От Матфея 5 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Перевод Десницкого

 
 

Увидев же народ. Он поднялся на гору; и когда сел, подошли к Нему ученики Его.
 
Увидев толпу, Иисус поднялся на гору. Там Он присел, а к Нему подошли Его ученики.

И отверзши уста Свои, Он учил их так:
 
Тогда Он начал во всеуслышанье учить их такими словами:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
 
— Благо тем, кто нищ перед Духом: Царство Небес — для них.

Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены.
 
Благо тем, кто скорбит: их утешат.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
 
Благо тем, кто кроток: земля станет их уделом.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они будут насыщены.
 
Благо тем, кому правда нужна, как вода и еда: они получат ее вдоволь.

Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
 
Благо тем, кто милостив: им окажут милость.

Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
 
Благо тем, кто сердцем чист: они увидят Бога.

Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими.
 
Благо тем, кто приносит мир: их назовут сынами Божьими.

Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
 
Благо тем, кто претерпел гонения за правду: Царство Небес — для них.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и злословить и лгать на вас из-за Меня.
 
Благо вам, когда оскорбляют вас и гонят, когда говорят о вас злобную ложь из-за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас.
 
Радуйтесь и торжествуйте: велика ваша награда на небесах! Так же гнали тех пророков, что были прежде вас.

Вы соль земли. Если же соль станет пресной, чем сделать ее соленой? Ни на что она больше не годна, разве только выбросить ее вон, чтобы топтали ее люди.
 
Вы — соль всей земли. И если соль утратит вкус, чем сможете ее посолить? Ни на что она тогда не годна, разве что выбросить вон, прохожим под ноги.

Вы свет мира. Не может укрыться город, расположенный наверху горы.
 
Вы — свет всему миру. И не может укрыться от взглядов город, стоящий на вершине горы.

И когда зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме.
 
Когда зажигают светильник, не накрывают его горшком, а ставят на подсвечник, чтобы светил всем, кто в доме.

Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они ваши добрые дела и прославили Отца вашего. Который на небесах.
 
Так и ваш свет пусть светит перед всеми людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного.

Не подумайте, что Я пришел упразднить Закон или Пророков. Я пришел не упразднить, но исполнить.
 
Не думайте, будто Я пришел отменить Закон или пророков. Нет, Я пришел не отменить их слова, а исполнить.

Ибо истинно говорю вам: пока не пройдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не пройдет в Законе, пока всё не сбудется.
 
Аминь говорю вам: пока не исчезнут небо и земля, ни одна буква, ни одна черта из закона не исчезнет — пока всё не исполнится.

Поэтому, кто упразднит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, малейшим будет назван в Царстве Небесном; а кто исполнит и научит, тот великим будет назван в Царстве Небесном.
 
И кто нарушит одну из мельчайших этих заповедей и тому же научит других, сам в Царстве Небес будет назван мельчайшим. А кто ее исполнит и научит тому же, тот в Царстве Небес будет назван великим.

Ибо говорю вам: если ваша праведность не будет больше праведности книжников и фарисеев, не войдете вы в Царство Небесное.
 
А вас предупреждаю: если не станете бо́льшими праведниками, чем «праведные» книжники и фарисеи, то не войдете в Царство Небес.

Вы слышали, что было сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, будет подлежать суду».
 
Вы слышали, что было сказано в древности предкам: «Не убивай» — а кто убьет, того ждет суд.

А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, будет подлежать суду; кто же скажет брату своему: «рака» будет подлежать синедриону, кто же скажет: «глупец», будет повинен геенне огненной.
 
А Я говорю вам: всякого, кто прогневался на своего брата, ждет суд. Кто назовет своего брата словом «рака́», предстанет перед Синедрионом, а кто назовет его «безумцем», того ждет геенна огненная.

Поэтому, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, —
 
Так что если отправишься в Храм приносить жертву и перед самым жертвенником вспомнишь, что твой брат на тебя в обиде —

оставь там дар твой перед жертвенником, и иди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
 
оставь, что принес, перед жертвенником и ступай сперва примирись со своим братом, а потом вернись и соверши жертвоприношение.

Мирись с противником твоим без промедления, пока ты с ним на пути, чтобы не предал тебя противник судье, а судья служителю, и не был ты брошен в тюрьму.
 
Договаривайся со своим противником поскорее, пока оба вы идете на суд — а не то противник отдаст тебя в руки судьи, а тот — в руки своего помощника, чтобы он посадил тебя в темницу.

Истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, доколе не отдашь последнего кодранта.
 
Аминь говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не уплатишь всё до последнего гроша.

Вы слышали, что было сказано: «Не прелюбодействуй».
 
Вы слышали, что было сказано: «не блуди».

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
 
А Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, в сердце своем уже впал с ней в блуд.

Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было брошено в геенну,
 
А если тебя соблазняет твой правый глаз, вырви его и отбрось: лучше пусть погибнет часть твоего тела, чем всё оно целиком будет брошено в геенну.

И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби ее и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое пошло в геенну.
 
И если тебя соблазняет твоя правая рука, отруби ее и отбрось: лучше пусть погибнет часть твоего тела, чем всё оно целиком пойдет в геенну.

Было сказано: «Если кто отпустит жену свою, пусть даст ей разводную».
 
Сказано: «Кто разводится с женой, пусть даст ей о том свидетельство».

А Я говорю вам, что всякий, отпускающий жену свою, кроме как по причине блуда, подвергает ее опасности прелюбодеяния, и кто женится на отпущенной, прелюбодействует.
 
А Я говорю вам: всякий, кто прогоняет жену не по причине ее измены, сам толкает ее к измене, и кто на такой женится, впадет в блуд.

Еще слышали вы, что было сказано древним : «Не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
 
Также вы слышали, что было сказано в древности предкам: «Не нарушай клятвы, исполняй всё, в чем поклялся Господу».

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий;
 
А Я говорю вам: не клянитесь вообще никак: ни небом — ведь оно Божий престол,

ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
 
ни землей, ведь она — подножие для Него, ни Иерусалимом, ведь он — столица великого Царя.

ни головою твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
 
Не клянись даже собственной головой, ты ведь не можешь ни одного волоса сделать седым или черным.

Да будет же слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого — от лукавого.
 
Простое ваше «да» пусть будет настоящим «да», а простое «нет» — настоящим «нет», а всё прочее — от лукавого.

Вы слышали, что было сказано: «Око за око, и зуб за зуб».
 
Вы слышали, что было сказано: «Глаз выбей за глаз и зуб — за зуб».

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
 
А Я говорю вам: не отвечай злом на зло. Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и другую.

и желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду.
 
Если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ,

И кто принудит тебя идти с ним тысячу шагов, иди с ним две.
 
если кто заставит тебя нести его груз одну милю — пройди с ним две.

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся.
 
Давай тому, кто у тебя просит, не отворачивайся от того, кто хочет у тебя занять.

Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего».
 
Вы слышали, что было сказано: «Полюби своего ближнего» и возненавидь своего врага.

А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,
 
А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто вас преследует —

чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
 
и так вы будете настоящими детьми своего Небесного Отца, ведь по Его воле солнце встает над злыми и добрыми и дождь орошает правых и неправых.

Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
 
Если отвечаете любовью тем, кто вас любит — за что же вас награждать? Точно так же поступают и сборщики податей.

И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?
 
Если привечаете только своих братьев — что в том необычного? Точно так же поступают и язычники.

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
 
Так что будьте совершенными, как совершенен Отец ваш Небесный.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.