1 Фессалоникийцам 4 глава

Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Впрочем, братья, просим вас и призываем в Господе Иисусе, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, — как вы и поступаете, — вы еще более преуспевали.
2 Ибо вы знаете, какие предписания дали мы вам от Господа Иисуса,
3 Ибо то есть воля Божия, освящение ваше, чтобы вам воздерживаться от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел владеть своим сосудом в святости и чести,
5 не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога,
6 не переступать границ и не извлекать выгоды в этом деле за счёт своего брата, потому что Господь — мститель за всё это, как и сказали мы вам прежде и засвидетельствовали.
7 Ибо не призвал вас Господь к нечистоте, но в освящении.
8 А потому, кто противится, не человеку противится, но Богу, Который и дает вам Духа Своего Святого.
9 Что же касается братолюбия, то вы не нуждаетесь, чтобы вам писали; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,
10 Вы ведь и делаете это по отношению ко всем братьям по всей Македонии. Но мы призываем вас, братья, преуспевать еще более,
11 и стараться жить тихо, и делать свое собственное дело и работать руками своими, как мы вам предписали,
12 чтобы поступать вам благообразно перед внешними и ни в чем не нуждаться.
13 Но мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении, братья, об умерших, дабы вы не были в печали, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведёт чрез Иисуса с Ним.
15 Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших,
16 потому что Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде;
17 затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и так всегда с Господом будем:
18 поэтому утешайте друг друга словами этими.

Толкование Далласской семинарии

III. Наставления и увещания практического характера (4:1 — 5:24)

Главы 4 и 5 образуют второй большой раздел 1 Фессалоникийцам. Если в главах 1−3 содержатся похвалы апостола в адрес фессалоникийцев и разъяснения по поводу действий и мотивов миссионеров, то последние две главы отведены практическим наставлениям в свете тех недостатков, которые обнаружила церковь в Фессалонике, и призывов к должному поведению в свете преподанной новообращенным истины.

А. Христианский образ жизни (4:1−12)

Тут речь пойдет о трех аспектах христианского образа жизни: об основах поведения в целом, и о двух конкретных аспектах — чистоты интимных отношений и братской любви.

1. ОБ ОСНОВАХ ПОВЕДЕНИЯ (4:1−2)

1Фес 4:1. Павел, в сущности, опять напоминает своим читателям то, о чем говорил им, находясь с ними. От их состояния в настоящем он делает шаг к обоснованию необходимости их духовного роста. Они восприняли учение апостола о христианском образе жизни (кто-то сказал, что каждый живет, чтобы угождать кому-то: себе, супругу, родителям, детям, Богу или кому-то еще); Павел подчеркивает, что импульсом к правильному образу жизни является любовь к Богу. Для многих христианская жизнь — это набор правил, которым необходимо подчиняться, или список того, что необходимо избегать; но для Павла она ассоциируется с постоянным, любовью поддерживаемым в себе желанием угождать Богу, Который избрал нас (сравните 1:4).

Высказанное в первом стихе является вступлением к дальнейшим увещаниям и вместе с тем подготовкой читателей к их восприятию. Увещания эти были направлены не на то, чтобы фессалоникийцы изменили свое поведение, а на то, чтобы более преуспевали в нем. Это было так важно, что апостол не только просил, но умолял их об этом (то же слово — по гречески паракалоумен находим в 4:10 и 2:12), причем умолял во имя Христа Иисуса (сравните 2Фес 3:12). Павел писал в Духе и властью Христа. Говорить по этому поводу ему дано было от Его имени.

1Фес 4:2. И чтобы от читателей его не ускользнул этот важнейший нюанс, Павел в 4:2 делает на нем недвусмысленное ударение. Фессалоникийцы знают, говорит он, какие заповеди (парангелиас) дали им миссионеры от Господа Иисуса. То, что они проповедовали в Фессалонике, Павел и его сотрудники возвещали как благовестие Христово (3:2). И то, что он писал им теперь, следовало воспринимать также. Порой христианам хочется услышать какую-то новую истину, тогда как все, что им нужно, — это преуспевать в следовании старой истине, завоевывая в этом отношении все новые рубежи.

2. О ЧИСТОТЕ ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ (4:3−8)

1Фес 4:3. Воля Божия ясно открывается во многих местах Священного Писания, но христианам нелегко зачастую дается следование ей в повседневной жизни (сравните 5:16−18; 1Пет 2:15). Так, Богу угодно, и об этом говорится совершенно четко, чтобы народ Его освящался (в англ. переводе — «был свят»; сравните с хагиасмос — «святыня» в 3:13).

