Откровение 13 глава

Откровение святого Иоанна Богослова
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И я увидел поднимающегося из моря зверя, имеющего десять рогов и семь голов, и на рогах его — десять диадем, и на головах его — имена богохульные.
2 И зверь, которого я увидел, был подобен барсу, и ноги его словно у медведя, и пасть его словно пасть льва. И дал ему дракон силу свою и престол свой и власть великую,
3 И я увидел одну из голов его, словно пораженную смертельно; и рана его смертельная была исцелена. И в удивлении вся земля пошла за зверем;
4 и поклонились дракону, потому что он дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю, и кто может сразиться с ним?
5 И даны ему были уста, говорящие великое и богохульное, и дана ему была власть действовать сорок два месяца.
6 И открыл он уста свои для хулы на Бога, хулить имя Его и скинию Его, и живущих на небе.
7 И дано ему было пойти войною на святых и победить их, и дана ему была власть над всяким коленом, и народом, и языком и племенем.
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от сотворения мира.
9 Если кто имеет ухо, да услышит.
10 Если кому надлежит идти в плен, он идет в плен; если кто убьёт мечем, надлежит тому быть убиту мечем. Здесь терпение и вера святых.
11 И я увидел другого зверя, поднимающегося из земли, и он имел два рога подобные агнчим, и говорил, как дракон.
12 И он действует со всей властью первого зверя перед ним. И он заставляет землю и живущих на ней поклониться первому зверю, у которого была исцелена его смертельная рана.
13 И он творит знамения великие, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
14 И обманывает живущих на земле теми знамениями, которые дано ему было сотворить перед зверем, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча, и который ожил.
15 И дано ему было вложить дух в образ зверя так, чтобы образ зверя и заговорил и сделал, чтобы все, которые не поклонятся образу зверя, были убиты.
16 И он поступает так, чтобы всем, малым и великим, и богатым и нищим, и свободным и рабам, дали клеймо на руку их правую или на лоб их,
17 и чтобы никто не мог ни купить, ни продать, кроме того, кто имеет клеймо: или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость. Имеющий ум, да сочтёт число зверя; ибо оно число человеческое. И число его шестьсот шестьдесят шесть.

Толкование Далласской семинарии

6. ШЕСТОЙ ПЕРСОНАЖ: ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ МОРЯ (13:1)

а. Появление зверя из моря (13:1−2)

Откр 13:1−2. В 13 главе появляется персонаж, играющий важную роль при конце времен. Это — выходящий из моря зверь. Его семь голов и десять рогов, увенчанных десятью венцами, многими понимаются как образ восстановленной Римской империи, которая в книге пророка Даниила представлена четвертым зверем, тоже имевшим десять рогов (Дан 7:7−8; сравните Откр 13:3; Откр 17:3, 7). В Откр 13 и 17 «зверь» — это правитель мира, тогда как в Дан 7 он символизируется малым рогом на голове «зверя».

На языке Священного Писания воды моря и рек — это нередко людские массы, мятущиеся, неспокойные народы, враждебно относящиеся к Богу. «Зверь» в 13:1 выходит из «моря», т. е. выходит из их среды.

Хотя многие полагают, что «зверь» олицетворяет один из персонажей прошедшей истории, судя по контексту, он выйдет на ее арену за три с половиной года до второго пришествия Христа. Под его властью объединятся 10 стран Среднего Востока (сравните Дан 7:24 — десять рогов — десять царей).

Поскольку «рог» — символ могущества в Священном Писании, а десять — число полноты, то эти «рога» (по некоторым другим толкованиям) свидетельствуют об особых силе и могуществе «зверя». Диадемы — тоже символ царской власти, которую «зверь» получит от «дракона» (стих 2). Соответственно происхождению своей власти относится «зверь» к Богу, и это находит выражение в именах богохульных па головах его (здесь смысл тот, что его самовозвеличение и богоотрицание как бы написаны у него на лбу). Сказанное тут перекликается со словами апостола Павла во 2Фес 2:8−9 о «беззаконнике», т. е. антихристе, этом первом «звере» из Откр 13, «которого пришествие по действию сатаны… со всякою силою и… чудесами ложными».

