2 Петра 3 глава

Второе соборное послание святого апостола Петра
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Это уже второе послание пишу вам, возлюбленные; в них напоминанием пробуждаю вашу чистую мысль,
2 чтобы вы вспомнили слова, прежде сказанные святыми пророками, и переданную апостолами вашими заповедь Господа и Спасителя.
3 Прежде всего знайте, что в последние дни придут насмешники с глумлением, поступающие по собственным своим похотям
4 и говорящие: где обещание пришествия Его? Ибо с тех пор, как умерли отцы, всё остается так от начала создания.
5 Ибо от них, когда они того хотят, остается скрытым, что небеса и земля были издревле из воды и водою составлены Божиим словом;
6 чрез них тогдашний мир погиб, затопленный водою.
7 А нынешние небеса и земля сохранены тем же самым словом для огня, будучи сберегаемы на день суда и гибели нечестивых людей.
8 Но это одно пусть не остается скрытым от вас, возлюбленные, что один день у Господа, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9 Не медлит Господь исполнением обещания, как некоторые считают то промедлением, но оказывает вам долготерпение, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
10 Придет же День Господень, как вор; в этот День небеса с шумом пройдут, стихии же раскалённые будут растворены, и земля и все дела на ней будут сожжены.
11 Если всё это будет так разрушено, то какими должно быть в святом поведении и благочестии вам,
12 ожидающим и ускоряющим пришествие Дня Божия, ради которого небеса будут растворены в огне и раскалённые стихии будут расплавлены.
13 Но, по обещанию Его, мы ожидаем новых небес и новой земли, на которых обитает праведность.
14 Потому, возлюбленные, ожидая этого, постарайтесь, чтобы Он нашел вас без пятна и без порока в мире,
15 и долготерпение Господа нашего считайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости написал вам,
16 как и во всех посланиях, когда он говорит в них об этом: в них есть нечто трудно поддающееся пониманию, что невежды и неутверждённые извращают, как и прочие Писания, к собственной своей гибели.
17 Итак вы, возлюбленные, зная то заранее, берегитесь, чтобы вам не быть увлечёнными заблуждением беззаконников и не отпасть от своей твёрдости,
18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и теперь и в день вечный, аминь.

Толкование Далласской семинарии

V. Христианская надежда — на возвращенне Христа (3:1−16)

Немногие люди любят ждать — но именно к этому призывает Бог верующих, говоря о возвращении Христа. Слово просдокао — «ожидая» и слова одного с ним корня трижды встречаются в этой главе (стихи 12−14). То же слово встречаем и в Лк 12:46. Ожидание неотрывно от бодрствования. Христиане первого столетия принимали близко к сердцу ветхозаветные пророчества о Втором пришествии Христа на землю. Тем более, что Сам Христос обещал им это, а апостолы, как Петр, в посланиях, подобных разбираемому нами теперь, постоянно напоминали им об этом. Автор в 2Пет 3:1−16 исходит из пяти фактов, говорящих в пользу возвращения Христа, или из пяти перспектив этого возвращения.

А. Напоминание верующим (3:1−2)

2Пет 3:1. Апостол Петр обращается к своим читателям: Возлюбленные (это слово повторяется в 3-ей главе 4 раза: стихи 1, 8, 14, 17; сравните Иуд 1:17). Петр оговаривается, что это уже второе послание (к одним и тем же адресатам), и что цель их обоих — в напоминании. Отсюда принято делать вывод, что «первым» было 1-е Петра. Однако, некоторые богословы возражают, что, судя по его содержанию, первое послание напоминанием не являлось. Но важнее этих соображений цель Петра, которая состояла в том, чтобы возбудить чистый смысл верующих.

