2 Коринфянам 6 глава

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Но, как Его соработники, мы и призываем вас не тщетно принять благодать Божию.
2 Ибо Он говорит: Во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения Я помог тебе. Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения,
3 Никакого ни в чём не даем мы повода для претыкания, чтобы не подверглось посмеянию служение,
4 но во всём мы о самих себе заверяем, как Божии служители: в терпении великом, в скорбях, в нужде, в тесноте;
5 под ударами, в тюрьмах, в смутах; в трудах, без сна, в постах;
6 в чистоте, в знании, в долготерпении, в благости, в Духе Святом, в любви нелицемерной,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием праведности в правой и левой руке,
8 в чести и в бесчестии, при дурной молве и при доброй; как будто обманщики — хотя и верные;
9 как будто неизвестные — хотя всем известные; как будто умирающие — а вот мы живы; как будто наказываемые — а не поражаемые смертию;
10 как будто печальные, но всегда радующиеся; как будто нищие, но многих обогащающие; как будто ничего не имеющие — но всем обладающие.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне; сердце наше широко открыто.
12 Вам не тесно в нас, но внутри вас вам тесно.
13 Отвечайте мне тем же, говорю как детям: будьте открыты и вы.
14 Не впрягайтесь в чужое ярмо вместе с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Или что общего у света с тьмой?
15 И какое согласие Христа с Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?
16 И как совмещается храм Божий с идолами? Ибо мы храм Бога Живого, как сказал Бог: Вселюсь в них и буду ходить среди них, и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 Поэтому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и к нечистому не прикасайтесь и Я приму вас,
18 и буду вам Отцом, и вы будете Мне сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель.

Толкование Далласской семинарии

2Кор 6:2. Павел возражает иудаистам, утверждавшим, что без исполнения закона Моисея нельзя достичь праведности, — словами из книги пророка Исаии (49:8). Бог возвестил через этого пророка, что спасение будет предложено всем народам — не только «жестоковыйному» Израилю, но и язычникам (Ис 49:6). В приводимом Павлом стихе подчеркивается тот факт, что спасение совершается по Божией инициативе: во время благоприятное (в англ. Библии — «в час Моей благосклонности») Я услышал тебя И… ПОМОГ тебе.

Эту весть о «Божией благосклонности» торжественно провозгласил Иисус в дни Своего земного служения (Лк 4:18−21), а Павел стал возвещать ее людям. День спасения надо понимать и как нынешний период Благодати. Павел призывал коринфян не отвергать благодати Божией, обращаясь к иудействующим законникам (сравните 2Кор 3:12−16; Гал 3:1−6). Поступающими так благодать Божия «принята тщетно» (2Кор 6:1).

6. ПРИМЕТЫ СЛУЖИТЕЛЕЙ (6:3−10)

В 5:11−14 Павел защищает свое служение, что ведет его, в свою очередь, к объяснению сущности его благовествования (5:15−21). Теперь же он возвращается к теме своего апостольского служения как такового и связанных с ним проблем (6:3−10).

Прежде он подчеркивал, что причины и поводы для «похвалы» (5:12) тем, которые служат им, коринфянам следует искать не в рекомендательных письмах (3:1), не в самовозвышении служителей (10:18) и не в религиозных достоинствах их (11:22), но во внутреннем свидетельстве Духа Святого (сравните Рим 2:28−29).

Теперь апостол допускает, что подлинное служение Богу имеет и некоторые внешние признаки, но им коринфяне едва ли придают значение, а их общие оппоненты едва ли обладают ими. Так, признаками, удостоверявшими служение Павла, были его страдания и Божия поддержка, дававшая ему силы переносить их (сравните 2Кор 4:8−10). Именно «удостоверения» такого рода представляли ценность для служителей Божиих (6:4; сравните 11:16 — 12:10; 1Кор 4:9−13; Гал 6:17).