В сходстве «зверя» с барсом, медведем и львом видят символическое изображение соответственно трех могущественных империй древности: Греции (барс; сравните Дан 7:6), Мидо-Персии (медведь; сравните Дан 7:3) и Вавилона (лев; сравните Дан 7:4). Имеется и другое толкование, согласно которому «барс» олицетворяет лукавство антихриста, «медведь» — его упорство, а «лев» — высокомерие и алчное честолюбие.

Сила дьявола, которую он даст антихристу, — это присущие ему от начала могущество и способности как духа высокой иерархии; престол его — это весь мир, «князем» которого он является. Господь попускает ему пользоваться властью над этим миром (и соответственно допустит частичную передачу им этой власти антихристу), но лишь постольку, поскольку сам мир, погрязший в грехах, позволяет дьяволу управлять собою.

б. Смертельная рана зверя (13:3)

Откр 13:3. Многие пытались отождествлять этого «зверя» с тем или другим выдающимся государственным деятелем прошлого, который вновь возвратится при конце мира, чтобы стать его последним правителем. Назывались имена императора Нерона, Муссолини, Гитлера, Сталина и многих других; однако ни к одному из них «не приложимы» конкретные специфические особенности будущего правителя.

Что же может означать смертельная рана зверя, которая была исцелена? Наиболее вероятными кажутся два толкования, одно из которых предлагается богословом Элфордом. он считает, что смертельная рана символизирует падение Римской языческой империи и возникновение на ее месте христианской Римской империи.

Однако не трудно заметить, что такое толкование скорее имеет отношение к истории, чем к осуществлению пророчества. А вот восстановление в последнее время Римской империи, утратившей свой преимущественно христианский характер, действительно могло бы в рамках этого толкования означать, — что смертельная рана исцелела.

Другое возможное объяснение: антихристу при выходе его на арену истории будет кем-то нанесена смертельная рана, которая чудесным образом будет исцелена сатаной. Противник Божий не обладает властью воскрешать мертвых, но, по-видимому, сила исцеления ему дана. Важно в этом контексте, что последний правитель придет к власти при явной и сверхъестественной поддержке сил зла.

е. Поклонение сатане и зверю (13:4−6)

Откр 13:4−6. В лице «зверя» люди «поклонятся» (т. е. станут поклоняться) самому сатане, воздавая ему почести, которых достоин лишь Бог. Это и было погубившей его мечтой «сына зари», который отпал от Бога. Как читаем о нем у Исаии (14:14): «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Осуществление дерзкой этой мечты в пределах земли и станет последним проявлением лжерелигии, ибо дьявол попытается полностью занять в сердцах людей место Бога Отца, поставив на место Христа, в роли Царя царей, — антихриста. По-видимому, эта ситуация возникнет при начале последнего «трех с половиной летия», ознаменовав собой начало великой скорби.

Повседневное действие сил явно сверхъестественных и приведет к тому, что люди станут задаваться такими вопросами, как: «Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним?» (Откр 13:4). В этих риторических вопросах содержится и объяснение того, как удастся «зверю», не доведя дело до мировой войны, захватить господство над миром. На протяжении сорока двух месяцев будет продолжаться его правление, которому будет сопутствовать открытое произнесение хулы на Бога, на небеса и на небожителей.

г. Господство зверя над миром (13:7−8)

Откр 13:7−8. Словами и дана была ему власть над всяким коленом и народом, а языком и племенем снова подчеркивается тотальная власть антихриста над миром. О его «царстве» предсказано было пророком Даниилом, что оно «будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее» (Дан 7:23). Жестоко будут преследоваться в этом «царстве» святые, т. е. те, кто в годину великой скорби обратятся к истинному Богу и «поклонятся» Ему, а не «зверю» и его покровителю.

