1 Иоанна 5 глава

Первое соборное послание святого апостола Иоанна
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит рожденного от Него.
2 Мы тогда узнаём, что любим детей Божиих, когда любим Бога и заповеди Его творим,
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы заповеди Его соблюдали. И заповеди Его не тяжки,
4 потому что всё, рожденное от Бога, побеждает мир. И это есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Он есть пришедший водою и кровью и Духом, Иисус Христос: не водою только, но водою и кровью; и Дух есть свидетель, потому что Дух есть истина.
7 Потому что есть три свидетеля,
8 Дух и вода и кровь, и все три — об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство людей, то свидетельство Божие — больше, потому, что это есть свидетельство Божие, что Он засвидетельствовал о Сыне Своем,
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом. Не верующий Богу сделал Его лжецом, потому что не уверовал во свидетельство, которым Бог засвидетельствовал о Сыне Своем,
11 А свидетельство в том, что Бог дал нам жизнь вечную, и эта жизнь — в Сыне Его.
12 Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Это написал я вам, верующим во имя Сына Божия, чтобы вы знали, что вы имеете жизнь вечную.
14 А дерзновение, которое мы имеем пред Ним, — в том что, если мы чего просим согласно воле Его, Он слышит нас.
15 И если мы знаем, что Он слышит нас, чего бы мы ни просили, мы знаем, что имеем просимое, которое мы испросили у Него.
16 Если кто увидит брата своего согрешающего грехом не к смерти, пусть молится и даст ему жизнь: говорю о согрешающих не к смерти. Есть грех к смерти: не о том грехе говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит, но Тот, Кто был рожден от Бога, хранит его, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы — от Бога, а мир в целом лежит во власти лукавого.
20 Но мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам разумение, чтобы мы познавали Истинного. И мы — в Истинном, в Сыне Его, Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети, храните себя от идолов.

Толкование Далласской семинарии

1Ин 5:1−3а. На чей-либо вопрос — «Но кто является моим братом или сестрою?», может быть только один ответ: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден («от Бога рожден» в 3:9; 4:7; 5:4, 18). Независимо от того, насколько достойный образ жизни ведет верующий, другие верующие должны любить его.

Любить не потому, что в брате или в сестре есть нечто вызывающее, заслуживающее эту любовь, но потому, что у всех верующих — один и тот же Небесный Отец: Любящий Родившего, любит и рожденного от Него. Важно отметить, что любовь к детям Божиим — это не просто эмоции или выражение их на словах (3:18), — она не отделима от Самого любящего Бога и от послушания Его заповедям (5:2 сравните 2:3; 3:22, 24; 5:3).

На следующий вопрос: «Что это значит — любить Бога?» — ответ прозвучал бы так: Это значит повиноваться заповедям Его. Так посредством ряда утверждений апостол, лаконично и по существу, доносит до своих читателей понятие любви к Богу и к другим верующим. Христианин, исполняющий заповеди Божии, ведет себя праведно как по отношению к Богу, так и по отношению к своим ближним, а, значит, любит и Бога и ближних. Нужно; однако, помнить, что такая любовь предполагает и готовность на жертвы ради брата своего (сравните 3:16−17).

Б. Любовь дает возможность, силу и право (5:3б−15)

Если любовь к Богу и к собратьям во Христе не мыслима без послушания Божиим заповедям, то осуществима ли она на практике? Посильна ли верующему? Далее Иоанн открывает, что секрет победной христианской жизни — в вере.

1Ин 5:3б−5. Заповеди Божии не тяжки для исполнения (Мф 11:30), потому что каждому рожденному от Бога дается залог победы. И каждый такой человек уже победил мир (1Ин 4:4). Его вера во Христа, посредством которой он возродился духовно, обусловливает и его победу над всем мирским, ибо те, которые принадлежат миру, ослеплены диаволом, чтобы евангельский свет не воссиял для них (2Кор 4:3−4). Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Иоанн утверждает этими словами, что верующий своею верою во Христа побеждает мир. Но если в вере — ключ к неизменным победам, то повиновение заповедям Божиим не должно быть трудным.

