Откровение 6 глава

Откровение святого Иоанна Богослова
Перевод Еп. Кассиана → Толкование Далласской семинарии

Перевод Еп. Кассиана

1 И я увидел, когда открыл Агнец одну из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее словно голосом грома: иди.
2 И я увидел, и вот конь белый и у сидящего на нем лук, и дан был ему венец, и вышел он, побеждая и чтобы победить,
3 И, когда Он открыл вторую печать, я услышал второе животное, говорящее: иди.
4 И вышел другой конь огненно-красный, и сидящему на нем, дано ему было забрать мир с земли, и чтобы стали друг друга убивать, и дан был ему меч великий.
5 И когда Он открыл третью печать, я услышал третье животное, говорящее: иди. И я увидел, и вот конь вороной, и у сидящего на нем весы в руке его.
6 И я услышал словно голос посреди четырех животных, говорящий: мера пшеницы за динарий, и три меры ячменя за динарий. И елея и вина не повреждай.
7 И, когда Он открыл четвёртую печать, я услышал голос четвёртого животного, говорящего: иди.
8 И я увидел, и вот конь жёлто-зелёный, и сидящий на нем, имя ему смерть, и ад следовал за ним, и была дана им власть над четвёртой частью земли, чтобы убить людей мечом и голодом и мором и зверями земными.
9 И, когда Он открыл пятую печать, я увидел под жертвенником души умерщвлённых за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили они голосом великим, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, Ты не судишь и не мстишь за кровь нашу живущим на земле?
11 И дано было им каждому одеяние белое, и было сказано им, чтобы подождали еще малое время, доколе не будет пополнено число их и соработников их и братьев их, которые будут убиваемы, как и они.
12 увидел, когда Он открыл шестую печать, и произошло великое землетрясение, и солнце стало чёрным, как вретище волосяное, и луна вся сделалась как кровь,
13 и звёзды небесные упали на землю, как смоковница, потрясаемая великим ветром, сбрасывает незрелые смоквы свои;
14 и небо отступило, как свиток, который свертывают, и всякая гора и остров были сдвинуты с мест своих.
15 И цари земные, и вельможи, и тысяченачальники, и богатые, и сильные, и всякий раб и свободный скрылись в пещеры и в утесы гор,
16 и говорят горам и скалам: падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца,
17 потому что пришел день великий гнева Их, и кто может устоять?

Толкование Далласской семинарии

В. Снятие шести печатей — начало Божиих судов (глава 6)

1. ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ (6:1−2)

Для того чтобы понять шестую главу, прежде нужно ответить на пять важных вопросов.

Первый вопрос: События, которые разворачиваются перед нами при снятии первой печати, уже произошли или должны будут произойти в будущем? ХОТЯ многие богословы пытались приурочить их к прошлому (Введение), имеются серьезные основания полагать, что откровение было дано Иоанну относительно будущих событий.

Прежде всего, видения, возникающие в 4 и 5 главах, предваряются в 4:1 словами: «после сего», т. е. они последовали за обращением Господа к семи церквам, позднее его; в нем же, как явствует из 1:19, отражено то, «что есть» («сейчас», в дни Иоанна), в отличие от того, «что будет после сего». Поскольку в 5:1 книга еще «запечатана», ясно, что печати будут сняты с нее в какое-то время после того, что открывается нам в 5 главе.

Все попытки приурочить «снятие печатей» к событиям, совершавшимся в прошлом, успехом не увенчались; Они не привели к сколько-нибудь согласованному толкованию одних и тех же мест хотя бы двумя комментаторами. Да и не находим мы в истории ничего, что соответствовало бы событиям, описываемым в книге Откровения. Вывод отсюда один: события эти произойдут в будущем.

Второй вопрос: Существует ли какая-нибудь взаимосвязь между снятием печатей и восхищением Церкви? В послании фиатирской церкви о восхищении говорится как о будущем событии (2:25, 28). Подразумевается оно как то, что произойдет в будущем, и в послании филадельфийской церкви (3:10−11). Однако, начиная с 6 главы, мы не находим более ничего, что имело бы отношение к церквам или к восхищению Церкви, как описывается оно в знакомых нам местах, например, в 1Кор 15:51−58 и в 1Фес 4:13−18. Поскольку в главах 6−18 тема Церкви и восхищение ее не возникает, многие приходят к выводу, что оно уже произошло — прежде того, что описано в главе 4, и, значит, до наступления времени великой скорби.

Третий вопрос: Как соотносятся «семь печатей» с тем, что написано в Дан 9:27? Судьба Израиля, получающая «завершение» в 70-ую седьмину Даниила, становится понятнее при сопоставлении сказанного пророком с тем, что описывается в Откровении Иоанна. Опять-таки, некоторые богословы пытались «найти» в прошлом исполнение пророчества Даниила в 9:27, но безуспешно; правомочнее, по-видимому, рассматривать последние семь лет как некий финальный период, предваряющий второе пришествие Христа и, следовательно, относящийся к грядущим временам.

