1 Петра 5 глава

Первое соборное послание святого апостола Петра
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Пресвитеров ваших прошу я, сопресвитер и свидетель Христовых страданий и участник имеющей открыться славы:
2 пасите стадо Божие, какое у вас, с бдительным вниманием, не по принуждению, но добровольно, как угодно Богу, и не ища постыдной наживы, но из усердия,
3 и не как господствующие над уделами, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и молодые, подчиняйтесь пресвитерам; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь в смиренномудрие, потому что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать.
6 Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, чтобы Он вознёс вас в Свое время;
7 возложите всякую заботу вашу на Него, потому что Он печется о вас.
8 Трезвитесь и бодрствуйте: противник ваш диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить.
9 Противостаньте ему твердой верой, зная, что такие же страдания постигают ваших братьев в мире.
10 Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную Свою славу во Христе, Сам, по кратковременном страдании вашем, усовершит вас, утвердит, укрепит, соделает непоколебимыми,
11 Ему держава во веки веков, аминь.
12 Чрез Силуана, верного, как думаю, брата, я пишу вам вкратце, увещая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой и стойте.
13 Приветствует вас церковь, которая в Вавилоне, избранная, как и вы, а также Марк, сын мой.
14 Приветствуйте друг друга поцелуем любви. Мир вам всем, которые во Христе.

Толкование Далласской семинарии

V. Возложение новой ответственности (5:1−11)

В заключительной главе Петр говорит о той новой ответственности, которая ложится на членов Церкви в связи с приближением трудного времени. Он призывает пастырей заботиться о членах церкви, младших повиноваться старшим и всех верующих проявлять твердость в вере.

А. Пастыри да пасут (5:1−4)

Наставляя пастырей, апостол обращается к ним с призывами как в положительной, так и в отрицательной форме. В них нашло отражение сказанное в книге пророка Иезекииля (34:1−6), где не истинные пастыри противопоставлены Пастырю Истинному.

1Пет 5:1. Наставляя старших братьев (пресбитероус, Деян 11:30; Деян 20:17), он говорит о себе как о «сопастыре» (симпресбитероус, т. е. как о выполняющем такую же, как они, работу. Как старший среди них он говорит о том, что пережил сам. Но по праву апостола (1Пет 1:1) и свидетеля (Деян 3:15; Деян 10:39) Христовых страданий говорит властным тоном. Петр упоминает и о том, что он — соучастник в славе, которая должна открыться (сравните 1Пет 4:13). Ранее апостол уже подчеркивал, что все, кто страдают со Христом, с Ним и прославятся (4:13).

1Пет 5:2. Повеление пасите Божие стадо очень похоже на то, которое было дано самому апостолу Иисусом Христом (Ин 21:16). Употребленное здесь греческое слово поиманате означает «заботиться». Оно подразумевает не только заботу о пропитании, но всяческую заботу вообще, направление на верный-путь, защиту — словом, все те обязанности, которые несет пастух по отношению к своему стаду. Методом контраста Петр подчеркивает как побуждения, которыми должен руководствоваться пастырь в своем служении, так и характер, какой должно оно иметь.

Да служит пастырь по доброй воле, а не по принуждению извне: надзирая не принужденно, но охотно. Никакими социальными или финансовыми соображениями не должен быть подменен чистый стимул — исполнять Божию волю и служить Ему по доброй воле и со рвением: не для гнусной корысти, но из усердия (1Тим 3:8; Тит 1:7, 11). Пастыри, которые руководствуются нечистыми мотивами, заботятся лишь о себе, в ущерб своему стаду (Иез 34:2−3).

1Пет 5:3. Слово катакуриуонтес, переведенное как «не господствуя», подразумевает господство сильной личности над слабою (Мф 20:25; Мк 10:42; Деян 19:6). Вот как говорит Иезекииль о лжепастырях: «Правили ими (овцами) с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря» (Иез 34:4−5). Апостол призывает пастырей быть примером (типои, «типичный представитель» или «образец»), чтобы люди могли подражать им в служении. Не править должны они людьми, а вести их за собою, привлекая примером своей христианской зрелости.

1Пет 5:4. Христос — Пастыреначальник (архипоименос). Он — Истинный Пастырь (Иез 34:11−16), Добрый Пастырь (Ин 10:11, 14), и Великий Пастырь (Евр 13:20). И когда Он возвратится на землю, то сохранившие Ему верность пастыри разделят с Ним Его славу (1Пет 5:1) и получат неувядающие венцы (1:4).

Б. Повиновение младших (5:5−7)

От пастырей Петр переходит к овцам. Добрые вожди заслуживают того, чтобы добрыми были и те, кто следуют за ними. На тех же, кем руководят, лежит ответственность подчиняться и людям и Богу.

1Пет 5:5. Также и младшие, повинуйтесь пастырям (3:1). Обычно руководителями церквей были люди старшего возраста. И более молодым членам церкви надо было добровольно чтить авторитет тех, на кого возлагалась ответственность руководителей. Но и тех и других апостол призывает облечься (енкомбосасте — «одеться», енкомбома — особый фартук, который носили рабы) в смиренномудрие. Истинное смиренномудрие — это действительно привлекательная «одежда» (3:8).

Возможно, Петр намекает на тот случай, когда Христос, препоясавшись полотенцем (чтобы умыть ноги ученикам), учил своих последователей, что без смирения — невозможно служение и что в служении смирение проявляется постоянно (Ин 13:4−15). Далее апостол приводит цитату из Притч 3:34, чтобы подчеркнуть, что Бог отнюдь неодинаково относится к гордым и к смиренным: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

1Пет 5:6−7. Это знание Божиего подхода к упомянутым вещам должно было побуждать христиан подчиняться не только людям, но и высшей Божественной власти, и делать это добровольно и с охотою. Выражение «Итак смиритесь» можно было бы перевести как «дайте себе смириться». Те, кто страдали за имя Христово, должны были черпать мужество в осознании непреложного для них факта, что та же самая Всемогущая рука, которая проводит их через страдания, однажды вознесет их на небо (Иак 4:10).

