Деяния 13 глава

Деяния святых апостолов
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Были же в Антиохии в местной церкви пророки и учители: Варнава, Симеон, называемый Нигер, и Лукий Киринеянин, Манаин, приближенный Ирода тетрарха, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Итак, посланные Святым Духом, они пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр,
5 и прибыв в Саламин, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; был же с ними и Иоанн, как помощник.
6 Пройдя весь остров до Пафа, они нашли некоего человека волхва. Иудейского лжепророка, которому имя Вариисус.
7 Он был с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Этот, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 Но противодействовал им Элима волхв (ибо таково в переводе имя его), стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но исполнившись Духа Святого, Савл, он же и Павел, устремив на него взор,
10 сказал: о полный всякого коварства и всякого зла, сын диавола, враг всякой правды, перестанешь ли ты искривлять прямые пути Господни?
11 И теперь, вот рука Господня на тебе, и ты будешь слеп, не видя солнца до времени. И тотчас напала на него мгла и тьма, и обращаясь во все стороны, он искал поводыря.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
13 А Павел и бывшие с ним, отплыв из Пафа, прибыли в Пергию в Памфилии. Иоанн же, отделившись от них, вернулся в Иерусалим.
14 Они же, пройдя путь от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, придя в синагогу в день субботний, сели.
15 И после чтения Закона и Пророков начальники синагоги послали им сказать: мужи братья, если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 И Павел, встав и дав знак рукой, сказал: мужи Израильские и боящиеся Бога, послушайте.
17 Бог народа этого, Израиля, избрал отцов наших и возвысил народ во время пребывания в земле Египетской, и рукою высокою вывел их из нее,
18 и около сорока лет терпел их в пустыне
19 и, истребив семь народов в земле Ханаанской, дал им в наследие землю их
20 приблизительно на четыреста пятьдесят лет. И после этого дал судей до Самуила пророка.
21 И затем они просили царя, и дал им Бог Саула, сына Киса, мужа из колена Вениаминова, на сорок лет.
22 И отстранив его, Он воздвиг им в цари Давида, о котором и сказал во свидетельство: «Я нашел Давида, сына Иессея, мужа по сердцу Моему, который исполнит всю волю Мою».
23 От его-то семени Бог, по обещанию, привел Израилю Спасителя Иисуса
24 после того, как Иоанн проповедовал, перед самым явлением Его, крещение покаяния всему народу Израильскому.
25 А когда Иоанн завершил свое поприще, он говорил: «я не то, что вы обо мне думаете; но вот, идет за мною Тот, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах».
26 Мужи братья, сыны рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами: нам послано слово спасения этого.
27 Ибо живущие в Иерусалиме и начальники их, не узнав Его, исполнили и голоса пророков, читаемые каждую субботу, осудив Его.
28 И не найдя никакого основания для смерти, упросили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его в гробницу,
30 Но Бог воздвиг Его из мертвых.
31 Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим. Они теперь свидетели Его перед народом.
32 И мы вам благовествуем обещание, которое дано было отцам,
33 что Бог его исполнил для нас, их детей, воскресив Иисуса, как и написано в псалме втором: «Ты — Сын Мой, Я сегодня родил Тебя».
34 А что Он воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, — Он сказал так: «Я дам вам святое достояние Давидово непреложное».
35 Поэтому Он и в другом месте говорит: «Ты не дашь святому Твоему увидеть тление».
36 Но Давид, послужив в своем поколении совету Божию, почил и приложился к отцам своим и увидел тление.
37 Тот же, Кого Бог воздвиг, не увидел тления.
38 Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Него вам возвещается отпущение грехов, и во всём, в чем вы не могли быть оправданы Законом Моисеевым,
39 всякий верующий оправдывается Им.
40 Итак, берегитесь, чтобы не пришло на вас сказанное у Пророков:
41 «Посмотрите, презрители, подивитесь и сгиньте, потому что дело делаю Я в дни ваши, дело, которому вы никак не поверите, если кто расскажет вам».
42 И когда они выходили, их просили, чтобы в следующую субботу им сказаны были эти слова.
43 И когда собрание было распущено, последовали многие из Иудеев и благоговейных прозелитов за Павлом и Варнавой, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
44 А в следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
45 Но Иудеи, увидев толпу народа, исполнились зависти и возражали с хулой тому, что говорил Павел.
46 А Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам прежде всего должно было быть проповедано слово Божие. Так как вы отвергаете его и не считаете себя достойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
47 Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».
48 Слыша это, язычники радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предназначены к жизни вечной.
49 И распространялось слово Господне по всей стране.
50 Но Иудеи настроили благоговейных почтенных женщин и первых людей города и подняли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.
51 А они, стряхнув на них пыль со своих ног, пришли в Иконию.
52 Ученики же исполнялись радости и Святого Духа.