Ведь достигнув политического господства над миром, антихрист запретит все религии вообще — с тем, чтобы люди поклонялись ему одному (2Фес 2:4). И все живущие на земле, за исключением тех, чьи имена записаны в книге жизни у Агнца, поклонятся зверю. В выражении закланного от создания мира слова «от создания мира», по-видимому, относятся к какому-то моменту в вечности, с точки зрения земного времени давно прошедшему, когда Божеством было вынесено решение о жертвоприношении Сына; речь тут, конечно, не о времени фактического распятия Христа. С этим местом в каком-то смысле перекликается сказанное Павлом в Еф 1:4, что Бог избрал нас во Христе «прежде создания мира».

По мнению некоторых, в «книге жизни» записано имя каждого человека, которому предстоит родиться на земле, но коль скоро человек умирает, не уверовав во Христа, имя его из этой книги вычеркивается. Такое толкование основано на Откр 3:5, где Христос обещает верующим в Сардисе, что имя «побеждающего» не будет «изглажено» из книги жизни, а также на Откр 22:19, где содержится грозное предупреждение: кто «отнимет» что-либо от слов Откровения, «у того отнимет Бог участие в книге жизни».

Однако слова, записанные в Откр 13:8, вероятно, означают иное, а именно: спасенные записаны в книгу жизни в какой-то момент в вечности — в предвидении крестной смерти Христа за них, и их имена не будут вычеркнуты из нее. Смысл стихов 7−8 в том, что в последний период человеческой истории, в условиях безраздельного господства над миром сатаны и его антихриста, только те, кто придут ко Христу, будут избавлены от вечной погибели.

д. Призыв слушать (13:9−10)

Откр 13:9−10. В стихе 9 звучит призыв знакомый нам по обращению Господа к семи церквам в Малой Азии (главы 2−3): Кто имеет ухо, да слышит… Многие мечтают сегодня о, единой церкви и общемировой религии, и это станет реальностью в последнее время, только поклоняться в этой церкви станут не Богу, а дьяволу, и церковь и религия эти будут сатанинскими.

В такой ситуации призыв, услышанный Иоанном, мог быть обращен только к тем отдельным людям, которые в страшные эти времена найдут в себе желание и силы искать Господа. А Бог и в последние дни, как в каждом веке и в каждый момент времени, будет говорить тем, кто готов слушать Его; мысль эта повторяется в Евангелиях (Мф 11:15; Мф 13:9, 43; Мк 4:9, 23; Лк 8:8; Лк 4:35).

В отличие от посланий семи церквам, где призыв «слушать» был каждый раз адресован именно к церкви, здесь упоминания о церкви нет. И это еще одно свидетельство в пользу того, что прежде начала великой скорби Церковь будет восхищена. Книга Откровения становится яснее, если рассматривать ее как обращение не к первому лишь поколению христиан, стоявших перед лицом жесточайших преследований, но к верующим всех времен, и особенно к тем, которые будут жить в последнее время. В стихе 10 Бог как бы напоминает тем, кто расположены внимать Ему, что их покорность Его слову может стать причиной гонений на них и даже их гибели, но одновременно Он заверяет их в том, что повинных в их страданиях нечестивцев во главе с антихристом ожидает Его возмездие. Последнюю фразу стих 10 надо читать как призыв святых к терпению, вере и верности.

7. СЕДЬМОЙ ПЕРСОНАЖ: ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ (13:11−18)

а. Появление зверя, выходящего «из земли» (13:11−12)

Откр 13:11−12. В отличие от первого зверя, «выходящего из моря» (стих 1), второго зверя Иоанн видит выходящим из земли. И хотя по отношению к обоим этим существам употреблено одно и то же слово «зверь» («серион»), первый явно относится к беспокойному богоборческому миру, из среды которого (символизируемой морем) появляется, тогда, как символику второго толкуют по-разному, Так, в слове «земля» усматривают указание на «землю обетованную», и на этом основании считают второго «зверя» выходцем из иудейского народа. Такая точка зрения не представляется достаточно обоснованной. Да в сущности ни национальная, ни географическая «привязки» и не имеют тут значения. Скорее всего, второй «зверь» — это тот, о котором в Откр 19:20 и 20:10 говорится как о лжепророке.

