2 Тимофею 3 глава

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 Знай же, что в последние дни настанут времена тяжкие.
2 Ибо будут люди самолюбивы, сребролюбивы, хвастливы, высокомерны, хулители, родителям непокорны, неблагодарны, неблагоговейны,
3 без любви, непримиримы, клеветники, безудержны, бесчеловечны, враги добра,
4 предатели, безрассудны, горды, сластолюбивы более, чем боголюбивы,
5 имеющие внешность благочестия, силы же его отрекшиеся. И от таких отвращайся.
6 Ибо к ним принадлежат те, которые прокрадываются в дома и пленяют слабых женщин, обложенных грехами, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий воспротивились Моисею, так и они противятся истине, люди с извращённым умом, не испытанные в вере.
9 Но они более не преуспеют, ибо глупость их будет очевидна для всех, как это случилось с глупостью тех.
10 Ты же последовал за мной в учении, образе жизни, намерениях, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, какие меня постигли в Антиохии, в Иконии, в Листрах. Какие гонения я претерпел, и из всех избавил меня Господь!
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Лукавые же люди и обманщики будут преуспевать к худшему, вводя в заблуждение и впадая в заблуждение.
14 Ты же пребывай в том, чему научен и в чем убедился, зная, кем ты научен:
15 ты с младенчества знаешь Священные Писания, могущие умудрить тебя ко спасению чрез веру, которая во Христе Иисусе.
16 Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 дабы совершен был Божий человек, ко всякому доброму делу снаряжен.

Толкование Далласской семинарии

V. Предсказание грядущего безверия (3:1−9)

2Тим 3:1−5. Как и в предыдущем письме, Павел предупреждает Тимофея о катастрофе, предсказанной на последние дни (сравните 1Тим 4:1−3); этим термином обозначается весь период времени между 1 веком и возвращением Христа. В этом «хронологическом промежутке» миру, согласно предсказанию, предстоит увидеть времена тяжкие — по причине распада общества. Павел перечисляет (сравните Рим 1:28−32) 19 «примет» человеческого характера в эти дни, предупреждая о них верующих.

Люди будут: 1) самолюбивы (филаутои — «эгоисты, думающие лишь о себе»); 2) сребролюбивы (сравните 1Тим 6:9−10); 3) горды, 4) надменны, 5) злоречивы. Далее следует несколько слов, которые начинаются с отрицательной частицы «не», знаменующих отсутствие в людях соответствующих добродетелей. 6) Родителям непокорны; 7) неблагодарны; 8) нечестивы, 9) недружелюбны; 10) непримирительны (т. е. не любящие просить прощение и не умеющие прощать). Следующее слово — диаболои, обычно переводимое как «диавол» (1Тим 3:6−7; 2Тим 2:26); тут оно передано в значении 11) клеветников; 12) невоздержаны; 13) жестоки; 14) не любящие добра.

Две следующие приметы переданы по-гречески с приставкой про, означающей явную предрасположенность (тут — к тому или иному пороку): 15) предатели (продотаи — «склонные к предательству»); 16) наглы (пропетеис — буквально «склонные к дерзости»); 17) натащены; 18) более сластолюбивы (т. е. более любящие удовольствия), нежели боголюбивы; 19) имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (сравните Тит 1:16).

Хотя обо всем этом говорится в плане предсказания «на последние дни», ясно, что апостол подразумевал и уже происходившее в Ефесе. Но со временем все это будет нарастать, Тимофею надо было знать о людях с такими свойствами и не иметь с ними ничего общего. Конечно, Павел подразумевал лишь официальные контакты своего ученика как епископа, поскольку сам же наставлял его «быть приветливым ко всем» (2:24).

2Тим 3:6−7. Здесь Павел обращается к специфической ситуации, возникшей в Ефесе. Это из той, все возраставшей в числе, прослойки городского общества, которой особенно зримо свойственны были перечисленные апостолом пороки, проникали лжеучители в церковь. Они действовали хитрыми методами: …вкрадываются в дома и обольщают тех, о которых знали, что они легковерны. В Ефесе это были женщины, утопающие во грехах, водимые различными похотями. Вновь мы видим связь между лжеучениями и нравственной развращенностью, и Павел подчеркивает это.

Сильное плотское начало в упоминаемых им женщинах и их духовная незрелость делали их легкой добычей для лжеучителей (сравните Еф 4:14). Благодаря своему якобы желанию учиться они попадались на удочку любой ереси. Беда их состояла в том, что и, видя истину, они не в состоянии были распознать ее (тут буквально «дойти до полного познания истины»; сравните 2:25).