Толкование Далласской семинарии

Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:23 — 16:5)

1. САМООТВЕРЖЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ВАРНАВЫ И САВЛА (12:25 — 13:3)

Первое миссионерское путешествие главы 13−14)

Деян 13:1. Церковь в Антиохии стала опорным пунктом для Савла в его миссионерском служении. «Материнской» все еще оставалась церковь в Иерусалиме, но «миссионерской» сделалась церковь в Антиохии-на-Оронте. Кроме того, Петр более не играл в Церкви главной роли; ее взял на себя Савл (Павел). О космополитическом характере антиохийской церкви говорит «разнообразие» (с точки зрения географической, культурной и социальной) ее руководителей. Варнава был евреем с о. Кипр (4:36). Симеон тоже был евреем, темнокожим, судя по его прозвищу Нигер.

Это мог быть тот самый Симон Киринеянин (т. е. уроженец североафриканского города Кирина), который нес крест Иисуса (Мф 27:32; Мк 15:21), но это — вопрос спорный. Из того же Кирина был Луций. Манаил был человеком из высших слоев общества, судя по тому, что воспитывался вместе с Иродом четвертовластником, т. е. с Иродом Антипой, который обезглавил Иоанна Крестителя и издевался над Господом, когда Его привели к нему (Таблицу семейства Иродов в толковании на Лк 1:5). Из этих двух «совоспитанииков» один стал врагом Господа, а другой — Его учеником! Перечисление завершается Савлом, иудеем, получившим высокое раввинское образование. Столь разные, все эти люди действовали, тем не менее, заодно.

Деян 13:2. Дух Святый выразил волю Божию через «пророков», которые были в аитиохийской церкви (стих 1). На страницах книги Деяний Апостолов Он довольно часто говорит к людям, руководившим Божией работой на земле (к примеру, 8:29; 10:19; 13:4). В данном случае Святой Дух заговорил к тем пятерым, которые перечислены, в стихе 1, когда они служили Господу и постились, и повелел отделить для Него Варнаву и Савла.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что и здесь для исполнения какой-то определенной работы призывались одновременно два человека. Савл, судя по Новому Завету, трижды на протяжении его жизни отделялся Богом — при рождении его (Гал 1:15), по обращении его — как благовестник (Рим 1:1), и теперь вот в Антиохии (13:2) — для исполнения некоей конкретной работы (в греческом тексте во всех этих трех случаях употреблен глагол «отделять» — апхоризоо).

Деян 13:3. Руководители церкви возложили руки на Варнаву и Савла и отпустили их. Это означало, что церковь солидарна с ними в предстоящем им служении и склоняется перед Божиим решением относительно них.