Стоящая здесь греческая фраза соответствует той, что употреблена и в 2Пет 1:13 («возбуждать вас напоминанием»). Выражение «чистый смысл» — ейликрине дианоиан — можно также перевести как «искренний настрой ума» или «чистое расположение духа» (схожее слово — ейликринес — встречается в Новом Завете еще один раз — в Флп 1:10, где оно переведено как «чисты»). И в этом стихе слово «чистый» употреблено в значении свободного от всякой маскировки. Продавцы гончарных изделий, случается, скрывают трещины в своем товаре, замазывая их воском.

Такой замаскированный дефект можно обнаружить лишь после того, как сосуд постоит на горячем солнце. К сосуду, прошедшему проверку солнцем, можно применить упомянутое греческое слово — ейликрине. Вот и Бог хочет, чтобы верующие имели разум и нрав, «проверенные солнцем», а не такие, в которых сокрыты грешные вожделения.

2Пет 3:2. Вновь говорит Петр о необходимости помнить истину (1:12−15). И другие последователи Христа ссылались, подобно Петру, на святых пророков (Лк 1:70; Деян 3:21; Еф 3:5), которые предсказывали день Господень и связанные с этим события. Под заповедью Господа и Спасителя, переданной Апостолами вашими, нужно понимать учение Иисуса Христа, которое было передано апостолами (Иуд 1:17).

Упоминая апостолов рядом с пророками, Петр ставил их — по части авторитета — в равное положение (Еф 2:20). Это, кроме того, соответствовало прежнему увещанию его — отличать истинных служителей Божиих от фальшивых. Верующие должны помнить учение и Ветхого и Нового Заветов относительно Второго пришествия Христа.

Б. Ругатели насмехаются… (3:3−7)

2Пет 3:3. Апостол сознавал, что он и его читатели живут в последние дни, т. е. в период между первым и вторым пришествиями Господа. Прежде всего знайте означает здесь, как и в 1:20, что «знание», о котором пойдет речь, — первостепенной важности. Ругателями названы лжеучители, которые отвергали Иисуса Христа (2:1) и Его Второе пришествие (3:4).

Сам Иисус предупреждал о появлении таких еретиков (Мф 24:3−5, 11, 23−26). И Павел говорил о том же (1Тим 4:1−3; 2Тим 3:1−9). Петр повторил их предупреждения, добавив, что их злословию сопутствуют похотливость и развращенность: поступают по собственным похотям. Дерзкие снобы, презрительно относившиеся к идее грядущего суда, отличались и половой распущенностью.

2Пет 3:4. Где обетование пришествия Его? — насмешливо вопрошали они. Об этом обетовании многократно говорится в Новом Завете (Ин 14:1−3; Деян 1:11; 1Кор 15:23; 2Кор 1:14; Флп 1:6; 1Фес 3:13; 1Фес 4:14−18; 2Фес 1:10; 2:1; 1Тим 6:14; 2Тим 4:8; Тит 2:13; Евр 9:28; Иак 5:7). Отрицали Второе пришествие Христа сторонники примитивного деизма, исходившие из того, что Бог, создав однажды вселенную, не вмешивается более в то, что происходит в ней. Деисты считали, что мир управляется естественными законами, и чудесам в нем места нет.

На этом «основании» и утверждали лжеучители, что Иисус Христос на землю не вернется. Аргументы в поддержку своей точки зрения «ругатели» стремились отыскать в глубинах истории. Так они ссылались на «отцов»; из греческого текста видно, что речь шла о Ветхозаветных патриархах (также Ин 7:22; Деян 3:13; Деян 13:32; Рим 9:5; Рим 11:28; Евр 1:1) и даже на «начало творения»; со времен седой древности ничего, мол, в мире не меняется, так почему же теперь надо ожидать пришествия Господа? — глумились они.

2Пет 3:5−6. Твердая позиция Петра по отношению к тем, кто выдвигал аргументы такого рода, основывалась на фактах, происшедших в древности. Поскольку вода по слову Божиему, говорил он, играла при начале сотворения земли особо важную роль, вода же, по слову Его, послужила и средством уничтожения на земле всего живого: В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою — речь идет о появлении суши из-под воды на третий день творения (Быт 1:9−10). Бог — Творец, но Он также и Судья.

