Деяния 24 глава

Деяния святых апостолов
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 А через пять дней прибыл первосвященник Анания с некоторыми старейшинами и поверенным в делах, неким Тертуллом, которые заявили правителю жалобу на Павла.
2 Когда же он был позван, начал Тертулл обвинять, говоря: пользуясь, благодаря тебе, глубоким миром и преобразованиями на пользу этого народа, вследствие твоего попечения, —
3 мы их принимаем, Превосходнейший Феликс, во всем и повсюду со всяческой признательностью.
4 Но чтобы не утруждать тебя более, прошу тебя выслушать нас кратко со свойственной тебе снисходительностью.
5 Мы нашли этого человека заразой и возбудителем мятежа среди всех Иудеев по вселенной и предводителем Назорейской ереси.
6 Он сделал попытку и храм осквернить, его мы и задержали.
7 Отрывок 24 6-8: «и по нашему Закону хотели судить его. Но пришел трибун Лисий и с великим насилием вырвал его из наших рук, приказав и его обвинителям идти к тебе» (ср. прежние русские переводы) отсутствует в древнейших рукописях Деян.
8 От него ты сможешь сам, расследовав всё это, узнать то, в чем мы обвиняем его.
9 Присоединились к обвинению и Иудеи, говоря, что это так.
10 И ответил Павел, когда правитель сделал ему знак говорить: зная, что ты с давних лет судишь этот народ, я с легким сердцем буду защищать мое дело,
11 так как ты можешь узнать, что — не более двенадцати дней, как я пришел для поклонения в Иерусалим.
12 И не нашли меня ни в храме с кем-либо спорящим или вызывающим волнение народа, ни в синагогах, ни в городе,
13 и не могут доказать тебе того, в чем теперь обвиняют меня.
14 Но в том я признаюсь тебе, что на Пути, который они называют ересью, я, действительно, служу Богу отцов наших, веруя всему, что согласно с Законом и что написано у Пророков,
15 надежду имея на Бога, которую и сами они разделяют, — что будет воскресение и праведных и неправедных.
16 Потому я и сам стараюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.
17 Через несколько лет я прибыл с целью передать милостыни народу моему и приношения.
18 При этом нашли меня очистившимся в храме, не с толпой и не с шумом,
19 нашли же какие-то Иудеи из Асии, которым надлежало бы быть здесь у тебя и обвинять, если бы у них было что против меня.
20 Или пусть они сами скажут, какое нашли они преступление, когда я предстал пред синедрионом,
21 кроме одного этого слова, которое я возгласил, стоя между ними: «за воскресение мертвых вы меня судите сегодня».
22 Но Феликс, имея более точные сведения о Пути, отослал их для дополнительного расследования, сказав: когда придет трибун Лисий, я рассмотрю ваше дело;
23 и дал распоряжение сотнику держать его под стражей, но давать ему некоторые послабления, и не препятствовать никому из близких его служить ему.
24 Несколько дней спустя, Феликс, прибыв с Друзиллой, женой своей, Иудеянкой, послал за Павлом и слушал его о вере во Христа Иисуса.
25 Но так как он говорил о праведности и обладании собой и о будущем суде, то Феликс, придя в страх, ответил: пока иди, а при случае я тебя вызову к себе.
26 В то же время он и надеялся, что Павел даст ему денег. Потому-то, часто за ним посылая, он и беседовал с ним.
27 Но по прошествии двух лет, Феликса сменил Поркий Фест. Желая сделать угодное Иудеям, Феликс оставил Павла в узах.

Толкование Далласской семинарии

Деян 24:1. В Кесарию явился сам первосвященник Анания, в сопровождении старейшин и некоего ритора (оратора) Тертулла (нанятого синедрионом юриста), которому предстояло изложить правителю жалобу иудеев на Павла.

Деян 24:2−4. На льстивое его вступление Тертуллу понадобилось почти столько же времени, сколько на изложение обвинения. Феликс известен был тем, что по всякому поводу готов был прибегнуть к насилию. Это был безнравственный самовлюбленный человек. В прошлом раб, он обрел свободу, а затем и милость при императорском дворе. У римского историка Тацита имеется лаконичная, но едкая характеристика на него: «Он правил как царь, имея душу раба».

Деян 24:5−8. Собственно обвинений было три: 1) Павел — возмутитель общественного спокойствия, разжигающий среди иудеев мятежные настроения. 2) Он — один из главных распространителей (так в англ. тексте Библии) Назорейской ереси. 3) Он отважился… осквернить храм. Первое обвинение носило политический характер — в свете того, что Рим всячески стремился поддерживать в империи порядок. Второе тоже затрагивало сферу правительственных интересов. Дело в том, что Тертулл представил христианство как секту, отколовшуюся от иудейской религии.

А Рим, предоставивший иудаизму статус религии законной, никаких новых религий не потерпел бы. Наконец, политический «привкус» носило и третье обвинение: ведь римляне дали иудеям право казнить всякого язычника, который переступил бы границу «разрешенной территории» в храме (21:28). Тертулл повторил выдуманное прежде обвинение, будто Павел ввел в храм Трофима из Ефеса. Явно погрешил он против правды и когда заявил, что иудеи взяли Павла, чтобы судить его, тогда как они намерены были убить апостола.

