Откровение 16 глава

Откровение святого Иоанна Богослова
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И я услышал великий голос из храма, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш ярости Божией на землю.
2 И пошел первый и вылил чашу свою на землю; и появились гнойные раны жестокие и злокачественные на людях, имеющих клеймо зверя и поклоняющихся образу его.
3 И второй вылил чашу свою в море: появилась кровь, словно мертвеца, и всё одушевлённое в море умерло.
4 И третий вылил чашу свою в реки и источники вод: и появилась кровь.
5 И я услышал ангела вод, говорящего: Праведен Ты, Тот, Кто есть и Кто был, Свят Ты, что Ты так судил,
6 потому что они пролили кровь святых и пророков, и Ты дал им пить кровь. Они того достойны.
7 И я услышал жертвенник, говорящий: Да, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои!
8 И четвёртый вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.
9 И опалены были люди зноем великим и хулили имя Бога, имеющего власть над этими язвами, и не покаялись, чтобы воздать Ему славу.
10 И пятый вылил чашу свою на престол зверя, и сделалось царство его мрачным, и кусали языки свои от боли.
11 И хулили Бога небесного от страданий своих и от ран своих, и не покаялись в делах своих.
12 И шестой вылил чашу свою на реку великую Евфрат, и высохла вода её, чтобы приготовлен был путь царям, которые — от востока солнца.
13 И я увидел выходящих из уст дракона, и из уст зверя и из уст лжепророка, трех духов нечистых словно лягушек.
14 Ибо они — духи бесовские, творящие знамения; они выходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на сражение великого дня Бога Вседержителя.
15 Вот, иду как вор: блажен бодрствующий и хранящий одежды свои, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не видели срама его.
16 И они собрали их на место, называемое по-еврейски Армагедон.
17 И седьмой вылил чашу свою на воздух: и исшел голос великий из храма от престола, говорящий: сбылось.
18 И произошли молнии и голоса и громы, и землетрясение произошло великое, какого не бывало с тех пор, как человек — на земле, такое сильное, такое великое!
19 И город великий распался на три части, и города народов пали. И Вавилон великий воспомянут был пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
20 И всякий остров убежал, и горы не были найдены.
21 И град великий, весом словно с талант, падает с неба на людей; и хулили люди Бога за язву града, потому что крайне велика эта язва.

Толкование Далласской семинарии

1. ПЕРВАЯ ЧАША (16:1−2)

Откр 16:1−2. Иоанн записал, что в следующий момент он услышал… из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Несомненно, это был голос Самого Бога, говорившего из Своего небесного храма. Прилагательное мегалес, переведенное здесь как громкий, неоднократно встречается в этой главе («громкий голос» в стихе 17), но чаще оно передается как «великий» (стих 12- «великая река Евфрат»; стих 14 — «великий день Бога»; стих 18 — «великое землетрясение»; стих 19 — «город великий» — о Вавилоне); по отношению к «граду» и «язвам» в стихе 21 опять-таки употреблено мегалес) Этим подчеркивается, что суды, которые обрушатся на землю на этот раз, будут особенно велики, т. е. более страшны и беспощадны, чем все предыдущие.

Когда первый Ангел вылил чашу свою на землю, то сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

Здесь возникает вопрос, не следуют ли суды чаш гнева Божия (по времени) за судами, возвещенными семью ангельскими трубами, или суды эти — идентичны? В самом деле, и в том и в другом случае между судами как будто много общего:

а) их объектом является земля (сравните 8:7 и 16:2), а также
б) море (сравните 8:8 и 16:3);
в) и те и другие суды поражают «реки и источники вод» (сравните 8:10 и 16:4);
г) «суды труб» поражают солнце, луну и звезды (8:12), и при сопоставлении их с «судами чаш» видим небольшую разницу, т. к. четвертые «суд чаш» изливается только на солнце (16:8−9).