2. МИССИОНЕРСКИЙ ОБХОД МАЛОЙ АЗИИ (13:4 — 14:28)

а. На Кипре (13:4−12)

Деян 13:4. И снова подчеркивается, что «отделенные» антиохийской церковью были руководимы Духом Святым, Который послал их сначала в Селевкию (морской порт, примерно в 25 км от Антиохии), откуда они отплыли на Кипр. В Ветхом Завете этот остров известен под названием «Киттим» (Быт 10:4). Кипр был родиной Варнавы (Деян 4:36), и поэтому, надо думать, он руководил их маленькой группой (третьим в которой был Иоанн Марк; стих 5).

Деян 13:5. Саламин являлся самым крупным городом в восточной части Кипра. Судя по тому, что Варнава и Савл проповедовали слово Божие в синагогах (а не в синагоге) Иудейских, там жило немало евреев. Говорить именно в таких «религиозных центрах», которые представляли собой синагоги, было весьма мудро, и вот почему: 1) Это давало возможность первым в том поколении услышать Благую Весть евреям (сравните Рим 1:16; Деян 13:46; 17:2; 18:4, 19; 19:8). 2) Язычники, которые посещали синагоги, являли собой благоприятную «почву» для сеяния евангельского семени, потому что уже были знакомы с Ветхим Заветом и содержащимися в нем предсказаниями относительно прихода Мессии.

Иоанн Марк, племянник Варнавы (Кол 4:10), был взят в эту группу в качестве помощника (сравните Деян 12:25); в греческом тексте именно так и сказано, но что конкретно означало это хиперетен (помощник), можно только предполагать. Возможно, Иоанн беседовал с новообращенными, помогал при крещении (1Кор 1:14−17) и во всяком другом деле, когда возникала в этом нужда.

Деян 13:6. О результатах служения Варнавы и Савла в Саламине не говорится. Город Паф лежал километрах в 150 на юго-запад от Саламина; в Пафе находилась резиденция римского губернатора, и именно туда направилась миссионерская группа. То, что произошло там, имело большое значение для распространения Евангелия среди язычников. В Пафе Варнава и Савл встретили волхва лжепророка, Иудеянина… Вариисуса.

В некоторых случаях слово «волхв» (магос) означает мудрого знающего человека (и именно в таком значении употреблено оно в Мф 2:1, 7, 16), но тут оно подразумевает колдуна, прибегавшего в своей деятельности к помощи сил зла и не гнушавшегося обманом и мошенничеством. Таким же «волхвом» был Симон (Деян 8:9).

Деян 13:7. Случилось так, что этот Вариисус оказался в помощниках у проконсула Сергия Павла. Это был человек умный и мыслящий, и колдуну вовсе не улыбалось, чтобы Сергий Павел заинтересовался Благовестием. «Проконсулами» назывались правители территорий, которых назначал римский сенат; «прокураторами» — губернаторы провинций, назначаемые самим императором. В Новом Завете говорится о трех прокураторах Иудеи — Понтии Пилате (26−36 гг. по Р. Х.), Антонии Феликсе (52−59? гт. по Р. Х.) и Порции Фесте (59−62 гг. по Р. Х.).

Деян 13:8. И вот Елима волхв… противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. В отношении имени «Елима» нет полной ясности. Вероятно, это какое-то семитское слово — синоним «колдуна»; возможно, это было прозвище Вариисуса.

Деян 13:9. С этого момента на первый план выдвигается Савл, о котором здесь впервые сказано он же и Павел. Он становится руководителем группы. Возможно, в силу более решительного, чем у Варнавы, характера, а также потому, что лучше Варнавы разбирался в психологии язычников. Примечательно, что теперь и имя его упоминается перед именем Варнавы, за исключением тех мест где описывается их пребывание в Иерусалиме (15:12, 25), а также в 14:14. Примечательно и то, что с этого времени апостол зовется своим римским именем — Павел; евр. «Савл» звучит только тогда, когда, свидетельствуя, апостол обращается к своему прошлому (22:7; 26:14).