По высшей воле Его в любое время могут произойти любые изменения в «естественных» процессах, протекающих в мире, потому что эти процессы планируются Им и находятся под Его контролем. Еретики умышленно забывали о фактах Творения и потопа, тогда как Петр постоянно призывал своих читателей «не забывать» (2Пет 1:12−13, 15; 2Пет 3:1−2, 8). Они умышленно отвергали и Слово Божие, а после жаловались, будто Бог от всего устранился.

Между тем, апостол Петр твердо верил и в акт Творения, и в факт всемирного потопа, который он неоднокртно упоминает (1Пет 3:20; 2Пет 2:5) Под словом «мир» здесь понимается «человечество», поскольку сама земля потом не была уничтожена. В том же значении употребляет слово «мир» и апостол Иоанн (Ин 1:9; 3:16−17, 19; Ин 6:33; Ин 7:7; Ин 15:18−19; Ин 17:14, 21, 23, 25; 1Ин 2:2; 1Ин 3:13; 1Ин 4:14).

2Пет 3:7. Помимо стихов 7, 10 и 12, нигде больше в Новом Завете не описывается будущее уничтожение мира огнем. В прошлом человеческая цивилизация уже была уничтожена водой, когда, по слову Божию, на землю обрушился потоп. В будущем же нынешняя цивилизация будет уничтожена по слову Его — огнем. Приняв решение судить мир (2:3−4, 9, 17), Бог просто откладывает до времени исполнение Своего решения: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются (греческое слово «тефесаурисме» буквально означает «хранить как сокровище») огню на день суда.

Пророки Исая и Малахия (Ис 65:15−16; Мал 4:1) отождествляют огонь со Вторым пришествием Христа. Это же следует и из Кумранских свитков (знаменитые свитки, найденные у Мертвого моря), а также из многих других источников, относящихся ко времени как до, так и после рождения Христа. «День Господень» (2Пет 3:10) — это «день», на который придутся и время Великой скорби, и Тысячелетнее царство, и суд у Великого белого престола, и уничтожение нынешных неба и земли.

По окончании Тысячелетнего царства у Великого белого престола состоится суд над нечестивыми (над умершими во зле), после чего они будут брошены в озеро огненное (Откр 20:11−15). Это и будет, по словам Петра, день (их) суда и погибели (сравните 2Пет 2:9). Затем небо и земля будут уничтожены огнем. В прошлом вмешательство Бога в человеческие дела уже обернулось катастрофой, поразившей мир (потоп), произойдет это и в будущем.

В. Божии гарантии (3:8−9)

2Пет 3:8−9. Но почему Господь так долго не возвращается на землю? Петр предлагает два ответа на этот вопрос. Во-первых, Бог иначе измеряет время, чем это делают люди. И здесь апостол снова просит своих читателей «не забывать» (по-русски, — «одно то не должно быть сокрыто от вас»). У хулящих Бога память на слово Божие — короткая (стих 5), но христиане не должны забывать его. Пусть они вспомнят Пс 89:5, откуда и приводит Петр ту истину, что для Бога «тысяча лет, как один день». Люди сравнивают время со временем, для Бога же время протекает на фоне вечности.

Долгим оно только кажется людям — с точки зрения их ограниченной перспективы. У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Некоторые думают, что это место ставит под сомнение учение о том, что Христос придет на землю до установления Своего Тысячелетнего царства; они называются «премиллениалистами»). Возражающие им говорят, что 1000 лет следует понимать не буквально, а в плане сравнения.

Однако, о 1000-летнем (буквально!) царствовании Христа на земле недвусмысленно говорится в Откр 20:1−6 (комментарий на эти стихи Откровения). Петр же, конечно, прибег к сравнению, чтобы показать: то, что людям, в том числе и хулителям Господа, кажется удивительно долгим, для Бога таковым не является. И все-таки история современной Церкви не длится в глазах Божиих каких-нибудь два дня!