Далее. Наблюдается сходство между «действием» пятой трубы, при звуках которой, в результате вмешательства демонских сил, «помрачились» небо и солнце (9:1−3), и излиянием пятой чаши, когда снова мрак окутывает землю, и люди исходят от страданий (16:10−11). Шестая труба имеет отношение к реке Евфрат (9:13−14), как и шестая чаша, иссушившая ее (16:12). Седьмая труба возвещает о завершении периода великой скорби (11:15−19), а при излиянии седьмой чаши из храма небесного раздается голос Бога, говорящий: Совершилось (16:17). И в том и в другом случаях «произошли молнии, громы… и сделалось великое землетрясение» (сравните 11:18−19 и 16:17).

При всех этих параллелях суды труб и чаш — не идентичны; между ними, кстати, можно проследить и значительные различия. Так, при совершении «судов труб» поражается третья часть земли и неба, тогда как при «излиянии чаш» гневом Божиим поражается вся земля; кроме того, «суды чаш» гораздо более страшны и завершающи по своему характеру. Поэтому оптимальным представляется толкование, давно господствующее в Церкви, а именно: «суды семи чаш» являются «развитием» суда седьмой трубы так же, как «суды семи труб» продолжают, в свою очередь, суд, ознаменованный снятием седьмой печати.

Порядок судов и их интенсивность все более при этом нарастают и все более «распространяются вширь» по мере приближения второго пришествия Христа. Все указывает на то, что события, связанные с судами семи чаш, будут быстро следовать одно за другим, подобно ударам молота обрушиваясь на мир, сильно пошатнувшийся в результате действия предыдущих судов и разгоревшейся мировой войны.

Итак, при излиянии первой чаши люди, поклоняющиеся антихристу, покроются отвратительными ранами; их физические страдания усугубятся при излиянии пятой чаши (стихи 10−11).

2. ВТОРАЯ ЧАША (16:3)

Откр 16:3. После того, как прозвучала вторая труба, «третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море» (8:8−9). Подобное, но вместе с тем в отличное, произошло при излиянии второй чаши: море обратилось в кровь как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море (16:3).

Едва ли химический состав океана сделается идентичным химическому составу крови; более вероятно, что вода в нем сделается похожей на кровь по виду и непригодной для жизни. Как и при «суде второй трубы», то, что произойдет при излиянии второй чаши, аналогично первой казни египетской (Исх 7:20−25). Поскольку моря покрывают значительную часть земной поверхности, «поражение» это будет всемирным и страшным.

3. ТРЕТЬЯ ЧАША (16:4−7)

Откр 16:4−7. Подобно тому, как при звуке третьей трубы третья часть вод в реках и источниках сделается «полынью» (8:11), т. е. горькой, при излиянии третьей чаши суд, поразивший воду океанов и морей (вторая чаша), распространится на реки и источники вод, которые обратятся в кровь (16:4). Наблюдая это, апостол Иоанн услышал, как Ангел, управляющий стихией вод, провозгласил (стихи 5−6): Праведен Ты, Господи… потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь… Слова эти как бы звучат ответом на вопль мучеников у алтаря об отмщении (6:10) и схожи со словами «Ангела от жертвенника» в стихе 7 (сравните 15:3).

4. ЧЕТВЕРТАЯ ЧАША (16:8−9)

Откр 16:8−9. Сущность этого суда будет состоять в необычном зное, который станет источать солнце. В ответ на эту кару люди хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы покаяться и воздать Ему славу. В отличие от действия четвертой трубы, когда «затмилась» третья часть солнца и небесных светил, тут свет и жар станут невыносимыми. Эти стихи, как и другие пророчества, не оставляют сомнения в том, что в годы великой скорби на земле произойдут резкие климатические изменения.