Слово это может означать как состояние «отделенности» от греха, для Бога, так и процесс все большей отдачи себя Ему. (Из русского перевода явствует, что именно это и имел здесь Павел в виду, это, а не конечную для каждого христианина стадию, на которой он будет полностью освобожден от силы и действия в нем греха и от кары за грех).

Апостол думал о повседневном освящении своих читателей, в результате которого — все, более следуя Слову и подчиняясь водительству Духа Божия в своей повседневной жизни, — они будут более и более соответствовать образу Христа, по которому и были созданы. Это подчеркивается тремя наставлениями Павла в стихах 3б−6а, каждое из которых начинается со слова чтобы.

Первое наставление — о возрастании в святости путем воздержания от блуда. Призывая к этому своих читателей, Павел подразумевал, что им придется постоянно дисциплинировать себя, но не просто своими собственными силами, а силою действующего в них Духа Божия. Христианам следует избегать всех форм физической близости, лежащих за пределом границ, очерченных Богом, то есть: супружеских измен, добрачных и внебрачных связей, близости между людьми одного пола. Греческое слово «порнейа» переведенное как «блуд», включает в себя все эти понятия.

Фессалоникские христиане жили в окружении язычников, а в их среде половая распущенность не только практиковалась в открытую, но даже поощрялась. Некоторые формы проституции рассматривались греческой религией как священническая прерогатива, а внебрачная физическая близость — как акт поклонения некоторым божествам. Между тем, христианам воля Божия была выражена вполне ясно: святость и блуд — несовместимы. И бессмысленно искать оправдание блуду в христианской свободе.

1Фес 4:4. Здесь развивается мысль, высказанная в предыдущем стихе. Под «сосудом» понимается тело. Учась держать его импульсы и страсти под контролем, человек учится избегать блуда. Христиане не могут позволить себе «делаться жертвой обстоятельств» или собственных страстей. Ибо они вполне поддаются контролю и самоконтролю благодаря силе Божией, действующей в верующем, который обязан соблюдать свой сосуд в святости и чести.

1Фес 4:5. И не действовать, подобно язычникам, потворствующим своим похотям. Язычник — это тот, кто не знает Бога. Тут Павел указывает на главную «педаль», нажатием которой останавливаются нечистые физические желания. Христианин в состоянии преодолеть их, потому что знает истинного Бога; в этом его главное отличие от язычника!

Заметьте: апостол не говорит, что язычники не знают о Боге. Они вели себя так, как вели, потому, что не знали Его лично, хотя о Нем что-то, возможно, и знали. Когда же человек приходит к познанию Бога через веру в Иисуса Христа, то не только изменяется его отношение к вопросу физической близости — одновременно он обнаруживает, что Бог дает ему способность к преодолению соответствующих искушений, которая прежде не была ему свойственна.

Знание Бога — это основное условие, без которого жить святой жизнью невозможно. Вот почему так важно поддерживать личные отношения с Ним, не давая им угасать.

1Фес 4:6. На основании многих богословских толкований, речь в этом стихе по-прежнему идет о блуде, точнее, о грехе вовлечения в него брата своего — в значении другого человека, не обязательно — мужчины. Такое действие в отношении него — противозаконно, так как оно причиняет ему зло (в первую очередь потому, что тот, другой, вовлекается в запретный акт, противный воле Божией, и, значит, подвергнется Его суду; сравните Евр 13:4). О корыстолюбии речь тут может идти в том смысле, что «вовлеченная» сторона становится жертвой «инициатора», который «разжигает» ее, пока та не утратит самоконтроля, и затем использует ее для услаждения себя.

Павел приводит далее две причины (4:6б−7), почему блуда следует избегать. Прежде всего, потому, что это — грех, а Бог судит за всякий грех (Рим 6:23а). Суд Божий постигнет так же неизбежно, как неизбежно после ночи наступает день. В том, что грех влечет за собой наказание, — основная истина христианства, и именно об этом говорили и свидетельствовали Павел и его сотрудники, находясь в Фессалонике. Они предупреждали об этом своих новообращенных.