1Ин 5:6−8. Предметом веры всегда должен оставаться Иисус Христос, пришедший водою и кровью (в русском тексте добавлено в скобках — «и Духом»). Наиболее простое толкование этого места сводится к следующему: «пришедший водою» и это намек на водное крещение Иисуса Христа, которым началось Его служение (Мф 3:13−17; Мк 1:9−11; Лк 3:21−22); слово «кровь» говорит о Его смерти, которой закончилось Его земное служение.

Подчеркивая, что Он приходил не водою только, но водою и кровию, апостол, по-видимому, возражал Сирентию (вступление), который распространял ложное учение, будто Божественный Христос сошел на человека по имени Иисус в момент Его водного крещения, но перед тем, как тот был распят, Он оставил его. Таким образом, Сирентий отрицал единство Личности Иисуса Христа, пришедшего «водою и кровью». Несомненно, были люди, разделявшие взгляды Сирентия, которые Иоанн считал глубоко ложными и противоречившими свидетельству Духа Святого: И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

Под свидетельством Духа можно понимать пророчества, бывшие об Иисусе Христе, включая и свидетельство Иоанна Крестителя. Пророчества эти были, затем подтверждены фактическими событиями, сопряженными с «водой» и «кровью». Ведь и крещение Христа водою, и Его смерть на Голгофе — это достоверные исторические события (Ин 1:32−34; 19:33−37). «И три свидетельствуют… об одном», т. е. согласно свидетельствуют («вода» и «кровь» здесь персонифицированы) о единой Божественной Личности — Иисусе Христе, Который был центром упомянутых событий.

1Ин 5:9−12. Нет, следовательно, никаких оснований не принимать свидетельства Самого Бога об Иисусе Христе. Если люди принимают человеческое свидетельство, должным образом подтвержденное (Втор 19:15), тем более должно быть принято свидетельство Божие, которое — больше. Следующей фразой, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, по-видимому, начинается новая мысль. Ее можно выразить и так: «Это есть свидетельство Бога о Его Сыне (которое мы должны принять в силу его огромного значения)»

Однако, прежде, чем изложить свидетельство (что он делает в стихах 11−12), апостол как бы в скобках (стих 10) отмечает, что те, кто веруют в Сына Божия, хранят свидетельство о Нем в сердце своем — как истину Божию. Те же, кто Богу не веруют, представляют Его лживым (сравните 1:10). Для самого Иоанна середины в этом вопросе не существует. Правду Божию можно или отвергать, или всецело верить ей.

И тут Иоанн излагает самое свидетельство: Бог даровал нам жизнь вечную (5:13, 20), и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни. В свете того, что было сказано в 2:25−26 (ком.) представляется вероятным, что эти слова Иоанна были направлены против попыток некоторых «антихристов» разубедить его читателей в том, что в Сыне Божием они действительно имеют жизнь вечную; что бы ни говорили лжеучители, Сам Бог недвусмысленно заявил, что именно вечная жизнь дается Им в Сыне Его. И отрицать это — значит представлять Бога обманщиком.

1Ин 5:13. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную (стихи 12, 20). Слово «сие» часто неверно относят ко всему посланию. Однако, сравнив употребление Иоанном «сие» и «это» в 2:1, 26, мы увидим, что они относятся к мыслям, только что перед тем изложенным; очевидно, то же самое и здесь. «Сие» — это только что сказанное Иоанном о Божием свидетельстве (5:9−12) — с целью заверить читателей: что бы ни говорили им антихристы, верующие, несомненно, имеют жизнь вечную. Уверенность человека в спасении зиждется на прочном и достаточном основании — на том, что Бог прямо обещал верующему. И это обстоятельство важно подчеркнуть.

В большинстве греческих манускриптов (но не во всех) имеется в середине 13-го стиха фраза, переведенная и на русский язык — «веруя в Сына Божия» Кому-то из ранних переписчиков она могла показаться лишней, и порой они ее пропускали. Но, в сущности, фраза эта подкрепляет последующее суждение о молитве, в которой те, кто уже получили через Сына дар вечной жизни, призываются к неизменной вере в Него. Молитва тоже ведь является выражением веры во имя Сына Божия (толкование на 3:23).

1Ин 5:14−15. Тот, кто верит во имя Иисуса Христа, имеет «дерзновение» (паррезиа; в других переводах — «уверенность»), вознося молитвы Богу (сравните 3:21), и «дерзновение» это основано на том, что просьбы наши, которые соответствуют воле Его, Бог слышит и отвечает на них. Современные христиане учатся познавать волю Божию из Писаний и просить в соответствии с ней.

