающим воздастся благом в свое время (стих 38).

Воистину сама жизнь нередко свидетельствует, что человека в конце-концов постигает то, что он желает и делает другим.

б. Истинная праведность проявляется в делах (6:39−45)

Лк 6:39−45. Смысл этих слов Иисуса в том, что человек не может не обнаружить меры своей праведности или, напротив, неправедности. Как очевидно, что слепой, ведущий другого слепого, упадет в яму вместе с ним, так явно и то, что неправедный человек обнаружит свою неправедность, уведя других с пути истинного. Говоря об ученике и учителе, Иисус показывает, что человек неизменно уподобляется тому, кому он подражает (стих 40). Для Его учеников, обычных людей, высшим примером для подражания должен быть Он.

Прежде чем обрести способность помочь брату своему избавиться от греха, необходимо побороть грех в себе самом (стихи 41−42). А то ведь нередко собственный грех человека больше того, который он «обличает» в другом (сучок сравнивается с бревном). Такой «обличитель» по праву может быть назван лицемером.

Из того, что некто говорит и как поступает, выявляется, что он за человек (стихи 43−45). Это подобно тому, как дерево познается по приносимому им плоду. Судя по словам, завершающим стих 45, в данном контексте Иисус уподоблял «плоду» не столько дела человеческие, сколько то, что от избытка сердца говорят уста человека.

3. ИСТИННОЕ ПОСЛУШАНИЕ (6:46−49)

Лк 6:46−49. Внешние проявления набожности далеко не столь важны, как действительное послушание слову Божиему (стих 46). Недостаточно обращаться ко Христу со словами «Господи! Господи!» Истинно верующий в Него должен жить и действовать в соответствии со сказанным Им. Таковых Он уподобляет человеку, строящему дом … на камне (стихи 47−48).

Тех же, кто слушают слово Божие, но не исполняют его, — человеку, построившему дом на земле, без основания (стих 49). Ученики, оставившие все и последовавшие за Ним, уже (до известной степени) поступили по слову Его. (Это первая из притч Иисуса, записанная Лукою. список Его притч в комментарии на Мф 7:24−27.)

Г. Служение Иисуса в Капернауме и окрестных городах (главы 7−8)

В этом разделе описание служения Иисуса, ознаменованного рядом чудес — в подтверждение того, что Он действительно обещанный Израилю Мессия (7:1−17, 36−50; 8:22−56) чередуется с изложением Его учения (7:18−35; 8:1−21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.