5. ПЯТАЯ ЧАША (16:10−11)

Откр 16:10−11. Этот суд направлен непосредственно против «зверя»: пятый Ангел вылил чашу свою на престол его, и сделалось царство его мрачно (т. е. тьма вновь окутала землю), и это, видимо, каким-то образом усугубило физические страдания (сравните стих 2) людей, ибо они кусали языки свои от страдания, и хулили они Бога небесного, как и прежде, не пожелав раскаяться в делах своих. Здесь предпоследнее в Откровении упоминание о нежелании человечества покаяться (стих 21; сравните 9:21; 16:9).

Действие пятой чаши схоже с действием пятой трубы (9:1−11) — в обоих случаях наступит мрак на земле; различие в том, что по звуку пятой трубы исходят из бездны демоны, которые мучат людей, здесь же скорее подразумеваются их сильные физические страдания.

6. ШЕСТАЯ ЧАША (16:12−16)

Откр 16:12. Согласно откровению Иоанна, Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат, и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

Существует бесконечное множество толкований относительно этих «царей», идущих с востока; многие богословы пытались отождествлять их с современными им «царями» и военачальниками. В одном лишь обзоре на 100 комментариев на книгу Откровения приводится на этот счет не менее 50 толкований. В самом простом из них и, пожалуй, наилучшем предполагается, что это будут главы или военачальники стран Востока — участниц последней мировой войны.

При сопоставлении этого стиха, указывающего на приближение второго пришествия Христа, и современной ситуации в мире (когда именно на Востоке сосредоточены значительная часть населения земли и громадный военный потенциал) всякое иное толкование 16:12, кроме буквального, теряет смысл. Элфорд заявляет об этом прямо и в нескольких словах: «Лишь буквальное понимание этого стиха соответствует как данному контексту, так и целой серии пророчеств».

Видение Иоанна связано с великой рекой Евфрат, и объясняется это тем, что на востоке Евфрат является водной границей между Святой землей и Азией (толкование на 9:12−16). Здесь недвусмысленно намекается на то, что Сам Бог осушит эту реку в нужное время, однако уже в наши дни на Евфрате сооружена дамба для ирригационных целей, так что временами и сегодня в реке этой остается мало воды, или же она совсем исчезает.

В Священном Писании Евфрат упоминается многократно (к примеру, Быт 15:18; Втор 1:7; Втор 11:24; Нав 1:4). «Высыхание» этой реки предсказано также пророком Исаией (11:15).

Откр 16:13−16. Иоанну дается всеобъемлющее и вместе с тем символическое видение подготовки к излиянию последней чаши Господнего гнева. Он увидел трех бесовских духов, похожих на жаб, которые выходили из уст сатаны (дракона) и из уст обоих «зверей» — антихриста (13:1−10) и лжепророка (13:11−18). Об этих духах говорится, что они творят знамения. Их задача будет в том, чтобы стать вдохновляющей и направляющей силой земных властителей, народов и государств; в этом смысле они и собирают их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

Тут, однако, возникает известная трудность в связи с «деятельностью» трех злых духов. Ведь мировое правительство в годы великой скорби будет установлено самим сатаною (13:2). Здесь же он, его антихрист и лжепророк объединяют усилия, чтобы столкнуть народы мира в последней войне. Казалось бы, такая война — это мятеж против утвержденного сатаной мироправителя. Зачем же понадобится ему разрушать им же созданную империю? Ответ, по-видимому, содержится в последующих событиях.

Сатана, зная, что пришествие Христа близко, стянет всю военную мощь мира к Святой земле («он» в стихе 16 — это именно сатана), чтобы оказать сопротивление Сыну Человеческому, Который придет на гору Елеонскую (Зах 14:4). В то время, как обманутые народы пойдут на эту войну, движимые каждый какими-то политическими целями, сатана будет преследовать свою цель: сразиться их руками с небесными армиями (предстающими Иоанну в 19 гл.).

Война эта, как говорится в Священном Писании, будет продолжаться вплоть до появления Христа, и в день возвращения Господа уличные бои разгорятся в Иерусалиме. Следовательно Иисус придет в начале «Армагеддонской битвы» или в разгар ее, и лишь тогда достигнет она своей кульминации. Слово «Армагеддон» происходит от двух еврейских слов, означающих «гора Мегиддо». Гора эта находится вблизи одноименного города у равнины Ездрелон, бывшей местом многочисленных сражений в ветхозаветные времена.