Деян 13:10. В переводе с арамейского языка «Вариисус» означает «сын Иисуса», т. е. «сын Иеговы во спасение». Так что Павел сознательно подчеркивает, что Елима не «сын Иисуса», а сын диавола. Апостол, исполнившись Духа Святого (стих 9), обличает колдуна, беспощадно раскрывая его суть как человека, исполненного… коварства и… злодейства, как врага… правды (в значении «праведности»).

Перестанешь ли ты, восклицает он, совращать, прибегая к помощи демонской силы (это в словах Павла подразумевалось), с прямых путей Господних? Это второй случай из четырех на страницах книги Деяний, когда апостолы вступают в конфликт с бесовской силой и одерживают над ней победу (8:9−23; 16:16−18; 19:13−17).

Деян 13:11−12. В наказание Павел наводит на Елиму временную слепоту. Это первое записанное чудо из совершенных Павлом, и совершил он его, вступив в конфликт с иудеем, препятствовавшим донесению Благой Вести до язычника. Сергий Павел и до того интересовался учением Господним, но теперь, под действием поразившего его чуда, уверовал во Христа.

Инцидент этот весьма значителен по трем причинам: 1) Он кладет начало руководящей роли Павла в этом миссионерском путешествии; в стихе 13 это явственно следует из фразы «Павел и бывшие при нем». 2) С этого момента апостольское служение обретает явный перевес в сторону язычников. 3) Весь эпизод исполнен символических нюансов. Язычник по имени Павел принимает Благовестие, тогда как иудей противостоит ему. В слепоте Елимы, как в капле воды, отражается «слепота» Израиля (сравните 28:26−27). Лука таким способом подчеркивает переходный характер книги Деяний Апостолов: в ней первым объектом Благовествования делаются язычники, и Бог — временно отворачивается от евреев, тем выражая им Свое осуждение.

б. В Антиохии Писидийской (13:13−52)

1) Уход Иоанна Марка.

Деян 13:13. Благородство Варнавы выразилось и в том, что он не возражал против того, чтобы руководство группой перешло от него к Павлу. Итак, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилию. Но Иоанн (т. е. Иоанн Марк) возвратился в Иерусалим. Насчет того, почему он сделал это, высказывалось немало догадок: 1) Юноша был огорчен «сменой руководства» — тем более, что Варнава приходился ему родственником. 2) Он, палестинский еврей, не мог смириться с тем, что теперь Благовестие, в первую очередь, проповедовалось язычникам. 3) Иоанн попросту испугался опасной дороги, избранной Павлом, — через Тверские горы в Антиохию Писидийскую. Имеются свидетельства, что в Перги Павел серьезно заболел, возможно, малярией, которая была бичом этого города.

Есть даже сведения, что именно по этой причине первым Павел проповедал галатам (Гал 4:13), т. е. группа уходила вглубь континента, поднимаясь все выше в горы и избегая низменных мест где особенно свирепствовала малярия. Маршрут этот мог не понравиться Марку, который предпочел вернуться домой. 4) Предполагают, что юноша просто сильно соскучился по дому и своей матери вдове (12:12). Но что бы ни послужило причиной ухода Марка, Павел счел его поступок дезертирством (15:38).

Выступление в первую субботу (13:14−41).

Деян 13:14. Эта Антиохия находилась на территории Фригии, но известна была как Антиохия Писидийская, потому что была рядом с Писидией. Как и другие города, — такие, как Листра, Троада, Филиппы и Коринф, — она являлась римской колонией. Все эти города Павел посетил потому, что они представляли собой важные стратегические пункты.

Деян 13:15. Первая возможность проповедать слово Божие представилась Павлу и Варнаве в синагоге. Во время субботней службы принято было читать вслух из двух частей Писаний — из закона (т. е. Пятикнижия) и из пророков. Согласно иудейскому разделению Ветхого Завета «Закон и Пророки» вмещают в себя всю ветхозаветную часть Библии (Мф 5:17; Мф 7:12; Мф 11:13; Мф 22:40; Лк 16:16; Деян 24:14; Деян 28:23; Рим 3:21). Очевидно, Павел и Варнава представились начальникам синагоги до начала службы, так что после чтения из Писаний их пригласили поделиться словом наставления с народом.