Далее Петр напоминает о классических словах из Нагорной проповеди Христа (Мф 6:25−32), приводя цитату из Пс 54:23 «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя». Все свои заботы верующие могут возложить на Него. Христос поддерживает нас, потому что мы являемся предметом Его забот. И доверие к Нему со стороны христиан как раз и опирается на этот факт.

В. Непоколебимость всех (5:8−11)

Но хотя верующим и следует возлагать все свои заботы на Бога, это не значит, что им можно быть беззаботными. В трудные времена они должны быть постоянно начеку, черпая силы в Самом Христе и укрепляясь Им.

1Пет 5:8. Трезвитесь, бодрствуйте (1Фес 5:6, 10). Впрочем, бодрствовать (то же, что «быть начеку») верующий должен всегда, потому что враг наших душ, диавол, неустанно ищет возможность, чтобы напасть на нас. Может быть, в этом стихе содержится завуалированный намек на ужасы Неронова времени, когда в римском Колизее выпущенные на христиан голодные львы терзали и пожирали их. К тому же стремится и диавол, только в духовном смысле — чтобы помешать свидетельству верующих.

1Пет 5:9. Диаволу можно и нужно противостоять. Слово антистете, переведенное как «противостойте», встречаем и в Ин 4:7. Оно скорее подразумевает защиту, нежели нападение. Но твердо «противостать» сатане верующие могут только тогда, когда они полностью полагаются на Христа и тверды в своей вере в Него: противостойте ему твердою верою (сравните стих 12 и Кол 2:5). Петр надеется укрепить своих читателей и напоминанием о том, что в своих страданиях они не одиноки. Сознание, что и другие христиане — братия ваши в мире — подвергаются таким же гонениям, должно усиливать их решимость «стоять твердо».

1Пет 5:10. Апостол ранее призывал своих читателей так переносить страдания, чтобы действие Божией благодати в их жизни было видно окружающим. Теперь же, в заключительных словах благословения, он вверяет их Богу всякой благодати (4:10). В этом завершающем благословении кратко суммировано все поучение апостола Петра.

Да, страдания будут продолжаться, но только короткое время, тогда как слава Христова, к которой они призваны, будет вечною (Рим 8:17−18; 2Кор 4:16−18). В данном стихе апостол седьмой раз повторяет слово «слава» (1Пет 1:7, 11, 21, 24; 1Пет 4:14; 1Пет 5:1, 10). Сам Бог совершит (в значении «восстановит») их, утвердит (2Фес 2:17), укрепит (сфеносеи, употреблено только один раз во всем Новом Завете) и сделает их непоколебимыми (темелиосеи — сравните Кол 1:23).

1Пет 5:11. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Это славословие идентично славословию в 4:11. Апостол Петр воздает славу Христу, Которому принадлежит власть на все времена (Рим 11:36; 1Тим 6:16). Можно ли сомневаться в том, что Он силен укрепить Своих чад, подвергающихся гонениям и преследованиям!

VI. Заключение (5:12−14)

1Пет 5:12. Подобно апостолу Павлу, который, диктуя послания своим помощникам, заключительные их строки нередко писал собственной рукой, возможно поступил и Петр, и эти последние стихи написал своею рукою. Силуан помогал апостолу Петру как секретарь, которому он при надобности диктовал. Сие кратко написал я вам чрез Силуана. Возможно, Силуан же доставил это послание малоазийским церквам, находившимся в перечисленных в 1:1 провинциях.

Вероятно это был тот же человек, который сопровождал апостола Павла в его втором миссионерском путешествии (Деян 15:40). Цель своего послания апостол Петр выразил кратко: чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя. Он писал, увещевая христиан быть терпеливыми в гонениях, безропотно сносить страдания — так, чтобы истинная благодать Божия (1:13; 4:10), являемая в их жизни, видна была миру: это истинная благодать Божия, в которой вы стоите, — писал он. И они должны были устоять в ней.

1Пет 5:13. Петр передает привет малоазийским церквам от вавилонской церкви. Согласно историческим источникам, свои последние годы Петр провел в Риме. Не исключено, что «Вавилоном» апостол назвал здесь Рим — с тем, чтобы не навлечь опасности, угрожавшей им со стороны императора Нерона, как на римскую церковь, так и на самого себя, но существует мнение, что Петр действительно писал это послание, находясь не в Риме, а в Вавилоне, на реке Евфрате. Апостол передает также привет от своего духовного сына — Марка.

Это Иоанн-Марк, которого ранее апостол Павел послал в Рим (Кол 4:10). Большинство богословов согласны в том, что Иоанн-Марк был двоюродным братом Варнавы и что он находился в Риме, когда Петр писал это послание. Если так, то под «Вавилоном» действительно понимался Рим 5:14. Это «лобзание любви» (в нескольких вариантах) часто встречается в Новом Завете и, по-видимому, говорит о том, что обмен братскими поцелуями был тогда общепринятым знаком выражения христианской любви (Рим 16:16; 1Кор 16:20, 2Кор 13:12; 1Фес 5:26). Петр заканчивает тем, чем начал (1Пет 1:2), ободряя христиан среди гонений молитвой о ниспослании им мира, который обильно изливается на всех, кто во Христе, Князе мира.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.