Во-вторых, «медление» Христа объясняется тем, что Бог хочет, чтобы как можно больше людей спаслось (2Пет 3:9). Не медлит Господь исполнением обетования (слово брадиней — «медлит» встречается в Новом Завете только здесь). Снова сравнивает Петр Божие восприятие с человеческим (сравните стих 8). То, что иные люди «почитают медлением» с точки зрения Его отсчета времени не есть «медление». Ибо Его календарь корректируется «долготерпением», столь свойственным небесному Отцу (стих 15 и Рим 2:4; Рим 9:22).

Слова не желая, чтобы кто погиб, не выражают непреложного Божиего решения — как если бы Бог вознамерился спасти всех до единого. Библия ничего не говорит о всеобщем спасении. Слова эти лишь отражают то, что Бог хотел бы, Его желание. Он действительно хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим 2:4), однако, знает, что многие отвергнут Его.

Г. Петр о дне Господнем (3:10−13)

2Пет 3:10. Придет же день Господень, как тать ночью. Другими словами, пришествие Его будет столь же неожиданным, сколь и катастрофическим. Уподобляет его внезапному появлению разбойника в ночи Сам Иисус (Мф 24:42−44), и другие повторяют это сравнение (1Фес 5:2; Откр 3:3; 16:15). «День Господень» — термин, подразумевающий события последнего времени, которые начнутся после восхищения Церкви и достигнут своей кульминации при начале вечности.

В середине семидесятой седьмины Даниила антихрист обратится во всей своей ярости против народа Божия (Дан 9:24−27; толкование на 1Фес 5:2 и 2Фес 2:2−12). В катастрофическом мировом пожаре, который вспыхнет при конце Тысячелетнего царства, небеса (атмосфера и звездное небо, а не место обитания Бога) с шумом прейдут (так или иначе это будет связано с действием огня — 2Пет 3:7, 12), стихии же (греческое слово «стоихея» подразумевает или звезды, или элементы материи, из которых составлена наша вселенная), разгоревшись, разрушатся (и расплавятся, стих 12, где сказано — «стихии растают»), земля и все дела на ней сгорят.

2Пет 3:11. Петр убежден, что знание и ожидание будущих событий должно побуждать верующих к святости в жизни. Вопрос какими должно быть вам? — конечно, риторический. И заключает в себе же ответ: …в святой жизни и благочестии… «Святая жизнь» (ен хагиаис анастрофаис буквально — «святое поведение») подразумевает христианское освящение, то есть отделение христиан от мира — для служения Богу. Слово «благочестие» (1:6−7) означает почтительное отношение к Богу, смиренное, добродетельное поведение перед Ним. Тем, кто ставили под вопрос Второе пришествие Христа и суд над нечестивцами, благочестие, естественно, было чуждо (2:7, 10, 12−15, 18−20; 3:3), как чуждо оно и современным нечестивцам. Благочестивы те, кто ожидают пришествия Господня (стих 14; сравните Тит 2:12−14; 1Ин 3:3).

2Пет 3:12. Святость и благочестие (стих 11) побуждают Божий народ не только ожидать пришествия Господня (стихи 13−14), но и желать его (по другим переводам — желать, чтобы Господь пришел поскорее). Каким образом могут верующие способствовать приближению дня Господня? Очевидно, благочестивым поведением, молитвами, свидетельствованием, помогающим другим людям прийти к покаянию. В этом стихе Петр вновь подчеркивает, что перед тем, как начаться вечности (здесь это названо «пришествием дня Божия»), воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают (толкование на стих 10). Этим событием завершится день Господень (стих 10) и начнется день Божий.