2Кор 6:3. Павел более желал защитить свое служение (4:1), нежели самого себя. С этой целью он тщательно избегал в своем поведении всего, что могло бы нанести ущерб этому его служению как «посланника Божиего» (5:20) и Божиего «споспешника» (соработника; 6:1). Конечно, апостол сознавал, что проповедь о кресте у многих вызывает негативную реакцию (2:16; 1Кор 1:18). Он знал также, что многие считают его человеком, потерявшим разум (2Кор 11:16).

И при всем при этом он никому не хотел подать повода заподозрить его в соблюдении собственных интересов, чтобы таким образом не повредить делу Божиему или духовному состоянию своих братьев во Христе. Именно в свете этого объяснения надо понимать слово «претыкание», аналогичное понятию «камень преткновения».

2Кор 6:4−5. Как служители Божии (диаконои; сравните со словом диакония — «служение» в стихе 3) Павел и его сотрудники сталкивались со многими злоключениями, пренебрегая заботой о себе. Но Бог помогал им переносить эти злоключения с «великим терпением» (сравните 4:7−9). Именно такого «удостоверения» следовало коринфянам требовать от Божиих служителей (сравните 3:1; 5:12).

Затем, в стихах 4−5, апостол перечисляет девять напастей (три раза по три), которые переживали они «в великом терпении». А потом девять внутренних свойств характера Божиих служителей (стихи 6−7) и, наконец еще восемнадцать их «признаков», приводимых попарно, по принципу противопоставления (стихи 8−10).

Сначала он говорит о трудностях общего характера: о «бедствиях», «нуждах», «тесных (т. е. трудных) обстоятельствах». Затем апостол перечисляет три конкретных вида мученичества, которые он прошел в процессе своего служения, побывав: под ударами (сравните 1Кор 4:11; 2Кор 6:9; 2Кор 11:23−24; Гал 6:17), в темницах, в изгнаниях.

Все это выпало на его долю в Филиппах (Деян 16:19−23). В третьей группе перечислены «бремена», которые апостол воспринимал как неразрывно связанные со служением. Он не чуждался тяжелого труда (1Кор 4:12; Деян 18:3−4), не мало знал бессонных ночей («бдений»; сравните 11:27), голодал (пребывал «в постах» — вынужденных; 1Кор 4:11; 2Кор 11:27).

2Кор 6:6. Перечисленные им девять видов напастей (три по три) Павел как бы уравновешивает девятью внутренними достоинствами. Первые восемь перечислены им попарно (четыре пары). Под «чистотой» подразумевается практическая праведность, а под «благоразумием» — способность сочувствовать другим людям и понимать их. Словом великодушие здесь переведено греческое слово «макротимия» — буквально означающее «долготерпение», т. е. способность сносить обиды и огорчения и не мстить за себя (сравните Гал 5:22; Еф 4:2; Кол 1:11; Кол 3:12; 2Тим 4:2; Иак 5:10). Наконец, благость — это любовь в действии (сравните Гал 5:22; Кол 3:12).

В Духе Святом — это, возможно, метонимия, т. е. речевой прием, при котором следствие заменяется причиной. Если здесь это действительно так, то Дух Святой символизирует то, что производится Им, — духовные плоды (Гал 5:22−23), либо исполнение Духом (Еф 5:18). Возможно, однако, что соответствующую греческую фразу следует перевести несколько иначе, а именно: «в духе святости», что означало бы посвященность Павла до конца делу его служения. Апостол надеялся, что его «нелицемерная» любовь (сравните Рим 12:9 и употребление этого определения к слову «вера» в 1Тим 1:5) не вызывает сомнения у его читателей и пробудит в них ответную любовь (2Кор 6:12−13).

2Кор 6:7. Служение Павла было успешным, потому что питали его духовные источники. Апостол проповедовал Евангелие в слове истины (4:2), т. е. проповедовал его правдиво; в силе Божией, т. е. полагаясь на силу Божию, приносящую по действию Духа соответствующие плоды (10:4; сравните 1Кор 2:4−5). Положившись на Бога, Павел получал все необходимое «оружие правды» (или праведности) и обретал способность отражать нападение врага с любой стороны — как справа, так и слева (с оружием правды в правой и левой руке), вынуждая его к бегству (сравните 2Кор 10:3−6; Еф 6:11−18; Иак 4:7).