Второй зверь имел два рога, подобные агнечьим, но говорил как дракон, т. е. как сатана. Отсюда можно заключить, что это будет религиозный деятель, чья роль будет состоять в поддержке первого зверя, т. е. политического диктатора-антихриста. Он тоже будет обладать большой властью, полученной как от сатаны, так и от антихриста: Иоанн видит, что этой властью он заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела.

Таким образом вся эта религиозная система явится подражанием Святой Троице. Сатана попытается занять место Бога Отца; первый зверь будет претендовать на место Сына — Иисуса Христа, Царя царей (даже исцеление его сатаной от смертельной раны есть как бы подражание воскрешению Сына Отцом ред.); второй зверь, лжепророк, станет играть роль подобную роли Святого Духа, Который побуждает верующих поклоняться Иисусу Христу: этот станет побуждать «живущих на земле» поклоняться сатане. Все это и будет последней попыткой сатаны подменить веру во Христа лжерелигией.

б. Чудеса, творимые зверем (13:13−15)

Откр 13:13−15. И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. Так будет действовать второй «зверь», чтобы заставить людей поклониться первому «зверю». Люди иногда забывают о том, что не только Бог творит сверхъестественные вещи, но и сатана в известных пределах тоже в состоянии совершать чудеса; в видении апостола Иоанна он до конца использует эту свою силу, чтобы обольщать обитателей земли и побуждать их поклоняться антихристу.

Помимо низведения огня с неба, второй «зверь» принудит людей сделать образ (первого) зверя. Это изображение, возможно, будет установлено в Иерусалимском храме, который будет к тому времени отобран у евреев. Апостол Павел пишет, что первый зверь сядет в храме, «выдавая себя за Бога» (2Фес 2:4). Возможно, «образ зверя» будет установлен в том же храме для того, чтобы люди могли поклоняться ему в отсутствие самого «зверя».

Об этом образе в Откровении упоминается неоднократно (13:14−15; 14:9, 11; 15:2; 16:2; 19:20; 20:4). Не исключается, впрочем, что под «образом» здесь понимается как «изображение», так и воплощение антихриста в «образе» правителя мира. В любом случае он явится символом силы первого «зверя».

То обстоятельство, что второму «зверю» дано… было вложить дух в образ (первого) зверя, чтобы образ… и говорил и действовал, затрудняет понимание этого места — ведь в Библии нигде не говорится о том, что и сатана имеет силу вселять жизнь в неодушевленные предметы. Творцом жизни является только Бог. Возможно, здесь подразумевается, что «образ зверя» (его изображение) будет лишь производить впечатление живого и говорящего, наподобие современных компьютеризированных роботов. Возможно и то, что в нем будет действовать какое-то сочетание «высокой механики» со сверхъестественной силой — во имя того, чтобы «зверю из земли» достичь своей цели. И он, по всей видимости, достигнет ее.

Приказание поклоняться образу, как и самому первому зверю, будет исполняться по той причине, что каждому «уклоняющемуся» будет грозить смерть. «Грозить» не означает, однако, непременного уничтожения на деле. Ведь для обнаружения каждого «неповинующегося» на земле потребуется немало времени. Пример из недавней истории: Адольф Гитлер хотел уничтожить всех евреев, и охота за ними продолжалась многие годы, но осуществить свой план до конца он так и не смог. Однако о множестве замученных говорится в Откр 7:9−17.