1Фес 4:7. Вторая причина — в том, что сексуальная нечистота несовместима с тем, к чему Бог призвал христианина. Итак, первая причина (стих 6б), выдвигаемая Павлом, как бы обращена в будущее — к неизбежному наказанию, а вторая — к цели, поставленной Богом «в прошлом» для каждого истинно верующего; ради ее осуществления Он и отделил христиан для Себя.

В Божий план входит очищение христианина на протяжении его жизни. Блуд же препятствует этому. В то время как нечистые обряды являлись составной частью ряда языческих культов, христиане были призваны своим Господом к очищению.

В святости верующего (т. е. в его «святой жизни») являет себя в действии сверхъестественная Божия сила, преодолевающая в человеке то, что для него «естественно», и тем прославляется Бог. Начиная с 3-ей главы, Павел неоднократно употребляет слово хагиасмос — «святость» (например, 3:13; 4:4).

1Фес 4:8. В этом стихе подводится итог сказанному выше. Соблюдение чистоты в интимных отношениях есть лишь следование на практике основным положениям христианской доктрины — об осуждении Богом греха и о призыве к святости, с которым Он обращается к Своему народу. Отношение Павла к блуду не объясняется его личным подходом к нему. Оно логически вытекает из данного людям откровения свыше.

Как фессалоникийцам, так и читателям этого послания во все века следовало и следует осознать, что не принимать эти наставления во внимание, значит противиться Тому, от Кого они действительно исходят (непокорный непокорен не человеку, но Богу). А чтобы кому-то не показалось, что Бог спрашивает со слабых смертных больше, чем им по силам, апостол заключает это наставление напоминанием: Бог дал (верующим) Духа Своего. Святость в такой степени присуща этому Лицу Троицы, что оно Получило название Святого Духа. В Нем достаточно силы, чтобы научить верующего, в котором Он обитает, контролировать свою плотскую природу и дать ему соответствующую способность — даже если верующий живет среди аморальных людей.

3. О БРАТСКОЙ ЛЮБВИ (4:9−12)

Это — тема второго призыва апостола. Нечистых физических связей следует остерегаться как серьезной опасности (стихи 3−8), но истинно братской любви к другим, христианам следует учиться, ее надо развивать в себе. Избегать первого и стремиться ко второму — значит исполнять на практике важную христианскую заповедь о любви к ближнему своему, как к самому себе.

1Фес 4:9. Есть наставления, которые верующие получают через своих братьев во Христе. Но есть и такие, которым они научены непосредственно Богом; это, когда верующие почти интуитивно ощущают, что делать или действовать надо именно так, а не иначе. Наставление о любви к другим христианам относится к их числу.

Узы духовного родства, которые связуют их между собой, быстро воспринимаются верующими как некая новая данность; к таким же, как они сами, членам семьи Божией христиане относятся иначе, чем к людям, которые в эту семью не входят. К тому времени, как Павел писал фессалоникийцам, они уже научились любить друг друга, хотя и обратились к Господу незадолго перед тем.

1Фес 4:10. Апостол, однако, просит их более преуспевать (сравните стих 1) в любви к братьям. Они уже доказали ее своим бескорыстным сердечным отношением к христианам по всей Македонии (т. е., по-видимому, к тем, которые жили в Филиппах, Верии и в других городах). В своих посланиях церквам Павел хвалил верующих за их любовь друг к другу (сравните 1Кор 8:1−15). Однако чувство это можно было еще совершенствовать, может быть, в смысле большего постоянства его и большей последовательности.

1Фес 4:11. Не только в конкретных делах и поступках, но и в обычаях и стиле повседневной жизни проявляется любовь к братьям. Размышлять об этом и… стараться призывает Павел фессалоникийцев в свете упомянутой братской любви. И ставить себе соответствующие цели — ради совершенствования в любви. Возможно, сказанное объяснялось не вполне идеальной обстановкой в их церкви.

Прежде всего, читателям Павла следовало жить тихо (в значении — «спокойно»; сравните 1Тим 2:2). Не к меньшим жизнерадостности и воодушевлению призывал он их, а к тому, чтобы меньше шумели и суетились. Ибо человек, постоянно суетящийся, не только беспокоит других, но и себя самого «отвлекает» от углубленного общения с Богом. Напротив, христианин, который стремится к миру с самим собой и с Богом, становится источником мира и покоя и для окружающих. Излучаемое им спокойствие и есть проявление на практике любви к другим.