2Кор 6:8. В девяти парах парадоксов (стихи 8−10) Павлом представлены как противоречивая реакция на его служение (стихи 8−9а), так и его собственная реакция на действия противников (стихи 9б−10а), а также результаты его служения (стих 10б). Некоторые верующие относились к Павлу, как к Самому Иисусу Христу (Гал 4:14), однако, чаще он сталкивался с оскорблениями и даже с попытками «бесчестить» его (1Кор 4:10; 1Фес 2:2).

На него клеветали как люди, не принадлежавшие к Церкви (1Кор 4:13), так и некоторые в пределах ее (Рим 3:8) — о последних апостол говорит как о «порицающих» его. Он и его сотрудники были истинными апостолами (мы верим), но находились люди, объявлявшие их обманщиками. Вот почему Павел вынужден был защищать свое служение от клеветы, распространяемой его противниками (1Кор 9:1−2; 2Кор 10:7).

2Кор 6:9. Говоря «мы неизвестны», Павел, возможно, имел в виду тех, кто не признавал ни его самого, ни его служения.

Однако вторую часть первой фразы надо, видимо, читать иначе, чем звучит она в русской Библии, а именно: «нас знает Бог» (2Тим 2:19). Хотя апостол не раз был на краю смерти (сравните 2Кор 1:8−9; 2Кор 4:10−11; 2Кор 11:23), он оставался в живых (1:10; 4:16); Его избивали (6:5; 11:23−25), но не смогли убить. Все это он переносил с терпением (6:4), потому что Сам Бог укреплял его (сравните 4:7−9).

2Кор 6:10. Казалось бы, такая жизнь не могла не огорчать Павла. Но, полагаясь на Господа, он «всегда радовался» (Деян 16:23−25; Флп 4:4). Будучи «нищ», не имея и самого необходимого для повседневной жизни (1Кор 4:11), апостол, тем не менее, в состоянии был раздавать духовные ценности, многих таким образом обогащая (сравните Еф 3:8). Хотя он не владел никакими материальными благами (мы ничего не имеем), он, обладая духовными благословениями (1Кор 3:21; Еф 1:3), «обладал всем».

7. О СБЫВШЕМСЯ ПРЕДВИДЕНИИ (6:11 — 7:16)

В этом разделе Павел связал воедино все затронутые им в послании «тематические нити», касавшиеся его служения коринфской церкви. Вначале он объяснил коринфянам, что изменил свои планы из любви и уважительного отношения к ним (1:12 — 2:11). Затем он обратился к описанию своего апостольского служения, противопоставляя собственное бессилие всесилию Бога (2:12 — 6:10).

Не самооправдания искал при этом Павел — целью его было добиться некоторых перемен в коринфской церкви: он хотел, чтобы коринфяне не только признали его служение и приняли его благовестие, но чтобы они освободились от воздействия на них его противников — лжеапостолов. Это, однако, было не последним словом Павла на данную тему (сравните главы 10−13), а исполненным решимости и убедительно прозвучавшим началом.

2Кор 6:11−13. Среди недостатков, возможно, присущих Павлу, притворства определенно не было. Искренность слов и нелицемерные заверения в своем душевном расположении к адресатам (сравните 7:15; Флп 1:8; Флп 2:1; Кол 3:12; Флм 1:7, 12, 20; 1Ин 3:17) характерны и для этого послания (2Кор 2:3−4). Однако апостол хотел от коринфян взаимности. Глубина его чувств к ним видна, в частности, из его подчеркнуто личного к ним обращения: коринфяне. Вообще-то такое обращение к читателям «по имени» посредине послания у Павла встречается редко.

Один из примеров — в послании к Галатам; будучи сильно встревожен состоянием галатских церквей, апостол, обращаясь к галатам с резким упреком, тоже называет их по имени (Гал 3:1). И когда, напротив, он вспоминал о ревностной поддержке, оказанной ему церковью в Филиппах в начале его служения и во время его тюремного заключения, то опять таки называл филиппинцев по имени (Флп 4:15). Так же обращается он и к коринфянам (огорчаясь из-за них и одновременно испытывая к ним добрые чувства) — с просьбой о взаимной любви («Дети мои, справедливости ради, откроите и вы свои сердца» — в таком смысле надо понимать стих 13; сравните 2Кор 7:2−3).