Деян 13:16−25. Павел воспользовался возможностью показать, как ветхозаветные упования на Мессию осуществились в Иисусе. На страницах книги Деяний Апостолов Лукой приведено несколько «образцов проповеди» Павла (14:15−17; 17:22−31; 20:18−35). Эта — первая и наиболее полно представленная — отражает характер выступления Павла, обращенного к аудитории, хорошо знакомой с Ветхим Заветом.

Речь апостола условно может быть поделена на три части — соответственно с трижды повторенным обращением Павла к его слушателям (13:16, 26, 38) и по строгому плану: 1) предвидение прихода Мессии и подготовка к нему, которая определялась самим ходом исторических событий (стихи 16−25), 2) отвержение и распятие Господа Иисуса и Его воскресение (стихи 26−37), и 3) практические выводы из этого и призыв к слушателям (стихи 38−41). Итак, апостол начинает с обращения: мужи Израильские и боящиеся Бога (под «боящимися Бога» подразумевались язычники). Может быть, эти язычники были лишь частично обращенными в иудаизм. Так или иначе, они, хоть и поклонялись Иегове, Новозаветного спасения не имели.

Обозревая историю Израиля, Павел упоминает все ее ключевые события и вовлеченные в нее народы: пребывание в земле Египетской (стих 17), исход из нее (стих 17), сорокалетнее пребывание в пустыне (стих 18), завоевание Палестины (стих 19); семь народов в земле Ханаанской, которых Бог истребил, перечислены во Втор 7:1; время судей (стих 20) и монархическое правление при царях Сауле и Давиде (стихи 21−22). От упоминания о Давиде естественно было сделать переход к Спасителю Иисусу (стих 23) и к Его предтече Иоанну Крестителю (стихи 24−25). (сравните это выступление Павла с речью Стефана в 7:2−47.)

Около четырехсот пятидесяти лет (13:20) включают 400 лет египетского рабства, 40 лет жизни в пустыне и примерно 10 лет, потребовавшихся для завоевания Ханаана под руководством Иисуса Навина.

Деян 13:26−37. Павел, как и Петр (2:33, 36; 3:15; 4:10; 5:30; 10:39) и Стефан 7:52), прямо обвиняет иудеев в убийстве Иисуса (стих 28). Свидетельства Его воскресения, о котором часто говорят в Деяниях Апостолов Его последователи, подавались на протяжении многих дней. Тут в пятый раз на страницах книги Деяний заявляют апостолы о том, что были свидетелями воскресения Иисуса Христа (2:32; 3:15; 5:32; 10:39−41; 13:30−31).

В подтверждение того, что Иисус и должен был воскреснуть из мертвых, Павел ссылается на Пс 2:7 (стих 33), где говорится о Богосыновстве Мессии, логически предполагающем Его воскресение, а также на пророка Исаию (Ис 55:3) и на Пс 15:10 (Деян 13:34−35). Ранее на Пс 15:10 ссылался Петр (толкование на Деян 2:25−32).

Деян 13:38−39. в книге Деяний апостолы часто упоминают о прощении грехов (2:38; 5:31; 26:18). В 13:39 сформулирован главный тезис Павла в послании к Галатам, которое было, вероятно, написано вскоре после его первого миссионерского путешествия и до того, как состоялся Собор в Иерусалиме (Деян 15). (Таблицу «Послания Павла, написанные во время его путешествий и пребывания в заточении»).