в. Начертание зверя (13:16−18)

Откр 13:16−18. Стараясь укрепить свои власть и влияние во всем мире и заставляя людей поклоняться первому «зверю», второй «зверь» сделает обязательным начертание на правой руке или на лбу каждого человека, без коего свидетельства о том, что человек этот поклонился «зверю», не будет у него возможности ни покупать, ни продавать, т. е. обеспечивать себя пищей, одеждой, насущно необходимыми вещами. Это тоже заставит подавляющее большинство живущих на земле поклониться «зверю».

Существует множество соображений и догадок относительно «начертания зверя». Бесчисленны попытки расшифровать число 666 — обычно на основании буквенно-числовых эквивалентов, которые приняты были в еврейском, греческом и других алфавитах древности. «Антихристов» таким способом «вычисляли» во многих исторических личностях прошлого, включая Магомета, Наполеона и др., но все это остается более или менее бездоказательным. Приходится допустить, что имя личности, стоящей за этим числом, которая еще не приходила, но явится в будущем, тогда и откроется, а до тех пор знание этого имени — бесполезно.

Тем не менее, небезинтересно привести наилучшее, пожалуй, толкование числа 666, не открывающее стоящего за ним «имени», но, возможно, приоткрывающее символику его с другой стороны. Это толкование исходит из того, что «шестерка» — цифра на единицу меньшая, чем совершенное число «семь», и, будучи повторено трижды, может означать, что все попытки «подстроиться» (соображения, высказанные в этой связи выше) под Божественные совершенство и всемогущество окажутся тщетными, так как сатана и два его «зверя» остаются «тварью», и Творцом стать не могут.

На то, что «шесть» — число человеческое, указывается многими обстоятельствами в Библии, включая и то, что человек должен шесть дней трудиться, а на седьмой — отдыхать. Заметим, что гематрия — попытки отыскивать скрытый смысл в цифрах, приводимых в Священном Писании, — имела широкое распространение в древнем мире. Возможно, и апостол Иоанн имел в виду какую-то конкретную личность, определить которую были в состоянии люди близкие ему.

Однако из раннехристианской литературы, дошедшей до нас, следует, что и между отцами Церкви было по этому поводу немало разномыслия и споров, так что лучше оставить эту загадку нерешенной до времени. Процитируем, пожалуй, соображение, высказанное богословом Торенсом, которое перекликается с приведенным выше: «Злая троица «666» постоянно подделывается под Святую Троицу «777», но неизбежно терпит при этом неудачу».

Тринадцатая глава является важной, поскольку «вводит» двух из главных персонажей Откровения — «зверя, выходящего из моря» (мирового диктатора), и «зверя, выходящего из земли» (лжепророка его и главного сообщника). Распространенной, но не имеющей подтверждения является та точка зрения, что один из двух «зверей» 13 главы будет евреем. Скорее всего оба они будут из «язычников», поскольку о периоде великой скорби говорится, что он будет последним временем язычников, «попирающих» Иерусалим (Лк 21:24); оба «зверя» будут преследовать как евреев, так и уверовавших язычников.

Тринадцатая глава, кроме того, позволяет глубже проникнуть в характер грядущего последнего времени. Это будет период единого всемирного правительства и единой всемирной религии — при единой же мировой экономической системе. Те, кто не захотят поклоняться зверю и окажут ему сопротивление, будут объявлены вне закона, обречены уничтожению, и число убитых в те дни, возможно, превысит число верующих, которые выживут. Это явится последней попыткой сатаны обмануть мир и заставить его поклониться ему, отвратив людей от поклонения истинному Богу и Спасителю Иисусу Христу.

Глава эта также свидетельствует, что мечта постмиллениалистов о том, что мир будет становиться все лучше и лучше, благодаря стараниям и усилиям христианской Церкви и распространению Евангелия, не подтверждается Библией. Напротив, последней формой мировой религии станет религия сатанинская и богохульная. В наше время многие признаки говорят о том, что мир движется именно в таком направлении. Из этого следует вывод, что время второго пришествия Христа приближается.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.