2Кор 6:14−15. Но что же препятствовало коринфянам отвечать Павлу искренней взаимной любовью? (стих 13). Ответ: соперники апостола, тоже добивавшиеся расположения и преданности со стороны коринфян. Хотя стихи 14−15 часто применяют к разного рода сомнительным союзам (к примеру — брачным и деловым), первоначально, у Павла, они ассоциировались с тем, что происходило в Церкви. Упомянутыми соперниками его, возможно, были идолопоклонники (сравните 1Кор 10:14) или, что более вероятно, — лжеапостолы (сравните 2Кор 11:2−4). Так или иначе, но выражая порицание или расположение, Павел оставался в равной мере непритворным.

Разрешение проблемы могло быть лишь в разрыве коринфян с лжеапостолами. Сколь высоко они или другие ни расценивали бы тех с духовной точки зрения, Павел приравнивал лжеапостолов к «неверным» (в значении «неверующих»; сравните 11:13−15), от которых коринфянам следовало отделиться. Апостол не призывал их порвать все контакты с неверующими. Прежде он давал им понять, что это было бы абсурдно (1Кор 5:9−10).

Но «неверные» религиозники могли бы увести верующих в сторону от того, что Павел называет «простотой во Христе» (2Кор 11:3), и это сильно беспокоило его. Лишь под ярмо Христа может склониться «праведность» (Мф 11:29−30). Иллюстрируя свою мысль, Павел ставит пять риторических вопросов (2Кор 6:14−16), которые отражают непроходимую пропасть, разделяющую царство Христа и царство сатаны (Кол 1:13). Слово «Велиар» — это транслитерация ветхозаветного слова, означавшего «личность, которая не стоит ни гроша». В греческом языке оно стало употребляться в значении «беззаконника». А еще позже им стали называть сатану как наибольшего в мире беззаконника и личность в высшей степени бесполезную.

2Кор 6:16. Пятый риторический вопрос, поставленный апостолом, дает ему возможность процитировать несколько стихов из Ветхого Завета. В своем призыве (стих 14а) он опирается на них в их совокупности. Церковь — это храм Бога живого (сравните 1Кор 3:16), в котором пребывают Христос и Дух Святой (сравните Мф 28:19−20; Еф 2:22). Обещание Бога «вселиться» в Свой народ и жить в нем в конечном счете исполнилось и Иисусе Христе (Мф 1:23).

2Кор 6:17. Наслаждаться Божиим присутствием можно только при условии личной святости. Павел приводит смысл сказанного в Ис 52:11 и в Иез 20:41, где речь идет об искуплении Израиля. Божий народ искуплен из языческого рабства (выйдите из среды их и отделитесь) с тем, чтобы очиститься перед Богом (не прикасайтесь к ветхому) и в результате обрести радость общения с Ним (и Я приму вас).

В Послании к Галатам Павел говорил о рабстве находящихся под законом (Гал 3:13−14; Гал 4:5; сравните 2Кор 3:7−9). А в Послании к Титу он писал, что искупление подразумевает две вещи: а) освобождение «от всякого беззакония» и б) очищение Богом для Себя народа, который стал бы «народом особенным, ревностным к добрым делам» (Тит 2:14). Личная чистота и позволяет верующему служить Богу и быть принятым Им.

2Кор 6:18. Искупленные вступают в особые взаимоотношения с Богом Отцом — как Его сыновья и дочери (Ис 43:6). Те, которые отождествились со Христом по вере в Него, получают право называть Бога «Отцом» (Еф 2:18; Гал 4:5−6). Но Бог требует послушания от этих своих сыновей и дочерей (Втор 32:19−21), как требовал его от Давида, которого поставил главою Своего народа, и от его потомков (4Цар 7:14; Пс 88:31−35).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.