ПОСЛАНИЯ ПАВЛА, НАПИСАННЫЕ ВО ВРЕМЯ ЕГО ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРЕБЫВАНИЯ В ЗАТОЧЕНИИ:

Послание Количество Время написания
ГАЛАТАМ 1 После 1-го миссионерского путешествия
1 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
2 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
2 Во время 2-го миссионерского путешествия
1-КОРИНФЯНАМ
2-КОРИНФЯНАМ
Во время 3-го миссионерского путешествия
РИМЛЯНАМ 3
ЕФЕСЯНАМ
ФИЛИППИЙЦАМ 4 Во время первого заточения апостола
КОЛОССЯНАМ
ФИЛИМОНУ
1-ТИМОФЕЮ После или во время 2-го его заточения
ТИТУ 3
2-ТИМОФЕЮ

Деян 13:40−41. В 13:41 Павел прибегает к свободному цитированию из Авв 1:5 как к форме предостережения относительно грядущего осуждения. В Авв 1:6 пророк предсказал Иуде, что он впадет в руки вавилонян (именно это «дело сделает» Бог; Авв 1:5−6). Тут Павел не уточняет, откуда придет «суд» на неверующих иудеев в его дни. Он просто предупреждает: веруйте, или суд постигнет вас.

3) Конфликтная ситуация, возникшая в следующую субботу (13:42−52).

Деян 13:42−43. Какая-то часть слушавших Павла, включая, видимо, и начальников синагоги, заинтересовалась его словами и выразила пожелание, чтобы он в следующую субботу продолжил эту тему. Многие оказались расположенными принять Благую Весть, и Павел и Варнава, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

Деян 13:44−45. Однако в следующую субботу… Иудеи (здесь, видимо, руководители иудейской общины) исполнились зависти при виде огромного стечения народа, который собрался в синагоге, чтобы послушать Павла; и стали они, злословя, противоречить ему и всячески мешать ему говорить.

Деян 13:46. Тогда Павел и Варнава с дерзновением (т. е. смело) заявили иудеям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но… Первыми иудеи должны были быть по ряду причин. Во-первых, наступление земного Царства Христа зависело от реакции Израиля на приход Мессии (Мф 23:39). Во-вторых, лишь после отвержения Благовестия Израилем мог Павел посвятить себя язычникам.

И в-третьих, сама весть об Иисусе — «иудейского происхождения», в том смысле, что и Ветхий Завет и Мессия и обетования — все это дано было иудеям. (Относительно «первенства иудеев» Деян 3:26; Рим 1:16.) Итак, именно в Антиохии Писидийской Павел обращается к язычникам, И этого принципа он будет держаться в каждом городе, пока не достигнет Рима (Деян 13:50−51; Деян 14:2−6; Деян 17:5, 13−15; Деян 18:6; Деян 19:8−9). В Риме в последний раз на страницах Деяний Апостолов Павел заявит иудеям, что язычникам будет оказано предпочтение перед ними (28:23−28).

Деян 13:47. В этом «обращении к язычникам» Павлу и Варнаве виделось исполнение пророческих слов в Ис 49:6: Я положил Тебя во свет язычникам. Несколько стихов этого пророчества применимы и к Израилю (Ис 49:3), и к Христу (Ис 49:5−6; сравните Лк 2:29−32), и к самому Павлу, апостолу язычников.

Деян 13:48. Язычники… радовались такому повороту событий, и те из них, которые были предуставлены (предназначены, предопределены, предизбраны) к вечной жизни… уверовали. И тут нельзя не увидеть учения о «предизбрании» Божием. Лука показывает, что действие Божиего «принципа избирательности» распространяется и на язычников.

Деян 13:49−51. И слово Господне распространялось по всей стране (в значении города и его окрестностей); сравните с 6:7; 12:24; 19:20. Но Иудеи, имевшие связи в высших слоях общества, воспользовались ими, чтобы восстановить против Павла и Варнавы сильных в городе людей, и апостолов изгнали из Антиохии. Они же, в соответствии с повелением, данным Господом (Мф 10:14) оттрясли в знак протеста прах этого города от ног своих.

Деян 13:52. А ученики исполнялись радости и Духа Святого.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.