1 Коринфянам 4 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Пусть считают нас служителями Христовыми и домоправителями тайн Божиих.
2 А от домоправителя требуется, чтобы нашли его верным,
3 Для меня очень мало значит быть судимым вами или человеческим судом. Но я и сам себя не сужу.
4 Ибо я ничего за собой не знаю, но не этим я оправдан, Судящий же меня есть Господь.
5 Поэтому не судите вовсе прежде времени, доколе не придет Господь, Который и осветит скрытое во тьме и обнаружит намерения сердец; и тогда похвала будет каждому от Бога.
6 Это применил я, братья, к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились на нашем примере правилу: «не больше того, что написано», чтобы никто из вас не надмевался в пользу одного против другого.
7 В самом деле, кто тебя выделяет? И что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже сыты, вы уже разбогатели, без нас вы воцарились. И если бы только воцарились, чтобы и мы вместе с вами воцарились.
9 Ибо думаю, Бог сделал нас, апостолов, последними, как бы приговорёнными к смерти, потому что мы стали зрелищем для мира и ангелов и людей,
10 Мы безумны ради Христа, а вы разумны во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы славны, а мы в бесчестии.
11 До нынешнего часа мы и голод терпим, и жажду, и наготу, и заушения,
12 и скитаемся и трудимся, работая своими руками; ругаются над нами — мы благословляем; гонят нас — мы терпим;
13 поносят нас — мы молимся. Мы сделались сором для мира, отбросами для всех до нынешнего времени.
14 Не стыдя вас, пишу это, но вразумляя, как детей моих возлюбленных.
15 Ведь если даже вы имеете тьму наставников во Христе, вы имеете, однако, не многих отцов, ибо родил вас я во Христе Иисусе чрез Евангелие.
16 Итак прошу вас: подражайте мне.
17 Потому-то я послал к вам Тимофея, который есть сын мой возлюбленный и верный в Господе: он вам напомнит пути мои во Христе, как я повсюду, в каждой церкви, учу.
18 А некоторые возгордились, как если бы я не должен был придти к вам.
19 Но я скоро приду к вам, если Господу будет угодно, и узнаю не слово возгордившихся, но силу:
20 ибо не в слове Царство Божие, но в силе.
21 Что вы хотите? Придти мне к вам с жезлом или с любовью и духом кротости?

Толкование Далласской семинарии

1Кор 4:1. Всякий служащий Христу ответственен перед Ним за свое служение. Слово гиперетас, переведенное как служителей, — отличается от «служители» в 3:5 (греческое слово «диаканои»). «Гиперетас» подчеркивает подчиненность вышестоящему и ответственность перед ним. Под тайнами Божиими понимается мудрость, «слово о кресте», которое делается понятным только при откровении Духа Святого (2:7−10).

1Кор 4:2. Павла весьма заботило, чтобы он сам и другие, подобные ему, служители Христовы, неся миру весть о спасении, хранили верность своему Господину.

1Кор 4:3−4. Сам апостол — несмотря на то, что мир отвергал его, — не изменял своему служению, как и благовестию, которое нес. Даже о мотивах собственных действий не мог он судить с уверенностью и еще меньше — об успешности своего служения. Как же могли бы судить об этом другие?

1Кор 4:5. Таким образом преждевременное суждение, ведет ли оно к превознесению одних служителей (3:21) или к пренебрежению другими (4:10), — неправомочно. Только Бог осветит скрытое во мраке и явит милость Свою, удостоив каждого верного служителя похвалы.

В. О преодолении разделении (4:6−21)

Разобрав со всех сторон вопрос разделения в их церкви, апостол прямо указывает коринфянам на главную их проблему: это — гордыня (стих 6). И тут же он предлагает им как практическое средство исцеления от духовной болезни — подражание ему (стих 16).

1Кор 4:6. Все это время Павел избегал называть виновных по имени. Вместо этого, он называет Аполлоса и себя самого (а еще Петра и Христа — 1:12; 3:4−6, 22−23), как бы «прилагая» к себе и к ним проблемы коринфян. Теперь же да послужат им Павел и Аполлос «целительными примерами» людей, которые признают власть над собою и не преступают границу того, что написано (в Библии). Они следуют Слову Божию, а не своим наклонностям или мирским представлениям.

Павел надеялся, что на примере их жизни коринфяне научатся смиренномудрию (здесь глагол машете, переведенный как «научиться»; существительное того же корня — матетес означает «ученик», т. е. «тот, кто делает так, как его учат»). Конечно, это был трудный урок, поскольку греки считали, что смирение — это презренное качество раба, признак слабости, и великим людям оно не может быть свойственно (об этом прямо говорилось в «Законах Платона»).

