1 Коринфянам 8 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Что же касается идоложертвенного, то нам известно, что все мы имеем знание. Знание надмевает, а любовь назидает.
2 Если кто думает, что нечто познал и знает, он еще не познал так, как следует познать,
3 Но, если кто любит Бога, тот познан Им.
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что нет идола в мире, и что нет Бога, кроме Единого.
5 Допустим даже, что есть так называемые боги будь то на небе, будь то на земле — словно есть много «богов» и много «господ», —
6 но у нас Один Бог, Отец, из Которого всё, и мы для Него, и Один Господь Иисус Христос, чрез Которого всё, и мы чрез Него.
7 Но знание это не у всех: некоторые по закоренелой привычке к идолу едят эту пищу, как идоложертвенное, и совесть их, будучи немощной, оскверняется.
8 Но пища нас не поставит ближе к Богу: не едим ли мы, недостатка не терпим; едим ли, ничего не пребудет.
9 Смотрите же, как бы ваше это право не стало преткновением для немощных,
10 Ибо если кто увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь в капище, то совесть его, как немощного, не будет ли расположена к вкушению идоложертвенного?
11 Вот и гибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и нанося удар их немощной совести, вы грешите против Христа.
13 Поэтому если пища вводит брата моего в соблазн, ни за что не буду есть мяса вовек, чтобы брата моего не соблазнить.

Толкование Далласской семинарии

I. ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА И ЯЗЫЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ИДОЛАМ (8:1 — 11:1).

Обычно греки и римляне худшие части жертвенных животных сжигали в процессе жертвоприношений, а лучшие части съедали на пиршествах по этому случаю. Если жертвоприношения совершались в связи с какими-то городскими или государственными событиями, то оставшееся мясо обычно продавали на рынке. Кориифяне были, по-видимому, озабочены следующим: а) можно ли им покупать и употреблять в пищу мясо жертвенных животных; б) можно ли верующим есть такое мясо, будучи у кого-то в гостях; в) можно ли им присутствовать на языческих жертвоприношениях и, наряду с другими, принимать участие в последующих пиршествах в тех или иных храмах. Павел говорит по каждому из этих вопросов.

а) Принцип братской любви (8 глава)

Уже в первых стихах Павел касается сути проблемы, формулируя главный принцип: любовь больше, чем знание (сравните с главой 13).

1Кор 8:1. По-видимому, именно таковыми были самоощущение коринфян, их претензии мы все имеем знание. Павел в принципе соглашается с этим, понимая, однако, что здесь требуется разъяснение. Ему не обойтись было без знания, если хотел правильно ответить на их вопросы, но те из них, которые думали, что и они имеют знание, на деле, как показывает апостол в действительности, не имели его.

1Кор 8:2−3. Во-первых, всякое знание о Боге дается человеку лишь частично (13:12). Во-вторых, истинное знание всегда ведет к Богу и побуждает любить Его, и Павел знал, что эта любовь выливается в конечном счете в любовь к другим людям (1Ин 4:20−21).

1Кор 8:4 Сформулировав свой принцип, апостол применяет его к частному вопросу, вызывавшему сомнение. Вполне возможно, что два его заявления, каждое из которых начинается со «что»: что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого, — соответствовали и убеждениям коринфян, которые Павел от всего сердца разделял. «Идол» и в самом деле ничего не значит (Пс 113:12−15), поскольку есть только один Бог (Втор 4:35, 39). А поэтому и употребление в пищу идоложертвенного само по себе не имеет ни положительного, ни отрицательного значения.

1Кор 8:5−6. Пантеон римских и греческих богов был очень обширен, не говоря уже о божествах таинственных восточных религий и о многочисленных «богах» и «господах» как на небе, так и на земле, но лишь Бог является реальной силой (Втор 10:17). Только Бог Отец есть причина всего сущего (Быт 1:1), и Тот, ради Кого следовало жить коринфянам (1Кор 10:31).

И лишь Господь Иисус Христос — действующая Сила творения (Кол 1:16), и только Им коринфяне существовали (2Кор 12:27; Еф 1:23).

1Кор 8:7−8. Если бы все коринфские христиане соглашались с тем, что идол в сущности — ничто, и что есть лишь один Бог (стих 4), то идоложертвенное мясо они могли бы есть безнаказанно. Дело, однако, обстояло иначе. Не все они имели соответствующее знание. И некоторые не вполне укрепили совесть свою познанием истины.

Духовно они еще не доросли до такого состояния, когда могли бы есть эту пищу спокойно, как любую другую. Когда они ели ее, совесть их была неспокойна, и, значит, они совершали грех (сравните Рим 14:23). Мучившие их сомнения апостол не воспринимал как имевшие основания, но далее в принципе советует коринфянам подходить к решению этой проблемы не с позиций знания, а с позиций любви.

1Кор 8:9. Павел предупреждает, что когда верующий руководствуется в своем поведении только знанием (пусть и достаточным), без участия любви, это может причинить духовный вред. И знающий христианин, пользуясь своей свободой без оглядки, может в определенных обстоятельствах сделаться соблазном для немощных в духовном отношении братьев (сравните стих 13).

1Кор 8:10. Павел ссылается на такую ситуацию: не имеющий достаточного знания («немощный») верующий видит своего знающего брата среди пирующих в языческом храме (за столом в капище) и следует его примеру, хотя, в отличие от того, не может участвовать в этой трапезе с чистой совестью перед Богом.

1Кор 8:11. В результате совесть немощного брата станет терзать его, он утратит способность отличать верное от неверного (Тит 1:15), а это поведет его к духовному падению и, возможно, к физической смерти (сравните 1Кор 10:9−10; Рим 14:15). Греческое слово аполитаи, переведенное как погибнет, часто означает физическую смерть (к примеру, Мф 2:13; Деян 5:37).

Иисус Христос в Своем самоотвержении является примером для сильных в знании верующих. Если он так возлюбил брата Своего, что отказался ради него от Своих высочайших прав и отдал за него жизнь Свою (Флп 2:6, 8), то, конечно же, сильный в вере христианин может пожертвовать ради брата своим правом есть идоложертвенное.

1Кор 8:12 Проистекающее от высокомерия безразличие к более слабым верующим является грехом не только против них самих согрешая… против братьев… уязвляя немощную совесть их; сравните стих 7), но и против Христа, так как они — члены тела Его (12:26−27; сравните 1:30; Мф 25:40, 45). Павел глубоко познал это на собственном опыте, когда шел в Дамаск (Деян 9:4−5).

1Кор 8:13. В заключение Павел подчеркивает приоритет братской любви. Он не требует, чтобы знающие христиане отреклись от своего права, но приводит в пример себя — как бы он лично применил этот принцип превосходства любви в соответствующей ситуации. Апостол не хотел, чтобы кто-либо из его братьев соблазнился (сравните стих 9), но хотел бы способствовать назиданию их, а это возможно только в том случае, когда знающий руководствуется любовью.

Завершая разбор этой главы, следует понять, что Павел ни в коем случае не подразумевал отречения сильного христианина от данной ему свободы — в угоду предрассудкам «духовных» фанатиков. Немощный брат (стих 11) — это тот, кто подражает другому христианину, а не тот, кто придирается к сильным в духовном отношении верующим и пытается втиснуть их поведение в угодные ему рамки. Столь же маловероятно, чтобы апостол понимал под «немощным братом» того, кто неизменно сковывает свободу знающего христианина. «Немощный» не есть вездесущий призрак; это просто человек, которого надо учить, чтобы однажды и он мог насладиться дарованной ему свободой (Гал 5:11).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.