По словам Иоанна, он услышал предупреждение, исходившее от Самого Иисуса Христа: Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (стих 15).

В Писании возвращение Христа на землю часто сравнивается с появлением вора — в смысле его неожиданности для неверующих. Но как христиане не должны быть захвачены врасплох восхищением Церкви (1Фес 3:4), так и для уверовавших, которые будут жить на земле в дни великой скорби, не будет «внезапным» Его второе пришествие, ибо они будут жить в ожидании его. И Бог обещает благословение тем, которые будут готовы к возвращению Сына.

В целом излияние шести чаш гнева Божия есть подготовка к заключительному акту суда Его перед вторым пришествием Сына, и в процессе этой подготовки разразятся события при реке Евфрат, о которых было сказано и раньше (Откр 9:14). Промежуток времени между действием шестой трубы и излиянием шестой чаши будет невелик.

7. СЕДЬМАЯ ЧАША (16:17−21)

Откр 16:17−20. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! Это похоже на то, что было произнесено после того, как прозвучала седьмая труба (11:13−19). Снова увидел Иоанн молнии, услышал громы и голоса и стал свидетелем великого землетрясения, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! — восклицает апостол — такое великое! (16:18).

Из его слов явствует, что это последнее землетрясение превзойдет по своей силе те, о которых говорится в 8:5 и 11:19. Судя по дальнейшему описанию, оно так или иначе изменит все лицо планеты, за исключением, может быть, Св. Земли. Город великий, который распался на три части, — это Вавилон. Более важным, однако, является то, что города языческие пали (т. е. что города будут разрушены во всех странах). Так завершится подготовка ко второму пришествию Христа. Очевидно, при этом последнем катаклизме погибнет огромное количество людей, и будут уничтожены остатки сатанинской мировой империи.

Несмотря на то, что в 11:8 Иерусалим обозначен как «великий город, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят», тут под «великим городом» подразумевается не Иерусалим, а Вавилон (16:19). Бог даст ему чашу вина ярости гнева Своего. Это значит, что Вавилон подвергнется особо страшному суду Господа.

Некоторые богословы предполагают, что под «Вавилоном» тут понимается Рим, который назван «Вавилоном» по причине своей крайней духовной развращенности. Так это или не так, богословы решают с давних пор, и все-таки предпочтительнее думать, что речь здесь идет именно о Вавилоне, который будет к последнему времени восстановлен и станет столицей мировой сатанинской империи.

В дополнение к страшному землетрясению, и, по всей вероятности, по причине его — всякий остров убежал, и гор не стало, записал апостол. Понятые буквально, стихи 18−20 свидетельствуют об изменении рельефа земли: острова уйдут под воду, а горы обрушатся. В конечном счете, все это изменит и лицо Святой Земли, на которой Христу предстоит утвердить Свое Тысячелетнее царство.

Откр 16:21. Во время землетрясения или после него град величиною с талант (подсчитано, что это соответствует примерно 45 кг.) пал с неба на людей. Такие сверхъестественно громадные массы льда, конечно, довершат разрушение всего, что уцелеет после землетрясения, и убьют или тяжело ранят оставшихся в живых. Однако и тут сердце человеческое «не сдастся» в гордыне своей, ибо, пишет Иоанн, снова хулили люди Бога за язвы от града…

Иногда задают вопрос: «Почему грешники будут наказываемы Богом вечно?» Ответ, видимо, в том, что люди — неизменны в своем «жестокосердии»; несмотря ни на какие кары, они упорствуют в своей нераскаянности и потому заслуживают вечного наказания.

Второе пришествие Христа во всем его драматизме описано в 19 главе. Предшествующие ей главы, 17 и 18, посвящены детальному описанию Вавилона.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.