1Кор 4:7. Однако смирение в человеке — это единственное качество, приемлемое для Бога, Который Один и по Своей милости дает людям различные дары (стих 7), а потому только Ему Одному принадлежит слава (1:4−9). Все эти истины подчеркиваются рядом риторических вопросов, из которых состоит стих 7.

1Кор 4:8. Смирение должно быть присуще всем христианам. В послании к Филиппинцам (2:5−11) Павел представляет в этой связи, как образец, жизнь Христа. Поначалу главной и характерной ее особенностью было смирение, венцом же — явилось вознесение. Но коринфяне, по-видимому, решили, что первое условие им нет необходимости исполнять. Вознесения они хотели теперь же, немедленно, — чтоб не знать более ни болезней, ни страданий, ни горя. В XX в. это не более достижимо, чем в те дни, когда Павел писал это письмо впавшим в самообольщение коринфянам, однако, и сегодня многие мыслят и поступают по их примеру.

Коринфяне полагали, что уже имеют все, что хотели бы иметь (1Кор 4:8а), между тем, им следовало бы испытывать голод и жажду по практической праведности, которой им так не хватало (Мф 5:6). Они думали о себе как о царях, у которых ни в чем более нет нужды, тогда как на деле они были подобны глупому королю из известной детской сказки, который, будучи голым, беспечно шествовал перед своими подданными (Откр 3:17−18).

1Кор 4:9−13. Что касается Павла, то он не обманывал себя. Его тоже не радовали страдания. И в этом смысле он хотел бы, чтобы коринфяне были правы в своих суждениях. Но они правы не были. Сами апостолы следовали за Христом дорогой скорби и унижений. Как Он торжественно шел к Своей смерти, так и они (сравните 2Кор 2:14). Как Христос страдал, будучи гоним и подвергаясь клевете, так и они, слуги Его, и, руководимые Духом Господним, они терпели и прощали (Лк 23:34).

В этом-то качестве Господь как бы выставил их на обозрение («позорище» — старославянское слово в русской Библии — надо понимать как «зрелище») перед всем миром — перед ангелами и людьми. Апостолы жили проповедью о кресте. А вот коринфяне в самодовольстве и ложном чувстве безопасности наслаждались своим «богословием царей» (сравните Ам 6:1−7).

1Кор 4:14−17. Движимый чувством любви, предостерегал Павел коринфян. Все те, исполненные горькой иронии слова, которые он высказал выше, были написаны не просто для того, чтобы пристыдить коринфян. Однако лишь в том случае, если бы сердца их окончательно очерствели, не ощутили бы они стыда при чтении их. Цель же апостола заключалась в том, чтобы привести к изменению состояние их сердец и образ жизни. И руководила им любовь — такая же, как любовь отца по отношению к его детям. Хотя у коринфян было много наставников и учителей, но только Павел посеял у них семя, давшее им жизнь.

Более, чем любой из упомянутых им «наставников» (Гал 3:24), Павел принимал к сердцу их интересы. Поэтому-то и призывал коринфян подражать ему (1Кор 4:16; сравните стих 9:13). Был у него духовный сын, который так и поступал, а именно — Тимофей (Флп 2:19−20). Он мог наставить коринфян, напомнив им о путях апостола во Христе Иисусе, ибо, призывая их подражать ему, Павел, в свою очередь, подражал Господу.

1Кор 4:18−21. Павел предвидел, что не на всех коринфян подействуют его увещевания. Некоторые, по всей вероятности, не названные им вожди церковных группировок (стих 5) или «наставники» (стих 15), исполнились высокомерия («возгордились») и тем послужили поводом к раздорам в церкви. Увещевания на них едва ли произвели бы впечатление. По отношению к ним нужно было действовать. А Павел знал, что сможет явить им силу Святого Духа (Деян 13:9−11). Когда он проповедовал коринфянам, то полагался не на свои способности именно на силу Духа (1Кор 2:4−5).

И на эту же силу он положился бы при наведении порядка в их церкви (2Кор 10:4−6). Ибо этой силою правил Бог (Деян 5:3−11). Хотя Павел любил коринфян, он хорошо знал, что любящий отец не остановился бы в случае нужды перед наказанием (Евр 12:7). Если потребуется, и он готов прийти к коринфянам с жезлом (т. е. с палкою). Этот «жезл» (по-гречески рабдос) был у греков и римлян символом карающей власти. Самого Павла не однажды подвергали телесному наказанию (Деян 16:22−23; 2Кор 11:25). И все-таки апостол предпочел бы прийти к коринфянам с любовью и духом кротости.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.