Далее Павел рекомендует фессалоникийцам делать свое дело. И в этом тоже проявляется любовь к братьям (сравните Притч 25:17). Третье, что советует им апостол, — это работать… своими руками, опять-таки являя свою любовь к братьям, ибо работающий на себя не обременяет своими нуждами других. Живя в Фессалонике, Павел продемонстрировал это на собственном примере (1Фес 2:9).

В этом стихе воздается должное физическому труду. Он же, по-видимому, свидетельствует, что многие (если не большинство) члены фессалоникской церкви были из трудящихся. Надо сказать, что греки относились к физическому труду пренебрежительно, считая его уделом рабов. Но среди иудеев он пользовался почетом; в каждой еврейской семье, какой бы состоятельной она ни была, мальчик обучался тому или иному ремеслу. Труд сам по себе — благословение, и христианам нельзя пренебрегать ручным трудом. Человек, который содержит себя сам, не обременяя ближних, доказывает тем самым и свое смирение.

1Фес 4:12. Такой стиль поведения — благоприличен пред внешними, т. е. не может не вызывать уважения со стороны нехристиан, прославляя таким образом в их глазах христианского Бога. Апостол придавал большое значение свидетельству христиан перед «внешними».

Павел не призывал фессалоникийцев отказываться от всякой материальной поддержки со стороны братьев только на том основании, что они — братья во Христе. Как не провозглашал он и гордого духа независимости, не говорил, что каждый христианин должен рассчитывать только на самого себя. Он (как это ясно из контекста) лишь поощрял новообращенных к развитию в себе чувства ответственности, которое есть свидетельство зрелой христианской любви к братьям.

Б. О восхищении Церкви (4:13−18)

Апостол обращает теперь внимание на другое слабое место у фессалоникийцев, о котором, вероятно, узнал от Тимофея. Хотя в этом письме он уже касался грядущего (1:10; 2:12, 19; 3:13), он обращается к нему вновь и немало места отводит наставлениям ввиду предстоящего возвращения Христа (4:13 — 3:11). Отсюда и до конца 4 главы ее темой является судьба почивших верующих в этой связи. Перед нами — один из замечательнейших в Библии текстов на тему о восхищении Церкви.

1Фес 4:13. Свое объяснение Павел начинает так, чтобы не породить у фессалоникийцев чувства вины за недостаточность их познаний. Ведь они были новообращенными! Он опять называет их братьями, подчеркивая их равенство с собою в глазах Божиих, несмотря на их неполное знание.

Павел не хотел ни неведения фессалоникийцев относительно их умерших, ни скорби, какой предаются прочие, т. е. неверующие. И христианам естественно горевать о потере своих любимых; чувство это знал и Христос (Ин 11:33). Однако печаль их не должна быть такой же безысходной, как у неверующих, ибо те не имеют надежды на славное телесное воскресение во Христе (1Фес 4:16).

1Фес 4:14. А христианам Бог дал в Своем откровении надежду на славное будущее со Христом. Как Иисус, Который умер, был затем воскрешен Отцом, так и умершие в Иисусе будут приведены Богом в пришествие Спасителя вместе с Ним.

Смерть и воскресение Иисуса — это исторические факты. И поскольку христиане знают, что события эти действительно имели место, им, по словам Павла, не приходится сомневаться, что и души почивших верующих возвратятся вместе с Христом, когда Он придет за Своею Церковью. Пророчество же о восхищении Церкви исполнится так же буквально, как исполнились пророчества о смерти и воскресении Иисуса Христа.

1Фес 4:15. Павел, по-видимому; ссылается здесь на какое-то откровение Христа, данное ему лично; как и когда было оно получено им, — неизвестно. Не только души умерших возвратятся вместе с Ним (стих 14), но и тела их воскреснут при пришествии Его. И произойдет это прежде, чем будут «восхищены» навстречу Ему те христиане, которые будут жить в то время на земле.

Павел верил, что неминуемое восхищение Церкви может произойти вскоре, в любой момент (сравните 1:10; 1Кор 7:29 — «время уже коротко»; Флп 4:5 — «Господь близко»), и что он сам и его фессалоникские новообращенные могут еще быть живы, когда это случится. Сознание это утешало (4:18).

1Фес 4:16. В настоящее время Иисус Христос восседает по правую сторону от Отца на небе (Рим 8:34; Еф 1:20; Кол 3:1; Евр 1:3). Но в тот момент Он сойдет с неба… Словами Сам Господь Павел подчеркивал, что это будет Тот Самый Иисус, Который вознесся на облаках (сравните Деян 1:11).