Четвертый вопрос: Говорится ли в Откровении о полных семи годах, предсказываемых Даниилом в 9:27, или только о второй половине этого семилетия, т. е. о тех трех с половиной годах, о которых часто говорят как о времени «великой скорби»? (Иер 30:7; Дан 12:1; Мф 24:21). Поскольку в Откр 7:14 о «великой скорби» сказано вполне определенно, и тот же период времени назван в 6:17 «великим днем гнева Его», представляется, что написанное в Дан 9:27 тождественно событиям, о которых читаем в Откровении.

Большинство богословов считает, что события, о которых говорится, начиная с шестой главы, будут происходить на протяжении всего семилетия. Однако в самой книге Откровения нигде не сказано о семи годах, но повторяется о трех с половиной, или о 42 месяцах (11:2; 13:5). Так как происходящее в шестой и последующих главах, по-видимому, соответствует событиям в дни великой скорби, а не в мирное время первой половины семилетия (1Фес 5:3), напрашивается вывод, что страшные эти катаклизмы придутся, следуя один за другим, на последние три с половиной года перед возвращением Христа на землю. При этом события, «вызванные» снятием четвертой и далее печатей, будут беспрецедентно жуткими.

Пятый вопрос: Как связаны между собой проповедь Христа о последнем времени (Мф 24−25) и события, представленные в Откровении?

Дуайт Пентекост утверждает, что порядок событий в Откровении и в Евангелии от Матфея поразительно совпадает:

а) война (Мф 24:6−7; Откр 6:3−4);
б) голод (Мф 24:7; Откр 6:5−6);
в) смерть (Мф 24:7−9; Откр 6:7−8);
г) мученичество за проповедь слова Божия (Мф 24:9−10, 16−22; Откр 6:9−11);
д) «помрачение» солнца и луны и падение звезд с неба (Мф 24:29; Откр 6:12−14);
е) Божии суды (Мф 24:32 — Мф 25:26; Откр 6:15−17).

Следует уяснить себе, что события, о которых рассказывается в Откровении, прежде были описаны пророками древности; это поможет нам в толковании символических образов Иоаннова видения. Все свидетельствует о том, что апостол повествует о последнем периоде человеческой истории (вероятно, о завершающих ее трех с половиной годах), кульминацией которого станут второе пришествие Христа и установление Им на земле царства Его.

Откр 6:1−2. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей… Тут же Иоанн услышал громкий голос одного из животных: иди и смотри (по гречески это скорее звучит как: «пусть идет, да совершится то, чему быть надлежит, а ты (Иоанн) смотри»). Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец («стефанос»); и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Поскольку в Откр 19:11 Христос, грядущий на землю вторично, изображен как Едущий на белом коне, некоторые склонны думать, что и здесь, в 6:2, речь идет о Христе, тем более, что белый конь — это символ победы. Действительно, римские полководцы, одержавшие победу на поле боя, въезжали в столицу на белом коне, а за ними шли враги, взятые в плен.

Но с точки зрения хронологии событий такое понимание не выдерживает критики. Ведь Христос должен прийти на землю как Победитель не в начале времени великой скорби, а в конце его. Кроме того: всадники, появляющиеся вслед за тем на других конях, вполне очевидно, несут на землю разрушение и суды Божьи, которые предваряют второе пришествие Христа.

Более правильным представляется такое толкование: всадник на белом коне — это будущий правитель мира, называемый порой антихристом, хотя в Откровении это название не употребляется. Вполне вероятно, что это тот самый «вождь народа», о котором упоминает пророк Даниил в 9:26. Примечательно, что этот правитель имеет лук, но без стрел — указание на то, что возглавленное им мировое правительство придет к власти не в результате войны (в этой связи ком на 13:4).

Будущее это правительство начнет свою деятельность в мирной обстановке, которая скоро, однако, сменится разрушением и гибелью (1Фес 5:3). В целом печати, трубы и чаши гнева Божия свидетельствуют о страшных судах Божиих, грядущих на мир при конце его; кульминацией этого периода явится второе пришествие Христа.

3. ТРЕТЬЯ ПЕЧАТЬ (6:5−6)

Откр 6:5−6. По снятии третьей печати появляется всадник на вороном коне, и в руке у всадника весы (в русской Библии — мера). Голос, который слышит при этом Иоанн, раздается посреди животных, т. е. он, по всей вероятности, исходил от Сидящего на престоле. Сказанное Им может быть передано так: «Малая мера пшеницы за дневную плату труженика (серебряный римский динарий, равный примерно 10 копейкам, составлял в дни Иоанна обычную плату поденщика), и (точнее» — или) «трижды столько ячменя за дневную плату». Это — свидетельство о наступивших великой нужде и голоде, символом которых является вороной конь (черный цвет — цвет скорби и нищеты).