Деян 24:9−10. Вступительное слово Павла, когда он получил разрешение говорить после того, как иудеи подтвердили сказанное Тертуллом, было значительно короче. Он исходил из того, что Феликсу достаточно хорошо известна обстановка в Иудее, чтобы справедливо рассудить о его деле.

Деян 24:11. Защищая себя, Павел привлекает внимание правителя к нескольким пунктам. Прежде всего, он Павел, не был в Иерусалиме достаточно долго, чтобы возбудить в народе мятежные настроения. Он пришел туда, чтобы совершить Богопоклонение в день Пятидесятницы (20:16). О другой причине он скажет позднее (стихи 17−18).

Деян 24:12−13. Затем Павел ссылается на то, что у клеветников его нет никаких доказательств того, в чем они его обвиняют.

Деян 24:14−16. В-третьих, он заявляет, что всегда служил Богу Израиля в согласии со всем написанным в законе и пророках (сравните 26:22; 28:23), и что, веруя, он держится не ереси, а христианского учения (сравните с Деян 9:2; Деян 22:4; Деян 24:22, а также с 19:9 и 19:23, где об «учении» говорится как о «пути Господнем»).

Павел подчеркивает, что так же, как его обвинители, имеет надежду на Бога, что будет воскресение мертвых (сравните 23:6; 26:6−7). (Апостол исходил из того, что среди его обвинителей были и фарисеи.) Словом, всем ходом своей мысли он стремился показать, что христианское учение произрастает из Ветхого Завета. Наконец, он заявляет, что всегда стремился иметь непорочную (здесь греческое слово, которое буквально значит «не производящее смуты», «не обижающее») совесть пред Богом и людьми.

Деян 24:17. Это единственное место в книге Деяний Апостолов, где говорится о цели Павла доставить иерусалимским христианам вспомоществование от братских церквей в языческих странах. Лука в ходе своего повествования не делает на этом ударения, но для самого Павла это имело важное значение, как видно из неоднократных ссылок в посланиях (Рим 15:25−28; 1Кор 16:1−4; 2Кор 8:13−14; 2Кор 9:12−13; Гал 2:10).

Деян 24:18. Апостол подчеркивает имевшие место обстоятельства, которые лишали смысла возведенные на него обвинения.

Деян 24:19−21. Речь в свою защиту Павел заканчивает тем, что первоначальных его обвинителей — группы иудеев из Асии — нет здесь, между тем как это они произвели волнение в храме (21:27). Синедрион же не нашел в нем вины (23:1−9), так что и обвинительная речь Тертулла лишена законных оснований.

Деян 24:22. Соответствующая греческая фраза в английском переводе Библии звучит не совсем так, как в русском: «Выслушав это, Феликс, который уже наслышан был о сем пути, отложил их дело, сказав: когда тысяченачальннк Лисий придет, я разузнаю все относительно вас». Можно лишь строить предположения, откуда знал Феликс о христианстве. Скорее всего от своей жены Друзиллы, дочери Ирода Агриппы I и сестры Ирода Агриппы II. Будучи еврейкой (стих 24), она могла знать о «сем пути».

Возникает и такое соображение: Феликс ведь несколько лет к тому времени был правителем Иудеи, поэтому вовсе не знать о существовании ранней Церкви не мог. Он не спешил вынести решение не в пользу религиозных властей иудейских, и потому предпочел отложить рассмотрение этого дела. Неизвестно, явился ли Клавдий Лисий в Кесарию. В сущности рассмотрение Павлова дела Феликс отложил на неопределенное время.

Деян 24:23. Павла он продолжал содержать в Претории, под охраной сотника, но, очевидно, понимая, что он ни в чем неповинен, предоставил ему известную свободу. (Такой же свободой, под надзором другого сотника, Павел будет пользоваться позднее в Силоне; 27:3.)

Деян 24:24−26. Несколько дней спустя Феликс пришел в преторию с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, и, позвав Павла, слушал его о вере во Христа Иисуса. Услышанное им о правде (в значении «праведности»), о воздержании и о будущем суде произвело на правителя сильное впечатление и даже напугало его. Феликсу было от чего испугаться.

Взять хотя бы брак его с Друзиллой, который был у него третьим; дабы узаконить его, прежний свой брак Феликс должен был расторгнуть. А многие несправедливости, которыми было отмечено его правление и которые прямо противоречили праведности Божией! Что же касается воздержания, то оно ни в какой форме не числилось среди достоинств Феликса. Двуличие и алчность этого человека явствовали и из его желания получить взятку от Павла.

Деян 24:27. Чтобы угодить Иудеям, Феликс на протяжении двух лет держал апостола в узах. По прошествии этого времени прокуратор отозван был в Рим по жалобам на него евреев, чьи конфликты с язычниками на подведомственной ему территории он разрешал с отменной жестокостью.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.