Звуки, о которых здесь говорится — при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией — с трудом поддаются толкованию. Кто «возвестит»? Сам Господь (сравните Ин 11:43) или архангел Михаил (Дан 10:13; Иуд 1:9), либо какой-то другой ангел? О буквальной ли трубе идет речь, или это — аллегория, к которой прибегает Павел, чтобы сказать о Божием гласе, который возвестит о пришествии Сына? (сравните 1Кор 15:52).

Все эти три феномена (возвещение …глас… труба) могут подразумевать как одно и то же, так и три различных, но почти одновременных явления, возвещающих о возвращении Христа. И хотя полностью удовлетворить чье-то любопытство относительно этих аспектов восхищения Церкви не представляется возможным, одно ясно: о возвращении Христа за Его святыми будет возвещено с неба с превосходящей воображение силой.

Затем мертвые во Христе воскреснут, т. е. воскреснут верующие, которые жили и умерли на протяжении века Церкви. Ветхозаветные святые, очевидно, воскреснут при конце великой скорби (Дан 12:2), поскольку выражение «во Христе» подразумевает именно христиан. Их тела воскреснут прежде, чем живые христиане будут взяты ввысь навстречу Господу (4:17). Каким образом воскресит Бог тела тех людей, которые были погребены сотни лет назад? Или тех христиан, которые погибли на кострах и чей пепел был развеян по ветру?

А также тех, кто утонули? О проблему воскресения мертвых «претыкалось» в вере немало людей. Может быть, потому и подчеркивает Павел, что откровение, об этом получил от Самого Господа, и что в будущем это произойдет столь же несомненно, сколь несомненно воскресение Христа, совершившееся в прошлом. Бог, сотворивший вселенную из ничего, — действием слова Своего, вполне способен воссоздать в какой-то момент времени (сравните 1Кор 15:35−58) — рассыпавшиеся в прах тела Своих святых.

1Фес 4:17. В отличие от предыдущего стиха, в этом речь идет о том, что произойдет с живыми христианами при возвращении Господа (сравните 1Кор 15:51−52). После того, как оживут тела усопших христиан, оставшиеся в живых, в одно мгновение будут вместе с ними восхищены на облаках навстречу Господу на воздухе. Снова употребляя слово мы (сравните 4:15), Павел, таким образом, относит себя к группе живых; он все-таки думал, что это произойдет при его жизни; по крайней мере, он это допускал.

Какое-то мгновение будет отделять воскрешение умерших от преображения живых (1Кор 15:51−52). События, описываемые здесь и в параллельном месте (1Кор 15), существенно отличаются от тех, которые произойдут при возвращении Христа на землю для утверждения Своего земного царства (Откр 19:11−21). Этой разницей определяется и различие между Восхищением и Вторым пришествием.

При Восхищении воскресшие и «изменившиеся» тела всех христиан составят одно целое со Христом и друг с другом. С того момента они уже навсегда останутся с Господом. Он возьмет верующих в такое место, которое уже теперь готовит для них (Ин 14:2−3). Однако, что это будет за место, было для Павла не столь важно, как та Личность, с Которой они станут пребывать в вечности. Как сказал один из богословов: «Весь смысл неба и все то бесценное, что ассоциируется с этим понятием, все благословение вечной жизни, заключалось для апостола Павла в одной мысли — о соединении с Иисусом, Его Спасителем и Господом».

1Фес 4:18. Утешение и ободрение логически вытекают из полученных Павлом откровений и обретают чисто практический характер. Изложив им свою эсхатологию, апостол и призывает читателей Послания: Утешайте (сравните 3:2) друг друга сими словами. То обстоятельство, что усопшие христиане воскреснут, чтобы соединиться с теми, кто будут еще живы в тот день, и с Господом Иисусом, что они «опередят» живых, и что и те и другие навсегда останутся со Христом, безусловно давало все основания радоваться.

Не только горевать, подобно неверующим, не следует христианам — им надо с нетерпением ожидать того великого дня. Для Церкви (и для каждого верующего) это — великая надежда: увидеть Господа и навсегда соединиться с Ним. И для умерших во Христе и для живущих в Нем это — блаженная надежда! Или: «Блаженное упование» (Тит 2:13).

В. О личной бдительности (5:1−11)

В предыдущем разделе (4:13−18) отражена радостная надежда; в этом — звучит серьезное предостережение, которое, впрочем, фессалоникийцы слышали не впервые.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.