2Пет 3:13. И тогда старая космическая система будет заменена новым небом и новой землей, и именно этого верующие ожидают (смотрите стихи 12, 14), а не просто уничтожения старой земли. Новое небо и новая земля, обещанные Богом, станут вечным домом или местом, где будет обитать правда (в оригинале здесь буквально: «где правда будет существовать постоянно»). Домом праведности это место станет потому, что праведный Бог будет пребывать там (Иер 23:5−7; Иер 33:16; Дан 9:24; Откр 21:1, 8, 27). Каким контрастом явится оно по отношению к нашему неправедному миру!

Д. Воздействие надежды на поведение верующих (3:14−16)

2Пет 3:14. Словом «итак», которым начинается этот стих, выражена связь между поведением христиан и их ожиданием пришествия Господа. Какими же должны быть верующие люди? Святыми и благочестивыми (стих 11); всеми силами они должны стараться, чтобы предстать пред Ним неоскверненными и непорочными (амометои — «без морального дефекта», подобно тому, как жертвенное животное должно было быть без порока физического, смотри Еф 1:4; Еф 5:27; Флп 2:15; Кол 1:22; Евр 9:14; 1Пет 1:19; Иуд 1:24; Откр 14:5); примиренными с Ним (из греческого оригинала следует, что именно в таком смысле надо понимать здесь — «в мире»; сравните Рим 5:1). Тогда как лжеучители, по словам Петра, «срамники и осквернители» (2Пет 2:13), верующие должны быть морально чисты (1:4), как и Христос непорочен (1Пет 1:19). В этом должен сказываться практический результат причастности членов Божией семьи к Божескому естеству (2Пет 1:4).

2Пет 3:15. Долготерпение Господа вызвано Его желанием дать большему числу людей прийти ко спасению (стих 9). Кажущееся промедление Его с повторным приходом на землю свидетельствует не о нежелании Бога Отца действовать, а именно о Его долготерпении, благодаря которому мир и сегодня еще имеет время для покаяния. Однако, возможности этой больше не будет, когда наступит «день суда» (2:9; 3:7).

Господне долготерпение открывает путь к покаянию, зовет к нему, о чем говорит Павел в Рим 2:4. Нельзя, однако, с уверенностью сказать, что, ссылаясь в данном стихе на Павла, Петр имел в виду именно это место из его посланий (толкование на 2Пет 3:16). Интересно отметить, что апостол Петр называет Павла «возлюбленным братом» (также стих 1, 8, 14, 17). Когда-то Павел строго обличил Петра (Гал 2:11−14), что, однако, не мешало им продолжать любигь и уважать друг друга.

2Пет 3:16. Петр пишет: Как он говорит об этом и во всех посланиях. Хотя Павел писал по премудрости, данной ему свыше ем. Стих 15), в его посланиях есть нечто неудобовразумительное. Греческим словом дисноета, буквально означающим «трудное для понимания», а здесь переведенным как «неудобовразумительное» встречается в Новом Завете только один раз) называли речи тех ораторов, в которых встречались места двусмысленные не вполне ясные.

Не только «невеждам и неутвержденным», т. е. слабо еще разбиравшимся в учении Нового Завета, но и самому Петру некоторые места в посланиях Павла были не вполне понятны. Петр не уточняет, какие именно места. Так или иначе, «неутвержденные», астериктои, 2:14) находили в них повод к «превращению» или извращению (стреплоузин — еще одно слово, встречающееся в Новом Завете только здесь) их истинного смысла. Оно и не удивительно, поскольку эти люди так же поступали и с «прочими Писаниями».

То обстоятельство, что Петр ссылался на написанное Павлом и вслед затем — на «прочие Писания», говорит о том, что послания Павла уже тогда рассматривались как авторитетная часть Богодухновенных Писаний. Извращая же в каких-то своих целях смысл Священного Писания, «невежды и неутвержденные» навлекали на себя Божие осуждение и как следствие его — погибель (аполеиан, 2:1, 3). Верующие могут не вполне понимать те или иные места в Священном Писании, но уж, конечно, не должны сознательно менять на свой лад их смысл.