2Тим 3:8−9. О противлении Ианния и Иамврия Моисею говорится не в Ветхом Завете, а в имевшем широкое распространение еврейском предании о двух чародеях фараона, которые выступили против Моисея, но потерпели поражение (Исх 7:11; Исх 9:11). Проведение параллели между лжеучителями и египетскими чародеями и — с другой стороны, как бы между Тимофеем и Моисеем — должно было вселить бодрость в молодого служителя.

Его оппоненты были люди, развращенные умом (сравните 1Тим 6:3), противившиеся истине и невежды в вере (по гречески буквально «как учителя веры неугодны Богу»). Соответственно и влияние их на церковь, какой бы серьезный характер оно ни носило, было лишь временным явлением (они немного успеют). Как и в случае Ианния и Иамврия, их безумие обнаружится пред всеми (т. е. станет ясно всем).

VI. Являть верность в проповеди (3:10 — 4:8)

А. Верность перед лицом противления (3:10−13)

2Тим 3:10−11. В противоположность лжеучителям Тимофей всегда следовал примеру Павла в его учении, образе жизни (житии, расположении), вере и в таких добродетелях его, как умение великодушно относиться к людям, любовь и терпение. Он знал обо всем, что вынес Павел, благовествуя. В соответствии с греческим оригиналом начало 11 стиха правильнее было бы прочитать так: «А какие страдания постигли меня… Что за преследования я перенес». Престарелый апостол не стыдился повторять о них своему ученику, дабы они послужили ему примером. Упоминание об Антиохии (Писидийской), Иконии и Листрах должно было пробудить в Тимофее ранние воспоминания, связанные с Павлом (Деян 13:14, 51; Деян 14:6, 21; Деян 16:1).

2Тим 3:12−13. Для Тимофея, как и для каждого христианина, важно было осознать, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (сравните Ин 15:18−21) — поэтому-то и напоминал ему Павел о собственном своем прошлом. Подразумевая «последние дни», апостол писал, что в дальнейшем обстановка будет ухудшаться, а гонения — усиливаться. Злые же люди и обманщики (здесь буквально «чародеи», с оттенком «шарлатанов») будут преуспевать, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Ибо заблуждение питает само себя.

Б. Верность Божиему Слову (3:14 — 4:5)

2Тим 3:14−15. И снова горячо звучащий призыв к Тимофею, чтоб продолжал пребывать в том, чему научен, и что… вверено ему. Оно пришло к нему из двух источников, которые Павел оценивает равно: его собственное свидетельство Тимофею (зная, кем ты научен) и священные писания, которые в то время состояли из ветхозаветных книг.

Полного доверия Тимофея обоим этим источникам было достаточно, чтобы удержать его от любого уклонения от истины. В этих стихах опять-таки чувствуется намек на то, что спасение Тимофея совершилось до его знакомства с Павлом (Деян 16:1). Он знал «писания» с детства, а они умудряют, что спасение дается верою во Христа Иисуса.

2Тим 3:16−17. Вновь хочет подчеркнуть апостол решающую роль записанных Божиих откровений в повседневном служении своего ученика. Все Писание богодухновенно, т. е. вдохновлено Богом, напоминает он; это значит, что слова Божии передавались через людей, руководимых и направляемых Святым Духом, так что в записанном ими ошибок быть не могло. В сущности это всегда принималось евреями как факт.

Затем Павел говорит о «полезности» Писаний применительно к любому аспекту Тимофеева служения, будь это научение (наставление верующих в Божией истине), обличение согрешающих (1Тим 5:20; 2Тим 4:2), исправление совершивших ошибку, или наставление в праведности (направление новообращенных на пути Божии).

Вооруженный Писанием Божий человек (здесь имеется в виду тот, кто призван осуществлять духовное руководство другими людьми) делается совершен (артиос — «способный, специалист наделенный полным знанием», здесь — по части того, как отвечать на духовные нужды). Для большей убедительности Павел добавляет: ко всякому доброму делу приготовлен (сравните 2:21).

Через это послание Павел возлагал нелегкий груз служения на молодого своего ученика, но делал это не безответственно. Он уверен был в преданности Тимофея истине, в его знании Писания, но еще более был уверен в том, что Бог через слово Свое способен помочь Тимофею во всякой его нужде.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.