Но тут важно заметить, что, начиная с 5:3б, ряд взаимосвязанных мыслей апостола сфокусирован на той важной истине, чти исполнение заповедей Божиих — «не тяжко», потому что верующие в Сына Божия владеют секретом духовных побед над миром. В этом контексте естественно предположить, что Иоанн, говоря о просьбах в молитве, наряду с житейскими нашими нуждами, в первую очередь имел в виду обращаемые к Богу просьбы о помощи нам в исполнении Его заповедей. Такого рода молитвы, несомненно, соответствуют воле Божией. Посредством этих молитв, произносимых с верою во имя Сына Его, христианин получает всемерное облегчение в преодолении трудностей, встречающихся на его жизненном пути.

В. Любовь в действии (5:16−17)

Но если облегчение в собственных нуждах и трудностях верующий может находить в молитвенном уповании на имя Иисуса Христа, то, как ему быть с нуждами ближних своих? В своем дальнейшем суждении о молитве Иоанн вновь переплетает воедино темы веры и любви. Тот верующий, который действительно любит своих братьев и сестер, не может оставаться равнодушным к их нуждам.

1Ин 5:16. По поводу стихов 16 и 17 много спорят. Между тем, их не так уж трудно правильно понять. Иногда верующий совершает настолько тяжкий грех, что Бог осуждает его к скоропостижной физической смерти: есть грех к смерти. Примером могут послужить Анания и Сапфира (Деян 5:1−11). Но в большинстве случаев согрешения христиан не носят столь фатального характера.

За этих-то, не согрешающих в данный момент фатально, и должны молиться другие верующие, зная, что любой грех, если он продолжается достаточно долго, может обернуться угрозой для жизни брата или сестры (Иак 5:19−20; Притч 10:27; Притч 11:19; Притч 13:14; Притч 19:16). Таким образом, способствуя «восстановлению» верующего посредством молитвы, мы содействуем его физической безопасности и способствуем продолжению его земной жизни.

Слова грехом не к смерти легко истолковать неверно. Всякий грех, в конечном счете, ведет к смерти, но упомянутое выражение надо понимать в том смысле, что «не всякий грех наказывается смертью». Другими словами, есть различие между грехами, возмездие за которые — внезапная или быстрая смерть, и теми, что так вот непосредственно смертью не караются. Если верующий видит другого верующего, согрешающего не смертельным грехом, то он должен молиться за него и Бог даст ему жизнь (в оригинале слово «Бог» отсутствует, и оно поставлено здесь потому, что явно требуется по смыслу).

Однако, Иоанн напоминает своим читателям о существовании «греха к смерти» (т. е. наказуемого смертью), конечно, не имея при этом в виду лишь какой-то определенный вид греха. Один из примеров «согрешения к смерти» приводится в Новом Завете (Деян 5:1−11). Это случай с Ананией и Сапфирою, которые вопиющим образом нарушили святость христианской общины.

В сущности, верующим нет надобности точно знать, какие именно грехи наказываются быстрой смертью, коль скоро они являются свидетелями многих согрешений, непосредственной смертью не караемых. Им просто следует молиться за всех, кто не согрешил грехом, за которым последовала бы немедленная смерть. Даже в тех случаях, когда верующий тяжко согрешает, за него можно молиться, ибо христианам дано право на молитву.

Слова не о том, говорю, чтобы он молился, кстати, вовсе не означают, что апостол запрещал молиться в подобных случаях. Но, естественно, молясь о брате или сестре, согрешающих тяжко, христиане должны предавать эти дела воле Божией. В тех же случаях, когда речь идет о грехе, не наказуемом немедленной смертью, верующие вправе (что следует из данного стиха) молиться о согрешающем с дерзновением.

1Ин 5:17. В этом стихе апостол Иоанн как бы лишний раз «уточняет границы» молитвы о согрешающих: Всякая неправда (адикия — «неправедность») есть грех, но не всякий грех ведет к смерти (скоропостижной). Часто, на основании этого стиха, пробуют создавать теории о том, какие грехи наказываются немедленной смертью. Между тем, Иоанн хочет привлечь внимание своих читателей к тем грехам, которые смертью не наказываются. Именно за согрешающих такими грехами обязаны молиться верующие.