VI. Заключение (3:17−18)

2Пет 3:17. Свое адресованное многим, но как бы и личное — по сердечности тона, в котором оно написано, — послание (четыре раза повторяет апостол в этой главе слово возлюбленные, сравните стихи 1, 8, 14), Петр заканчивает предостережением (стих 17) и увещанием (стих 18). Оба основаны на одной предпосылке: вы знаете это («будучи предварены о сем»). В греческом тексте это передано одним словом — прогиносконтес, от которого происходит всем известное слово «прогноз». Пациенту, получившему медицинский «прогноз», легче подготовить себя к тому, что его ждет впереди, и исправить то, что можно исправить.

Будучи «предварен» врачом: «Если вы и впредь будете есть так же много, то в ближайшие годы не миновать вам серьезного сердечного заболевания», — пациент, зная о грозящей ему опасности, может изменить свой образ жизни себе во благо. Апостол предупреждает: Берегитесь… Если бы Петр жил в наше время, он мог бы сказать: «Не говорите, что я не предупреждал вас» Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконннков.

Греческое слово, переведенное на русский язык как «увлечься», скорее имеет смысл «быть увлеченным в сторону с правильного пути». Оно предполагает наличие какой-то организованной группы, заинтересованной в действиях по увлечению, отвлечению других. В самом деле, лжеучителям мало было совратить некоторых — тут и там; они хотели увести от Христа как можно больше людей.

И те, кто решались водить компанию с совратителями, рисковали отпасть от христианской доктрины (сравните Гал 5:4), разделив «заблуждения беззаконников». Но те, кто вняли бы предостережению, памятуя о том, что «знают», удержались бы на своей твердой позиции по отношению к истине (не отпали бы «от своего утверждения»).

2Пет 3:18. Но возрастайте в благодати — этот призыв не относится к чему-то, основанному на личных переживаниях и эмоциональном опыте, — он связан со «знанием» — ключевым словом Петра в этом послании; по-русски оно передано и как «познание» и как «рассудительность», и как «познать» (1:2−3, 5−6, 8, 20; 2:20−21). Конечно, апостол имел в виду не любое познание вообще, но познание Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (1:1−2, 11; 2:20).

Призыв «возрастайте» подразумевает постоянный, непрекращающийся рост. Возрастание в благодати — это преимущество верующего; с одной стороны, оно состоит в том, что верующий все более ощущает на себе действие незаслуженной им Божией милости, с другой — в том, что он все более совершенствуется в духовных добродетелях, о которых апостол говорит в 1:5−7. Духовный рост начинается с начального познания Христа, когда человек получает новое рождение (Ин 17:3), и затем продолжается по мере общения верующего со Христом (Еф 4:15; Флп 3:10; 1Пет 2:2). И то, и другое очень важно. Без первоначального познания невозможно начаться возрастанию. Но если верующий на нем и остановился, то это, выражаясь словами Петра, означает, что новообращенный «забыл об очищении прежних грехов своих» (2Пет 1:9).

В последней части последнего стиха апостол, который когда-то увереннее чувствовал себя в рыбацкой лодке, чем среди свитков Библейских текстов, торжественно провозглашает единство Отца и Сына: Тот, Кто является нашим Господом, в то же время и наш Спаситель. Слава, которая принадлежит только Богу (Ис 42:8) принадлежит и Сыну Его (2Пет 1:17). «Ему слава» — это и благодарение и молитва Петра (сравните 2Тим 4:18).

Слава за искупление, слава за духовный рост слава за Весть о благодати, слава за избавление от лжеучителей, и слава за Его предстоящее возвращение — вся слава Иисусу Христу. Ему слава и ныне и в день вечный. Это значит — слава Ему от дня, когда Он принял крест и во все дни новозаветного времени и истории Церкви Его, до настоящего часа и в вечности!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.