Исходя из того, что вино — символ крови Христовой, а елей — символ благодати, вторая часть фразы — относительно «вина и елея» — может быть понята в духовном смысле — как указание на то, что и в годину великой скорби не будут повреждены, а, значит, продолжат свое действие факторы спасающей Крови и благодати. Подтверждение этому находим в «пришедших на небо от великой скорби» (Откр 7:14).

4. ЧЕТВЕРТАЯ ПЕЧАТЬ (6:7−8)

Откр 6:7−8. Конь бледный появляется по снятии четвертой печати. Словом «бледный» передано греческое слово «бледнозеленый»; цвет четвертого коня как бы «трупный», и имя его всаднику — смерть; и ад следовал за ним, пишет апостол, подразумевая, возможно, злые силы преисподней. Перед нами страшная картина последствий войны, голода, массовой гибели. Когда свирепствуют война и голод, людей начинают косить и заразные болезни; в видении Иоанна смерть им несут и дикие звери. Если выражение четвертая часть земли понимать буквально, то при сегодняшних цифрах земного населения с началом великой скорби погибнет приблизительно миллиард человек.

Те события, которые символизируются первыми четырьмя печатями, могут рассматриваться как соответствующие беспрецедентному периоду великой скорби в целом (сравните Иер 30:7; Дан 12:1; Мф 24:21−22).

5. ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ (6:9−11)

Откр 6:9. После снятия пятой печати Иоанну вновь предстает видение неба; его внимание привлечено к душам, находящимся под жертвенником (или у подножия жертвенника; в этой связи Исх 29:12; Лев 4:7). Это души христианских мучеников, как бы принесенные в жертву; подробнее о них говорится в главе 7. Здесь о них сказано, что они были убиты за слово Божие и за свидетельство, с которым они бесстрашно шли к людям.

Откр 6:10−11. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле, за кровь нашу? В ответ каждому из них даны были одежды белые — в знак их праведности; им было сказано, что время великой скорби все еще продолжается и что последний суд Божий над людскими злодеяниями не может начаться, пока число замученных, подобно им, праведников не достигнет известного Богу и Им определенного предела. Этот суд, как и освобождение праведных, состоятся во второе пришествие Христа на землю.

6. ШЕСТАЯ ПЕЧАТЬ (6:12−17)

Откр 6:12−14. В момент снятия шестой печати произошло сильное землетрясение. Но еще более страшным было одновременное изменение неба: солнце на нем стало мрачно, как власяница (т. е. одежда из черной шерсти), и луна сделалась, как кровь, и звезды небесные пали на землю, подобно незрелым плодам смоковницы, сотрясаемой сильным ветром.

Видимо, в следующие мгновения небо скрылось, свившись, как свиток. И по причине упомянутого страшного землетрясения всякая гора и остров двинулись с мест своих. Но и это еще не было концом событий, потому что еще одна печать оставалась неснятой. Она ознаменует нарастание событий все более ужасных — по мере того, как будет близиться возвращение на землю Христа.

Многие богословы пытались толковать стихи 12−14 иносказательно, но, думается, правильнее понимать их соответственно написанному. Речь тут может идти о катастрофических изменениях на солнце, которое почти перестанет освещать землю (как и луна, отражающая солнечный свет); о массовом падении астероидов, метеоритов и т. п.

Суды «труб и чаш», о которых речь в Откровении пойдет позднее, тоже предполагают величайшие потрясения в небесах и на земле перед вторым пришествием Христа.

Откр 6:15−17. Беспредельный страх в неверующих всех социальных слоев вызовут эти суды Божии. Люди будут молить горы и скалы: Падите на нас и сокройте нас от Божьего гнева. Смерть станет для них желанной. Проявления гнева триединого Бога — невыносимыми. Это будет самый драматический период во всей человеческой истории.

В целом глава 6 относится к наиболее важным главам книги Откровения, к ее «осевым» главам. В ней раскрывается действие первых шести печатей и «подготавливается» вступление в действие седьмой — которой, в свою очередь, «вводятся» в видение Иоанна семь труб и семь чаш гнева Божия; о них речь пойдет в главах 8−9, 16.

Содержанием шестой главы перечеркиваются лжеучения относительно того, что Бог, будучи Богом любви, не может обрушить гневные Свои суды на наш грешный мир. Этой главой ставится также важный вопрос, сформулированный в ее заключительных словах: Кто может устоять? (6:17). Ответ очевиден: Только те, кто вручили себя милости Божией до начала Его судов, смогут устоять в процессе их. Об этих людях, которые будут спасены в дни великой скорби, будет говориться в следующей главе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.