Поступая так, они на деле являют любовь к своим братьям, а, значит, исполняют заповедь, о которой неоднократно напоминает автор этого послания. В то же самое время христианин, следующий заповеди любви, осуществляет на практике свою веру во имя Сына Божия — ведь сердечную молитву за брата своего он возносит во имя Иисуса. Она, эта молитва за согрешающего брата, есть исполнение двуединой заповеди, записанной в 3:23.

VI. Эпилог (5:18−21)

В короткой заключительной части апостол Иоанн еще раз обращает внимание на некоторые из основных истин, рассмотренных в послании. Несколько раз, повторяя местоимение «мы», Иоанн, по-видимому, подразумевает апостолов Иисуса Христа, как это было и во вступительной части (1:1−4; сравните Ин 21:24). Но он, несомненно, надеялся, что его читатели полностью сумеют разделить и принять как свое все сказанное им, Иоанном, в послании. Не случайно стихи 18−20 начинаются со слов «мы знаем» (оидамен).

1Ин 5:18. Как и в стихах 3:6, 9 (ком.), здесь выражена та мысль, что всякий рожденный от Бога получает особую внутреннюю природу — «наследственно» безгрешную (толкование на 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, 4).

Слова рожденный от Бога не относятся здесь, как часто полагают, к Иисусу Христу — ведь Иоанн продолжает говорить о «рожденных свыше», а в этой связи он на Христа нигде не ссылается.

Рожденный от Бога хранит себя — тут в несколько измененной форме повторяется истина, высказанная в 3:9. Внутренний «новый человек» верующего (или его «новое я» — Еф 4:24; Кол 3:10) принципиально, в основе своей, невосприимчив к действию греха, а потому и лукавый (1Ин 2:13−14; 1Ин 3:12) не прикасается к нему.

1Ин 5:19. Итак, новая природа возрожденного человека — безгрешна, в силу полученного им наследства, ибо Божие «семя» пребывает в нем (5:18; 3:9). К осознанию этой истины присовокупляется убеждение, что «мы от Бога»: Мы знаем, что мы от Бога. Это относится ко всякому верующему (и основано на Божием свидетельстве, 5:9−13). Но каждый верующий, кроме того, знает, что весь мир лежит во зле (в английской Библии — «весь мир находится под контролем лукавого»; сравните стих 18).

Подводя здесь итог всему сказанному им в послании, Иоанн стремился укрепить своих читателей в сознании, что они — не от сего мира, которым управляет диавол, и что диавол — бессилен против той новой основы, которая дана им. А потому им не надо прислушиваться к тому, что говорит мир, в частности, к идеям «антихриста» (3:7−8), и уступать мирским похотям (2:15−17).

1Ин 5:20. Иисус Христос, придя на землю, дал верующим разумение для познания Бога. Иоанн и весь круг апостолов были в Нем, Который истинен (и читатели Иоанна тоже — коль скоро «укорененно», пребывали в Нем). Но «пребывать» в Боге значит «пребывать» в Иисусе Христе — Сыне Его. Следовательно Иисус Сам есть истинный Бог (сравните Ин 1:1, 14) и жизнь вечная (1Ин 1:2; 1Ин 2:25; 1Ин 5:11−13). Этим торжественным утверждением Божественности Иисуса Христа и завершает Иоанн изложение тех апостольских истин, которые призваны были противостать лжеучению «антихристов».

1Ин 5:21. Заключительное предостережение послания: Дети! (текниа, 2:1, 12, 28; 3:7, 18; 4:4) Храните себя от идолов — может показаться неожиданным. Однако, слово «идолов» не следует понимать в переносном смысле. В античном мире, в дни Иоанна, любой нравственный компромисс с мирскими началами грозил вовлечением, в той или иной степени, в идолопоклонство, поскольку служение идолам происходило во всех сферах языческой жизни.

Но условием сохранения верности «истинному Богу и жизни вечной» (5:20), а также условием проявления (будучи чадом Божиим) своей безгрешной в основе природы — был всемерный и обязательный уход от идолослужения и связанной с ним моральной несостоятельности. Так что последнее предостережение апостола Иоанна, обращенное к его первым читателям, прозвучало вполне уместно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.